Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
от 9 апреля 2015 г. N АР-48-15
Я, заместитель руководителя Башкортостанского УФАС России начальник отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы <>, рассмотрев в присутствии директора ООО "Финанс Консалтинг" Нигматуллина Р.Р. материалы дела N Р-17-15, протокол и материалы дела N АР-48-15 об административном правонарушении в отношении должностного лица - директора ООО "Финанс Консалтинг" Нигматуллина Романа Рамильевича <> установил:
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О рекламе" целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Федерального закона "О рекламе" предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.
Согласно пункту 4.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (приложение N1 к приказу ФАС России от 26.01.2011 N30) территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе.
Управлением Федеральной антимонопольной службы России по Республике Башкортостан рассмотрена реклама, а именно: "Деньги наличными. Тел: 8-917-789-10-06", размещенная в общественно-политической газете "Стерлибашевские родники" N143 (8030) от 13.12.2014 г., рекламораспространитель - "Стерлибашевские родники" (453180, с.Стерлибашево, ул.Карла Маркса, 102).
Данная реклама имеет признаки нарушения ч.13 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" в части того, что:
- реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)" не допускается.
В данной рекламе не указаны лица, осуществляющие профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28, указанного закона, несет рекламодатель и рекламораспространитель.
05.03.2015 г. присутствовал директор (главный редактор) ГУП РБ РИК "Стерлибашевские родники" - Ганиев М.М. Согласно объяснениям Ганиева М.М. (вх.N2847 от 05.03.2015), сотрудница редакции допустила техническую ошибку, в макете она пропустила информацию о лице, осуществляющем деятельность по предоставлению денежных средств. Макет рекламы был получен в надлежащем виде, а именно с указанием банка, осуществляющего деятельность по выдаче кредита. Макет был получен от рекламодателя ООО "Финанс Консалтинг".
Также прилагаются документы (вх.N2847 от 05.03.2015): объяснительная, выписка из приказа N2, трудовой договор, дополнительное соглашение N319 к трудовому договору, выписка из ЕГРЮЛ, устав ООО "Финанс Консалтинг", свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, свидетельство о гос.регистрации юридического лица, свидетельство о регистрации СМИ, устав редакции, устав ГУП РБ РИК.
Комиссией принято решение о привлечении в качестве рекламодателя- ООО "Финанс Консалтинг" (453100, РБ, г.Стерлитамак, ул.Артема, д.123,офис 4).
24.03.2015 г. на рассмотрении дела присутствовали директор ООО "Финанс Консалтинг" - Нигматуллин Р.Р. и директор (главный редактор) ГУП РБ РИК "Стерлибашевские родники" - Ганиев М.М. Директор (главный редактор) ГУП РБ РИК "Стерлибашевские родники" - Ганиев М.М. пояснил, что агента по рекламе убедили разместить данную рекламу в газету рекламодатель - директор ООО "Финанс Консалтинг".
От директора ООО "Финанс Консалтинг" Нигматуллина Р.Р. были получены письменные объяснения (вх.N3785 от 24.03.2015 г), согласно которым "Оплата за рекламу была произведена через кассу редакции, договор с редакцией заключен не был. Хозяйственную деятельность ООО "Финанс Консалтинг" не осуществляет. Займы собирались выдавать через банки".
Согласно объяснениям Ганиева М.М. (вх.N4693 от 09.04.2015): "Предоставляю бланк заказа на объявления, который был составлен при получении рекламного материала от рекламодателя Нигматуллина Р.Р. (директора ООО "Финанс Консалтинг"). Кассовый чек N5747 от 06.06.2014 г. сразу же был выдан Нигматуллину Р.Р. Также предоставляю копию реестра от 06.06.2014 г. из книги регистрации. В данном реестре указаны поступившие в этот день в кассу редакции деньги от рекламодателей".
От директора ООО "Финанс Консалтинг" Нигматуллина Р.Р. были получены письменные объяснения (вх.N4692 от 09.04.2015 г): "Предоставляю квитанцию о приеме налоговой декларации, согласно которой хозяйственную деятельность организация не ведет. Чек об оплате за рекламу в газету "Стерлибашевские родники" утерян".
09.04.2015 г. на рассмотрении дела присутствовали директор (главный редактор) ГУП РБ РИК "Стерлибашевские родники" - Ганиев М.М. и директор ООО "Финанс Консалтинг" - Нигматуллин Р.Р. Директор ООО "Финанс Консалтинг" - Нигматуллин Р.Р. пояснил, что рекламу в газету подавали с целью будут ли люди обращаться в ООО "Финанс Консалтинг" для получения денег. На момент подачи рекламы хозяйственную деятельность ООО "Финанс Консалтинг" не вело, так как выдача денег осуществляется с разрешения лицензирующего органа. Директор (главный редактор) ГУП РБ РИК "Стерлибашевские родники" - Ганиев М.М. пояснил, что чек об оплате был выдан Нигматуллину Р.Р. в день подачи объявления.
Анализ материалов дела NР-17-15 показал, что Управлением Федеральной антимонопольной службы России по Республике Башкортостан рассмотрена реклама, а именно: "Деньги наличными. Тел: 8-917-789-10-06", размещенная в общественно-политической газете "Стерлибашевские родники" N143 (8030) от 13.12.2014 г., рекламораспространитель - "Стерлибашевские родники" (453180, с.Стерлибашево, ул.Карла Маркса, 102) имеет признаки нарушения ч.13 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" в части того, что: - реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)" не допускается. В указанной рекламе не указаны лица, осуществляющие профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.
Согласно объяснениям Ганиева М.М. (вх.N2847 от 05.03.2015), сотрудница редакции допустила техническую ошибку, в макете она пропустила информацию о лице, осуществляющем деятельность по предоставлению денежных средств. Макет рекламы был получен в надлежащем виде, а именно с указанием банка, осуществляющего деятельность по выдаче кредита. Макет был получен от рекламодателя ООО "Финанс Консалтинг". Согласно объяснениям Ганиева М.М. (вх.N4693 от 09.04.2015): "Предоставляю бланк заказа на объявления, который был составлен при получении рекламного материала от рекламодателя Нигматуллина Р.Р. (директора ООО "Финанс Консалтинг"). Кассовый чек N5747 от 06.06.2014 г. сразу же был выдан Нигматуллину Р.Р. Также предоставляю копию реестра от 06.06.2014 г. из книги регистрации. В данном реестре указаны поступившие в этот день в кассу редакции деньги от рекламодателей". От директора ООО "Финанс Консалтинг" Нигматуллина Р.Р. были получены письменные объяснения (вх.N4692 от 09.04.2015 г): "Предоставляю квитанцию о приеме налоговой декларации, согласно которой хозяйственную деятельность организация не ведет. Чек об оплате за рекламу в газету "Стерлибашевские родники" утерян". Директор ООО "Финанс Консалтинг" - Нигматуллин Р.Р. пояснил, что рекламу в газету подавали с целью будут ли люди обращаться в ООО "Финанс Консалтинг" для получения денег. На момент подачи рекламы хозяйственную деятельность ООО "Финанс Консалтинг" не вело, так как выдача денег осуществляется с разрешения лицензирующего органа.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела NР-17-15 установлено, что реклама: "Деньги наличными. Тел: 8-917-789-10-06", размещенная в общественно-политической газете "Стерлибашевские родники" N143 (8030) от 13.12.2014 г., рекламораспространитель - "Стерлибашевские родники" (453180, с.Стерлибашево, ул.Карла Маркса, 102), рекламодатель - ООО "Финанс Консалтинг" (453100, РБ, г.Стерлитамак, ул.Артема, д.123,офис 4) имеет признаки нарушения ч.7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в части того, что: не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Комиссией принято решение исключить признаки нарушения части 13 статьи 28 ФЗ "О рекламе", так как ООО "Финанс Консалтинг" не осуществляет профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, на которую необходимо разрешение лицензирующего органа; переквалифицировать данное дело на часть 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе"; производство по делу NР-17-15 в отношении ГУП РБ РИК "Стерлибашевские родники" (453180, с.Стерлибашево, ул.Карла Маркса, 102) - прекратить.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, указанного закона, несет рекламодатель.
В связи с тем, что на момент вынесения решения не было представлено документов, подтверждающих устранение нарушения законодательства о рекламе, Комиссией принято решение о выдаче предписаний ГУП РБ РИК "Стерлибашевские родники", ООО "Финанс Консалтинг".
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 09.04.2015 г.
Решением по делу NР-17-15 признано, что реклама: "Деньги наличными. Тел: 8-917-789-10-06", размещенная в общественно-политической газете "Стерлибашевские родники" N143 (8030) от 13.12.2014 г., рекламораспространитель - "Стерлибашевские родники" (453180, с.Стерлибашево, ул.Карла Маркса, 102), рекламодатель - ООО "Финанс Консалтинг" (453100, РБ, г.Стерлитамак, ул.Артема, д.123,офис 4) нарушает часть 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе"
09.04.2015 г. в отношении должностного лица - директора ООО "Финанс Консалтинг" Нигматуллина Романа Рамильевича был составлен протокол NАР-48-15(исх.N6/4235 от 09.04.2015 г.). Заявлено ходатайство о рассмотрении дела NАР-48-15 - 09.04.2015 г. Ходатайство удовлетворено.
Событие административного правонарушения вменяемое должностному лицу - директору ООО "Финанс Консалтинг" Нигматуллину Роману Рамильевичу выражается в размещении рекламы в общественно-политической газете "Стерлибашевские родники" N143 (8030) от 13.12.2014 г., а именно: "Деньги наличными.Тел: 8-917-789-10-06", рекламораспространитель - "Стерлибашевские родники" (453180, с.Стерлибашево, ул.Карла Маркса, 102), рекламодатель - ООО "Финанс Консалтинг" (453100, РБ, г.Стерлитамак, ул.Артема, д.123,офис 4).
Объект правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.14.3 КоАП РФ - отношения в области получения потребителем достоверной рекламы, соответствующей требованиям законодательства РФ о рекламе.
Субъект правонарушения - должностное лицо - директор ООО "Финанс Консалтинг" Нигматуллин Роман Рамильевич
Объективная сторона данного правонарушения состоит в распространении ненадлежащей рекламы, недопустимой с точки зрения законодательства РФ о рекламе.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла. У должностного лица - директора ООО "Финанс Консалтинг" Нигматуллина Романа Рамильевича имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, состав административного правонарушения имеется.
Согласно ч. 2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Таким образом, при назначении наказания должностным лицом Управления, рассматривающим дело N АР-48-15, в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, учитывается тот факт, что лицо, привлекаемое к административной ответственности - директор ООО "Финанс Консалтинг" Нигматуллин Роман Рамильевич ( впервые привлекается к административной ответственности, на иждивении имеются двое несовершеннолетних детей.
В соответствии частью 1 статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч рублей до пятисот тысяч рублей.
Руководствуясь статьями 2.4, 4.1, 4.2, ч.1 ст. 14.3, 23.48, 29.10 КоАП РФ, постановил:
Признать виновным директора ООО "Финанс Консалтинг" Нигматуллина Романа Рамильевича <>, в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере четырех тысяч рублей (4 000 рублей).
Реквизиты для перечисления штрафа:
ГРКЦ Республики Башкортостан Банка России г.Уфа;
БИК 048073001;
Получатель: УФК по Республике Башкортостан (Башкортостанское УФАС России);
ИНН Получателя: 0274090077;
КПП Получателя: 027401001;
Р\с 40101810100000010001;
ОКТМО 80701000
Штраф зачисляется в доход бюджета на код:
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе
1 16 26000 01 6000 140).
Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 статьи 32.2, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течении десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 КоАП РФ, вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
В соответствии с частью 2 статьи 30.1 КоАП РФ в случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд или вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.
В соответствии с ч.3 ст.30.2 КоАП РФ жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Заместитель руководителя <>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 9 апреля 2015 г. N АР-48-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016