Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
(опубликовано 27 апреля 2015 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <_>
в присутствии представителей:
ЗАО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" (далее - Специализированная организация): <_>
Комитета имущественных и земельных отношений администрации Вичугского муниципального района Ивановской области (далее - Заказчик): <_>
в отсутствие представителей ООО Предприятие "Метан" (далее - Общество, Заявитель) (уведомлены надлежащим образом), установила:
15.04.2015 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО Предприятие "Метан" на действия Комитета имущественных и земельных отношений администрации Вичугского муниципального района Ивановской области при проведении открытого конкурса на выполнение работ по строительству объекта: строительство распределительных газопроводов по населенным пунктам Вичугского муниципального района (извещение N 0133300015515000003).
По мнению Заявителя, документация об открытом конкурсе сформирована с нарушением Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Так, согласно первому и второму доводам жалобы: конкурсная документация не содержит описание объекта закупки. В документации по закупке указано, что характеристики и требования к работам содержатся в Техническом задании. Однако Техническое задание не содержит данных, позволяющих определить содержание, объем и виды выполняемых работ.
Третий, четвертый доводы жалобы: Заказчиком в нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе не раскрыт предмет оценки заявок по показателю "Качество работ", позволяющий определить полный перечень сведений, подлежащий указанию участником закупки в составе заявки для получения надлежащей оценки по данному критерию. В конкурсной документации не установлены соответствующие величины значимости критериев оценки заявки или порядок их определения.
Пятый, шестой доводы жалобы: на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) не размещена проектная документация. Отсутствие проектной документации является препятствием к подаче заявки на участие в открытом конкурсе.
Седьмой довод жалобы: срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе необоснованно сокращен.
Восьмой довод жалобы: изменения в план-график по указанному открытому конкурсу были внесены после размещения на официальном сайте извещения об открытом конкурсе и соответствующей документации.
Девятый довод жалобы: Заявитель считает положения документации по закупке относительно того, что запросы на разъяснения, поданные в форме электронного документа, не предусмотрены действующим законодательством, недопустимыми.
Десятый довод жалобы: в нарушение требований Закона о контрактной системе и Гражданского кодекса Российской Федерации в проекте контракта отсутствует наименование и объем выполняемых работ, место выполнения работ, срок их выполнения, а также отсутствуют реквизиты Заказчика.
Одиннадцатый довод жалобы: проект контракта не содержит порядка определения размера ставки, размер штрафа за ненадлежащее исполнение Заказчиком и Исполнителем обязательств, предусмотренных контактом, определен с нарушением требований, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1063 от 25.11.2013 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила).
Двенадцатый довод жалобы: требование Заказчика о предоставлении в составе заявки сведений об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки нарушает ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика, Специализированной организации в своих возражениях на жалобу, а также на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указали следующее.
Относительно первого и второго доводов жалобы: в конкурсной документации имеется отсылка к Техническому заданию, в котором установлено, что работы должны быть выполнены в соответствии со сметной документацией, которая содержит все необходимые сведения для подготовки предложения.
Относительно третьего и четвертого доводов жалобы: предложение участника закупки по показателю "Качество работ" составляется им в произвольной форме. Степень детализации и содержательной проработанности предложения будет определяться конкурсной комиссией - экспертным методом. В документации содержится требуемая шкала оценки заявок по данному критерию.
Относительно пятого и шестого доводов жалобы: вся необходимая информация для составления предложения участника закупки имеется в сметной документации, которая была опубликована на официальном сайте.
Относительно седьмого довода жалобы: сроки для опубликования извещения, установленные законодательством, были соблюдены.
Относительно восьмого довода жалобы: закупка первоначально проводилась в виде электронного аукциона, впоследствии способ осуществления закупки был изменен на конкурс. При изменении формы проведения закупки вносить изменения в план-график не следовало.
Относительно девятого довода жалобы: требования, установленные в документации по закупке, соответствуют законодательству.
Относительно десятого довода жалобы: к документации об открытом конкурсе приложен проект контракта, который является типовым. Незаполненные строки заполняются при направлении контракта участнику закупки с учетом его предложения в отношении используемых материалов. Сведения о месте и сроках выполнения работ будут переписаны из извещения о проведении открытого конкурса.
Относительно одиннадцатого и двенадцатого доводов жалобы: представитель Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России сообщил, что в данном случае могла быть допущена техническая ошибка.
Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком, Специализированной организацией документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
25.03.2015 на официальном сайте в соответствии с ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе было размещено извещение N 0133300015515000003 о проведении открытого конкурса на выполнение работ по строительству объекта: строительство распределительных газопроводов по населенным пунктам Вичугского муниципального района.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает, в том числе информацию, предусмотренную ст. 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно п. 6 извещения о проведении открытого конкурса описание объекта закупки: в соответствии с Технической частью (Техническим заданием) - ч. 3 конкурсной документации.
В соответствии с п. 1 ч. 2 "Информационная карта" документации об открытом конкурсе общие (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные) характеристики работ (услуг), основные требования, объем работ (услуг) и иные требования, установленные Заказчиком к работам содержатся в Технической части (Техническом задании) - ч. 3 конкурсной документации.
В ч. 3 "Техническая часть" документации об открытом конкурсе указано, что работы должны быть выполнены в полном объеме в соответствии со сметной документацией (прилагается отдельными файлами) и в сроки, в полном соответствии с техническим заданием, условиями проекта муниципального контракта.
Приложения к документации по закупке содержат сметную документацию. В сметной документации отражается весь объём работ, их качественные, количественные, технические характеристики, полный перечень основных данных, а также значения показателей материалов (товаров), используемых при выполнении работ.
Таким образом, была опубликована достаточная информация, позволяющая потенциальным участникам закупки достоверно определить существующую потребность Заказчика в работах, их объёме, а также требования предъявляемые Заказчиком к результатам работ. Следовательно, первый и второй доводы жалобы являются необоснованными.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Порядок оценки заявок установлен постановлением Правительства Российской Федерации N 1085 от 28.11.2013 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки).
Согласно п. 4 Правил оценки заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся, как стоимостные критерии оценки:
цена контракта;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся, как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
П. 10 Правил оценки установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно ч. 7 ст. 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно п. 3 Правил оценки "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно письму Минэкономразвития России N 31047-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/50997/14 от 11.12.2014 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, документация о закупке должна содержать:
предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;
зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (показателям критерия) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
пропорциональную зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "квалификация участников закупки" (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка;
инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе установлены Заказчиком в п. 10 ч. 2 "Информационная карта" документации рассматриваемой закупки.
Согласно вышеуказанному пункту критериями оценки заявок на участие в конкурсе являются:
1) цена контракта;
2) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - показатель "Качество работ".
По показателю "Качество работ" оценивается предложение участника конкурса о технологии и методах выполнения работ. При оценке заявок по показателю "Качество работ" наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим предложением по качеству работ, содержащей наиболее полные и качественные сведения. Комиссия определяет степень детализации и содержательной проработанности предложения путём сравнения предложений участников открытого конкурса в соответствии с положениями настоящей документации.
При этом Заказчиком установлена шкала предельных величин значимости по данному критерию:
N п/п |
Показатели |
Предельные величины значимости и описание требуемого значения |
|
1 |
Качество работ |
||
Описание технологии и методов выполнения работ. Участник закупки дает свое предложение о качестве работ, в котором излагает свое видение выполняемой работы, ее содержание, объем и виды, дает развернутое, детальное предложение о методах и способах решения поставленных задач на основании данных, указанных в Техническом задании, подтверждает заявленные показатели качества документально |
0 (ноль) баллов |
не предоставление информации, не раскрытие темы, не отображение полной информации, отсутствие документального подтверждения информации полностью либо в части |
|
100 (сто) баллов |
представление содержательно-проработанной и детализированной информации, подтвержденной документально, которая соответствует требованиям конкурсной документации
|
Относительно порядка оценки нестоимостных критериев из п. 7.2 ч. 1 "Общие положения" документации об открытом конкурсе следует, что "к оценке по критерию (показателям), установленному положениями подпунктов "а" и "в" п. 25 Правил принимаются только показатели, подтвержденные документально (за исключением случаев прямо предусмотренных документацией). Заявленные, но не подтвержденные документально (за исключением случаев прямо предусмотренных настоящей документацией) участником закупки показатели по критериям (показателям), установленным положениями подпунктов "а" и "в" п. 25 Правил, считаются непредставленными_ Оценка выставляется экспертным методом в соответствии с действующей редакцией Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085).
В результате анализа вышеуказанных положений документации рассматриваемой закупки Комиссия Ивановского УФАС России пришла к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок на участие в конкурсе по показателю "Качество работ" не позволяет объективно выставить заявкам баллы в связи с тем, что невозможно определить, по каким параметрам конкурсная комиссия будет оценивать предложенные участниками в заявках технологии и методы выполнения работ. Заказчик не предусмотрел шкалу значений, по которой происходила бы оценка тех или иных технологий и методов выполнения работ, предложенных участниками в составе заявки.
Разработанный таким образом порядок оценки не дает возможности участникам закупки, претендующим на заключение контракта, подготовить предложение по качеству работ, которому бы конкурсной комиссией не было бы присвоено 0 баллов.
Следовательно, в документации отсутствует предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям (в рассматриваемом случае - качество работ), зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Согласно ст. 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Таким образом, степень детализации и содержательной проработанности предложения, по которой происходит оценка условий исполнения контракта, указанных в заявках участников закупки, должна быть отражена в документации о проведении конкурса. Оценка данного показателя экспертным методом не позволяет потенциальным участникам оценить свои шансы на победу в указанной закупке, а также на беспристрастное рассмотрение и оценку заявок, поданных на участие в открытом конкурсе членами комиссии.
Исходя из изложенного, третий и четвертый доводы жалобы являются обоснованными, в нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация не содержит надлежащие критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок.
Кроме того, в рамках внеплановой проверки данной закупки Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
Ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе предусмотрен исчерпывающий перечень документов, которые должна содержать заявка на участие в открытом конкурсе.
Согласно ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе не предусматривает предоставление в составе заявки участниками закупки документов, подтверждающих указанное в заявке предложение по показателю "Качество работ".
На основании вышеизложенного, требование Заказчика о предоставлении документов по показателю "Качество работ", установленное в документации рассматриваемой закупки (п. 7.2 ч. 1 "Общие положения" документации об открытом конкурсе), нарушает ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе.
Пятый и шестой доводы жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованными ввиду следующего.
Как указано выше, весь объём работ, их качественные, количественные, технические характеристики, полный перечень основных данных, а также значения показателей материалов (товаров), используемых при выполнении работ отражается в сметной документации. Таким образом, была опубликована достаточная информация, позволяющая потенциальным участникам закупки достоверно определить существующую потребность Заказчика в работах, их объёме, а также требования предъявляемые Заказчиком к результатам работ.
Заказчиком не было установлено требований к предоставлению показателей материалов, указанных в проектной документации.
Согласно ч. 4 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство.
Учитывая вышеизложенное, проектная документация передается Заказчиком после заключения контракта.
Седьмой довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает несостоятельным.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.
Извещение о проведении открытого конкурса для закупки N 0133300015515000003 было опубликовано на официальном сайте 25.03.2015.
Дата и время вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников, согласно указанному извещению, 15.04.2015 09:30.
Таким образом, срок, установленный ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе, в рассматриваемом случае Заказчиком соблюден (составляет 20 дней).
В соответствии с ч. 2 ст. 112 Закона о контрактной системе заказчики размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 - 2016 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Указанные особенности размещения на официальном сайте планов-графиков утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 544, Федерального казначейства России N 18н от 20.09.2013. Согласно п. 6 Особенностей размещения на официальном сайте планов-графиков внесение изменений в план-график, размещенный на официальном сайте, по каждому объекту закупки осуществляется не позднее чем за десять дней до дня размещения на официальном сайте извещения об осуществлении закупки.
На момент публикации извещения о проведении указанного открытого конкурса - 25.03.2015 действующая редакция плана-графика Заказчика содержала сведения о закупке в форме электронного аукциона. Между тем, в нарушение п. 6 Особенностей размещения на официальном сайте планов-графиков, изменения в отношении способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по данной закупке были внесены в план-график только 01.04.2015. Следовательно, восьмой довод жалобы является обоснованным, Заказчиком была нарушена ч. 2 ст. 112 Закона о контрактной системе.
Девятый довод жалобы Общества Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным ввиду следующего.
Согласно ч. 7 ст. 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
В соответствии с п. 26 извещения о проведении открытого конкурса запрос на разъяснение положений конкурсной документации подается в письменной форме и должен быть заверен подписью уполномоченного представителя участника закупки и печатью по адресу: 153000, г. Иваново, ул. Степанова, дом 17 (Закрытое акционерное общество "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов"), в рабочие дни с "10-00" до "16-00" часов (перерыв на обед с "12-00" до "13-00" часов). Запросы на разъяснения, поданные в форме электронного документа, не предусмотрены действующим законодательством
Учитывая изложенное, п. 26 извещения о проведении открытого конкурса не противоречит ч. 7 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Десятый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает несостоятельным ввиду следующего.
Согласно ч. 2 ст. 50 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что в извещении о проведении открытого конкурса, документации по закупке указаны наименование выполняемых работ, место и сроки их выполнения, реквизиты Заказчика. Кроме того, согласно п. 1 ч. 2 "Информационная карта" документации об открытом конкурсе работы (услуги) должны быть выполнены (оказаны) в соответствии с нормами действующего законодательства, в том числе в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии, на условиях, изложенных в проекте контракта и ч. 3 "Техническая часть (Техническое задание)" конкурсной документации. Согласно п. 1.2 ч. 5 "Проект муниципального контракта" документации по закупке Техническое задание., указано в приложении N 1 к Контракту и является его неотъемлемой частью. В соответствии с приложением N 1 к контракту Техническое задание заполняется с учетом предложений Подрядчика.
Таким образом, указанная информация будет внесена Заказчиком на момент заключения контракта с победителем.
Одиннадцатый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России является обоснованным.
В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации N 1063 от 25.11.2013.
Согласно п. 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В силу п. 5 вышеуказанных Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В рассматриваемом случае, согласно извещению N 0133300015515000003, начальная (максимальная) цена контракта составляет 68 415 250.00 руб.
Между тем, согласно п. 6.3 ч. 3 "Проект муниципального контракта" документации об открытом конкурсе в случае ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств поставщик (исполнитель, подрядчик) вправе взыскать с заказчика штраф в размере ________ рублей, что составляет 1,5 % от цены контракта.
В соответствии с п. 6.6 ч. 3 "Проект муниципального контракта" документации по закупке за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, поставщик (исполнитель, подрядчик) выплачивает заказчику штраф в размере ______ рублей, что составляет 1 % от цены контракта.
Учитывая изложенное, Комиссия Ивановского УФАС России считает, что указание процентов цены контракта, как и размера штрафа, зависит от цены контракта. Начальная (максимальная) цена контракта может быть снижена. Следовательно, в рассматриваемом случае процент цены контракта до момента определения победителя закупки определить не предоставляется возможным. Заказчик должен был установить указанный процент цены контракта в соответствии с указанными Правилами. Учитывая изложенное, действия Заказчика нарушают ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Также в соответствии с ч. 7 ст. 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Указанный порядок определен Правилами.
Согласно п. 6 указанных Правил пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:
П = (Ц - В) x С,
где:
Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С - размер ставки.
В соответствии с п. 7 Правил размер ставки определяется по формуле:
,
где:
Сцб - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;
ДП - количество дней просрочки.
Между тем, согласно п. 6.5 ч. 3 "Проект муниципального контракта" документации об открытом конкурсе размер ставки определяется по формуле * (где * - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К; ДП - количество дней просрочки).
Таким образом, документация по закупке не содержит порядок определения размера ставки, что нарушает ч. 7 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Двенадцатый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным.
Ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе предусмотрен исчерпывающий перечень документов, которые должна содержать заявка на участие в открытом конкурсе.
Согласно ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии с п. 16 извещения о проведении открытого конкурса заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно в соответствии с разделом 1.1 общих положений.
Согласно п. 1.1 ч. 1 "Общие положения" документации по закупке заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно: отсутствие в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Учитывая изложенное, Заказчиком при формировании документации об открытом конкурсе была нарушена ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия Ивановского УФАС России, решила:
1. Признать жалобу ООО Предприятие "Метан" на действия Комитета имущественных и земельных отношений администрации Вичугского муниципального района Ивановской области при проведении открытого конкурса на выполнение работ по строительству объекта: строительство распределительных газопроводов по населенным пунктам Вичугского муниципального района (извещение N 0133300015515000003) обоснованной, в части 3, 4, 8, 11, 12 доводов жалобы Заявителя.
2. Признать в действиях Заказчика - Комитета имущественных и земельных отношений администрации Вичугского муниципального района Ивановской области нарушение ч. 5, ч. 7 ст. 34, п. 9 ч. 1 ст. 50, ч. 5 ст. 51, ч. 2 ст. 112 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Подписи членов Комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ
Дата принятия: 22 апреля 2015 года город Иваново
Дата изготовления: 27 апреля 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <_>
рассмотрев жалобу ООО Предприятие "Метан" на действия Комитета имущественных и земельных отношений администрации Вичугского муниципального района Ивановской области при проведении открытого конкурса на выполнение работ по строительству объекта: строительство распределительных газопроводов по населенным пунктам Вичугского муниципального района (извещение N 0133300015515000003), на основании ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и своего решения от 22 апреля 2015 года, предписывает:
1. Заказчику - Комитету имущественных и земельных отношений администрации Вичугского муниципального района Ивановской области, Специализированной организации - ЗАО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" устранить нарушения ч. 5, ч. 7 ст. 34, п. 9 ч. 1 ст. 50, ч. 5 ст. 51, ч. 2 ст. 112 Закона о контрактной системе, для чего в срок до 12.05.2015:
- аннулировать открытый конкурс на выполнение работ по строительству объекта: строительство распределительных газопроводов по населенным пунктам Вичугского муниципального района (извещение N 0133300015515000003);
- отменить все составленные в ходе проведения закупки протоколы.
2. Специализированной организации - ЗАО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" разместить соответствующую информацию на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) в срок до 12.05.2015.
3. О выполнении настоящего предписания сообщить в Ивановское УФАС России в срок до 15.05.2015 с приложением подтверждающих документов.
Подписи членов Комиссии
Настоящее предписание может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные законом.
Примечание: за невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (опубликовано 27 апреля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016