Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области
от 27 марта 2015 г. N 5-3/2-15
На основании приказов от 22 января 2015 г. N 38, от 27 февраля 2015 г. N 95 о проведении внеплановой проверки инспекцией Управления ФАС по Вологодской области (далее - Управление) в составе:
руководитель инспекции:
Ягольницкая Д.С. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок,
члены инспекции:
Суслова Е.А. - государственный инспектор отдела контроля закупок;
Васянович Ю.Р. - специалист-эксперт отдела контроля закупок;
проведена внеплановая проверка по соблюдению норм Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) на предмет предоставления преимуществ субъектам малого предпринимательства в 2014 году заказчиком ФКУ "Упрдор "Холмогоры".
Во исполнение поручения Управления Президента Российской Федерации по обеспечению деятельности Государственного Совета Российской Федерации от 21 ноября 2014 года N А70-2883 о предоставлении информации о реализации Федерального закона от 05 апреля 2014 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Управление затребовало информацию от заказчиков.
ФКУ "Упрдор "Холмогоры" (далее - Заказчик) представило информацию (исходящий номер 70 от 14 января 2015 года). Заказчик указал процент закупок, осуществленных для СМП/СОНО, равный 4,2.
Для проверки соблюдения Заказчиком норм Закона о контрактной системе на предмет предоставления преимуществ субъектам малого предпринимательства в 2014 году было принято решение о проведении внеплановой проверки.
Согласно части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Статья 30 Закона о контрактной системе обязывает заказчиков осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
В соответствии с частью 30 статьи 112 Закона о контрактной системе при определении объема закупок, предусмотренного частью 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
По части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении объема закупок, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:
1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
2) услуг по предоставлению кредитов;
3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;
4) работ в области использования атомной энергии;
5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае признания не состоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, заказчик вправе отменить указанное в части 3 настоящей статьи ограничение и осуществить закупки на общих основаниях. При этом такие закупки, осуществленные на общих основаниях, не учитываются в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Инспекция изучила проведенные конкурентные способы определения поставщиков в 2014 году, запросила информацию от Заказчика и приходит к следующему выводу.
Совокупный годовой объем закупок по части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе составляет 6 794 016,29 тыс. руб.
Заказчик указал, что проводил закупки среди субъектов малого предпринимательства и социально (ориентированных) некоммерческих организаций на общую сумму в размере 141 676, 16 тыс. руб. Контракты заключены на общую сумму 125 715,04 тыс. руб.
В закупках, по которым начальные (максимальные) цены контрактов превышают двадцать миллионов рублей, Заказчик устанавливал требование к поставщику (подрядчику, исполнителю) о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Документально подтверждено исполнение контрактов субподрядчиками из числа субъектов малого предпринимательства на сумму 283 426,692 тыс. руб.
Таким образом, объем закупок проведенных у субъектов малого предпринимательства и социально (ориентированных) некоммерческих организаций равен 409 141,732 тыс. руб., что составляет 6 %.
Заказчик предпринял все действия по соблюдению норм Закона о контрактной системе, однако формальное нарушение части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе имеется.
Инспекция, руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе, решила:
Признать Заказчика нарушившим часть 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
У заказчика есть право направить объяснения в течение 10 рабочих дней с даты получения решения. По истечению данного срока будет рассмотрен вопрос о возбуждении административного производства.
Руководитель инспекции Ягольницкая Д.С.
Участники инспекции: Суслова Е.А.
Васянович Ю.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 27 марта 2015 г. N 5-3/2-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016