Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области
от 4 июля 2014 г. N 05-15/09-14
Резолютивная часть решения оглашена 26 июня 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено 04 июля 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (Далее - Московское областное УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии - А.А. Азаренко, заместителя руководителя управления; членов Комиссии - Д.В. Бердникова, начальника отдела антимонопольного контроля; Г.В. Рогозы, ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля, рассмотрев дело
N 05-15/09-14 по признакам нарушения ОАО "Серпуховский конденсаторный завод "КВАР" (Далее - ОАО "СКЗ "КВАР") (место нахождения: 142206, Московская область, г. Серпухов, ул. Чехова, 87) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (Далее - Федеральный закон "О защите конкуренции"), установила:
В адрес Московского областного УФАС России поступило обращение ООО "Аланко" с жалобой на неправомерные действия ОАО "СКЗ "КВАР" (место нахождения: 142206, Московская область, г. Серпухов, ул. Чехова, 87) в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных электрических сетей ОАО "СКЗ "КВАР", выразившегося в ущемлении интересов ООО "Аланко" путем оказания услуг по тарифам, не установленным органами государственной власти.
По результатам рассмотрения указанного обращения Московским областным УФАС России возбуждено дело N 05-15/09-14 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных электрических сетей
ОАО "СКЗ "КВАР", выразившегося в ущемлении интересов ООО "Аланко" путем оказания услуг по тарифам, не установленным уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов.
Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения сторон, Комиссия по рассмотрению дела N 05-15/09-14 о нарушении антимонопольного законодательства установила следующее.
ОАО "СКЗ "КВАР" является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного решением Общего собрания акционеров ОАО "СКЗ "КВАР" (Протокол N 16 от "01" декабря 2005 г.).
ОАО "СКЗ "КВАР" внесено в Единый государственный реестр юридических лиц инспекцией МНС России по г. Серпухов Московской области от 20.11.2002 за основным государственным регистрационным номером 1025005600465. В соответствии с Уставом ОАО "СКЗ "КВАР" местонахождение юридического лица: 142206, Московская область,
г. Серпухов, ул. Чехова, 87.
ОАО "СКЗ "КВАР" является собственником объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединены энергопринимающие устройства ООО "Аланко" к электрическим сетям сетевой организации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", под услугой по передаче электрической энергии понимается комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ
"О естественных монополиях", услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции", запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" определено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Доминирующее положение в данном случае устанавливается исходя из определения естественной монополии, понимаемой как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
При наличии технологического присоединения к передающим системам, которое является необходимым условием получения услуг по передаче электрической энергии, хозяйствующий субъект, объекты сетевого хозяйства которого участвуют в процессе передачи электрической энергии, является субъектом естественной монополии и данный субъект обязан соблюдать соответствующие требования действующего законодательства в сфере энергетики, поскольку получение услуг по передаче электрической энергии через любые другие сетевые объекты иного хозяйствующего субъекта невозможно без осуществления вновь процедуры технологического присоединения, требующего дополнительных финансовых и временных затрат.
ОАО "СКЗ "КВАР" является субъектом рынка по передаче электрической энергии, что следует, в том числе из положений Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", по смыслу которого, услуги как по технологическому присоединению к электрическим сетям, так и по перетоку электрической энергии (в случае невозможности непосредственного присоединения к электрическим сетям энергоснабжающей организации) самостоятельного значения не имеют, а осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителей, являясь обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии.
Таким образом, ОАО "СКЗ "КВАР" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям, присоединенным к электрическим сетям ОАО "СКЗ "КВАР" в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО "СКЗ "КВАР".
ООО "Аланко" является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного Общим собранием Учредителей (Протокол общего собрания Учредителей N 18 от 23.03.2011).
Согласно Уставу, место нахождения Общества: 142210, город Серпухов, улица Карла Маркса, д. 2/1.
ООО "Аланко" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N11 по Московской области 01.11.2002 за основным государственным регистрационным номером 1025005599937.
В соответствии с п. 3.2. Устава Общества, основным видом деятельности ООО "Аланко" является машиностроительное производство.
Комиссией по рассмотрению дела N 05-15/09-14 о нарушении антимонопольного законодательства, привлечено к участию рассмотрения дела ОАО "Мосэнергосбыт".
ОАО "Мосэнергосбыт" является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного решением Общего собрания акционеров ОАО "Мосэнергосбыт" (Протокол N 20 от 20.03.2014).
ОАО "Мосэнергосбыт" внесено в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве от 01.04.2005 за основным государственным номером 1057746557329.
В соответствии с п. 3.2. Устава Общества, основным видом деятельности ОАО "Мосэнергосбыт" являются покупка электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности), реализация (продажа) электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) потребителям (в том числе гражданам), диагностика, эксплуатация, ремонт, замена и проверка средств измерений и учета электрической и тепловой энергии, оказание услуг по организации коммерческого учета.
В соответствии с распоряжением Топливно-энергетического комитета Московской области от 31.12.2010 N 58-Р "Об утверждении решения правления Топливно-энергетического комитета Московской области от 31 декабря 2010 года", ОАО "Мосэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Московской области.
Также Комиссией по рассмотрению дела N 05-15/09-14 о нарушении антимонопольного законодательства, привлечен к участию рассмотрения дела Комитет по ценам и тарифам Московской области.
Согласно материалам дела N 05-15/09-14 о нарушении антимонопольного законодательства между ОАО "СКЗ "КВАР" и
ООО "Аланко" заключен Договор N 7К от 01.07.2010 на оказание услуг по оказанию услуг по передаче электрической энергии по электрическим сетям ОАО "СКЗ "КВАР", в соответствии с которым ОАО "СКЗ "КВАР" взимает с ООО "Аланко" плату за электроэнергию и содержание электросетей по тарифу, установленному в указанном договоре, в разделе 4, п.п. 4.1- 4.2. Тариф, за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ОАО "СКЗ "КВАР", составляет сумму тарифа ОАО "Мосэнергосбыт" за потребленную электроэнергию и 10% за техническое обслуживание сетей.
ОАО "СКЗ "КВАР" фактически оказывает ООО "Аланко" услуги по передаче и продаже электрической энергии.
По сведениям представленными ОАО "Мосэнергосбыт" между
ОАО "Мосэнергсбыт" и ОАО "СКЗ "КВАР" заключен и действует договор энергоснабжения от 29.12.2006 N 12200210, по условиям которого
ОАО "Мосэнергосбыт" осуществляет поставку электрической энергии на энергопринимающие устройства, расположенные по адресу: г. Серпухов,
ул. Чехова, д. 87 и ул. Пролетарская, д. 78.
Между ОАО "Мосэнергосбыт" и ООО "Аланко" заключен и действует договор энергоснабжения от 20.07.2009 N 60514910, в рамках которого производится поставка электрической энергии на энергопринимающие устройства, расположенные по адресу: г. Серпухов, ул. Карла Маркса, д. 2/1, которые имеют опосредованное технологическое присоединение через объекты электросетевого хозяйства ОАО "СКЗ "КВАР".
По вышеуказанным договорам энергоснабжения оказание услуг по передаче электрической энергии в отношении объемов потребления ОАО "СКЗ "КВАР" и ООО "Аланко" урегулировано в рамках договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 16.01.2007 N 223/П, заключенного между ОАО "Мосэнергосбыт" и ОАО "ФСК ЕЭС", в точках присоединения к электрическим сетям сетевой организации.
Таким образом, гарантирующий поставщик обязан заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии только с сетевой организацией или законным владельцем объектов электросетевого хозяйства, получившим статус сетевой организации в связи с установлением для него тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
ОАО "СКЗ "КВАР" и ООО "Аланко" по состоянию на 01.06.2014 в решениях Комитета по ценам и тарифам Московской области по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2014 год указанные организации отсутствуют.
Следовательно, ОАО "Мосэнергосбыт" вправе заключать с ОАО "СКЗ "КВАР" и ООО "Аланко" договора оказания услуг по передаче электрической энергии только после установления для данных организаций тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Согласно ответу, полученному из Комитета по ценам и тарифам Московской области, на запрос Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 09.06.2014 N 05/АА/7376 по п.3 Определения об отложении рассмотрения дела N 05-15/09-14 о нарушении антимонопольного законодательства, Комитет по ценам и тарифам Московской области сообщает следующее.
Согласно п. 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями в соответствии с настоящим разделом договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер. При этом расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых в соответствии с указанным договором услуг включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы другой стороны указанного договора от предоставляемых ею по этому договору услуг и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны в сумме обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
В случае если потребитель электрической энергии одновременно владеет на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, к которым присоединены иные лица, и оказывает таким лицам услуги по передаче электрической энергии на основании соответствующих договоров, между территориальной сетевой организацией и таким потребителем (обслуживающей его энергосбытовой компанией) могут быть заключены отдельные договоры на услуги по передаче электрической энергии, потребляемой им на собственные нужды и передаваемой иным лицам.
При этом объем электрической энергии и соответствующая ему величина мощности, применяемые для определения стоимости услуг по передаче электрической энергии, потребляемой на собственные нужды, определяются исходя из объема электрической энергии и соответствующей ему величины мощности, приобретаемых потребителем услуг по передаче электрической энергии (обслуживающей его энергосбытовой компанией) для собственных нужд.
Комитет по ценам и тарифам Московской области представил информацию, что тарифы на передачу электрической энергии, а также ставки платы за технологическое присоединение к электрическим сетям для ОАО "СКЗ "КВАР" на территории Московской области Мособлкомцен не устанавливались.
В материалах дела имеются финансовые документы подтверждающие оплату со стороны ООО "Аланко" по выставленным счетам ОАО "СКЗ "КВАР" в рамках договора N 7К от 01.07.2010 на оказание услуг по передаче электрической энергии по электрическим сетям ОАО "СКЗ "КВАР".
Согласно п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии с ч. 4 ст. 23.1 Федерального закона от 26.03.2003
N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию.
Согласно п. 62 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, на основании одобренного Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год обязанность устанавливать предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей (отдельно на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах и сверх социальной нормы потребления - в случае, если в соответствующем субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления), возложена на Федеральная службу по тарифам.
В соответствии с п. 43 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004
N 20-э/2, расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям определяется исходя из стоимости работ, выполняемых организацией, эксплуатирующей на правах собственности или на иных законных основаниях электрические сети и/или устройства преобразования электрической энергии, в результате которых обеспечиваются:
передача электрической энергии (мощности) как потребителям, присоединенным к данной сети, так и отпускаемой в электрические сети других организаций (собственников);
поддержание в пределах государственных стандартов качества передаваемой электрической энергии;
- содержание в соответствии с техническими требованиями к устройству и эксплуатации собственных электроустановок и электрических сетей, технологического оборудования, зданий и энергетических сооружений, связанных с эксплуатацией электрических сетей.
В случае нарушения установленного порядка применения государственных регулируемых цен (тарифов) субъекты электроэнергетики и иные допустившие такое нарушение лица возмещают в соответствии с гражданским законодательством убытки, причиненные таким нарушением другим лицам, и несут иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.
Таким образом, Комиссией Московского областного УФАС России по рассмотрению дела N 05-15/09-14 о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что ОАО "СКЗ "КВАР" оказывало услуги по передаче электроэнергии по тарифам, не установленным уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ
"Об электроэнергетике" антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках осуществляются антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных указанным Федеральным законом, и принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации актами федерального антимонопольного органа.
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать ОАО "СКЗ "КВАР" нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии по распределительным электрическим сетям в границах присоединенных электрических сетей, путем оказания услуг по передаче электроэнергии по тарифам не установленным органом государственной власти в области государственного регулирования тарифов.
2. Выдать ОАО "СКЗ "КВАР" Предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, установленных п.1 настоящего Решения.
3. Материалы дела N 05-15/09-14 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу для проведения административного расследования и принятия мер в соответствии со
ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии А.А. Азаренко
Члены Комиссии: Д.В. Бердников
Г.В. Рогоза
Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный строк законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 4 июля 2014 г. N 05-15/09-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016