Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия
от 15 апреля 2015 г. N 06-04/3374
Резолютивная часть решения оглашена 10 апреля 2015 года.
Решение изготовлено в полном объеме 15 апреля 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 13.01.2014 N 2, от 17.02.2014 N 34, от 30.12.2014 N 339 в составе:
<_>
при участии в деле:
от заявителя - <_>
от заказчика - <_>
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "СпецТрансСервис" (далее - ООО "СпецТрансСервис") на действия аукционной комиссии Заказчика - ФКУ "Военный комиссариат Чувашской Республики" по необоснованному отказу в допуске к участию в электронном аукционе на право заключить контракт на оказание услуг по перевозке граждан, подлежащих призыву на военную службу, в период проведения призывной кампании 2015 года для отдела Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Чувашской Республики" по г. Чебоксары (изв. N 0115100006715000018) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Чувашское УФАС России 07.04.2015 обратилось ООО "СпецТрансСервис" с жалобой на действия аукционной комиссии Заказчика - ФКУ "Военный комиссариат Чувашской Республики" по необоснованному отказу в допуске к участию в электронном аукционе на право заключить контракт на оказание услуг по перевозке граждан, подлежащих призыву на военную службу, в период проведения призывной кампании 2015 года для отдела Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Чувашской Республики" по г. Чебоксары (изв. N 0115100006715000018).
В жалобе ООО "СпецТрансСервис" сообщает, что им подана заявка на участие в Электронном аукционе. Заявке ООО "СпецТрансСервис" присвоен порядковый номер 1. По итогам рассмотрения единственной заявки в Электронном аукционе, аукционной комиссией принято решение отклонить заявку ООО "СпецТрансСервис" по основанию отсутствия лицензии на перевозку пассажиров автотранспортом более восьми человек.
ООО "СпецТрансСервис" считает данный отказ неправомерным, просит провести внеплановую проверку, признать протокол рассмотрения единственной заявки незаконным и признать заявку ООО "СпецТрансСервис" соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
Представитель Заказчика считает принятое аукционной комиссией решение по отклонению заявки участника закупки - ООО "СпецТрансСервис" соответствующим требованиям Закона о контрактной системе.
По результатам рассмотрения жалобы Комиссия Чувашского УФАС по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
Заказчиком объявленной закупки является ФКУ "Военный комиссариат Чувашской Республики" (далее - Заказчик).
24.03.2015 9:36 на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение N 0115100006715000018 о проведении Электронного аукциона на оказание услуг по перевозке граждан, подлежащих призыву на военную службу, в период проведения призывной кампании 2015 года для отдела Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Чувашской Республики" по г. Чебоксары, с начальной (максимальной) ценой контракта 428 032, 00 руб.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки от 03.04.2015 на участие в Электронном аукционе поступила 1 заявка. По результатам рассмотрения единственной заявки аукционная комиссия установила, что заявка ООО "СпецТрансСервис" не соответствует требованиям документации об Электронном аукционе.
Основанием для отказа ООО "СпецТрансСервис" (заявка N 1) в допуске к участию в Электронном аукционе послужило отсутствие лицензии на перевозку пассажиров автотранспортом более 8 человек.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующее единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. К таким требованиям относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии лицензии, если соответствующий вид деятельности подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К таким требованиям относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии лицензии, если соответствующий вид деятельности подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
Таким образом, Заказчик обязан установить требование к участнику электронного аукциона о наличии соответствующей лицензии, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, Заказчик на заседании Комиссии признал, что в аукционной документации конкретное требование по наличию лицензии на перевозку пассажиров автотранспортом более 8 человек не установлено, предусмотрено только соответствие участника требованиям законодательства по данному объекту закупки.
В подпункте 1.6.2. пункта 1.6 "Требования к участникам закупки" и подпунктом 3.2.4. пункта 3.2 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе" Раздела I "Общие условия проведения электронного аукциона" установлено, что участник закупки должен предоставить документы подтверждающие, соответствие товара, работы, услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом, Комиссией установлено, что в документации об аукционе отсутствует перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Указанные обстоятельства не могут свидетельствовать о надлежащем выполнении требований пункта 6 части 5 статьи 63 и части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона Заказчиком установлено преимущество для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций предусмотренное статьей 30 Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что в представленной ООО "СпецТрансСервис" заявке отсутствуют документы, подтверждающие статус участника закупки на соответствие статье 30 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Чувашского УФАС признала довод Заявителя о неправомерном отклонении жалобы обоснованным. С учетом установленных обстоятельств, заявка ООО "СпецТрансСервис" не соответствовала требованиям Закона о контрактной системе и, соответственно, подлежала отклонению.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
1. Федеральным законом от 31.12.2014 N 498-ФЗ в статью 66 Закона о контрактной системе, устанавливающую порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе, внесены изменения.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 31.12.2014 N 498-ФЗ указанный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Из официальных источников следует, что закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 31.12.2014, следовательно, Федеральный закон от 31.12.2014 N 498-ФЗ вступил в силу 31.12.2014.
Комиссией установлено, что извещение и аукционная документация по данной закупке размещены на Официальном сайте 24.03.2015.
При этом пунктом 3.2 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе" установлены требования по наличию информации об участнике закупки в редакции Закона о контрактной системе, утратившего силу.
Данное обстоятельство свидетельствует о несоблюдении Заказчиком требований Закона о контрактной системе.
2. В составе аукционной документации представлен проект государственного контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5,7,8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер неустойки (штраф, пени), пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленным Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Однако, в проекте государственного контракта не отражены размеры штрафа, за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком), заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, устанавливаемые контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, что является нарушением частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Таким образом, проект контракта не содержит условий по расчету неустойки.
Включение в проект контракта ссылки на Правила вместо указания порядка расчета пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размера неустойки, что свидетельствует о несоблюдении требований статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Пункт 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в редакции, действующей с 04.06.2014, предусматривает предоставление информации об идентификационном номере налогоплательщика учредителей только при наличии.
В нарушение изложенного, пунктом 3.2.4 аукционной документации заказчик установил требование об обязательном предоставлении в составе второй части заявки информации об идентификационном номере налогоплательщика учредителей.
4. Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.
В нарушение данной нормы Закона Заказчиком, в проекте государственного контракта не указано, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.
5. Извещение о проведении Электронного аукциона опубликовано 24.03.2015 9:36. Дата и время начала подачи заявок установлены 24.03.2015 в 11:00, окончания подачи заявок - 31.03.2015 11:00. Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников установлена 03.04.2015, дата проведения аукциона - 08.04.2015.
Указанное свидетельствует о выполнении требований части 2 статьи 67, части 3 статьи 68 Закона о контрактной системе, установленных к срокам.
Вместе с тем, согласно части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Исходя из положений части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе, семидневный срок отсчитывается, начиная со следующего дня с момента размещения извещения на официальном сайте. В указанный срок также не включается день истечения срока предоставления заявок на участие в аукционе.
Таким образом, в рассматриваемом случае извещение было размещено за шесть календарных дней до дня окончания срока подачи заявок: 25.03.2015, 26.03.2015, 27.03.2015, 28.03.2015, 29.03.2015 и 30.03.2015.
Вместе с тем, на подачу заявок фактически отведено полных семь календарных дней: 25.03.2015, 26.03.2015, 27.03.2015, 28.03.2015, 29.03.2015, 30.03.2015 и 31.03.2015.
Данное обстоятельство свидетельствует о несоблюдении Заказчиком требований части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений и совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
В связи с тем, что на момент рассмотрения жалобы Заказчиком завершена процедура определения поставщика (подрядчика, исполнителя), необходимость в выдаче предписания отсутствует.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "СпецТрансСервис" обоснованной.
Признать Заказчика - ФКУ "Военный комиссариат Чувашской Республики" нарушившим часть 3 статьи 64, часть 3 статьи 66, пункты 2 и 4 статьи 34, часть 2 статьи 63, пункт 1 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия от 15 апреля 2015 г. N 06-04/3374
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016