Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 4 июля 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
Камнева Н. П. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Долженкова Е. В. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Филатьева И. Е. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;
рассмотрев жалобу Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту" (далее - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту") на действия заказчика в лице Западно-Сибирской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" по проведению открытого аукциона N 2406/ОАЭ-ЦД/14 на право заключения договора на оказание услуг по производственному контролю в 2014году,
в присутствии представителей "_", установила:
В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту" на действия заказчика в лице Западно-Сибирской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" по проведению открытого аукциона N 2406/ОАЭ-ЦД/14 на право заключения договора на оказание услуг по производственному контролю в 2014 году.
Заявитель сообщает следующее.
25 мая 2014 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на закупку товаров, работ, услуг www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого аукциона N 2406/ОАЭ-ЦД/14 на право заключения договора на оказание услуг по производственному контролю.
Предмет аукциона: ОАО "РЖД", в лице Западно-Сибирской дирекции управления движением - структурное подразделение Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) проводит 03.07.2014 года в 09:30 московского времени открытый аукцион N 2406/0АЭ-ЦД/14 на право заключения договора на оказание услуг по производственному контролю в 2014 году.
Организатор Аукциона ОАО "РЖД", в лице Новосибирского регионального отделения Центра организации конкурсных закупок - структурное подразделение ОАО "РЖД". Представители ОАО "РЖД", участвующие в организации и проведении Аукциона: главный специалист Новосибирского регионального отделения Центра организации конкурсных закупок "_", главный специалист Новосибирского регионального отделения Центра организации конкурсных закупок "_".
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе не позднее 11.06.2014 года.
В конкурсной документации, в пункте 1.1.5 указано, что, претендентом на участие в Аукционе признается любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, зарегистрированные в автоматизированной информационной системе "Электронная торгово-закупочная площадка ОАО "РЖД" и подавшие в установленные сроки аукционную заявку на участие в настоящем Аукционе.
Начальная (максимальная) цена услуг (с учетом всех возможных расходов, связанных с оказанием услуг, в том числе накладных расходов, транспортных расходов): 4 961 000,00 рублей (четыре миллиона девятьсот шестьдесят одна тысяча рублей 00 копеек) без НДС, 5 853 980,00 рублей (пять миллионов восемьсот пятьдесят три тысячи девятьсот восемьдесят рублей 00 копеек) с НДС.
Требования к услугам, содержанию Услуг и место оказания услуг изложено в техническом задании - это проведение лабораторно-инструментальных измерений параметров световой среды, микроклимата, уровня шума, уровня электромагнитных полей создаваемых ПЭВМ, уровня вибраций, концентрации вредных химических веществ в воздухе рабочей зоны, параметров микроклимата в летний и зимний периоды времени на 1412 рабочих местах аппарата управления и структурных подразделений Западно-Сибирской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" с последующей выдачей протоколов исследований установленной формы в срок до 31 декабря 2014 года.
Место оказания услуг:
- Аппарат управления Западно - Сибирская дирекция управления движением (246 рабочих мест, цена 1 022 773 руб.);
- Центры организации железнодорожных станций:
а) Тайгинский (275 рабочих мест, цена 1 003 646 руб.);
б) Алтайский (380 рабочих мест, цена 1 032 800,26 руб.);
в)Новокузнецкий (396 рабочих мест, цена 1 656964,84 руб.);
- железнодорожная станция Московка (58 рабочих мест, цена 47 948,96 руб.);
- железнодорожная станция Входная (57 рабочих мест, цена 196 865,64 руб.);
ИТОГО: цена услуг 4 961 000,00 рублей.
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту", в лице Западно-Сибирского Дорожного филиала (далее - Центр) считает, что организатором ОАО "РЖД", в лице Новосибирского регионального отделения Центра организации конкурсных закупок структурное подразделение ОАО "РЖД" и Заказчиком, ОАО "РЖД" в лице Западно-Сибирской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" допущено нарушение пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Советом директоров ОАО "РЖД" 29.11.2011 года утверждено "Положение о порядке размещения заказов на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для осуществления основных видов деятельности ОАО "РЖД", которое Распоряжением ОАО "РЖД" N 2745р от 20.12.2011 года принято к руководству и исполнению, опубликовано на официальном сайге Российской Федерации www.zakupki.gov.ru для размещения информации о размещении заказов в соответствии с требованиями закона о закупках.
В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность Заказчика.
Согласно данному Положению, размещение заказов производится Центром организации конкурсных закупок - структурным подразделением ОАО "РЖД" и его региональными подразделениями (пункт 3 Положения).
Функциональными заказчиками являются филиалы и другие структурные подразделения ОАО "РЖД", в том числе региональные подразделения филиалов, расположенные на территориях железных дорог, инициирующие размещение заказов.
В пункте 5 Положения перечислены способы размещения заказов, которые организатор вправе использовать. Одним из способов размещения заказа является - закупка у единственного поставщика.
Пунктом 234 Положения установлено, что под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором организатор предлагает заключить договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).
Подпунктом 5 пункта 235 Положения предусмотрен способ закупки у единственного поставщика при заключении договоров на проведение:
- лабораторно-инструментальных исследований параметров вредных производственных факторов, анализов лабораторного контроля качества питьевой воды из ведомственных объектов водоснабжения и других исследований, проводимых в соответствии с санитарно--эпидемиологическим законодательством, работы по приемке пассажирского подвижного состава в рейс, оказание услуг по проведению дезинсекционных, дератизационных работ на стационарных объектах, открытой территории в подвижном составе ОАО "РЖД" (с ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту").
На протяжении многих лет, до реформирования МПС РФ, вышеуказанные мероприятия по всей сети железных дорог страны проводились силами санитарной службы МПС СССР, в дальнейшем МПС РФ.
В настоящее время на объектах филиала Западно-Сибирской железной дороги ОАО "РЖД", а также в структурных подразделениях других филиалов и дочерних предприятий ОАО "РЖД", территориально распложенных в пределах Западно-Сибирской железной дороги, услуги оказывает Центр и его 12 филиалов: Западно-Сибирский Дорожный, Карасукский, Омский, Барнаульский, Барабинский, Бийский, Рубцовский, Кулундинский, Кемеровский, Новокузнецкий, Томский, и Беловский, так как Распоряжением Правительства N 23-р от 13.01.2005 г., путем слияния Государственных учреждений здравоохранения Дорожных центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора МПС РФ, создано юридическое лицо, Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту" (в связи со сменой наименования - Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту". Виды услуг, указанные в техническом задании, Аттестатом аккредитации испытательного лабораторного центрат (испьпательной лаборатории) N ГСЭН. RU.ЦОА.1/09 (ИЛЦ) Западно-Сибирского Дорожного филиала, зарегистрирован в реестре Системы 31.10.2011 года, включены в область аккредитации испытательного лабораторного центра.
Пунктом 236 Положения предусмотрен порядок закупки указанным способом.
Для заключения договора на закупку товаров работ услуг у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) заказчик готовит проект распоряжения (поручения приказа, в которым содержится следующая информация:
- наименование поставщика (исполнителя подрядчика);
- наименование товара (работы, услуги);
- место, периоды, и сроки поставки, выполнения работ, услуг;
- сведения о цене договора и порядке оплаты;
- обоснование размещения заказа у единственного поставщика (включая обоснование выбора поставщика) с указанием основания, предусмотренного подпунктом 5 пункта 235 Положения. Центр, в лице Западно-Сибирского Дорожного филиала, считает применение процедуры открытого аукциона при заключении договоров на данные виды услуг неприемлемым, так как согласно пунктам 235, 236 Положения, без проведения процедур размещения заказов на виды услуг перечисленные в аукционной документации, филиалы и структурные подразделения ОАО "РЖД", в том числе дочерние предприятия, вправе заключать договоры на оказание услуг и выполнение работ только с Центром, с его филиалами.
В своих возражениях ОАО "РЖД" сообщило следующее.
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту" считает, что ОАО "РЖД" допущено нарушение пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" - применена процедура открытого аукциона при заключении договора на оказание услуг по производственному контролю в 2014 году не подлежащая применению. ОАО "РЖД" с данным подходом не согласно.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц").
Таким образом, ОАО "РЖД" в своей закупочной деятельности, в том числе и при проведении открытого аукциона N 2406/ОАЭ-ЦД/14, помимо нормативно-правовых актов Российской Федерации, перечисленных в части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", руководствуется Положением о порядке размещения заказов на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для осуществления основных видов деятельности ОАО "РЖД", утвержденным советом директоров ОАО "РЖД" 29.11.2011 года (далее - Положение о закупке) и опубликованным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Положение о закупке является основополагаюшим документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика.
Вместе с тем при закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в положении о закупке, утверждаемом юридическим лицом, могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки.
Так, пунктом 5 Положения о закупке предусмотрены способы размещения заказов, которые организатор вправе использовать.
Следует отметить, что Положением о закупке регламентировано, что такие способы размещения заказа, как аукцион и конкурс применяются к любым без исключения закупкам. При этом заказ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) может применяться лишь в определенных в Положении о закупке случаях (пункт 235 Положения). Таким образом, Положение о закупке не обязывает ОАО "РЖД" размещать заказы в случаях, предусмотренных пунктом 235 Положения о закупке исключительно у единственного поставщика, а лишь предоставляет право в определенных случаях предусматривать иной способ закупки, нежели аукцион и конкурс.
В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Положением о закупке основными принципами закупочной деятельности являются информационная открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (при необходимости с учетом стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика, отсутствие ограничений допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Осуществление закупки в форме открытого аукциона в полной мере отвечает вышеуказанным принципам и требованиям законодательства в области закупочной деятельности. Такой способ размещения заказа как открытый аукцион является наиболее объективным, открытым и максимально исключающим ограничение конкуренции способом закупки.
Кроме того, открытые конкурсы и аукционы, проводимые в электронной форме, являются приоритетными способами размещения заказов. Не менее 10-20 процентов общего годового объема закупок товаров, работ, услуг должно осуществляться путем про ведения открытых аукционов в электронной форме. Выбор способа размещения заказа осуществляется организатором на основании представленного заказчиками обоснования использования определенного способа размещения заказа (пункт 5 Положения о закупке).
Стоит отметить, что ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту" при отсутствии обстоятельств, препятствующих подаче заявки на участие в аукционе N 2406/0АЭ-ЦД/14, заявка в установленный аукционной документацией срок подана не была.
На основании изложенного выше, ОАО "РЖД" при определении способа размещения заказа и проведении открытого аукциона N 2406/0АЭ-ЦД/14 действовало исключительно в рамках Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Положения.
Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
ОАО "РЖД" 25.05.2014 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на закупку товаров, работ, услуг www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого аукциона N 2406/ОАЭ-ЦД/14 на право заключения договора на оказание услуг по производственному контролю в 2014 году.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
29.11.2011 года советом директоров ОАО "РЖД" утверждено Положение о порядке размещения заказов на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для осуществления основных видов деятельности ОАО "РЖД".
В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в положении о закупке, утверждаемом юридическим лицом, могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки.
Пунктом 5 Положения о закупке предусмотрены способы размещения заказов, которые организатор вправе использовать. Положением о закупке регламентировано, что такие способы размещения заказа, как аукцион и конкурс применяются к любым без исключения закупкам. При этом заказ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) может применяться лишь в определенных в Положении о закупке случаях (пункт 235 Положения). Таким образом, Положение о закупке не обязывает ОАО "РЖД" размещать заказы в случаях, предусмотренных пунктом 235 Положения о закупке исключительно у единственного поставщика, а лишь предоставляет право в определенных случаях предусматривать иной способ закупки, нежели аукцион и конкурс.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Новосибирского УФАС России решила:
Признать жалобу ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту" на действия заказчика в лице Западно-Сибирской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" по проведению открытого аукциона
N 2406/ОАЭ-ЦД/14 на право заключения договора на оказание услуг по производственному контролю в 2014 году необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 4 июля 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016