Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 23 марта 2015 г. N 6-2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: <_> заместитель руководителя
Управления - начальник отдела контроля за
рекламой и недобросовестной конкуренцией,
Члены Комиссии: <_> главный специалист-эксперт
отдела контроля за рекламой и
недобросовестной конкуренцией;
<_> специалист-эксперт
отдела контроля за рекламой и
недобросовестной конкуренцией;
<_> специалист 1-го разряда
отдела контроля за рекламой и
недобросовестной конкуренцией,
рассмотрев дело N N 6-2015, возбужденное по признакам нарушения пункта 15 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" по факту размещения на радиостанции "Русское радио" рекламы, содержащей сведения о продлении акции "Помпа и 5 бутылей воды Niagara 19 л с доставкой за 699 рублей" до 31 декабря 2014 года, в присутствии
представителей общества с ограниченной ответственностью ООО "Национальная водная компания "Ниагара" (далее - ООО "НВК "Ниагара") <_> по доверенности от 02.03.2014 б/н и <_> по доверенности от 03.03.2015 б/н,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела и не заявившего ходатайства о рассмотрении дела в его отсутствие, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило заявление физического лица о том, что в декабре 2014 года компанией "Ниагара" на радиостанции "Русское радио" распространялась реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения об акции "Пять бутылей воды и помпа за 699 рублей до 31 декабря". Заявитель указал, что позвонил по телефону в компанию "Ниагара", где ему сообщили о том, что такая акция не проводится.
Из информации, размещенной на Интернет-сайте радиостанции "Русское радио" http://www.rusradio.ru/rusradio/contacts/, следует, что по вопросам размещения рекламы необходимо обращаться в ЗАО "Русское Радио-Евразия", в связи с чем, Челябинское УФАС России запросило у ЗАО "Русское Радио-Евразия" сведения о рекламодателе и аудиоролик рекламы компании "Ниагара", транслировавшийся в декабре 2014 года на радиостанции "Русское радио".
ЗАО "Русское Радио-Евразия" представило сведения о том, что держателем лицензии на осуществление радиовещания радиоканала "Русское радио" на территории г. Челябинск является ООО "Южно-Уральская Вещательная Компания".
По сведениям ООО "Южно-Уральская Вещательная Компания" рекламодателем рекламы является ООО "НВК "Ниагара".
Челябинским УФАС России было возбуждено дело в отношении ООО "НВК "Ниагара" по признакам нарушения пункта 15 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", в соответствии с которым недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о правилах и сроках проведения конкурса, игры или иного подобного мероприятия.
В объяснениях ООО "НВК "Ниагара" указало, что акция "Помпа и 5 бутылей воды Niagara 19 л с доставкой за 699 рублей" проводилась в период с 01.11.2014 по 30.11.2014. По условиям проведения акции, воду и помпу можно было приобрести только в городах Челябинске, Коркино, Копейске. Распоряжением директора по СР ООО "НВК "Ниагара" N 198 от 25 ноября 2014 года акция была продлена до 31 декабря 2014 года. Все звонившие по телефону в компанию ООО "НВК "Ниагара" и желающие участвовать в данной акции воспользовались предложением, отказов в приеме заказов со стороны ООО "НВК "Ниагара" не было. В доказательство соответствия действительности сведений о проведении акции ООО "НВК "Ниагара" представлены документы (копии товарных чеков и накладных), подтверждающие поставку в ООО ТД "Аркада", ООО "Мейджик Сан Челябинск", ООО "Русклимат" 5 бутылей воды "Ниагара" вместе с помпой за 699 рублей.
Рассмотрев заявление и материалы дела, заслушав ООО "НВК "Ниагара" Комиссия приходит к следующим выводам.
На радиостанции "Русское Радио Челябинск" (104,1 МГц) в период с 01 декабря 2014 года по 5 декабря 2014 года распространялась реклама: "Внимание! Акция продлена до конца декабря! 5 бутылей артезианской воды Ниагары 19 литров и помпа с доставкой за 699 р. Подробности по телефону 2 111 000".
Поскольку в рекламе отсутствует информация о территории, на которую распространялась данная акция, реклама создает впечатление, что 5 бутылей воды "Ниагара" с помпой по цене 699 рублей могут быть доставлены каждому обратившемуся вне зависимости от его местонахождения.
В силу части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Информация о территории, на которую распространялась акция, является существенной, поскольку доставка помпы и воды "Ниагара" осуществлялась не по всей Челябинской области, а только в городах Челябинске, Коркино, Копейске.
Отсутствие в рекламе информации о том, что воду и помпу у компании "Ниагара" можно приобрести только в городах Челябинске, Коркино, Копейске, искажает смысл информации об условиях приобретения товара таким образом, что создается впечатление, что доставка воды может быть осуществлена в любой населенный пункт Челябинской области, а не только в Челябинск, Коркино, Копейск. Поскольку потребитель фактически не получает существенную информацию, он вводится в заблуждение относительно условий приобретения товара.
Указание в рекламе номера телефона, по которому можно узнать подробности акции является недостаточным для информирования потребителей в полном объеме об условиях проведения акции.
С учетом изложенного, реклама акции "Внимание! Акция продлена до конца декабря! 5 бутылей артезианской воды Ниагары 19 литров и помпа с доставкой за 699 р. Подробности по телефону 2 111 000", в которой отсутствует существенная информация о территории действия данной акции, признается нарушающей требования части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Вместе с тем, поскольку ООО "НВК "Ниагара" представило документальное подтверждение того, что акция "Пять бутылей воды и помпа за 699 рублей до 31 декабря" действительно проводилась, вода и помпа в декабре 2014 года у компании "Ниагара" приобретались за 699 рублей, данные сведения не могут быть признаны не соответствующими действительности.
Комиссия считает необходимым переквалифицировать нарушение с пункта 15 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" на часть 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" Федерального закона "О рекламе".
Частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" за нарушение требований части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" предусмотрена ответственность рекламодателя.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона "О рекламе" рекламодатель это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем является ООО "НВК "Ниагара", определившее содержание рекламы и заключившее договор с ООО "Южно-Уральская Вещательная Компания" на размещение рекламы.
Согласно пункту 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при добровольном устранении лицом совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
В связи с тем, что реклама на радиостанции "Русское Радио Челябинск" (104,1 МГц) распространялась только с 01 декабря 2014 года по 5 декабря 2014 года, что подтверждается представленными ООО "Южно-Уральская Вещательная Компания" материалами, и на момент принятия Комиссией данного решения размещение ненадлежащей рекламы прекращено, необходимость в выдаче предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации отсутствует.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу "Внимание! Акция продлена до конца декабря! 5 бутылей артезианской воды Ниагары 19 литров и помпа с доставкой за 699 р. Подробности по телефону 2 111 000", распространенную в период с 01 декабря 2014 года по 5 декабря 2014 года на радиостанции "Русское Радио Челябинск" (104,1 МГц), в которой отсутствует существенная информация о территории на которой распространяется акция, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО "НВК "Ниагара" и его должностного лица.
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение изготовлено в полном объеме 06 апреля 2015 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 23 марта 2015 г. N 6-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016