Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области
от 7 октября 2013 г. N 08-21/45-13
Резолютивная часть оглашена "23" сентября 2013 г.
Решение изготовлено в полном объеме "07" октября 2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
Кирпичев М.А. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Управление); |
Члены Комиссии: |
Стрельников Д.Ю. - начальник отдела контроля за рекламной деятельностью Управления; |
Жукова Е.А. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламной деятельностью Управления; |
рассмотрев дело N 08-21/45-13, возбужденное в отношении Открытого акционерного общества "МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК" (адрес: 107045, г. Москва, Луков переулок, д. 2, к. 1) (далее - ОАО "МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК"), в соответствии с письмом ФАС России от 25.06.2013 N АК/24499/13 "О наделении полномочиями", с участием:
- представителя ОАО "МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК" - <_> действующей на основании доверенности от 10.08.2012 N 9119/2012,
в отсутствие представителя ЗАО "Европа Плюс", извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела N 08-21/45-13, установила:
Московским областным УФАС России 21.05.2013 установлен факт распространения в период с 19:23 по 19:25 по московскому времени в эфире радиостанции "Европа плюс" (106,2 FM) рекламы следующего содержания: "О! Хозяин! Материалы оказались намного дороже. Ну сколько можно! Я только на ремонт и работаю! Ремонт стал состоянием души Кредит наличными до 3 миллионов рублей под 15 % и сроком кредита до 15 лет в Московском кредитном банке. В выходные дни получите скидку 2 % от ставки по кредиту в розничном центре Московского кредитного банка в двух шагах от метро Цветной бульвар, подробности на www.mbk.ru. ОАО "Московский кредитный банк"", с признаками нарушения части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", выразившимися в отсутствии в рекламе всех существенных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее.
Из материалов дела N 08-21/45-13 следует, что рассматриваемая реклама распространялась в эфире радиостанций "Европа-плюс", "Кекс FM", "Радио 7" и "Ретро FM" в период с 21.05.2013 по 01.06.2013.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила следующее.
Указанная реклама направлена на привлечение внимания к кредиту, предоставляемому ОАО "МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК", содержит существенные условия предоставления кредита, влияющие на его стоимость ("до 3 миллионов рублей под 15 % и сроком кредита до 15 лет") и создает впечатление, что выполнение каких-либо иных условий для получения кредита под 15% не требуется.
В соответствии с условиями специальной акции "Кредит 15% легко/доступно" по предоставлению физическим лицам нецелевых (потребительских) кредитов (приложение N 6 к протоколу Правления ОАО "МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК" от 17.04.2013 N 20), процентная ставка 15% годовых в рублях применяется при соблюдении следующих условий:
- при предоставлении нецелевых (потребительских) кредитов физическим лицам - клиентам ОАО "МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК" держателям зарплатных карт и имеющим закрытый кредит с положительной кредитной историей в ОАО "МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК" (срок пользования кредитом не менее 12 месяцев), в случае выбора условий погашения задолженности по кредитному договору с обеспечением денежных средств на счете за 10 календарных дней до наступления даты погашения кредита и уплаты процентов и выбора услуги по присоединению к договору коллективного страхования (для иных лиц процентная ставка по кредиту составляет от 18 до 34 % годовых);
- при страховании жизни и здоровья заемщика от несчастных случаев и болезней, (тарифная ставка зависит от суммы кредита):
1) до 150 000 руб. - 2,4% в год от суммы кредита;
2) от 150 000 руб. (включительно) до 500 000 руб. - 2,05% в год от суммы кредита;
3) от 500 000 руб. (включительно) - 1,95% в год от суммы кредита
В случае отказа клиента от страхования жизни и трудоспособности выдача кредита осуществляется по базовым ставкам (от 18 до 34 % годовых).
Таким образом, рассматриваемая реклама не содержала всех условий определяющих расходы заемщика по кредитному договору и влияющих на них.
В соответствии с ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 г.
N 38-ФЗ "О рекламе" если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.
Так как указание в рассматриваемой рекламе условий предоставления кредита направлено на формирование у потенциального заемщика желания воспользоваться финансовой услугой - кредитованием, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.
Согласно ч. 7. ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
На основании изложенного Комиссией установлен факт нарушения ч. 7 ст. 5 и ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" при распространении рассматриваемой рекламы.
Руководствуясь ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
Признать рассматриваемую рекламу ненадлежащей, не соответствующей требованиям ч. 7 ст. 5 и ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
В связи с наличием сведений об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписание не выдавать.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
М.А. Кирпичев |
Члены Комиссии
|
Д.Ю. Стрельников
Е.А. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 7 октября 2013 г. N 08-21/45-13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016