Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 8809/04-2012 (опубликовано 1 октября 2012 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 14.09.2012
В полном объеме решение изготовлено 28.09.2012
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской обла-сти по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель - зам. руководителя управления К.Ю.Попов,
члены - начальник отдела М.С. Степанова;
- специалист-эксперт Е.С.Канева;
- специалист - эксперт К.Н.Сергейчева;
рассмотрев дело N 8809/04-2012 по признакам нарушения ОАО "Волжская территори-альная генерирующая компания" (443100, г. Самара, ул. Маяковского, 15) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции " (далее - Закон "О защите конкуренции"),
УСТАНОВИЛА:
08.06.2012 в Ульяновское УФАС России обратилось ЖСК "Комплекс" с просьбой провести проверку ценообразования на горячее водоснабжение и отопление ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" (далее также - ОАО "Волжская ТГК", общество) в отношении жителей, проживающих в жилых домах ЖСК "Комплекс".
Приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 10.07.2012 N 203 возбуждено дело по признакам нарушения ОАО "Волжская ТГК" пункта 10 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на ГВС для открытой системы теплоснабжения в домах ЖСК "Комплекс".
Определением от 17.08.2012 к участию в деле в качестве ответчика было привлечено УМУП "Теплоком" по факту необращения в уполномоченный орган для установления тари-фа на горячую воду на 2012 год, что повлекло ущемление интересов физических лиц, проживающих в домах ЖСК "Комплекс", при расчете платы за горячую воду.
На заседаниях комиссии представители ЖСК "Комплекс" пояснили, что "новый го-род" обеспечивается отоплением и горячей водой от ТЭЦ-2, которая вырабатывает тепловую энергию в режиме комбинированной выработки, т.е. с помощью электроэнергии. Тариф на тепловую энергию с коллектора ТЭЦ-2 установлен на 2012 год для населения в размере 699,74 руб./Гкал с учетом НДС Приказом Министерства экономики Ульяновской области N 06-793 от 24.11.2011. Тариф на услуги по передаче тепловой энергии по сетям УМУП "Теплоком" на 2012 год установлен в размере 194,7 руб./Гкал Приказом Министерства экономики Ульяновской области N 06-796 от 24.11.2011. Следовательно, тариф должен составлять 894,44 руб./Гкал, но ОАО "Волжская ТГК" предъявляет тариф на тепловую энергию в размере 1196,91 руб./Гкал. Разница в стоимости теплоносителя составляет 1,28 руб./тонну. Пояснили, что договор с УМУП "Теплоком" расторгнут в одностороннем порядке УМУП "Теплоком" с 01.01.2012. Выставление платы за горячее водоснабжение гражданам в зависимости от наличия двухтрубной или четырехтрубной системы инженерных сетей не обусловлено законодательством.
В соответствии с пунктом 15 Правил оказания коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N307, тарифы, применяе-мые ЖСК, должны быть аналогичными тарифам, применяемым к жителям. В настоящее время ОАО "Волжская ТГК" применяет расчетный метод в нарушение закона. Указали, что п.7 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства от 14.07.2008 N520, предусматривает воз-можность установления таких видов тарифов, как одноставочный и двуставочный. Данным актом не предусмотрено установление тарифов в зависимости от двухтрубной или четырех-трубной системы теплоснабжения. Необращение ОАО "Волжская ТГК" за установлением тарифа на горячую воду нарушает порядок ценообразования, т.к. указанные тарифы являют-ся регулируемыми и не подлежат самостоятельному расчету. Если сделать расчет по времен-ной методике, на которую ссылается ОАО "Волжская ТГК", то получится, что ОАО "Волж-ская ТГК" неправильно применила коэффициент, в частности, необходимо применять 0,055, а применяется 0,048. Точный расчет незаконно выставленных сумм ЖСК "Комплекс" пред-ставить не может, т.к. неизвестно, какой тариф бы действовал в настоящий момент Исходя из нормы, согласно которой период действия тарифов на товары и услуги организации ком-мунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы, применение к ЖСК "Комплекс" тарифов, утвер-жденных приказом Министерства экономики Ульяновской области от 25.11.2011 N06-861, является незаконным. Указали, что тарифы на тепловую энергию, предъявляемые при вы-ставлении платы за отопление ОАО "Волжская ТГК" являются завышенными, т.к. тариф на тепловую энергию с коллектораТЭЦ-2 установлен на 2012 год для населения в размере 699,74 руб./Гкал с учетом НДС, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии по сетям УМУП "Теплоком" на 2012 год установлены в размере 165 руб./Гкал без учета НДС (с учетом НДС-194,7руб.Гкал. Следовательно, тариф должен быть равен 894,44 руб, однако к оплате выставляется 1196,91 руб./Гкал. Исходя из данного тарифа стоимость 1 куб. м горячей воды должна составлять 70,56 руб./Гкал. Фактически применяется тариф величиной 85,76 руб.
Пояснили, что общедомовые приборы учета тепловой энергии на домах, находящихся в управлении ЖСК, не установлены.
Заявили требование об обязании ОАО "Волжская ТГК" при расчетах с потребителя-ми руководствоваться тарифом на горячую воду, утвержденную для УМУП "Теплоком" на 2011 год, обязать ОАО "Волжская ТГК" произвести перерасчет с ЖСК "Комплекс" за горя-чую воду, обязать ОАО "Волжская ТГК" обратиться в Министерство экономики Ульянов-ской области за установлением тарифа на горячую воду.
На заседаниях комиссии представители ОАО "Волжская ТГК" факт нарушения не признали, пояснили, что в период с 01.01.2012 по 02.05.2012 по домам, запитанным по 2-х трубной системе теплоснабжения применялся тариф на тепловую энергию в размере 1196,91 рублей за Гкал. на основании Приказа Министерства экономики Ульяновской области N06-861 от 25.11.2011, тариф на теплоноситель в размере 27,12 рублей за тонну, на основании Приказа Министерства экономики Ульяновской области N06-885 от 09.12.2012.
По домам, запитанным по 4-х трубной системе теплоснабжения, с 01.01.12 по 02.05.12 применялся тариф на горячую воду в размере 85,76 рублей за куб.м. на основании Приказа Министерства экономики Ульяновской области от 15.12.2011 N 06-891. За период с 02.05.2012 по 30.06.2012 по всем домам, находящимся в управлении ЖСК "Комплекс" при-менялся тариф на тепловую энергию в размере 1196,91 рублей за Гкал, с 01.07.2012 в разме-ре 1241,48 руб./Гкал, утвержденный Приказом Министерства экономики Ульяновской обла-сти от 25.11.2011 N 06-861, и тариф на теплоноситель в размере 27,12 рублей за тонну (с 01.01.12 по 30.06.12) и 28,44 руб. за тонну (с 01.07.2012), утвержденный Приказом Мини-стерства экономики Ульяновской области N06-885 от 09.12.2011. В действиях ОАО "Волж-ская ТГК" отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства, т.к. тарифы уста-навливаются Министерством экономики Ульяновской области и на основании данных тари-фов ОАО "Волжская ТГК" производит расчет потребителям. Также, пояснил, что в договоре теплоснабжения указание на системы теплоснабжения отсутствует. Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 24.04.2012 по делу NА72-1472/2012, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 07.08.2012, приказ Министерства экономики Ульяновской области от 15.12.2011 N06-891 "Об установлении тарифов на горячую воду для Открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" признан недействующим полностью. В соответствии с данным решением стоимость тепловой энергии и теплоносителя для домов с четырехтрубной системой теплоснабжения стала рассчитываться как для домов с двухтрубной системой теплоснабжения.
Пояснили, что общество законодательство о ценообразовании не нарушает. Исходя из пункта 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам тарифы на горячую воду, приготавливаемую с использованием внутридомовых сетей, не подлежат установлению. Однако общество не является исполнителем коммунальных услуг и осуществляет производство только теплоносителя, поэтому тариф на горячую воду для него не устанавливается. Используемый расчет свидетельствует об отсутствии нарушения в действиях общества. При расчете стоимости горячей воды использован коэффициент в меньшем размере в целях снижения протестных настроений общества. По отношению к обществу не выполняются 2 критерия, установленные пунктами 47, 48 Основ ценообразования, в связи с чем тариф для общества на горячую воду не должен быть установлен. Указал, что подобные выводы были сделаны Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области в ходе рассмотрения дела N5009/04-2009. ЦТП на сетях общества отсутствуют, ЦТП находятся на сетях УМУП "Теплоком".
Представители ОАО "Волжская ТГК" пояснили, что в связи с отсутствием установ-ленных общедомовых приборов учета плата выставляется ЖСК "Комплекс" исходя из объе-мов, определенных расчетным путем.
Представитель Министерства экономики Ульяновской области пояснил, что кассационная инстанция оставила без изменения решение Арбитражного суда Ульяновской области, которым утвержден тариф на горячую воду для ОАО "Волжская ТГК". Однако Министерство экономики намерено обратиться с надзорной жалобой в ВАС РФ по данному делу. Пояснил, что изменение правоотношений между производителем тепловой энергии и передающей организацией не должно было повлиять на установление либо неустановление тарифа.
Представители УМУП "Теплоком" факт нарушения не признали, указали следующее. Предприятие не обращалось в регулирующий орган для установления тарифа на горячую воду, т.к. до 30.06.2012 действовала редакция Методических указаний, предписывающих установление тарифов на горячую воду только для организаций коммунального комплекса, имеющих закрытую систему теплоснабжения, в связи с чем у УМУП "Теплоком" отсутство-вала обязанность по установлению такого тарифа.
Согласно Основам ценообразования тарифы на горячую воду и надбавки к таким та-рифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказанию услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения. С 01.01.2012 УМУП "Теплоком" оказывает услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя ОАО "Волжская ТГК". В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 27.07.2010 N190-Фз "О теплоснабжении" по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, преобразование тепловой энергии в ЦТП и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги. Такой договор между УМУП "Теплоком" и ОАО "Волжская ТГК" находится на стадии заключения, однако между данными лицами фактически сложились отношения по поставке тепловой энергии и теплоносителя. Обязательства теплоснабжающей организации при этом заканчиваются на границе балансовой принадлежности потребителя. Таким образом, УМУП "Теплоком" фактически является организацией коммунального комплекса, обеспечивающей передачу тепловой энергии потребителям коммунальных услуг, в отношении с которыми она не состоит и плату за горячую воду с них не взимает. Следовательно, УМУП "Теплоком" не подпадает под признаки организаций, предусмотренные нормами Закона N210-ФЗ и Основ ценообра-зования.
Поскольку система подогрева воды в ЦТП УМУП "Теплоком" отсутствует, а в них осуществляется преобразование тепловой энергии путем регулирования параметров воды, поставляемой потребителям ОАО "Волжская ТГК", следовательно, в ЦТП вообще не ис-пользуется "холодная вода" в смысле п. 48 Основ ценообразования. Соответственно, УМУП "Теплоком" не является субъектом ценообразования и тариф на ГВС не подлежит установ-лению.
Тарифы на ГВС ранее устанавливались, и плата выставлялась исходя из объемов, определенных по нормативам потребления в соответствии с постановлением N307, и утвер-жденных тарифов. Приготовление осуществляется для ОАО "Волжская ТГК", а не граждан. Пояснили, что договоры ранее заключенные договоры с потребителями не действуют. Даже если потребители не направили соглашение о расторжении договора с УМУП "Теплоком", согласованное со своей стороны, то реально договоры не действуют.
С учетом изложенного указали, что в действиях предприятия отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.
Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комис-сия приходит к выводу о наличии в действиях ОАО "Волжская ТГК", выразившихся в нару-шении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем применения неустановленных уполномоченным органом тарифов на горячую воду в 2012 году, нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
При этом Комиссия исходит из следующего.
Согласно п.10 ч. 1 ст. 10 Закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (без-действие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.
Согласно части 5 статьи 5 Закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" включено в Реестр субъ-ектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в раздел 1 "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии" под номером 63.1.11 10.07.06 N 122-Э (информа-ция размещена на сайте ФСТ РФ http://www.fstrf.ru).
Кроме того, исходя из анализа рынка теплоснабжения, проведенного управлением в 2011 году, ОАО "Волжская ТГК" занимает доминирующее положение на рынке производ-ства тепловой энергии в границах г. Ульяновска (с долей более 50%).
В соответствии со схемой энергоснабжения г. Ульяновска на период до 2017 года централизованное теплоснабжение Заволжского района города Ульяновска осуществляется от ТЭЦ-2. Тепловые сети жилого района закольцованы. Температурный график регулирова-ния отпуска тепла- 150-70°С
Законодательством установлено, что система взаимоотношений на рынке теплоснаб-жения может быть организована нескольким способами:
1) теплоснабжающая организация заключает договор теплоснабжения с по-требителями, как непосредственно, так и опосредованно присоединенным (т.е. имеющим присоединение к сетям теплосетевой организации). Кроме того, теплоснабжающая организация заключает договор оказания услуг по передаче тепловой энергии с теплосетевыми организациями в целях обеспечения своих потребителей услугами по тепло-снабжению;
2) теплоснабжающая организация, вырабатывающая тепловую энергию, за-ключает договор поставки тепловой энергии с теплоснабжающей организацией, чьи сети присоединены к собственным сетям, а договор теплоснабжения заключает с потребителем теплоснабжающая организация - покупатель тепловой энергии.
Каких-либо запретов на организацию теплоснабжения потребителей тем или иным способом на настоящий момент не установлено.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предо-ставления коммунальных услуг гражданам, которыми регулируются отношения между ис-полнителями и потребителями коммунальных услуг.
В соответствии с приложением N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N307, (далее также Правила) расчет платы за горячую воду осуществляется исходя из тарифа на горячую воду, утвержденную в рублях за куб. м.
Согласно пункту 15 Правил в случае если исполнителем является товарищество соб-ственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный по-требительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за ком-мунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно пункту 8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресур-сов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями, с целью обеспечения потребите-лей коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
С.01.09.2012 вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в которых расчет платы за горячее водоснабжение осуществляется исходя из тарифа (цены) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 47 Основ ценообразования и порядка регулирования тарифов, надба-вок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520, тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального ком-плекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснаб-жения.
В соответствии с пунктом 48 Основ ценообразования и порядка регулирования тари-фов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520, тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подо-грев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твер-дых бытовых отходов.
С 01.01.2012 ОАО "Волжская ТГК" является поставщиком тепловой энергии, тепло-носителя и горячей воды для ЖСК "Комплекс". УМУП "Теплоком" прекратил поставку ре-сурсов в отношении ЖСК "Комплекс", в одностороннем порядке расторгнув действующий в 2011 году договор. ОАО "Волжская ТГК", для обеспечения поставки ресурсов направило УМУП "Теплоком" оферту для заключения договора на оказание услуг по передаче тепловой энергии. С 01.01.2012 документы на оплату за поставленные ресурсы ЖСК "Комплекс" выставляются ОАО "Волжская ТГК".
В части поставки горячей воды общество оказывает услуги для ЖСК "Комплекс" в отношении домов, имеющих четырехтрубную систему теплоснабжения. В отношении двух-трубной системы теплоснабжения поставщиком горячей воды общество не является, т.к. го-рячая вода производится с использованием внутридомовых систем (в соответствии с пунк-том 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановле-нием Правительства РФ от 23.05.2006 N307).
В соответствии договором теплоснабжения N77805птэ, направленным ОАО "Волж-ская ТКГ" в ЖСК "Комплекс" теплоснабжающая организация обязуется подавать Потреби-телю от сетей через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель и /или горя-чую воду от сетей УМУП "Теплоком", а Потребитель обязуется оплачивать принятую тепло-вую энергию, теплоноситель и/или горячую воду (пункт 1.1 договора). Согласно пункту 4.1 договора величина тарифа на горячую воду (руб./куб.м, с учетом НДС) составляет:
На период с 01.01.2012 по 30.06.2012 На период с 01.07.2012 по 31.08.2012 На период с 01.09.2012 по 31.12.2012
85,76 90,91 96,05
В приложении N1 к договору понятия теплоносителя и горячей воды приравнены, в частности в ориентировочных договорных (плановых) объемах теплоносителя и (или) горя-чей воды данные объемы указаны в виде одной величины (за каждый месяц в течение года).
Согласно требованиям САНПИН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах во-доразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Из 25 домов, находящихся в управлении ЖСК "Комплекс", 19 имеют двухтрубную систему теплоснабжения (т.е. тепловые пункты расположены на внутридомовых сетях мно-гоквартирного дома и находятся в общей собственности жильцов дома), 6 домов имеют че-тырехтрубную систему теплоснабжения (т.е. тепловые пункты, на которых осуществляется доведение теплоносителя /горячей воды до параметров, установленных САНПИН 2.1.4.2496-09, находятся до границы раздела сетей сетевой организации и общедомовых сетей многоквартирного дома).
Следовательно, ОАО "Волжская ТГК" является поставщиком горячей воды для ЖСК "Комплекс" и обеспечивает поставку горячей воды ЖСК "Комплекс", соответствующей па-раметрам, предъявляемым к горячей воде САНПИН 2.1.4.2496-09, по домам с четырехтруб-ной системой теплоснабжения.
Таким образом, довод ОАО "Волжская ТГК", что отсутствие систем, с использовани-ем которых осуществляется непосредственное производство горячей воды, не позволяет от-нести общество к организации коммунального комплекса, не подтверждается.
Из представленных расчетных ведомостей, в которых определен объем поставленного ресурса и применяемый тариф следует, что с января 2012 года по апрель 2012 года плата за горячую воду по МКЖД, расположенным по адресам:
-г. Ульяновск, пр-т Созидателей, 26;
-г. Ульяновск, б-р Львовский, 2;
-г. Ульяновск, пр-т Созидателей, 30;
-г. Ульяновск, б-р Пензенский, 7;
-г. Ульяновск, б-р Пензенский, 11;
-г. Ульяновск, пр-т Созидателей, 8,
выставлялась не по тарифам за кубический метр потребленной воды, а раздельно за теплоэнергию в горячей воде через тепловые сети УМУП "Теплоком" по тарифу 1196,91 руб./Гкал, а также за теплоноситель (химически очищенная вода через тепловые сети УМУП "Теплоком") по тарифу 27,12 руб./т.
В соответствии с пунктом 7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Мин-региона РФ от 15.02.2011 N 47 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.03.2011 N 19999), в ре-дакции до принятия Решения ВАС РФ от 29.06.2012 N ВАС-4747/12, тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды (теплоносителя) потребителем путем ее отбора из тепловой сети (далее - закрытая система теплоснабжения).
Орган регулирования устанавливает одноставочный тариф, представляющий собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды, в случаях, когда тарифы на холодную воду установлены также в виде одноставочных тарифов.
Если тарифы на холодную воду установлены в виде двухставочных тарифов, орган регулирования устанавливает тариф на горячую воду, который состоит из:
- ставки платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды;
- ставки платы за содержание системы горячего водоснабжения за 1 Гкал в час присо-единенной мощности.
Если горячее водоснабжение осуществляется в водяной системе теплоснабжения, в которой вся или часть сетевой воды (теплоносителя) используется путем ее отбора из тепло-вой сети для удовлетворения нужд потребителя в горячей воде (далее - открытая система теплоснабжения), потребители оплачивают:
- тепловую энергию (мощность), используемую для целей горячего водоснабжения, по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;
- расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения исходя из удельной стоимо-сти подготовки 1 куб. метра воды в открытых системах теплоснабжения соответствующей теплоснабжающей организацией (производителем тепловой энергии).
Если горячее водоснабжение обеспечивается с использованием индивидуальных теп-ловых пунктов, являющихся общедомовым имуществом, в том числе если с их использова-нием осуществляется поставка горячей воды в иные жилые дома и нежилые здания, стои-мость коммунальной услуги горячего водоснабжения определяется в порядке, предусмот-ренном Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23 мая 2006 г. "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам"
После принятия решения ВАС РФ от 29.06.2012 N ВАС-4747/12, которым было при-знано противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, утверждение тарифа на горячую воду в куб. м исключительно для открытых систем теплоснабжения абзац первый указанного пункта стал действовать в следующей редакции:
"тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения.
Орган регулирования устанавливает одноставочный тариф, представляющий собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды, в случаях, когда тарифы на холодную воду установлены также в виде одноставочных тарифов.
Если тарифы на холодную воду установлены в виде двухставочных тарифов, орган регулирования устанавливает тариф на горячую воду, который состоит из:
- ставки платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды;
- ставки платы за содержание системы горячего водоснабжения за 1 Гкал в час присо-единенной мощности.
Если горячее водоснабжение обеспечивается с использованием индивидуальных теп-ловых пунктов, являющихся общедомовым имуществом, в том числе если с их использова-нием осуществляется поставка горячей воды в иные жилые дома и нежилые здания, стои-мость коммунальной услуги горячего водоснабжения определяется в порядке, предусмот-ренном Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23 мая 2006 г. "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам"".
Таким образом, для открытой системы теплоснабжения тарифы на горячую воду в куб. м должны быть установлены.
Следовательно, ОАО "Волжская ТГК" обязано было обратиться в уполномоченный орган для установления тарифа на горячую воду на 2012 год. Однако с указанным заявлени-ем и приложенными документами не обращалось, что подтверждается пояснениями обще-ства.
Не утвердив тариф в установленном действующим законодательством порядке, ОАО "Волжская ТГК" применяет при расчете размера платы за горячее водоснабжение отдельно тариф на "тепловую энергию для горячего водоснабжения" в рублях за Гкал и тариф на "хи-мически очищенную воду" в рублях за тонну, что подтверждается представленными в мате-риалы дела расчетными ведомостями, выставленными ЖСК "Комплекс" в 2012 году, начиная с мая 2012 года.
Действия ОАО "Волжская ТГК" при расчете платы за горячее водоснабжение без учета нормативно-правовых актов, определяющих порядок расчета платы за коммунальные услуги, а также бездействие ОАО "Волжская ТГК", выразившееся в неисполнении обязанности по обращению в уполномоченный орган для расчета и установления тарифа на горячее водоснабжение на 2012 год, является нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка ценообразования, что не допускается в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
Доводы ЖСК "Комплекс" о том, что ОАО "Волжская ТГК" неправомерно применяло при выставлении платы за отопление тарифы на тепловую энергию, утвержденные приказом Министерства экономики Ульяновской области от 25.11.2011 N06-861, является необоснованными исходя из следующего.
Для ОАО "Волжская ТГК" на 2012 год утверждены следующие тарифы для населения (в соответствующих пунктах приказов в отношении ресурсов, поступающих от сетей УМУП "Теплоком"):
N Наименование
тарифа Реквизиты Приказа Ми-нистерства экономики Ульяновской области Размер тарифа с 01.01.2012 по 30.06.12 Размер тарифа с 01.07.2012 по 31.08.2012 Размер та-рифа с 01.09.2012 по 31.12.2012
1 "тарифы на тепло-носитель" (на кол-лекторах ОАО "ВоТГК") 24.11.2011 N06-854 25,84
Руб./т 27,14
Руб./т 27,14
Руб./т
2 "конечные тарифы на тепловую энер-гию" 25.11.2011 N06-861 1196,91 руб./Гкал 1241,45
руб./Гкал 1241,45
руб./Гкал
3 "тарифы на горя-чую воду для от-крытой системы теплоснабжения" 15.12.2011 N06-891 85,76
руб./куб м 90,91
руб./куб м 90,91
руб./куб м
4 "тарифы на тепло-носитель" (через сети УМУП "Теп-локом") 09.12.2011 N06-885 27,12
Руб./т 28,44
Руб./т 28,44
Руб./т
5 "тарифы на тепло-вую энергию" (на коллекторах ОАО "ВоТГК") 24.11.2011 N06-793 699,74
руб./Гкал 752,22
руб./Гкал 752,22
руб./Гкал
6 Тарифы на тепло-вую энергию (с учетом производ-ства и передачу тепловой энергии по сетям ОП Про-изводственное предприятие "ТУТС в г.Ульяновск" УФ ОАО "Волжская ТГК" 24.11.2011 N06-794 1002,21
руб./Гкал 1042,65
руб./Гкал
1042,65
руб./Гкал
Для УМУП "Теплоком" на 2012 год установлены тарифы на услуги по передаче теп-ловой энергии: на период с 01.01.12 по 30.06.12 - 165 руб./Гкал без НДС, 168,5 руб./Гкал без НДС на период с 01.07.12 по 31.12.2012.
Многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ЖСК "Комплекс" получа-ют тепловую энергию не с коллекторов ОАО "Волжская ТГК", и не являются непосред-ственно присоединенными к сетям общества. Данные дома присоединены к системе тепло-снабжения через сети УМУП "Теплоком", в связи с чем не подлежат применению в отноше-нии ЖСК "Комплекс" тарифы, утвержденные приказами Министерства экономики Ульяновской области от 24.11.2011 N06-794, от 24.11.2011 N06-793.
Комиссия считает необходимым прекратить рассмотрение дел в отношении УМУП "Теплоком" по факту нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем применения неустановленных уполномоченным органом тарифов на горячую воду в 2012 году в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в данных действиях УМУП "Теплоком", поскольку в 2012 году УМУП "Теплоком" не являлось поставщиком тепловой энергии, теплоносителя, горячей воды ЖСК "Комплекс".
Доводы ЖСК "Комплекс" в отношении действий УМУП "Теплоком" по односторон-нему расторжению договора, действовавшего в 2010-2011 годах, комиссия считает необхо-димым рассмотреть в рамках иного дела в целях полного и всестороннего рассмотрения дан-ных доводов.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции " комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать действия ОАО "Волжская ТГК", выразившиеся в нарушении установлен-ного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем применения неустановленных уполномоченным органом тарифов на горячую воду в 2012 году, нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции "
2. Выдать ОАО "Волжская ТГК" предписание о прекращении нарушения антимоно-польного законодательства, об обязании обратиться в уполномоченный орган за установле-нием тарифа на 2012 год на горячую воду в рублях за кубический метр воды.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотрен-ном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Выделить в отдельное производство дело в отношении УМУП "Теплоком" по факту одностороннего расторжения договора теплоснабжения с ЖСК "Комплекс".
5. Прекратить производство в отношении УМУП "Теплоком" по факту нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем приме-нения неустановленных уполномоченным органом тарифов на горячую воду в 2012 году в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в данных действиях УМУП "Теплоком".
Председатель комиссии К.Ю.Попов
Члены комиссии
М.С. Степанова
Е.С.Канева
К.Н.Сергейчева
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимоно-польного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных право-нарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 8809/04-2012 (опубликовано 1 октября 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016