Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю
от 24 июня 2014 г. N 13/06-2014
Резолютивная часть решения объявлена: 10.06.2014
Полный текст решения изготовлен: 24.06.2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - <_> - заместитель руководителя, члены Комиссии: <_> - начальник отдела антимонопольного контроля, <_> - специалист 1 разряда отдела контроля органов власти,
рассмотрев 10.06.2014 дело N 13/06-2014,
возбужденное по заявлению гр-ки <_> в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ул. Новая Басманная, 2, г. Москва, 107174; ИНН 7708503727; далее - ОАО "РЖД") по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в уклонении от заключения договора со смежной сетевой организацией для целей технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданке <_> и расположенных по адресу: примерно в 30 м по направлению на север от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, Шкотовский район, с. Анисимовка, <_>
при участии:
от заявителя представитель не явился, надлежащим образом уведомлен,
от ОАО "Российские железные дороги": <_> - главный инженер Владивостокской дистанции электроснабжения ДВОСТ (удостоверение сотрудника ОАО "РЖД" N V 1223062 от 24.03.2014), <_> - юрисконсульт 1 категории Владивостокского отдела правового обеспечения юридической службы филиала ОАО "РЖД" (доверенность N 369 от 10.09.2013),
от третьего лица ООО "Распределительные энергетические сети": <_> - главный инженер (доверенность N 34 от 09.06.2014), <_>- юрисконсульт (доверенность N 18 от 27.09.2013), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю поступило (вх. N 8632 от 03.12.2013) заявление (с приложениями копий документов) от гражданки <_> (далее - Заявитель) на действия Владивостокской дистанции электроснабжения ОАО "РЖД" (далее - Дистанция) по поводу уклонения последней от согласования технических условий и резерва мощности, необходимой для технологического присоединения энергопринимающих устройств жилого дома, расположенного по адресу: примерно в 30 м по направлению на север от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, Шкотовский район, с. Анисимовка, <>(далее - Объект), путем отказа в согласовании технических условий и резерва мощности.
Согласно имеющимся в распоряжении Приморского УФАС России материалам, установлено следующее.
20.04.2012 (вх. N 64) в адрес ООО "Распределительные энергетические системы" (далее - ООО "РЭС", Общество) гражданка <_> направила заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств Объекта.
В связи с тем, что фидер 0,4кВ (ул. Советская, ул. Смольная), арендуемый ООО "РЭС", запитан от КТП-ДПР N 8 (ВЛ ДПР-27,5 кВ от тяговой подстанции "Анисимовка"), принадлежит Владивостокской дистанции электроснабжения ДВЖД, ООО "РЭС" было вынуждено обратиться с смежную сетевую организацию для получения согласования технических условий и подтверждения резерва мощности. Для Общества данной организацией является Владивостокская дистанция электроснабжения ОАО "РЖД".
В связи с чем, Обществом были направлены в адрес Дистанции письма (исх. NN 500 от 23.04.2012, 84 от 28.03.2013, 316 от 10.10.2013) о согласовании технических условий.
В ответ на вышеуказанные обращения Дистанция направила в адрес Общества письма (исх. NN 3-2/26 от 12.04.2013, N 3-2/74 от 21.10.2013), в которых указывается, что "_в соответствии с пунктом 16 раздела III Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 861 от 27.12.2004 (далее - Правила), ограничения на присоединение дополнительной мощности возникают в случае, если полное использование потребляемой (генерирующей) мощности всех ранее присоединенных потребителей услуг по передаче электрической энергии и мощности вновь присоединяемого энергопринимающего устройства может привести к загрузке энергетического оборудования сетевой организации с превышением значений, определенных техническими нормативами и стандартами, утвержденными или принятыми в порядке, установленном законодательством РФ. На данный момент суммарная нагрузка КТП ДПР N 8 (ВЛ ДПР-27,5 кВ от тяговой подстанции "Анисимовка") составляет 100% от установленной.".
На основании чего Дистанция не подтвердила резерв мощности и не согласовала выдачу технических условий.
В соответствии с пунктом 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Также пунктом 15 Правил установлено, что в адрес заявителей, указанных в пунктах 12.1, 13 и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, а также уведомляет о возможности временного технологического присоединения, предусмотренного разделом VII настоящих Правил.
В соответствии с положениями вышеуказанных пунктов 07.05.2013 ООО "РЭС" заключило с Заявителем договор N 79 об осуществлении технологического присоединения Объекта с приложением технических условий как неотъемлемого приложения к договору. Пунктом 2 технических условий установлена необходимость получить согласование технических условий от Владивостокской дистанции электроснабжения ОАО "РЖД".
Во исполнение указанного пункта гражданка <_> направила в адрес Дистанции заявление от 02.12.2013 с просьбой рассмотреть возможность дополнительного лимита электроэнергии в количестве 15 кВт для подключения жилого дома к электроснабжению (далее - заявление).
16.01.2014 (вх. N 261) в ответ на запрос Управления Дистанция указала, что заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя в адрес Дистанции от ООО "РЭС" не поступала. Однако, 10.12.2013 в адрес Дистанции поступило заявление от 02.12.2013 (вх. N 601). На данное заявление был подготовлен и направлен ответ о порядке подачи заявок на технологическое присоединение.
Также Дистанция указала, что возможность увеличения мощности в точке подключения к энергосистеме Владивостокской дистанции электроснабжения ОАО "РЖД" от КТП ДПР N 8 отсутствует по причине загруженности трансформатора данной подстанции на 97% от установленной мощности. Увеличение мощности данной подстанции включено в предложения к программе мероприятий по уменьшению электрических потерь на 2014-2017 гг.
Учитывая документы, предоставленные в адрес Управления ООО "РЭС", подтверждающие факты направления заявок для целей технологического присоединения энергопринимающих устройств Обществом, и ответы Дистанции на данные заявки, Приморское УФАС России пришло к выводу, что Владивостокская дистанция электроснабжения ОАО "РЖД" в должной мере не уделила внимания вопросу технологического присоединения энергопринимающих устройств Объекта, о чем может свидетельствовать, в том числе, и ссылка в исходящих письмах NN 3-2/26 от 12.04.2013, 3-2/74 от 21.10.2013 Дистанции на пункт 16 раздела III Правил, указывающий на наличие (отсутствие) технической возможности технологического присоединения. Однако в настоящее время указанный пункт относится к разделу II Правил и содержит положения о договоре, а именно указание на то, какие существенные условия должен содержать договор.
Также пунктом 33.1 Правил установлено, что положения настоящего раздела (раздел III Критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту) не применяются к лицам, указанным в пунктах 12.1 и 14 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств указанных заявителей к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно.
ОАО "РЖД" в лице Владивостокской дистанции электроснабжения подпадает под определение сетевой организации - организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (пункт 1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 861 от 27.12.2004).
Кроме того, Департаментом по тарифам Приморского края в установленном порядке утверждены стандартизированные тарифные ставки (ставки за единицу максимальной мощности) и формула платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "Российские железные дороги" на территории Приморского края (постановление Департамента по тарифам Приморского края от 20.11.2013 N 69/8).
Пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
В действиях Владивостокской дистанции электроснабжения ОАО "РЖД" Управлением были усмотрены признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в уклонении от заключения договора со смежной сетевой организацией для целей технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданке <_> и расположенных по адресу: примерно в 30 м по направлению на север от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, Шкотовский район, с. Анисимовка, <>
В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции Владивостокской дистанции электроснабжения ОАО "РЖД" было выдано предупреждение о прекращении Обществом нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", и направлении в адрес ООО "Распределительные энергетические системы" проекта договора на технологическое присоединение и технических условий как неотъемлемого приложения к договору.
03.03.2014 в адрес Управления поступило письмо об исполнении предупреждения, в котором Дистанция указала, что, согласно договору поручения, "Поверенным" на осуществление юридических и иных действий (мероприятий), связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств третьих лиц (заявителей) к электрическим сетям ОАО "РЖД", является организация "Желдорэнерго" - филиал ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ".
Порядок взаимодействия структурных подразделений, филиалов ОАО "РЖД" с Желдорэнерго по вопросам технологического присоединения определен Регламентом взаимодействия структурных подразделений, филиалов ОАО "РЖД" с ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" по вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам электросетевого хозяйства ОАО "РЖД", а также объектов электросетевого хозяйства ОАО "РЖД" к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций, утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 30.03.2013 N 799р (далее - Регламент N 799р).
Также Дистанция указала, что в соответствии с Регламентом N 799р Дальневосточная железная дорога не имеет полномочий выдавать технические условия на технологические присоединения сторонних потребителей к электрическим сетям ОАО "РЖД".
Также в соответствии с пунктом 2.1. Регламента N 799р основанием для принятия в работу Желдорэнерго заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям ОАО "РЖД" является получение им:
- заявки, направленной заявителем письмом;
- заявки, переданной заявителем через уполномоченного представителя;
- заявки, направленной письмом подразделением ОАО "РЖД";
- копии заявки, направленной факсом или электронной почтой подразделением ОАО "РЖД" в порядке, установленном настоящим Регламентом.
На основании вышеизложенного Дистанция сделала вывод, что для заключения договора на технологическое присоединение и получения технических условий на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "РЖД" Заявителю необходимо направить в двух экземплярах оригинал заявки и полный комплект документов (определенных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861) в Желдорэнерго - филиала ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ".
Управление отмечает, что в соответствии с пунктом 2.2 Регламента N 799р подразделение ОАО "РЖД", получившее заявку, в день получения регистрирует ее как входящий документ в установленном порядке и направляет факсом или электронной почтой в Желдорэнерго со всеми приложениями, а также в течение 5 рабочих дней направляет оригинал заявки по почте или с курьером.
Первоначальная заявка на подтверждение резерва мощности и согласование технических условий была направлена Обществом в адрес Дистанции еще в апреле 2012 года, однако данное письмо осталось без ответа. В ответах на повторные заявки (от марта и октября 2013 года) Дистанция отказала в согласовании.
Таким образом, положения Регламента N 799р не распространяются на отношения, возникшие с гражданкой <_> в 2012 году, так как в 2012 году действовал Регламент взаимодействия по вопросам технологического присоединения сторонних потребителей к электрическим сетям ОАО "РЖД", утвержденный распоряжением ООО "РЖД" от 12.04.2011 N 788р (далее - Регламент N 788р).
Согласно положениям вышеуказанного распоряжения, поверенным ОАО "РЖД" в вопросах технологического присоединения было ОАО "Росжелдорпроект".
В соответствии с пунктом 2.4 Регламента N 788р подразделение ОАО "РЖД", получившее Заявку на технологическое присоединение от Заявителя, обязано зарегистрировать ее и направить факсом в Службу электрификации и электроснабжения, в Дирекцию по энергообеспечению и в ОАО "Росжелдорпроект" в день получения и в течение 2-х (двух) рабочих дней направить оригинал заявки почтовой связью (или с курьером) в ОАО "Росжелдорпроект".
Таким образом, учитывая положения пункта 2.4 Регламента N 788р, Дистанция должна была самостоятельно перенаправить в адрес ОАО "Росжелдорпроект" заявку ООО "РЭС" на технологическое присоединение для целей технологического присоединения энергопринимающих устройств Объекта, принадлежащего Заявителю.
Также Дистанция могла дать разъяснения ООО "РЭС" о том, что Общество имеет право самостоятельно обратиться в адрес ОАО "Росжелдорпроект" с заявкой на технологическое присоединение, однако Дистанция этого не сделала, а лишь отказала в подтверждении резерва мощности и согласовании технических условий.
Проанализировав имеющиеся материалы, Приморское УФАС России пришло к выводу, что в соответствии с положениями Регламентов N 788р и N 799р подразделения ОАО "РЖД" обязаны в случае поступления в их адрес заявок на технологическое присоединение направлять оригинал заявки по почте или с курьером в адрес поверенного на осуществление юридических и иных действий, связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств третьих лиц.
В связи с вышеизложенным Управление посчитало предупреждение неисполненным и в соответствии с частью 8 статьи 391 Закона о защите конкуренции возбудило дело N 13/06-2014 о нарушении ОАО "РЖД" антимонопольного законодательства.
Определением об отложении рассмотрения дела N 13/06-2014 от 12.05.2014 (исх. N 4237/06-4) рассмотрение дела откладывалось.
В ходе рассмотрения дела Заявитель поддержала свою позицию, указал, что до настоящего момента она не получила договор на технологическое присоединение и технические условия как неотъемлемое приложение к договору.
Дистанция устно пояснила, что существующая в районе улицы Смольная линия не предназначена для подключения бытовых потребителей, а используется лишь для снабжения электричеством электропоездов и электровозов, тянущих прицепные вагоны.
Однако Управление отмечает, что от указанной линии в настоящее время электричеством снабжаются жители улицы Смольная поселка Шкотово, данный факт Дистанцией также не оспаривается.
Вместе с тем, сроки направления в адрес лица, обратившегося за технологическим присоединением, проекта договора и технических условий как неотъемлемого приложения к договору утверждены Правилами, и нарушение данных сроков приводит к ущемлению интересов лиц, обратившихся в сетевую организацию за технологическим присоединением.
Результатом действий ОАО "РЖД", выразившихся в уклонении от заключения договора со смежной сетевой организацией для целей технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданке <_> и расположенных по адресу: примерно в 30 м по направлению на север от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, Шкотовский район, с. Анисимовка, <_> явилось ущемление интересов гражданки <> в нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В связи с тем, что Регламент N 788р является недействующим, во взаимоотношениях с гражданкой <_> в настоящее время ОАО "РЖД" должно руководствоваться положениями Регламента N 799р.
В связи с изложенным Комиссия считает доказанным факт наличия нарушения антимонопольного законодательства в рассмотренных Комиссией действиях ОАО "Российские железные дороги".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать факт нарушения открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (ул. Новая Басманная, 2, г. Москва, 107174; ИНН 7708503727) пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в уклонении от заключения договора со смежной сетевой организацией (ООО "РЭС") для целей технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданке <_> и расположенных по адресу: примерно в 30 м по направлению на север от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, Шкотовский район, с. Анисимовка, <_>
2. Выдать открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" обязательное для исполнения предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства и восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства, путём совершения в установленный срок следующих действий:
- рассмотреть заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств гражданки <_> расположенных по адресу: примерно в 30 м по направлению на север от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, Шкотовский район, с. Анисимовка, <_> направленную ООО "Распределительные энергетические сети" в соответствии с пунктом 2.2 Регламента взаимодействия структурных подразделений, филиалов ОАО "РЖД" с ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" по вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам электросетевого хозяйства ОАО "РЖД", а также объектов электросетевого хозяйства ОАО "РЖД" к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 30.03.2013 N 799р, и в соответствии с положениями Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 861 от 27.12.2004.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии: <_>
ПРЕДПИСАНИЕ N 13/06-2014
26 июня 2014 года г. Владивосток
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - <_> - заместитель руководителя, члены Комиссии: <_> - начальник отдела антимонопольного контроля, <_> - специалист 1 разряда отдела контроля органов власти,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
на основании своего решения от 24 июня 2014 года по делу N 13/06-2014 о нарушении открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", предписывает:
ОАО "Российские железные дороги" (ул. Новая Басманная, 2, г. Москва, 107174; ИНН 7708503727)
в течение 14 дней с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" в части злоупотребления своим доминирующим положением, которое имело своим результатом ущемление интересов гражданки <_> путём уклонения от заключения договора со смежной сетевой организацией для целей технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданке <_> и расположенных по адресу: примерно в 30 м по направлению на север от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, Шкотовский район, с. Анисимовка, ул. <_> а именно:
рассмотреть заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств гражданки <_> расположенных по адресу: примерно в 30 м по направлению на север от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, Шкотовский район, с. Анисимовка, ул. <_> направленную ООО "Распределительные энергетические сети", в соответствии с пунктом 2.2 Регламента взаимодействия структурных подразделений, филиалов ОАО "РЖД" с ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" по вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам электросетевого хозяйства ОАО "РЖД", а также объектов электросетевого хозяйства ОАО "РЖД" к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 30.03.2013 N 799р, и в соответствии с положениями Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 861 от 27.12.2004.
Об исполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
Предписание может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 24 июня 2014 г. N 13/06-2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016