Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
от 9 июля 2014 г. N 77-ФАС22-0В/06-14
Резолютивная часть решения оглашена 25 июня 2014
В полном объеме решение изготовлено 09 июля 2014
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Б <_>
Члены Комиссии:
С<_>
О<_>
рассмотрев дело N 77-ФАС22-ОВ/06-14 по признакам нарушения администрацией Табунского района Алтайского края пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованном расширении перечня документов, предъявляемых для получения градостроительного плана земельного участка в административном регламенте предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка (в ред. постановления администрации Табунского района от 27.08.2013 N 265), установила:
В ходе проведения мероприятий по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства органами местного самоуправления Алтайского края установлено, что постановлением администрации Табунского района Алтайского края N 265 от 27.08.2013 "О внесении изменений в административный регламент предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков" утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка в новой редакции (далее - регламент).
Получателями муниципальной услуги являются физические и юридические лица, являющиеся застройщиками в соответствии с требованиями действующего законодательства (раздел 1 пункт 1.5 регламента).
Пунктом 2.16 раздела 2 регламента установлен перечень документов, которые необходимы для выдачи ГПЗУ:
- заявление о подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка, к которому прилагаются следующие документы:
- копия паспорта (для физических лиц), либо личность полномочного представителя физического или юридического лица (подпункт 1);
- копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, копия свидетельства о регистрации в качестве юридического лица (подпункт 2);
- копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (подпункт 3);
- правоустанавливающие документы на земельный участок (подпункт 4): - кадастровый паспорт земельного участка; - свидетельство о правах на земельный участок, договор аренды земельного участка; - топографическую съемку земельного участка с нанесенными границами земельного участка и координатами поворотных точек (кроме объектов индивидуального жилищного строительства); - межевой план земельного участка; - копии правоустанавливающих документов на объект капитального строительства расположенных на земельном участке (при наличии объекта капитального строительства); - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, (при наличии зданий, строений, сооружений на соответствующем земельном участке); - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок, или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок (при наличии таковых);
- эскиз генерального плана земельного участка (подпункт 5).
Основанием для отказа в предоставлении ГПЗУ является: отсутствие или не полный перечень документов, указанных в пункте 2.16 настоящего регламента; несоответствие предоставленных документов по форме и содержанию нормам действующего законодательства (пункт 2.21 раздела 2 регламента).
В связи с установленными признаками нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" УФАС по Алтайскому краю на основании приказа УФАС по Алтайскому краю N 232 от 17.06.2014 в отношении администрации Табунского района Алтайского края возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 77-ФАС22-ОВ/06-14.
От администрации Табунского района поступило ходатайство о рассмотрении дела N 77-ФАС22-ОВ/06-14 без участия представителя ответчика (вх. N 680 от 24.06.2014).
Изучив обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу о наличии нарушения антимонопольного законодательства РФ ввиду следующего.
Согласно п. 1. ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, а также представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов (пункт 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").
Частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, положения пункта 2 части 1 настоящей статьи не распространяются на следующие документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа. Такими документами являются в том числе:
- документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, в том числе военнослужащих, а также документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца;
- учредительные документы юридического лица;
- правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Отношения в сфере предоставления муниципальной услуги - предоставление градостроительного плана земельного участка урегулированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
ГрК РФ устанавливает, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам (часть 1 статья 44 ГрК РФ). В случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 статьи 46 ГрК РФ, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы (пункт 17 статьи 46 ГрК РФ).
Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача ГПЗУ осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования ГПЗУ и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица, а также правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такая позиция отражена в Определении Верховного суда от 09.08.2012 г. N АПЛ12-449, письме Госстроя от 17.12.2012 г. N 3427-ВК/11/ГС.
Таким образом, включение в перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению на выдачу ГПЗУ: копии свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, копия свидетельства о регистрации в качестве юридического лица (подпункт 2); правоустанавливающих документов на земельный участок (кадастровый паспорт земельного участка; свидетельство о правах на земельный участок, договор аренды земельного участка; топографической съемки земельного участка с нанесенными границами земельного участка и координатами поворотных точек (кроме объектов индивидуального жилищного строительства); межевой план земельного участка; копии правоустанавливающих документов на объект капитального строительства расположенных на земельном участке (при наличии объекта капитального строительства); выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, (при наличии зданий, строений, сооружений на соответствующем земельном участке); выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок, или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок (при наличии таковых)) (подпункт 4); эскиза генерального плана земельного участка (подпункт 5) не предусмотрено действующими нормативными правовыми актами.
Не смотря на то, что законодательством не установлено предоставление со стороны заявителя дополнительных документов для получения ГПЗУ, администрация Табунского района Алтайского края в нарушение части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" определила список документов в регламенте, который, по её мнению, необходим для получения ГПЗУ, чем создала препятствия для хозяйствующих субъектов в получении бесплатной муниципальной услуги.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
На основании изложенного, действия администрации Табунского района Алтайского края, выразившиеся в утверждении постановлением администрации Табунского района от 27.08.2013 N 265 административного регламента предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка, в котором установлены необоснованные требования о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством (подпункты 2, 4, 5 пункта 2.16), образуют нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, решила:
1. Признать действия администрации Табунского района Алтайского края, выразившиеся в утверждении постановлением администрации Табунского района от 27.08.2013 N 265 административного регламента предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка, в котором установлены необоснованные требования о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством (подпункты 2, 4, 5 пункта 2.16), - противоречащими пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", пункту 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
2. Выдать администрации Табунского района Алтайского края предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
<_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
П Р Е Д П И С А Н И Е N 77-ФАС22-ОВ/06-14
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Б <_>
Члены Комиссии:
С<_>
О<_>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 09 июля 2014 по делу N 77-ФАС22-ОВ/06-14 по факту нарушения администрацией Табунского района Алтайского края пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Администрации Табунского района Алтайского края в срок до 01 августа 2014 прекратить нарушение п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" путем внесения изменений в подпункты 2, 4, 5 пункта 2.16 административного регламента предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка, утвержденного постановлением администрации Табунского района от 27.08.2013 N 265, предусматривающих исключение из перечня документов, которые должны быть приложены к заявлению на выдачу градостроительного плана земельного участка: копии свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, копия свидетельства о регистрации в качестве юридического лица (подпункт 2); правоустанавливающих документов на земельный участок (кадастровый паспорт земельного участка; свидетельство о правах на земельный участок, договор аренды земельного участка; топографической съемки земельного участка с нанесенными границами земельного участка и координатами поворотных точек (кроме объектов индивидуального жилищного строительства); межевой план земельного участка; копии правоустанавливающих документов на объект капитального строительства расположенных на земельном участке (при наличии объекта капитального строительства); выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, (при наличии зданий, строений, сооружений на соответствующем земельном участке); выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок, или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок (при наличии таковых)) (подпункт 4); эскиза генерального плана земельного участка (подпункт 5).
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения с предоставлением копии принятого решения.
<_>
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 9 июля 2014 г. N 77-ФАС22-0В/06-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016