Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области
от 17 февраля 2015 г. N 05-21/15-15
Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области А.А. Азаренко, рассмотрев протокол и материалы дела N 05-21/15-15 об административном правонарушении, возбужденного в отношении
генерального директора ООО "ДезСервис" <_______> установил:
Определением о выделении дела в отдельное производство от 21.11.2014 дело в отношении ООО "ДезСервис" (место нахождения: <_______>) и ООО "Полисепт" (место нахождения: <_______>) по признакам нарушения части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006
N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившимся в заключении соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на электронных аукционах с реестровыми NN 0348300004913000405, 0848300003013000409 выделено в отдельное производство. Указанному делу о нарушении антимонопольного законодательства присвоен номер N 05-15/103-14.
Согласно представленным ЗАО "Сбербанк-АСТ" материалам, ООО "ДезСервис" и ООО "Полисепт" являлись единственными участниками электронных аукционов с реестровыми NN 0348300004913000405, 0848300003013000409. При этом подача заявок и ценовых предложений
ООО "ДезСервис" и ООО "Полисепт", а также заключение контрактов, происходили с одного IP-адреса.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав доводы и возражения сторон, Комиссией установлено следующее.
ООО "ДезСервис" является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного Решением N 1 единственного учредителя от 21.03.2013.
ООО "ДезСервис" внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 01.04.2013 за основным государственным регистрационным номером 1135018002657 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службой N 2 по Московской области.
Основным видом деятельности ООО "ДезСервис" является производство, хранение, фасовка, транспортировка, оптовая и розничная реализация дезинфекционных средств, применяемых в практике медицинской и ветеринарной дезинфекции.
ООО "Полисепт" является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного Решением N 12 участника ООО "Полисепт" от 01.02.2011.
ООО "Полисепт" внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 11.02.2011 за основным государственным регистрационным номером 1037739322741 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службой N 46 по г. Москве.
Основным видом деятельности ООО "Полисепт" является оптовая и розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, изделиями медицинской техники и ортопедическими изделиями.
Таким образом, ООО "ДезСервис" и ООО "Полисепт" осуществляют деятельность на одном товарном рынке и являются конкурентами.
На официальном сайте Российской Федерации по размещению информации о размещении заказов в сети Интернет zakupki.gov.ru (далее - сайт zakupki.gov.ru) муниципальным лечебно-профилактическим учреждением "Егорьевская центральная районная больница" (место нахождения: <_______>) (далее - Заказчик 1) 10.12.2013 размещено Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме с реестровым
N 0348300004913000405, предметом которого является право заключения государственного контракта на поставку дезинфекционных средств.
Электронный аукцион с реестровым N 0348300004913000405 состоялся 23.12.2013. В указанном электронном аукционе приняли участие два хозяйствующих субъекта: ООО "ДезСервис" и
ООО "Полисепт".
В соответствии с извещением о проведении открытого аукциона, начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦ) составила 1 990 910 рублей 99 копеек.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона с реестровым N 0348300004913000405, комиссией Заказчика 1 было принято решение о соответствии 2-х участников требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме:
ООО "ДезСервис" и ООО "Полисепт".
Протоколам подведения итогов электронного аукциона с реестровым N 0348300004913000405 зафиксированы следующие ценовые предложения участников:
ООО "ДезСервис" - 1 980 956 рублей 44 копейки (0,5% от НМЦ), ООО "Полисепт" - 1 971 000 рублей 00 копеек (1% от НМЦ);
Победителем электронного аукциона признано
ООО "Полисепт". С указанным Обществом заключен контракт на общую сумму 1 971 000 рублей 00 копеек.
На сайте zakupki.gov.ru МБУЗ "Орехово-Зуевская центральная городская больница" (место нахождения: <_______>) (далее - Заказчик 2) 30.12.2013 размещено Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме с реестровым N 0848300003013000409, предметом которого является право заключения государственного контракта на поставку дезинфекционных средств.
Электронный аукцион с реестровым N 0848300003013000409 состоялся 30.01.2014. В электронном аукционе приняли участие два хозяйствующих субъекта: ООО "ДезСервис" и ООО "Полисепт".
В соответствии с извещением о проведении открытого аукциона, начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦ) составила 2 999 314 рубля 94 копейки.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона с реестровым N 0848300003013000409, комиссией Заказчика 2 было принято решение о соответствии 2-х участников требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме:
ООО "ДезСервис" и ООО "Полисепт".
Протоколом подведения итогов электронного аукциона с реестровым N 0848300003013000409 зафиксированы следующие ценовые предложения участников:
ООО "ДезСервис" - 2 984 318 рублей 37 копеек (0,5% от НМЦ),
ООО "Полисепт" - 2 969 321 рубль 00 копеек (1% от НМЦ);
Победителем по электронному аукциону признано
ООО "Полисепт". С указанным Обществом заключен контракт на сумму 2 969 321 рубль 00 копеек.
Согласно протоколам проведения Электронных аукционов с реестровыми NN 0348300004913000405, 0848300003013000409, ООО "ДезСервис" и ООО "Полисепт" ограничились подачей по одному ценовому предложению, что свидетельствует об отказе от конкурентной борьбы.
Согласно материалам дела N 05-15/103-14 о нарушении антимонопольного законодательства, заявки и ценовые предложения ООО "ДезСервис" и ООО "Полисепт" на указанных электронных аукционах были поданы с одного IP-адреса 83.220.51.154, контракты были заключены также с IP-адреса 83.220.51.154.
Аукцион N 0348300004913000405 | |||
Наименование организации |
IP-адрес подачи заявок на аукцион |
IP-адрес подачи ценовых предложений |
IP-адрес подписания контракта |
ООО "ДезСервис" |
83.220.51.154 |
83.220.51.154 |
83.220.51.154 |
ООО "Полисепт" |
83.220.51.154 |
83.220.51.154 |
- |
Аукцион N 0848300003013000409 | |||
ООО "ДезСервис" |
83.220.51.154 |
83.220.51.154 |
83.220.51.154 |
ООО "Полисепт" |
83.220.51.154 |
83.220.51.154 |
- |
В результате анализа IP-адреса 83.220.51.154 установлено, что владельцем данного IP-адреса, по которому предоставляются услуги доступа к сети интернет, является ООО "Гарс Телеком - УТ".
Согласно сведениям, представленным оператором связи - ООО "ГАРС Телеком-УТ" (вх. от 09.10.2014 N 13177), на основании договора от 16.12.2010 N SD980-10, заключенного с ООО "Мир дезинфекции", IP сеть 83.220.51.152/29 выделена для абонента
ООО "Мир дезинфекции". IP-адрес 83.220.51.154 входит в состав сети 83.220.51.152/29. Услуги связи абоненту ООО "Мир дезинфекции" предоставляются по адресу: г. Москва, Хлебозаводской проезд, д. 7. Договоров на оказание услуг связи с
ООО "ДезСервис" и ООО "Полисепт" названный оператор связи не заключал.
Согласно материалам Дела N 05-15/103-14 о нарушении антимонопольного законодательства (вх. от 24.10.2014 N 13917) между ООО "ДезСервис" (Арендатор) и ИП Хильченко О.М. (арендодатель) заключен договор аренды нежилого помещения от 01.10.2013.
Согласно предмету указанного Договора, Арендатор принимает во временное владение и пользование нежилое помещение площадью 8,55 кв. м., расположенное по адресу: г. Москва, Хлебозаводской проезд, д. 7, стр. 5.
Согласно материалам Дела N 05-15/103-14 о нарушении антимонопольного законодательства (вх. от 24.10.2014 N 13915) между ООО "Полисепт" (Арендатор) и ИП Хильченко О.М. (арендодатель) заключен договор аренды нежилого помещения от 01.07.2010.
Согласно предмету указанного Договора, Арендатор принимает во временное владение и пользование нежилое помещение площадью 136,5 кв. м., расположенное по адресу: г. Москва, Хлебозаводской проезд, д. 7, стр. 5.
Комиссия отмечает совпадение учетных записей, на которых создавались и изменялись файлы заявок, полученных Торговой площадкой от ООО "ДезСервис" и ООО "Полисепт" с IP-адреса 83.220.51.154.
Аукцион N 0348300004913000405
Наименование участника |
Наименование файла в составе заявки |
Учетная запись, создавшая файл (автор, учреждение) |
Учетная запись, изменявшая файл |
ООО "Дезсервис" |
1. Анкета участника |
inna.krasnova |
inna.krasnova |
2. Согласие |
inna.krasnova |
inna.krasnova |
|
3. сведения о товаре |
inna.krasnova |
- |
|
ООО "Полисепт" |
1. Согласие |
inna.krasnova |
inna.krasnova |
2. Сведения о товаре |
inna.krasnova |
inna.krasnova |
Аукцион N 0848300003013000409
Наименование участника |
Наименование файла в составе заявки |
Учетная запись, создавшая файл (автор, учреждение) |
Учетная запись, изменявшая файл |
ООО "ДезСервис" |
1. Сведения о товаре |
inna.krasnova |
inna.krasnova |
2. Согласие |
inna.krasnova |
inna.krasnova |
|
3. Анкета |
Наталия |
inna.krasnova |
|
ООО "Полисепт" |
1. Сведения о товаре |
inna.krasnova |
inna.krasnova |
2. Согласие |
inna.krasnova |
inna.krasnova |
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что ООО "ДезСервис" и ООО "Полисепт" осуществляли совместную подготовку и координирование своих действий по участию в аукционах с реестровыми NN 0348300004913000405, 0848300003013000409, что подтверждается созданием и редактированием файлов заявок на единых учетных записях.
Совпадение одних и тех же учетных записей свидетельствует об использовании и обмене файлами заявок ООО "ДезСервис" и
ООО "Полисепт" между собой и осуществлении координации по подготовке заявок на аукционы.
Тот факт, что Заказчиками ни одна заявка не отклонена, косвенно свидетельствует о том, что обмен информацией между
ООО "ДезСервис" и ООО "Полисепт" осуществлялся в целях допуска всех участников до электронных аукционов с реестровыми NN 0348300004913000405, 0848300003013000409.
Вышеизложенное свидетельствует об использовании конкурентами единой инфраструктуры. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры возможно только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако, коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Использование ООО "ДезСервис" и
ООО "Полисепт" одной выделенной сети свидетельствует о доверии указанных обществ к своему конкуренту на электронных аукционах. Следовательно, такие действия ООО "ДезСервис" и ООО "Полисепт" возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.
В адрес Московского областного УФАС России 14.11.2014 (вх. N 14938) ООО "Полисепт" представило заявление о заключении недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения.
В своем заявлении ООО "Полисепт" сообщает, что
ООО "Полисепт" и ООО "ДезСервис" договорились об оказании помощи в подготовке и участии в аукционах, а также должны были вместе участвовать на аукционах и в случае отсутствия иных юридических лиц на аукционах, не совершать действий, препятствующих в выигрыше аукционов, интересующих
ООО "Полисепт". Также в своем заявлении ООО "Полисепт" указало на то, что на момент проведения аукционов не обладало информацией о запретах, установленных статьей 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", и руководствовалось нормами Гражданского кодекса РФ.
В подтверждение заключения соглашения ООО "Полисепт" приложен Протокол от 20.12.2013 совещания руководителей
ООО "Полисепт" и ООО "ДезСервис", согласно которому Общества приняли решение:
принимать совместное участие в аукционах, предметом которых является закупка дезинфицирующих и гигиенических средств для государственных и муниципальных нужд, в целях обеспечения признания аукционов состоявшимися;
проучить подготовку заявок и прилагаемых к ним документов Красновой И.М. для участия в аукционах NN 0348300004913000405, 0848300003013000409;
при предложении цены контракта действовать в интересах
ООО "Полисепт".
Кроме того, ООО "Полисепт" представило копию уведомления ООО "ДезСервис" о расторжении и отказе от дальнейшего исполнения соглашения, достигнутого 20.12.2013.
Изложенные в заявлении ООО "Полисепт" сведения и представленные доказательства свидетельствуют о наличии заключенного соглашения в отношении аукционов с реестровыми NN 0348300004913000405, 0848300003013000409.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Указанное поведение хозяйствующих субъектов позволило
ООО "Полисепт" выиграть аукционы с реестровыми
NN 0348300004913000405, 0848300003013000409 со снижением в 1% от НМЦ контракта.
Согласно представленным сведениям, ООО "Полисепт" и
ООО "ДезСервис" не входят в одну группу лиц по признакам, предусмотренным частью 7, 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции" признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Федеральный закон "О защите конкуренции" устанавливает специальные требования к определению соглашения, как волеизъявления хозяйствующих субъектов, отличные от содержащихся в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 N 9966/10 в силу части 1 статьи 11 Закона "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести в том числе к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков). Из взаимосвязанных положений статей 11, 12, 13 Закона "О защите конкуренции" следует, что соглашения, которые приводят или могут привести к перечисленным в части 1 статьи 11 последствиям, запрещаются. Необходимость доказывания антимонопольным органом фактического исполнения участниками условий соглашения отсутствует, поскольку нарушение состоит в достижении договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в части 1 статьи 11 Закона "О защите конкуренции" последствиям. В соответствии с положениями статьи 4 Закона
"О защите конкуренции" под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следствие, доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности.
На основании изложенного, Комиссией в действиях
ООО "Полисепт" и ООО "ДезСервис" установлен факт нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции" в части заключения письменного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на электронных торгах с реестровыми NN 0348300004913000405, 0848300003013000409.
На основании документов и информации, имеющихся в материалах дела, Комиссия пришла к выводу, что в результате реализации письменного картельного соглашения ООО "Полисепт" смогло заключить государственные контракты на общую сумму 4 940 321 рубль 00 копеек.
Ущерб от реализации картельного соглашения между
ООО "Полисепт" и ООО "ДезСервис" Комиссией не установлен, в том числе, не установлено получение дохода ООО "ДезСервис".
На основании изложенного, ООО "ДезСервис" нарушило ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части заключения письменного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на электронных торгах с реестровыми номерами 0348300004913000405, 0848300003013000409, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данное нарушение совершено ООО "ДезСервис" в период с 10.02.2014 по 11.11.2014.
Согласно Решению N 2 от 01.04.2013 единственного участника
ООО "ДезСервис" <_______> назначен на должность генерального директора ООО "ДезСервис".
В соответствии с п. 7.6 Устава генеральный директор без доверенности действует от имени Общества, представляет его интересы, распоряжается имуществом предприятия, заключает договоры.
Следовательно, должностным лицом ООО "ДезСервис" ответственным за нарушение п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части заключения письменного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на электронных торгах с реестровыми номерами 0348300004913000405, 0848300003013000409, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является генеральный директор ООО "ДезСервис" <_______>
В соответствии с ч. 1 ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
В ходе рассмотрения дела, установлены следующие обстоятельства, которые расценены как обстоятельства, смягчающие административную ответственность:
1. лицо, совершившее административное правонарушение, не является организатором ограничивающих конкуренцию соглашения или согласованных действий;
2. добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
3. оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
4. раскаяние лица, совершившего административное правонарушение.
В процессе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении дела не установлено обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Генеральный директор ООО "ДезСервис" А.С. Кузнецов надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
На основании изложенного, учитывая обстоятельства совершенного административного правонарушения, руководствуясь статьями 23.48, 29.1, 29.7, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
Признать генерального директора ООО "ДезСервис"
<_______> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.32 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей, что является минимальным размером штрафа за данное правонарушение.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 5 ст. 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно Федеральному закону от 01.12.2014 N 384 - ФЗ
"О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти оплачиваются в федеральный бюджет по реквизитам:
Получатель:
Банк получателя:
Назначение платежа:
ID начисления |
ИНН 7703671069 КПП 773401001 УФК по Московской области (для Московского областного УФАС России) Отделение 1 Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу г. Москва р/с 40101810600000010102 БИК 044583001 ОКТМО 46000000 КБК 161 1 16 02010 01 0000 140Административный штраф, зачисляемый за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации Ъ30cf5eAS02160121390 |
Согласно ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 и ч. 1 ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 (десяти) дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно ч. 1 ст. 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя А.А. Азаренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 17 февраля 2015 г. N 05-21/15-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016