Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия
N 06-06/2802 (опубликовано 1 апреля 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 26 марта 2015 года.
Решение изготовлено в полном объеме 31 марта 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 13.01.2014 N2, от 17.02.2014 N34 в составе:
"_"
в присутствии:
представителей заказчика - Министерства финансов Чувашской Республики - "_"
Депутата Государственного Совета Чувашской Республики - "_",
в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии поступило обращение депутата Государственного Совета Чувашской Республики пятого созыва 2011-2016 гг. "_", из которого следует, что Минфин Чувашии на основании пункта 8 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе после признания несостоявшимся электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по открытию возобновляемой кредитной линии с установлением лимита задолженности в размере 1000000000,0 рублей (изв. N 0115200000514000011) осуществило закупки путем проведения запроса предложений. При этом начальная (максимальная) цена контракта при проведении запроса предложений отличалась от начальной (максимальной) цены контракта, рассчитанной для проведения электронного аукциона.
В заседании Комиссии депутат Государственного Совета Чувашской Республики пятого созыва 2011-2016 гг. "_" поддержал свое обращение.
Представители Минфина Чувашии нарушение требований законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона и запроса предложений на право заключить контракт на оказание услуг по открытию возобновляемой кредитной линии с установлением лимита задолженности в размере 1000000000,0 рублей не признали. Указали, что отсутствие заявок на участие в электронном аукционе обусловлено повышением с 05.11.2015 ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации с 8,0% до 9,5% годовых. Учитывая установленные законодательством сроки для проведения торгов и сжатые сроки для завершения исполнения бюджетных обязательств Минфином Чувашии объявлен запрос предложений с тем же предметом закупки. При проведении запроса предложений начальная (максимальная) цена контракта не изменялась.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
10.11.2014 16:04 Минфином Чувашии на официальном сайте сети Интернет www.zakupki.gov.ru размещено извещение и документация о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по открытию возобновляемой кредитной линии с установлением лимита задолженности в размере 1000000000,0 рублей, с начальной (максимальной) ценой контракта 366 000 000,00 руб. (изв. N 0115200000514000011) (далее - Электронный аукцион).
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Электронном аукционе от 26.11.2014 до окончания срока подачи заявок на участие в Электронном аукционе не подано ни одной заявки.
В случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 16 статьи 66 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным способом в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 4 статьи 71 Закона о контрактной системе).
27.11.2014 18:50 на официальном сайте сети Интернет www.zakupki.gov.ru размещено извещение и документация о проведении запроса предложений на право заключить контракт на оказание услуг по открытию возобновляемой кредитной линии с установлением лимита задолженности в размере 1000000000,0 рублей, с начальной (максимальной) ценой контракта 390 000 000,00 руб. (изв. N 0115200000514000015) (далее - Запрос предложений).
До окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений подана одна заявка - ОАО "Сбербанк России", которая признана соответствующей требованиям, установленным документацией о проведении Запроса предложений и требованиям Закона о контрактной системе, что отражено в протоколе проведения запроса предложений от 04.12.2014, в итоговом протоколе проведения запроса предложений от 05.12.2014.
В силу части 18 статьи 83 Закона о контрактной системе в случае, если запрос предложений признается не состоявшимся в связи с тем, что до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений подана только одна такая заявка, которая признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам в соответствии с извещением о проведении запроса предложений, заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
Письмом от 16.12.2014 N 10115-13004 Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики согласовало Минфину Чувашии заключение контракта на оказание услуг по открытию возобновляемой кредитной линии с установлением лимита задолженности в размере 1000000000,0 рублей с единственным поставщиком ОАО "Сбербанк России".
22.12.2014 между Минфином Чувашии и ОАО "Сбербанк России" заключен контракт N 9290 на оказание услуг по открытию возобновляемой кредитной линии с установлением лимита задолженности в размере 1000000000,0 руб.
Комиссией Чувашского УФАС России установлено и подтверждается материалами дела, что для проведения запроса предложений начальная (максимальная) цена контракта изменена - увеличена до 390 000 000,00 руб.
Вместе с тем, по смыслу части 4 статьи 71 Закона о контрактной системе при проведении запроса предложений в связи с признанием электронного аукциона несостоявшимся, заказчик не вправе изменять исключительно объект закупки.
Правила описания объекта закупки установлены статьей 33 Закона о контрактной системе. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
К описанию объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе не относятся количество товара (работ, услуг), объем выполняемых работ (оказываемых услуг), начальная (максимальная) цена контракта.
На основании изложенного следует, что Законом о контрактной системе не установлен запрет на изменение количества товара (работ, услуг), объемов выполняемых работ (оказываемых услуг), начальной (максимальной) цены контракта при проведении запроса предложений в связи с признанием электронного аукциона несостоявшимся.
Таким образом, Комиссия Чувашского УФАС России в действиях Минфина Чувашии по изменению начальной (максимальной) цены контракта при проведении запроса предложений изв. N 0115200000514000011 после несостоявшегося электронного аукциона изв. N 0115200000514000015 не усматривает нарушения законодательства о контрактной системе.
Вместе с тем, в соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Ответственность заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, предусмотрена разделом 5 проекта контракта.
Пунктом 5.2 проекта контракта установлено, что в случае несоблюдения сроков оказания услуг, предусмотренных пунктом 2.6. настоящего Контракта, Кредитор уплачивает Заемщику пени. Размер пени исчисляется в соответствии с пунктами 6, 7, 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063. При этом ее размер устанавливается в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации от цены Контракта.
Таким образом, в нарушение требований части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе заказчик не установил в проекте контракта условие о том, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени рассчитывается от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Кроме того, правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Согласно правовой позиции ФАС России, изложенной в письме от 21.10.2014 N АЦ/42516/14, надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки является включение в проект контракта, в т.ч. формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6-8 Правил. Включение в проект контракта ссылки на Правила вместо указания порядка расчета пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки.
На основании изложенного Комиссия Чувашского УФАС России приходит к итоговому заключению о том, что Минфином Чувашии надлежащим образом не соблюдены требования части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе: выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Учитывая, что 22.12.2014 между Минфином Чувашии и ОАО "Сбербанк России" заключен контракт N 9290 на оказание услуг по открытию возобновляемой кредитной линии с установлением лимита задолженности в размере 1000000000,0 руб. Комиссия не считает возможным выдать предписание об устранении выявленного нарушения.
Вместе с тем, согласно письму ФАС России от 02.03.2015 N АЦ/9270/15 действия заказчика по изменению начальной (максимальной) цены контракта при проведении запроса предложений на основании пункта 8 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе приводят к изменению существенных условий исполнения контракта, и, как следствие, осуществление закупки путем запроса предложений на иных условиях. Кроме того, последствием таких действий заказчика может являться выбор "нужного" для заказчика исполнителя по осуществляемой закупке путем запроса предложений, а также может привести к нарушению прав других участников закупки.
В связи изложенным Комиссия Чувашского УФАС России принимает решение о направлении материалов дела в Прокуратуру Чувашской Республики.
Исследовав представленные документы, заслушав объяснения стороны и руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия решила:
Признать Министерство финансов Чувашской Республики нарушившим часть 7 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Направить материалы дела в Прокуратуру Чувашской Республики.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
Примечание: решение Комиссии Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия N 06-06/2802 (опубликовано 1 апреля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016