Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 20 июня 2014 г. N 03-03/49-13
(решение изготовлено в полном объеме 04.07.2014)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Завьялов М.Ф., члены Комиссии - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Матяшевская М.И., специалист-эксперт Шошина В.А., в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения,
рассмотрев 20 июня 2014 года дело N 03-03/49-13 о нарушении ОАО "ЯСК", части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В антимонопольный орган обратилось ООО "Водоканал" г. Тутаева с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ОАО "Ярославская сбытовая компания", выразившегося, по мнению заявителя в неправомерном направлении уведомления о введении ограничения на объекты Общества, посредством которых осуществляется водоснабжение и водоотведением в г. Тутаеве.
ОАО "ЯСК" нарушения антимонопольного законодательства не признало, пояснило, что действовало в пределах осуществления собственных прав, ООО "Водоканал" имеет задолженность, достаточную для введения ограничения, процедура также была соблюдена.
Принимая решение о признании Гарантирующего поставщика нарушившим антимонопольное законодательство, Комиссия исходит из следующего.
ОАО "ЯСК" приказом Ярославского УФАС N87 от 26.12.2006 г включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% в географических границах Ярославской области по виду деятельности "торговля электроэнергией" с долей на рынке более 65%.
В соответствии со статьёй 5 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
Исходя из вышеизложенного, ОАО "ЯСК" занимает доминирующее положение на рынке торговли электрической энергией в границах Ярославской области.
Кроме того, Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 28.12.2007 N 278 "О введении в действие постановления правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 7 декабря 2007 года N ППр-278-ГП "О деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ярославской области" ОАО "Ярославская сбытовая компания" присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Ярославской области.
В ходе рассмотрения дела подтверждение нашли следующие фактические обстоятельства.
Между ООО "Водоканал" и ОАО "ЯСК" заключен договор поставки электрической энергии N8659 от 24.12.2012 г. в соответствии с которым Поставщик обязуется поставлять электрическую энергию и урегулировать оказание услуг по ее передаче в отношении точек поставки потребителя, зафиксированных в Приложении N1 к договору. В частности, на следующие точки:
- КНС-5 п. Фоминское, ул. Центральная (два ввода, каждый - по второй категории);
- КНС- 6, п. Константиновский, ул. Речная, д. 33 (два ввода, каждый - по 3-ей категории);
- КНС-7 п. Константиновский, ул. Речная, д. 33;
- КНС-1 ул. Комсомольская, д. 64;
- КНС-2 ул. В. Набережная, д. 1а;
- КНС-3 ул. Промышленная, д. 1;
- КНС-4 Комсомольская, д. 117;
- Насосная станция 3 подъема пр-т. 50 лет Победы, 2 (два ввода, каждый - по второй категории);
- Станция фильтрации ЦРП-10 (два ввода, каждый по первой категории надежности);
- очистные сооружения ячейка 5, г. Тутаев, ул. Промышленная, д. 2.;
- очистные сооружения ячейка 21, г. Тутаев, ул. Промышленная, д. 2.
В материалы дела также представлены схемы присоединения, акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в соответствие с которыми приведенные объекты снабжаются через сети МУП "Горэлектросеть" г. Тутаева.
В соответствии с пояснениями ООО "Водоканал" указанные объекты используются для обеспечения водоснабжения и водоотведения в п. Константиновский и Фоминское Тутаевского муниципального района. В материалы дела представлен перечень оборудования указанных объектов, из которого следует, что их основным предназначением является осуществление перетока холодной воды и водоотведение.
Основной обязанностью ООО "Водоканал" по договору с ОАО "ЯСК" является осуществление оплаты за поставленные ресурсы. В случае неоплаты (несвоевременной оплаты) гарантирующий поставщик имеет право применить к должнику меры воздействия, в том числе инициировать введение ограничения поставки ресурсов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством.
30.05.2013 г. между ООО "Водоканал" и МУП "Горэлектросеть" согласован акт технологической и аварийной брони в отношении ряда объектов ООО (в отношении каждого объекта - 1 акт). В то же время ни заявитель, ни МУП "Горэлектросеть", ни ОАО "ЯСК" по запросам антимонопольного органа не смогли представить документов, удостоверяющих дату поступления указанных актов гарантирующему поставщику.
В связи с образованием у ООО "Водоканал" задолженности за поставленную электрическую энергию в размере 3 111 166, 36 руб. (размер долга не оспаривался в заявлении о нарушении антимонопольного законодательства) со стороны ОАО "ЯСК" в адрес абонента и ряда уполномоченных органов власти было направлено уведомление о введении ограничения режима потребления электрической энергии от 30.08.2013 г. N11-11/2891/1 в соответствии с которым ООО предлагалось в срок до 11 сентября 2013 г. произвести оплату электрической энергии или заключить соглашение о порядке и условиях погашения сложившейся задолженности. При этом указывалось на то, что в случае, если мер, направленных на ликвидацию задолженности предпринято не будет, что 11.09.2013 г. с 10-00 отпуск электрической энергии будет ограничен, по всем точкам поставки. При этом в случае, если задолженность не будет погашена, то 18.09.2013 г. будет введено ограничение до уровня аварийной брони Общества.
Во исполнение направленного уведомления о введении ограничения, в связи с неурегулированием вопросов оплаты ОАО "ЯСК" направило 30.08.2013 г. в адрес МУП "Горэлектросеть" заявку на введение ограничения потребления электрической энергии N11-4/984, в соответствии с которой требовалось ввести ограничение потребителя ООО "Водоканал" путем отключения ряда точек. Вид ограничения указано: частичное, до уровня технологической брони.
Указанное уведомление поступило в адрес МУП "Горэлектросеть" 06.09.2013 г. (вх. N2179). Руководствуясь приведенной заявкой и на основании договора купли-продажи электрической энергии N7-38 от 01.02.2011 г., заключенного между ОАО "ЯСК" и МУП "Горэлектросеть", сетевая организация осуществила введение ограничения электрической энергии, о чем были составлены акты б/н от 11.09.2013 г.
Процедура введения ограничения поставки электрической энергии регулируется Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии" утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442. В соответствие с п. 2 указанных Правил ограничение режима потребления электрической энергии вводится при нарушении своих обязательств потребителем, выразившемся, в том числе, в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре. В рассматриваемом случае Комиссия констатирует наличие у ООО "Водоканал" задолженности за поставленную электрическую энергию в размере, достаточном для введения ограничения потребления (апрель, май, июнь, июль). Факт наличия задолженности потребителем не оспаривался.
Способы ограничения прямо в законодательстве не указываются, однако, в соответствии с п. 7 указанных Правил может быть выбран один из перечисленных видов введения ограничения режима потребления: частичное ограничение (сокращение уровня потребления электрической энергии (мощности), прекращение подачи электрической энергии потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца или ограничение режима потребления в полном объеме по части точек поставок, указанных в договоре, на основании которого осуществляется снабжение электрической энергией потребителя) или полное ограничение (временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю.
Таким образом, одним из способов ограничения является прекращение снабжения по части точек поставки в полном объеме.
В соответствии с п. 9 тех же правил частичное ограничение режима потребления производится потребителем самостоятельно.
При невыполнении потребителем действий по самостоятельному частичному ограничению режима потребления в срок, установленный в уведомлении об ограничении режима потребления, такое ограничение осуществляется исполнителем (субисполнителем) при наличии технической возможности сокращения уровня потребления электрической энергии (мощности) потребителя с центров питания исполнителя (субисполнителя).
Техническая возможность частичного ограничения режима потребления с центров питания исполнителя (субисполнителя) отсутствует в случае, если ограничение режима потребления в требуемом объеме возможно осуществить только путем отключения всех объектов электросетевого хозяйства, питающих энергопринимающие устройства потребителя, что приведет к ограничению режима потребления ниже заданного уровня частичного ограничения и (или) уровня аварийной и (или) технологической брони, а отключение части питающих потребителя объектов электросетевого хозяйства не приведет к требуемому ограничению режима потребления
Таким образом, в соответствии с Правилами ограничение должно производиться способом, влекущим снижение объема потребления электрической энергии.
В то же время в заявке ОАО "ЯСК" указано, что введение ограничения следует произвести путем отключения конкретных фидеров, указанных в заявке. При этом УФАС констатирует следующее:
В отношении КНС-5, ул. Центральная, п. Фоминское - РУ-0,4 кВ, ТП 101, фидер 101-03, в то же время, согласно договора между ОАО "ЯСК" и ООО "Водоканал", указанный объект снабжается по 2-ой категории надежности (п. 3, 11 перечня точек поставки, Приложение N1 к договору). В соответствие с представленной схемой поставки электрической энергии снабжение осуществляется по фидерам 101-03, 101-07, которые являются независимыми.
В отношении КНС-1, ОАО "ЯСК" требовало введения ограничения потребления по РУ-0,4 кВ, ТП-31, фидер 31-18, в то же время, согласно договора между ОАО "ЯСК" и ООО "Водоканал", указанный объект снабжается по 2-ой категории надежности (п. 7 перечня точек поставки, Приложение N1 к договору). В соответствие с представленной схемой поставки электрической энергии снабжение осуществляется по фидерам 16, 18, которые являются независимыми.
В отношении КНС-2 отключение требовалось осуществить по контактным соединениям выводов 0,4 кВ силового трансформатора Т-1, указанный объект относится к 3 категории надежности, снабжается посредством 1 фидера. Прекращение снабжения по указанному фидеру приведет к полному прекращению снабжения указанного объекта.
В отношении КНС-3 необходимо было ввести ограничение путем отключения РУ-10 кВ, ЦРП-2, фидер 217, указанный объект снабжается по 2-ой категории надежности (п. 9 перечня точек поставки, Приложение N1 к договору). В соответствие с представленной схемой поставки электрической энергии снабжение осуществляется по фидерам 217, 224, которые являются независимыми.
Насосная станция 3 подъема г. Тутаев, ограничение потребления электрической энергии следует ввести путем отключения РУ 10кВ ТП-57 МУП "Горэлектросеть", ячейка 4. Указанный объект снабжается по 2-ой категории надежности (п. 12, 13 перечня точек поставки, Приложение N1 к договору). В соответствие с представленной схемой поставки электрической энергии снабжение осуществляется по 2-м фидерам, которые являются независимыми.
В отношении Станции фильтрации ЦРП-10, ограничение необходимо было произвести посредством отключения РУ-6, РП-11, фидер 1105, 1106, при этом в соответствии со схемой снабжения указанной станции фильтрации (2 подъема, как это следует из приведенных номеров приборов учета), снабжается по 1 категории надежности посредством фидеров 1209, 1210, 1212, 1213. В то же время указано, что местом разграничения является РУ-6кВ, РП-12, в то время как на схеме отражено РП-11, фидеров 1209, 1210, 1212, 1213 на схеме не имеется, также как и насосов 2, 4 и ТП-114. Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности не соответствует схеме электрических сетей, представленной с указанным актам ни по точкам присоединения, ни по наименованию фидеров, ни по точкам разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. Из приложенных документов вывод о схеме введения ограничения сделать не представляется возможным.
В отношении очистных сооружений ячейки 5, ул. Промышленная, д. 2, ограничение следует ввести путем отключения РУ-10кВ, ЦРП-4, ячейка 5. Указанный объект снабжается по 1-ой категории надежности (п. 14 перечня точек поставки, Приложение N1 к договору). В соответствие с представленной схемой поставки электрической энергии снабжение осуществляется по 2-м фидерам 405 от ячейки 5 и 421 от ячейки 21, которые являются независимыми.
В соответствие с п.2.1.17, 2.1.1.8 Правил устройства электроустановок, утв. Приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 N 204 категории электроприемников по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта.
В отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории.
Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.
Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.
Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.
Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.
В соответствие с п. 1.2.19 электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания.
Для электроснабжения особой группы электроприемников первой категории должно предусматриваться дополнительное питание от третьего независимого взаимно резервирующего источника питания.
В то же время в соответствии с п. 14.1. Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ N442 отнесение энергопринимающих устройств к первой категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить беспрерывный режим работы энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых может повлечь за собой угрозу жизни и здоровью людей, угрозу безопасности государства, значительный материальный ущерб. В составе первой категории надежности выделяется особая категория энергопринимающих устройств, бесперебойная работа которых необходима для безаварийной остановки производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров. В рассматриваемом случае категория надежности для энергопринимающих устройств также была зафиксирована в договоре снабжения электрической энергией N8659 от 24.12.2012 г., заключенном между ОАО "ЯСК" и ООО "Водоканал" (приложение 1).
Таким образом, указанные объекты снабжались по 2-м фидерам, которые являлись взаимно резервируемыми, независимыми друг от друга.
Из изложенного следует, что вводя ограничение по одному из фидеров ОАО "ЯСК" не добьется снижения объема потребления электрической энергии, однако изменит категорийность энергопринимающих устройств. В то же время как следует из приведенных выше нормативных положений, категорий установление категории надежности энергопринимающего устройства является технической операцией, привязанной на обеспечение безопасности функционирования тех или иных объектов. Несоблюдение установленной категории образует угрозу повреждения оборудования, выхода его из строя, причинения несоразмерного вреда лицу, в отношении которого такое ограничение вводится.
Вывод о том, что такой вид ограничения не влечет фактического сокращения объема потребления следует также из приложенной распечатки почасовых показаний прибора учета в отношении КНС-3, из которого следует, что после 11.09.2014 г. снижение объема потребления не произошло, а в некоторые часы, потребление возрастало.
Таким образом, требуя введения ограничения по 1 из фидеров для оборудования, присоединенного по 2 и 1 категории надежности ОАО "ЯСК" допускало прямое нарушение п. 9 Правил введения ограничения поставки электрической энергии.
Указанные действия повлекли угрозу ущемления интересов ООО "Водоканал", поскольку могли привести к аварийным ситуациям, выходу оборудования из строя, в том числе снижению потребления ниже уровня аварийной брони (что недопустимо для объектов водоснабжения).
Таким образом, действия ОАО "ЯСК" по направлению в адрес потребителя ООО "Водоканал" уведомления о введении ограничения, в адрес сетевой организации МУП "Горэлектросеть" поручения о введении ограничения потребления электрической энергии в отношении объектов КНС-5, ул. Центральная, КНС-1, КНС-3, Насосная станция 3 подъема г. Тутаев, очистных сооружений ячейки 5, ул. Промышленная, д. 2, без соблюдения требований действующего законодательства, способом, который не позволяет осуществить снижение потребления электрической энергии, но лишает абонента возможности получать энергию по требуемой ему и согласованной с гарантирующим поставщиком категории надежности, образуют угрозу ущемления интересов абонента, является нарушением части 1 ст. 10 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции".
В связи с тем, что ограничение было снято со стороны ОАО "ЯСК" 23.09.2013 г., т.е. до вынесения решения по делу, антимонопольный орган констатирует добровольное прекращение нарушения со стороны гарантирующего поставщика.
Руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частями 1-4 ст. 41,частью 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции". решила:
Признать ОАО "ЯСК" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
Рассмотрение дела прекратить в связи с добровольным устранением со стороны ОАО "ЯСК" нарушений антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП
Председатель Комиссии Завьялов М.Ф.
Члены Комиссии Матяшевская М.И.
Шошина В.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 20 июня 2014 г. N 03-03/49-13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016