Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай
от 24 августа 2012 г. N 23
Резолютивная часть решения оглашена "15" августа 2012 г.
В полном объеме решение изготовлено "24" августа 2012 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия), рассмотрев дело N 23 от 04.07.2012 г. по признакам нарушения Муниципальным унитарным предприятием "Жилищно-коммунальное хозяйство" (649440, Республика Алтай, Онгудайский район, с. Онгудай, ул. Советская, 114) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступило заявление (вх.N 1067 от 05.05.2012 г.) 20 собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: с. Онгудай, ул. Советская, 99, в отношении МУП "ЖКХ" по вопросу повышения тарифов и нормативов потребления на вывоз твердых и жидких бытовых отходов, а также необоснованного отказа МУП "ЖКХ" от начисления платы за теплоснабжение по показаниям общедомового прибора учета теплоэнергии и водоотведение по показаниям индивидуальных приборов учета воды.
Согласно заявлению, МУП "ЖКХ" с января 2011 г. увеличило тарифы и нормативы потребления на вывоз твердых и жидких бытовых отходов. Заявители указывают, что МУП "ЖКХ" допустило необоснованное завышение тарифов и нормативов, т.к. в расчете тарифа на вывоз жидких бытовых отходов при балансовой стоимости автомобиля 822 тыс. руб. и начисленной амортизации 117,5 тыс. руб. включается статья на капитальный ремонт автомобиля в сумме 425 тыс. руб., что является нарушением. По мнению Заявителей, капитальный ремонт автомобиля должен производиться за счет амортизационных отчислений произведенных и накопленных в предыдущие годы.
Повышение нормативов потребления на вывоз твердых бытовых отходов и жидких бытовых отходов производилось без нормирования и составления соответствующих документов (документы формирования, не была создана комиссия, нет протоколов комиссии). Тарифы были предоставлены МУП "ЖКХ" на утверждение сессии Совета депутатов Онгудайского сельского поселения без предоставления соответствующих документов.
С января 2012 г. тариф на вывоз твердых бытовых отходов повысился на 1,8%, жидких бытовых отходов на 10,5%.
В октябре 2011 г. в доме был установлен общедомовой прибор учета теплоэнергии. При обращении жильцов дома в МУП "ЖКХ" о начислении платы за теплоснабжение по общедомовому прибору учета теплоэнергии со стороны энергоснабжающей организации получили отказ, причиной отказа послужило отсутствие управляющей компании и договора управления.
В апреле и мае 2012 г. руководитель управляющей компании ООО "Скиф", обслуживающий данный многоквартирный дом Шалдин Е.Ю. представил в МУП "ЖКХ" договор на предоставление услуг по отоплению по показаниям приборов учета. МУП "ЖКХ" отказалось подписывать договор, мотивирую тем, что не хочет производить расчеты по показаниям общедомового прибора учета теплоэнергии, хотя прибор учета МУП "ЖКХ" ранее был принят и подписаны документы на соответствие прибора учета предъявляемым показаниям и требованиям.
Многие жильцы дома установили приборы учета воды и оплачивают за водоснабжение в МУП "Онгудайвода", а услуги по водоотведению оказывает МУП "ЖКХ", которое взимает плату за водоотведение по нормативам потребления и отказывается производить расчет за водоотведение по приборам учета воды.
Заявители просят разобраться в сложившиеся ситуации.
На запрос УФАС по РА от 12.05.2012 г. N 1045/10 МУП "ЖКХ" представило пояснение от 01.06.2012 г., согласно которому с 01.01.2011 г. тариф на вывоз жидких бытовых отходов увеличен с 91,15 руб. за 1м3 до 98,49 руб. за 1 м3, увеличение составило 8%. Тариф на вывоз твердых бытовых отходов увеличился с 239,01 руб. за 1м3 до 253,06 руб. за 1 м3, увеличение составило 6%. В связи с тем, что фактический вывоз жидких бытовых отходов и твердых бытовых отходов превышает нормативный, то увеличен норматив потребления жидких бытовых отходов с 3,9 м3 до 5,28 м3 на 1 человека, норматив потребления на вывоз твердых бытовых отходов увеличен с 0,15 м3 до 0,47 м3 на 1 человека. Увеличение нормативов потребления связано с тем, что норматив на твердые бытовые отходы не пересматривался с 2006 г., а на вывоз жидких бытовых отходов с 1997 г.
МУП "ЖКХ" не отказывало Заявителям в начислении платы по показаниям общедомового прибора учета теплоэнергии, т.к. от Заявителей в МУП "ЖКХ" не поступало письменных заявлений по данному вопросу.
МУП "ЖКХ" технические условия на общедомовой прибор учета теплоэнергии ни жителям многоквартирного дома, расположенного по адресу: с.Онгудай, ул. Советская, 99, ни ООО "Скиф" не выдавались. Управляющая организация ООО "Скиф" начала свою деятельность с мая 2012 г., договор на обслуживание прибора учета не заключался между сторонами, показания в течение отопительного периода в МУП "ЖКХ" не представлялись, а были лишь представлены показания в мае 2012 г. без подписей и печатей.
Действия МУП "ЖКХ" содержат признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в необоснованном отказе МУП "ЖКХ" собственникам помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: с. Онгудай, ул. Советская, 99, о ведении учета теплоэнергии по показаниям общедомового прибора учета, а также отказа от оказания услуг по водоотведению по показаниям индивидуальных приборов учета воды, что противоречит пункту 7.5 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Министерством топлива и энергетики РФ от 12.09.1995 N Вк-4936, также абзацу 2 пункта 7 правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.06.2006 N307, и ущемляет их интересы.
По данному факту Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай на основании приказа от 04.07.2012 г. N 111 в отношении МУП "ЖКХ" возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства N 23.
Определением N 23 от 04.07.2012 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай было запрошено у МУП "ЖКХ" письменное пояснение по факту возбужденного дела.
На заседании Комиссии руководитель МУП "ЖКХ" Бичинов В.В. пояснил, что с 30.07.2012 г. приступил к обязанностям руководителя предприятия и считает действия предыдущего руководства неправомерными. МУП "ЖКХ" признает выявленные Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай нарушения антимонопольного законодательства и готово осуществить перерасчет денежных средств за потребленную Заявителями теплоэнергию и водоотведение по показаниям приборов учета.
Представитель от заявителей Каймина Г.Я. на заседании Комиссии подтвердила доводы, указанные в заявлении и указала, что МУП "ЖКХ" принимает за водоотведение по нормативу потребления, без учета показании индивидуальных приборов учета воды.
Комиссия УФАС по РА по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, изучив обстоятельства дела и заслушав пояснения сторон по делу, пришла к выводу:
При принятии решения Комиссия руководствовалась: Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ГК РФ, постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", постановлением Госстроя РФ от 23.02.1999 N 9 "Об утверждении Методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства", Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Министерством топлива и энергетики РФ от 12.09.1995 N Вк-4936.
1. Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче теплоэнергии и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры отнесены к сфере деятельности естественной монополии.
В соответствии с Уставом МУП "ЖКХ", утвержденным постановлением Сельской администрации Онгудайского сельского поселения от 30.01.2006 г. N07, предприятие осуществляет услуги по передаче теплоэнергии и водоотведению.
На основании части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции МУП "ЖКХ" занимает доминирующее положения на товарном рынке услуг по передаче тепловой энергии, а также по водоотведению в географических границах МО "Онгудайский район" в границах балансовой принадлежности тепловых и водопроводных сетей к сетям которой присоединены потребители, за исключением зон деятельности других энергоснабжающих организаций, и на него распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
2. Согласно подпункту 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления относятся установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Соответственно, Онгудайский сельский Совет депутатов в рамках полномочий утвердил тарифы на вывоз твердых бытовых отходов и жидких бытовых отходов на 2011 г.-2012 г. на основе экономического обоснования МУП "ЖКХ".
На основании статьи 23 Закона о защите конкуренции в полномочия антимонопольного органа не входят вопросы по изменению тарифов, данный вопрос разрешается в судебном порядке.
Состав и классификация затрат, методы их учета, исчисления себестоимости в организациях различных видов деятельности жилищно-коммунального хозяйства регулируется постановлением Госстроя РФ от 23.02.1999 N 9 "Об утверждении Методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства" (далее-Постановление N 9).
В соответствии с пунктом 3.2 постановления N 9 затраты, образующие себестоимость услуг, группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам: материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов); затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств (кроме жилищного фонда); прочие затрат, включая ремонтный фонд.
Согласно пункту 3.2.4 Постановления N 9 по элементу "амортизация основных средств" отражаются амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств, находящихся в собственности, хозяйственном ведении либо оперативном управлении, а соответственно на балансе организации ЖКХ. Сумма амортизационных отчислений определяется исходя из балансовой стоимости и утвержденных в установленном порядке норм, включая и ускоренную амортизацию их активной части, производимую в соответствии с действующим законодательством.
Пункт 3.2.5.1 Постановления N 9 предусматривает, что расчет нормативов отчислений в ремонтный фонд производится по каждому виду основных средств в соответствии с их стоимостью, сроком проведения ремонтных работ, а также нормативами материальных энергетических, трудовых и финансовых затрат на их проведение.
Соответственно, МУП "ЖКХ" вправе было включить в калькуляцию две разных статьи расходов: "амортизация" и "ремфонд", предусмотренных Постановлением N 9.
3. Управление многоквартирным домом по адресу: с. Онгудай, ул. Советская, 99 осуществляет ТСЖ "Центральная". На основании части 3 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений многоквартирного дома по адресу с. Онгудай, ул. Советская, 99 12.01.2012 г. избрали способ управления многоквартирным домом посредством управляющей организации ООО "Скиф".
Однако, договор управления многоквартирным домом между сторонами не заключен. На основании статьи 162 ЖК РФ ООО "Скиф" в виду отсутствия на момент вынесения решения заключенного договора управления многоквартирным домом не является управляющей организацией многоквартирного дома по адресу: с.Онгудай, ул. Советская, 99.
В данном многоквартирном доме установлены общедомовые и индивидуальные приборы учета коммунальных ресурсов.
В силу части 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
10.10.2011 г. на основании договора подряда на установку прибора учета потребления тепла от 08.09.2011 г. N АЭС-12-М/11, заключенного между ТСЖ "Центральная" и ООО "АлтайЭнергоСервис" в многоквартирном доме по адресу: с.Онгудай, ул. Советская, 99 установлены: прибор учета теплоэнергии марки ТС.ТМК-Н, преобразователи расхода электромагнитный МФ-2.21-Б-32 N032005996, МФ-2.21-Б-32 N 032005997, тепловычислитель ТМК-Н120 N00242, комплект термометров сопротивления КТС-Б N 10206.
МУП "ЖКХ" выдало ТСЖ "Центральная" технические условия на установку узла коммерческого учета расхода тепловой энергии на жилой дом, расположенный по адресу: с. Онгудай, ул. Советская, 99 от 22.09.2011 г. N 338.
Допуск в эксплуатацию узла учета теплоэнергии потребителя регламентирован разделом 7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Министерством топлива и энергетики РФ от 12.09.1995 N Вк-4936 (далее Правила учета теплоэнергии).
В соответствии с пунктом 7.1 Правил учета теплоэнергии, допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт. Акт составляется в 2-х экземплярах, один из которых получает представитель потребителя, а второй - представитель энергоснабжающей организации. Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации.
Согласно пункту 7.4 Правил учета теплоэнергии, при допуске в эксплуатацию узла учета потребителя после получения акта, представитель энергоснабжающей организации пломбирует приборы узла учета тепловой энергии и теплоносителя.
Актом допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 11.11.2011 г. б/н, МУП "ЖКХ" был допущен в эксплуатацию и опломбирован следующий состав оборудования: ТМК-Н120 N 00242, МФ -2.21-Б-32 N032005996, МФ-2.21-Б-32 N 032005997, КТС-Б N 10206. Акт утвержден руководителем МУП "ЖКХ" Бедюровым А.А. и подписан представителем энергоснабжающей организацией Суторминым А.В. и представителем ТСЖ "Центральная" Кайминой Г.Я.
Согласно пункту 7.5 Правил учета теплоэнергии, узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания Акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя. Учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию.
Комиссией УФАС по РА установлено, что общедомовой прибор учета теплоэнергии Заявителей является опломбированным, допущенным к эксплуатации и с момента подписания акта МУП "ЖКХ" должно производить учет тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета.
Согласно части 1 статьи 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В соответствии с абзацем 2 пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением правительства РФ от 23.06.2006 N307 (далее-Правила N307), собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Правил.
Комиссией УФАС по РА исходя из переписки Заявителей с МУП "ЖКХ" установлено, что у собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: с. Онгудай, ул. Социалистическая, 99, учет потребления холодной и горячей воды осуществляется по индивидуальным приборам учета.
Действия МУП "ЖКХ" противоречат пункту 7.5 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Министерством топлива и энергетики РФ от 12.09.1995 N Вк-4936, абзацу 2 пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.06.2006 N307, в части отказа МУП "ЖКХ" от учета потребленной теплоэнергии по показаниям общедомового прибора учета, а также отказа от оказания услуг по водоотведению в соответствии с показаниями индивидуальных приборов учета воды собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: с. Онгудай, ул. Советская, 99.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
На основании рассмотренных фактов Комиссия УФАС по РА считает, что МУП "ЖКХ" допустило нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в отказе МУП "ЖКХ" от учета потребленной теплоэнергии по показаниям общедомового прибора учета, а также отказа от оказания услуг по водоотведению по индивидуальным приборам учета воды собственникам помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: с. Онгудай, ул. Советская, 99, что противоречит пункту 7.5 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Министерством топлива и энергетики РФ от 12.09.1995 N Вк-4936, абзацу 2 пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.06.2006 N 307, и ущемляет интересы Заявителей.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, решила:
1. Признать МУП "ЖКХ" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в необоснованном отказе МУП "ЖКХ" собственникам помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: с. Онгудай, ул. Советская, 99, вести учет теплоэнергии по показаниям общедомового прибора учета теплоэнергии, а также отказа от оказания услуг водоотведения по индивидуальным приборам учета воды, что противоречит пункту 7.5 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Министерством топлива и энергетики РФ от 12.09.1995 N Вк-4936, также абзацу 2 пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.06.2006 N 307, и ущемляет их интересы.
2. Выдать МУП "ЖКХ" предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", путем прекращения злоупотребления хозяйствующим субъектом, доминирующим положением и совершении действий, направленных на устранение последствии антимонопольного законодательства, а именно МУП "ЖКХ" произвести перерасчет платы за теплоснабжение с момента введения в эксплуатацию общедомового прибора учета теплоэнергии, а также водоотведения с момента введения в эксплуатацию (установки) индивидуальных приборов учета воды собственникам помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: с.Онгудай, ул. Советская, 99.
ПРЕДПИСАНИЕ N 23
"24" августа 2012 года г. Горно-Алтайск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 24.08.2012 г. по делу N 23 о нарушении Муниципальным унитарным предприятием "Жилищно-коммунальное хозяйство" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство" в срок до 03.09.2012 г. прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в необоснованном отказе МУП "ЖКХ" собственникам помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: с. Онгудай, ул. Советская, 99, в учете теплоэнергии по показаниям общедомового прибора учета теплоэнергии, а также отказа от оказания услуг по водоотведению по показаниям индивидуальных приборов учета воды, что противоречит пункту 7.5 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Министерством топлива и энергетики РФ от 12.09.1995 N Вк-4936, также абзацу 2 пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением правительства РФ от 23.06.2006 N307, и ущемляет их интересы,
а именно:
1. МУП "ЖКХ" производить начисление платы за теплоснабжение по общедомовому прибору учета теплоэнергии, а также оказывать услуги по водоотведению согласно показаниям индивидуальных приборов учета воды;
2. МУП "ЖКХ" произвести перерасчет платы за теплоснабжение с момента введения в эксплуатацию общедомового прибора учета теплоэнергии, а также водоотведения с момента введения в эксплуатацию (установки) индивидуальных приборов учета воды собственникам помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: с. Онгудай, ул. Советская, 99.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 24 августа 2012 г. N 23
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016