Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва
N 04-06-08/03-10-15 (опубликовано 7 апреля 2015 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 25 марта 2015 года
В полном объёме решение изготовлено 06 апреля 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: Хаджиев Ф.А. заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Членов Комиссии:
Алдын-оол Е.С.- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы,
Кыргыс А.В.- специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы,
в отсутствие надлежащим образом извещенного заявителя,
в присутствии:
от ответчика - представитель МУП "Энергетик" **** по доверенности N 12.01.2015 года б/н,
рассмотрев дело N 04-06-08/03-10-15, возбужденное в отношении Муниципального унитарного предприятия "Энергетик" (668020, Республика Тыва, Монгун-Тайгинский кожуун, с. Мугур-Аксы, ул. Эрик, д.30 ИНН 1710002205) (далее- МУП "Энергетик") по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о защите конкуренции), выразившегося в незаконном направлении уведомления об ограничении подачи электрической энергии в отношении объектов, обеспечивающих безопасность государства, установила:
12.12.2014 года (вх.N 6916) в адрес Тывинского УФАС России поступило заявление начальника Хакасско-Тывинского отделения филиала "Сибирский" ОАО "Оборонэнергосбыт" о незаконном направлении МУП "Энергетик" уведомления об ограничении подачи электрической энергии от 25.11.2014 года (исх.N 33) в отношении объекта, обеспечивающего безопасность государства.
Согласно уведомлению от 25.11.2014 года задолженность ОАО "Оборонэнергосбыт" на 25.11.2014 года составила 14 241, 66 руб. в связи с чем, МУП "Энергетик" уведомило об ограничении подачи электрической энергии объект ОАО "Оборонэнергосбыт" по истечении 10 дней с момента получения уведомления.
В своем заявлении ОАО "Оборонэнергосбыт" указывает на то, что в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 02.02.2010 N 78-Р ОАО "Оборонэнергосбыт" является единственным поставщиком электрической энергии для нужд Минобороны России.
Руководствуясь вышеуказанным распоряжением ОАО "Оборонэнергосбыт" заключило с Министерством обороны Российской Федерации государственный контракт 320/2/2/19047 от 31.12.2013 г. на поставку электрической энергии потребителям Министерства обороны Российской Федерации.
В целях закупки электрической энергии для поставки ее на оборонные объекты 01 июня 2011 года ОАО "Оборонэнергосбыт" заключило с МУП "Энергетик" договор энергоснабжения N 20. Точки поставки по электрической энергии указаны в п.1.1 данного договора, в том числе: Отдел военного комиссариата Республики Тыва (с. Мугур-Аксы, Монгун-Тайгинский район, ул. Хунан-оол, д. 30), предназначенный для обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки.
Как указывает ОАО "Оборонэнергосбыт" в своем заявлении, МУП "Энергетик" направляя уведомление, содержащее угрозу ограничения режима потребления электрической энергии на данном объекте, нарушило требования указа Президента РФ от 23.11.1995 N 1173.
Указанные действия МУП "Энергетик" по направлению предупреждения содержат признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в связи с чем, приказом Тывинского УФАС России N 20 от 02.02.2015 года было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства 04-06-08/03-10-15 в отношении МУП "Энергетик".
В ходе рассмотрения дела представитель МУП "Энергетик" подтвердил обстоятельства того, что МУП "Энергетик", действительно направляло в адрес ОАО "Оборонэнергосбыт" уведомление об оплате задолженности и предупреждение о том, что в случае не оплаты задолженности, последний оставляет за собой право ограничить подачу электроэнергии.
Также из пояснения следует, что фактического введения ограничения подачи электрической энергии не вводилось, т.е. рассматриваемые действия не привели к ущемлению интересов ОАО "Оборонэнергосбыт".
Кроме того, МУП "Энергетик" представил акт сверки взаимных расчетов с ОАО "Оборонэнергосбыт" за период с 20.01.2014 года по 01.01.2015 года, где за ОАО "Оборонэнергосбыт" числится задолженность в размере 16 415,18 рублей.
Из устных пояснений представителя МУП "Энергетик", следует, что электрическую энергию организация вырабатывает посредством дизельных генераторов, установленных на территории МУП "Энергетик", и которые эксплуатируются непосредственно МУП "Энергетик", правоустанавливающих документов МУП "Энергетик" на генератор устройств не имеет.
В материалы дела представлены локально-сметный расчет и акт приемки выполненных работ, которые подтверждают, что трансформаторная подстанция, от которой подается напряжение на объект военный комиссариат, эксплуатируется МУП "Энергетик".
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Тывинским УФАС России проведен анализ розничного рынка электрической энергии (мощности) на предмет определения состояния данного товарного рынка за 2014 год, по результатам которого установлено, что МУП "Энергетик" является хозяйствующим субъектом, занимающим на рынке электрической энергии в пределах Монгун-Тайгинского кожууна Республики Тыва, долю в размере 100%, что в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции является доминирующим положением - положением хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Согласно Постановлению Службы по тарифам РТ от 11.04.2007 N 59 "О согласовании границ зон деятельности гарантирующего поставщика электрической энергии ОАО "Тываэнергосбыт" на территории Республики Тыва ОАО "Тываэнергосбыт" имеет статус гарантирующего поставщика, за исключением территории района Монгун-Тайгинского кожууна, который обслуживает, МУП "Энергетик" как поставщик электрической энергии на объекты расположенные на территории Монгун-Тайгинского кожууна.
Таким образом, МУП "Энергетик" является хозяйствующим субъектом занимающим на рынке электрической энергии в пределах Монгун-Тайгинского кожууна Республики Тыва, долю в размере 100%,
Согласно части 1 статьи 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, которые устанавливают основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) - участниками оптового и розничных рынков электрической энергии (далее - потребители), в том числе его уровня (далее - ограничение режима потребления), которое предполагает прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям или сокращение объемов потребления электрической энергии (мощности) в определенных настоящими Правилами случаях.
В соответствии с пунктом 4 Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии гарантирующий поставщик вправе в порядке, установленном разделом II настоящего документа, инициировать частичное (полное) ограничение режима потребления электрической энергии (приостановить исполнение обязательств по договору энергоснабжения (договору купли-продажи (поставки) электрической энергии) с покупателем) в случае неисполнения покупателем обязательств по оплате приобретенной им электрической энергии (мощности).
Разделом II (в частности пунктом 18) Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии установлено, что в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.
Согласно пункту 1 Указа Президента РФ от 23.11.1995 N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, считаются действиями, нарушающими безопасность государства.
В соответствии с пунктом 2,4 Указа Президента РФ от 07.12.2012 N 1609 "Об утверждении Положения о военных комиссариатах" военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.
Таким образом, в отношении объектов, связанных с несением военной службы и обеспечивающих безопасность государства, ограничение электрической энергии не допускается.
Уведомлением от 25.11.2014 года МУП "Энергетик" сообщило о введении ограничения потребления электроэнергии на объекты ОАО "Оборонэнергосбыт", ввиду нарушения обязательств по оплате за потребленную энергию, предусмотренную договором 01.06.2011 года N 20, по истечении 10 дней с момента получения настоящего уведомления.
В качестве точек поставки в договоре энергоснабжения определены, в том числе военный комиссариат, расположенный в границах территории Монгун-Тайгинского района Республики Тыва, с. Мугур-Аксы, по ул. Хунан-оол, д.30.
Таким образом, уведомление МУП "Энергетик" от 25.11.2014 года о введении ограничения электроснабжения, с указанием конкретной точки поставки, в отношении которой планируется ограничение, содержат угрозы введения ограничения электроснабжения, на объект, обеспечивающий безопасность государства - военный комиссариат.
Доводы МУП "Энергетик" об отсутствии фактического ограничения электроэнергии на рассматриваемый объект не может быть принят во внимание, так как, направляя в адрес ОАО "Оборонэнергосбыт" уведомление, содержащее угрозу полного ограничения подачи электрической энергии, МУП "Энергетик" ущемило интересы ОАО "Оборонэнергосбыт" и нарушило его права, поскольку в отношении последнего, как поставщика электрической энергии на объекты, обеспечивающие безопасность государства ограничение режима потребления электрической энергии не допускается.
Кроме того, направленное уведомление не содержит сведений о том, что угроза ограничения электроснабжения фактически не будет исполнена, что свидетельствует о восприятии ОАО "Оборонэнергосбыт" данной угрозы как реальной, что подтверждается представленными в материалы дела документами, а именно: ответ от ОАО "Оборонэнергосбыт" от 11.02.2015 года (исх.N 123) на уведомление МУП "Энергетик".
Как указал представитель МУП "Энергетик" *** в ходе рассмотрения дела 04-06-08/03-10-15 за 2014 года ОАО "Оборонэнергосбыт" произвело оплату задолженности, соответственно именно данный факт явился причиной не введения полного ограничения электроснабжения.
Доказательств, которые могли бы привести Комиссию к иным выводам МУП "Энергетик" не представлено.
При таких обстоятельствах, злоупотребление доминирующим положением на розничном рынке электроэнергии выразилось в направлении в адрес ОАО "Оборонэнергосбыт" уведомления МУП "Энергетик" от 25.11.2014 года подписанного должностным лицом МУП "Энергетик": исполняющим обязанности директора *****.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о нарушении МУП "Энергетик" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:
1. Признать Муниципальное унитарное предприятие "Энергетик" (668020, Республика Тыва, Монгун-Тайгинский кожуун, с. Мугур-Аксы, ул. Эрик, д.30 ИНН 1710002205) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части неправомерного направления уведомления, содержащего угрозу ограничения подачи электрической энергии на объект ОАО "Оборонэнергосбыт", чем ущемлены его интересы.
2. Выдать МУП "Энергетик" предписание о прекращении допущенных нарушений части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Председатель Комиссии _________ Ф.А. Хаджиев
Члены Комиссии _________ Е.С. Алдын-оол
_________ А.В. Кыргыс
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26 июля 2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд Республика Тыва.
МУП "Энергетик"
668020, Республика Тыва,
Монгун-Тайгинский район
с. Мугур-Аксы
ул. Эрик, д.30
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 04-06-08/03-10-15
06 апреля 2015 года г. Кызыл
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
Хаджиев Ф.А. заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Членов Комиссии:
Алдын-оол Е.С.- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы,
Кыргыс А.В.- специалист -эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьями 50 и 51 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
на основании своего решения от 06 апреля 2015 года по делу N 04-06-08/04-10-15 о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в отношении Муниципального унитарного предприятия "Энергетик" (668020, Республика Тыва, Монгун-Тайгинский кожуун, с. Мугур-Аксы, ул. Эрик, д.30 ИНН 1710002205) (далее- МУП "Энергетик"), предписывает:
1. МУП "Энергетик" прекратить злоупотребление доминирующим положением на рынке электрической энергии и совершить следующие действия, направленные на устранение последствий нарушения антимонопольного законодательства:
1.1. В четырнадцатидневный срок с момента получения настоящего предписания отозвать уведомление об ограничении подачи электрической энергии направленное в адрес организации-неплательщика ОАО "Оборонэнергосбыт" от 25.11.2014 года (исх. N 33).
2. МУП "Энергетик" сообщить Тывинскому УФАС России об исполнении пункта 1.1, предписания в письменной форме с приложением подтверждающих документов не позднее 3 дней с момента его исполнения.
Председатель Комиссии ___________ Ф.А.Хаджиев
Члены Комиссии ___________ Е.С. Алдын-оол
___________ А.В.Кыргыс
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва N 04-06-08/03-10-15 (опубликовано 7 апреля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016