Резолютивная часть объявлена 31.08.2012 г.
Решение в полном объеме изготовлено "07" сентября 2012 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: |
Кухарская Н.Е. - руководитель управления; |
Члены Комиссии: |
Полякова Ю.А. - заместитель начальника отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы; |
|
Саврасов М.Г. - главный специалист - эксперт отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы; |
|
Александрова Л.А. - ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы. |
При участии:
1. |
<_> - представителя администрации Яшкинского муниципального района; |
2. |
<_> - представителя администрации Яшкинского муниципального района; |
3. |
<_>- представителя ООО "Яшкинский цемент". |
рассмотрев дело N 80/А-16-2012, возбужденное по признакам нарушения администрацией Яшкинского муниципального района и ООО "Яшкинский цемент" статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В результате проведенной в период с 11.05.2012 г. по 09.06.2012 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области плановой проверки деятельности администрации Яшкинского муниципального района на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" было установлено, что 11.04.2012 г. между администрацией Яшкинского муниципального района и ООО "Яшкинский цемент" было заключено Соглашение "О социально-экономическом сотрудничестве на 2012 год", отдельные положения которого могут привести к ограничению, устранению конкуренции.
Приказом Кемеровского УФАС России от 29.06.2012 г. N 168 было возбуждено дело N 80/А-16-2012 по признакам нарушения администрацией Яшкинского муниципального района и ООО "Яшкинский цемент" статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением от 03.07.2012 г. дело N 80/А-16-2012 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 27.08.2012 г. на 15 часов 30 минут.
26.07.2012 г. в адрес Кемеровского УФАС России от администрации Яшкинского муниципального района, поступили письменные пояснения по изложенным в материалах дела N 80/А-16-2012 обстоятельствам, 27.07.2012 г. - от ООО "Яшкинский цемент".
Из представленных ООО "Яшкинский цемент" пояснений следует, что администрацией Яшкинского муниципального района меры по исполнению пунктов 3.1, 3.2, 3.3, 3.5 Соглашения о социально-экономическом сотрудничестве на 2012 год не принимались.
Письмами от 21.08.2012 г. N 11/7565, N 11/7566 Кемеровское УФАС довело до сведения администрации Яшкинского муниципального района, ООО "Яшкинский цемент" информацию о том, что рассмотрение дела N 80/А-16-2012 о нарушении антимонопольного законодательства состоится 31.08.2012 г. в 13 ч. 30 м.
На рассмотрении дела N 80/А-16-2012 о нарушении антимонопольного законодательства представители администрации Яшкинского муниципального района поддержали доводы, изложенные в представленных 26.07.2012 г. в Кемеровское УФАС России письменных пояснениях, указав на то, что, включая пункты 3.1, 3.2, 3.3, 3.5 в Соглашение о социально-экономическом сотрудничестве на 2012 год от 11.04.2012 г., администрация Яшкинского муниципального района не принимала на себя обязанностей выполнять какие - либо конкретные действия для ООО "Яшкинский цемент".
Кроме того, представители администрации Яшкинского муниципального района пояснили, что пункты 3.1, 3.2, 3.3, 3.5 Соглашения не содержат в себе конкретных действий и мероприятий, в связи с чем данные пункты Соглашения являются несогласованными между сторонами и не подлежащими исполнению.
Представитель ООО "Яшкинский цемент" по существу дополнительных пояснений не давала, поддержала доводы, изложенные в представленных 27.07.2012 г. в Кемеровское УФАС России письменных пояснениях.
Изучив материалы дела N 80/А-16-2012 о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:
11.04.2012 г. в целях создания благоприятных условий для социально-экономического развития Яшкинского муниципального района и ООО "Яшкинский цемент", входящего в состав холдинговой компании "Сибирский цемент", и администрации, а также координации действий холдинговой компании "Сибирский цемент" и администрации в выполнении социальных программ Яшкинского муниципального района и приоритетных национальных проектов на территории Яшкинского района между администрацией Яшкинского муниципального района и ООО "Яшкинский цемент" было заключено Соглашение "О социально-экономическом сотрудничестве на 2012 год" (далее по тексту - Соглашение).
Предметом данного Соглашения является взаимодействие Сторон, направленное на обеспечение эффективной работы ООО "Яшкинский цемент", входящего в состав холдинговой компании "Сибирский цемент", расположенного на территории Яшкинского муниципального района, повышение его роли в социально-экономическом развитии района, достижение социальной стабильности в трудовом коллективе.
Согласно пункту 3 Соглашения администрация Яшкинского муниципального района обязуется:
- оказывать содействие в экономическом и социальном развитии ООО "Яшкинский цемент", входящего в состав холдинговой компании "Сибирский цемент", находящегося на территории Яшкинского муниципального района (пункт 3.1 Соглашения).
- содействовать принятию оперативных мер и решений, направленных на повышение экономической эффективности работы ООО "Яшкинский цемент", входящего в состав холдинговой компании "Сибирский цемент" на территории Яшкинского муниципального района и обеспечение социальной стабильности в трудовом коллективе (пункт 3.2 Соглашения).
- предпринимать необходимые меры и использовать имеющиеся возможности для представления и реализации интересов Сторон в федеральных органах государственной власти по вопросам, связанным с предметом настоящего Соглашения (пункт 3.3 Соглашения).
- оказывать содействие холдинговой компании "Сибирский цемент" при переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности (пункт 3.5 Соглашения).
Согласно пункту 4 Соглашения ООО "Яшкинский цемент" в рамках настоящего Соглашения обязуется:
- информировать администрацию о программах развития Организации и его социальной сферы, принимаемых решениях, влияющих на социальную обстановку в трудовом коллективе (п. 4.1 Соглашения);
- при необходимости разработать на 2012 год программу создания рабочих мест (п. 4.2 Соглашения);
- выделять инвестиции на развитие Организации в размере 1 580 тыс. рублей (п. 4.3 Соглашения);
- профинансировать мероприятия по обеспечению безопасных условий и охраны труда в Организации в размере 45 тыс. рублей (п. 4.4 Соглашения);
- обеспечить материальные выплаты ветеранам - бывшим работникам Яшкинского цементно-шиферного комбината в соответствии с планом работы Совета ветеранов предприятия и подписанным соглашением с ветеранской организацией в размере 381 тыс. рублей (п. 4.5 Соглашения);
- благоустройство (помощь в очистке улиц) - 50 тыс. рублей (п. 4.6 Соглашения);
- высадка деревьев и кустарников - 40 тыс. рублей (п. 4.7 Соглашения);
- на социальные нужды администрации Яшкинского городского поселения - 10 тыс. рублей (п. 4.8 Соглашения);
- финансирование акции "Соберем ребенка в школу" - 25 тыс. рублей (п. 4.9 Соглашения);
- финансирование акции "Каждому ребенку новогодний подарок" - 20 тыс. рублей (п. 4.10 Соглашения);
- использование сельскохозяйственных земель ООО "Яшкинский цемент" по назначению до начала строительства завода, обрабатываемая привлечением технических и людских ресурсов Яшкинского сельскохозяйственного училища, а также улучшая материально техническую базу училища - 994,05 тыс. рублей (п. 4.11 Соглашения);
- поддержка физической культуры и спорта - 100 тыс. руб. (п. 4.12 Соглашения);
- финансирование капитального ремонта МБОУ "СОШ N 2" (в связи с 100 летним юбилеем) - 1 500 тыс. рублей (п. 4.13 Соглашения);
- принимать необходимые меры, направленные на дальнейшее экономическое развитие Организации и улучшение ее финансового положения, своевременную уплату налогов и иных обязательных платежей, предусмотренных действующим законодательством (п. 4.14 Соглашения);
- следить за техническим состоянием, своевременной реконструкцией, модернизацией и безопасной работы Организации и благоустройством прилегающей территории (п. 4.15 Соглашения);
- добровольные взносы и пожертвования на расчетный счет администрации Яшкинского района (п. 4.16 Соглашения).
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" настоящий Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Под конкуренцией в силу пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Указанные в пунктах 3.1, 3.2, 3.3, 3.5 Соглашения обязательства администрации Яшкинского муниципального района направлены на минимизацию рисков ООО "Яшкинский цемент", связанных с осуществлением данным хозяйствующим субъектом основной деятельности.
Реализация пунктов 3.1, 3.2, 3.3, 3.5 соглашения о социально-экономическом сотрудничестве может привести к созданию благоприятных условий деятельности для ООО "Яшкинский цемент", которое заключило данное соглашение, по сравнению с его конкурентами, и, как следствие, к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Ограничение конкуренции согласованными действиями администрации Яшкинского муниципального района и ООО "Яшкинский цемент", которые заключили Соглашение о социально-экономическом сотрудничестве, выразилось в следующем:
ООО "Яшкинский цемент", которое заключило соглашение о социально-экономическом сотрудничестве, получило преимущество перед другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на аналогичном товарном рынке вследствие закрепления в Соглашении обязанности AДМИНИСТPAЦИИ Яшкинского муниципального района, по оказанию содействия в экономическом и социальном развитии ООО "Яшкинский цемент", принятия оперативных мер и решений, направленных на повышение экономической эффективности работы ООО "Яшкинский цемент", предпринятия необходимых меры и использование имеющейся возможности для представления и реализации интересов Сторон в федеральных органах государственной власти, а также оказания содействия холдинговой компании "Сибирский цемент" при переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.
Кроме того, при реализации пунктов 3.1, 3.2, 3.3, 3.5 соглашения о социально-экономическом сотрудничестве ограничение конкуренции может выразиться в следующем:
хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере производства и реализации цементной продукции, а также отдельных видов строительных материалов, конструкций и изделий, с которыми не заключено соглашение о социально-экономическом сотрудничестве, могут оказаться в заведомо менее выгодном (неконкурентноспособном) положении по сравнению с ООО "Яшкинский цемент", которое подписало указанное соглашение.
Заключив 11.04.2012 г. Соглашение о социально-экономическом сотрудничестве на 2012 год, пункты 3.1, 3.2, 3.3, 3.5 которого могут привести к созданию необоснованно благоприятных условий деятельности ООО "Яшкинский цемент", и, как следствие, к ограничению конкуренции, администрация Яшкинского муниципального района и ООО "Яшкинский цемент" нарушили требования статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Доводы представителей администрации Яшкинского муниципального района о том, что администрация Яшкинского муниципального района не принимала на себя обязанностей выполнять какие - либо конкретные действия для ООО "Яшкинский цемент" в рамках реализации пунктов 3.1, 3.2, 3.3, 3.5 Соглашения, а также то, что данные пункты Соглашения являются несогласованными между сторонами, в связи с чем не подлежат исполнению, не могут быть приняты Комиссией Кемеровского УФАС России во внимание в силу следующего:
Пунктами 1 и 3 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей; к обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419).
Согласно части 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Часть 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Частью 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Следовательно, в силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации в гражданско-правовые отношения субъекты гражданского права вступают по своей воле и в своем интересе, руководствуясь принципом свободы договора.
В соответствии с частью 1 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Частью 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Таким образом, из содержания указанных выше норм права следует вывод о том, что по общему правилу договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
При заключении 11.04.2012 г. Соглашения о социально-экономическом сотрудничестве на 2012 год между администрацией Яшкинского муниципального района и ООО "Яшкинский цемент" достигнуто соглашение по всем существенным условиям, в том числе по пунктам 3.1, 3.2, 3.3, 3.5 данного Соглашения, что подтверждается подписями и печатями сторон.
Следовательно, довод представителей администрации Яшкинского муниципального района о том, что администрация Яшкинского муниципального района не принимала на себя обязательства о выполнении каких-либо конкретных действий для ООО "Яшкинский цемент" в связи с тем, что пункты 3.1, 3.2, 3.3, 3.5 Соглашения о социально-экономическом сотрудничестве на 2012 год от 11.04.2012 г. не были согласованы сторонами, подлежит отклонению, как не основанный на нормах действующего законодательства.
На основании изложенного Комиссия по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать администрацию Яшкинского муниципального района (652010, пгт. Яшкино, ул. Суворова, 14), ООО "Яшкинский цемент" (652010, пгт. Яшкино, ул. Гагарина, 33а) нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать администрации Яшкинского муниципального района предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: о внесении изменений в Соглашение о социально-экономическом сотрудничестве на 2012 год от 11.04.2012 г., путем исключения пунктов 3.1, 3.2, 3.3, 3.5 из указанного выше Соглашения.
3. Выдать ООО "Яшкинский цемент" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: о внесении изменений в Соглашение о социально-экономическом сотрудничестве на 2012 год от 11.04.2012 г., путем исключения пунктов 3.1, 3.2, 3.3, 3.5 из указанного выше Соглашения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Кемеровской области в течение трех месяцев с момента вынесения решения.
Председатель Комиссии: Н.Е. Кухарская
Члены Комиссии: Ю.А. Полякова
М.Г. Саврасов
Л.А. Александров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (опубликовано 11 сентября 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016