Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
от 30 октября 2012 г. N 02-30/2012-012
Резолютивная часть решения оглашена "23" октября 2012 г. город Иваново
В полном объеме решение изготовлено "30" октября 2012 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия Ивановского УФАС России, Комиссия) в составе: <_>
рассмотрев дело N 02-30/2012-012 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Купец" <_> пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", установила:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (далее - Ивановское УФАС России) оказало содействие прокуратуре Ленинского района города Иванова в проведении проверки ООО "Торговая компания "Купец" на предмет соблюдения требований Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В ходе проверки установлено, что Общество с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Купец" осуществляет торговую деятельность по продаже продовольственных товаров, в том числе розничную торговлю мясной, молочной, рыбной продукцией, посредством организации розничной торговой сети магазинов "Купец".
Магазины расположены по адресам:
1) г. Иваново ул. поэта Ноздрина, д. 11;
2) г. Иваново, ул. Шубиных, д. 26 Б;
3) г. Иваново, ул. Полка Нормандия - Неман, д. 86;
4) г. Иваново, ул. Каравайковой, д. 141.
В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (Далее - Закон о торговле), торговая сеть - совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.
По смыслу пункта 8 статьи 2 Закона о торговле ООО "Торговая компания "Купец" является торговой сетью, и на Общество распространяются требования Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В ходе проверки проанализированы договоры поставки продовольственных товаров, заключенные ООО "Торговая компания "Купец" со следующими хозяйствующими субъектами: ОАО "Мясокомбинат Шуйский" N 101 от 01.08.2010, ООО "Торговый Дом Народные мясопродукты" N 107 от 01.01.2011, ИП Лучниковой О.Ю. от 01.12.2008.
ОАО "Мясокомбинат Шуйский" на основании товарной накладной N С-00019430 от 18.05.2012 произвело поставку следующей колбасной продукции, в том числе: колбаса вареная "Бутербродная" 1 сорт, колбаса вареная "Молочная" в натуральной оболочке, колбаса "Дорожная" полукопченая и др.
ИП Лучникова О.Ю., согласно накладной N 032612 от 18.05.2012, поставляет колбасную продукцию, в том числе: сардельки Сливочные, сосиски молочные ПРЕМИУМ, сосиски Сливочные и др.
ООО "Торговый Дом Народные мясопродукты" в соответствии с накладной N 120514-027 от 14.05.2012 осуществляет поставку таких товаров, как студень сельский, студень домашний, рулет куриный классический, ребра свиные в/к, колбаса полукопченая "Ямская" и др.
Таким образом, ОАО "Мясокомбинат Шуйский", ООО "Торговый Дом Народные мясопродукты", ИП Лучникова О.Ю. являются поставщиками мясных продуктов и колбасных изделий. Перечень мясных продуктов и колбасных изделий содержится в ГОСТ Р 52427-2005 (утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.12.2005 N 380-ст).
Согласно п. 112 ГОСТ Р 52427-2005 колбасное изделие - это мясной или мясосодержащий продукт, изготовленный из колбасного фарша, сформованного в колбасную оболочку, пакет, форму, сетку, подвергнутый термической обработке до готовности к употреблению.
Также по ГОСТу Р 52427-2005 выделяется следующая продукция:
- колбаса вареная (п.116) - вареное колбасное изделие различной [цилиндрической или овальной] формы, диаметром или поперечным размером свыше 44 мм [не более 44 мм], предназначенное для употребления в пищу в охлажденном виде; отклонение размеров от типовых значений +/- 4 мм;
- сосиски (п. 117) - вареное колбасное изделие, имеющее цилиндрическую или удлиненно-овальную форму, диаметром или поперечным размером не более 30 мм, длиной не более 300 мм, предназначенное для употребления в пищу преимущественно в горячем виде; отклонение размеров от типовых значений +/- 4 мм;
- сардельки (п. 118) - вареное колбасное изделие, изготовленное из колбасного фарша с однородной структурой и имеющее цилиндрическую или удлиненно-овальную форму, диаметром или поперечным размером от 28 до 44 мм, длиной не более 200 мм, предназначенное для употребления в пищу преимущественно в горячем виде; отклонение размеров от типовых значений +/- 4 мм;
- студень (п. 124) - колбасное изделие из термически обработанных ингредиентов, мягкой консистенции, изготовленное с добавлением более 100% бульона;
- полукопченая колбаса (колбаска) (п. 128) - колбасное изделие, в процессе изготовления подвергнутое обжарке, варке, копчению и имеющее диаметр или поперечный размер свыше 32 мм [не более 32 мм]; отклонение размеров от типовых значений +/- 4 мм.
- варено-копченая колбаса (колбаска, Нрк <летняя колбаса, сервелат>)(п. 129) - колбасное изделие, в процессе изготовления подвергнутое предварительному копчению, варке, дополнительному копчению и имеющее диаметр или поперечный размер свыше 32 мм [не более 32 мм]; отклонение размеров от типовых значений +/- 4 мм.
Таким образом, товары, поставляемые ОАО "Мясокомбинат Шуйский", ООО "Торговый Дом Народные мясопродукты", ИП Лучникова О.Ю., являются изделиями колбасными, а, следовательно, относятся к группе однородных товаров. К однородным товарам, согласно части 7 статьи 38 Налогового Кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ относятся товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, товарный знак, страна происхождения.
В ходе проверки установлено следующее.
1. Для поставщиков колбасных изделий в договорах ООО "Торговая компания "Купец" предусмотрены различные сроки оплаты товаров, что ставит поставщиков данной группы товаров в неравные условия.
Так, в договоре с ОАО "Мясокомбинат Шуйский", согласно п. 5.2.2. Договора, предусмотрен срок отсрочки, который составляет 14 календарных дней с момента поставки партии продукции.
В договоре с ООО "Торговый Дом Народные мясопродукты" в соответствии с п. 5.2.1 Договора, при поставке партии товаров со сроком годности менее 10 дней оплата производится на 10 рабочий день;
- со сроком годности от 10 до 30 дней включительно - на 30 календарный день;
- со сроком годности свыше 30 дней - на 45 календарный день со дня приемки.
В тех случаях, если партия товаров состоит из продовольственных товаров с разным сроком годности, Покупатель производит оплату всей партии исходя из правил, установленных для товаров с большим сроком годности.
Кроме того, предусмотрен срок отсрочки, который в соответствии с п. 5.2.2. Договора является фиксированным и составляет 21 календарный день с момента поставки партии продукции.
В Договоре с ИП Лучниковой О.Ю., в соответствии с п. 5.1. Договора, расчеты за отгруженную продукцию осуществляются по договорным ценам, действующим на момент поставки продукции.
Согласно п. 5.3. Договора, по соглашению сторон товар может отпускаться на реализацию. В этом случае расчеты за отгруженную продукцию производятся в течение 7 календарных дней со дня поставки на основании накладной.
Таким образом, ИП Лучниковой О.Ю. предоставлены более выгодные условия оплаты товаров по сравнению с другими поставщиками колбасных изделий, так как оплата товара производится в наиболее короткий срок.
2. В договорах ООО "Торговая компания "Купец" установлены разные размеры штрафных санкций, как для поставщиков колбасных изделий, так и мера ответственности Покупателя (ООО "Торговая компания "Купец") при несвоевременном исполнении обязанности по оплате товаров.
ОАО "Мясокомбинат Шуйский" ООО "Торговый Дом Народные мясопродукты"
ИП Лучникова О.Ю.
Просрочка поставки товара Покупатель вправе предъявить Поставщику требование об уплате пени 0,01% от стоимости подлежащего поставке товара за каждый день просрочки_(п. 6.1 протокола согласования разногласий) С Поставщика взыскивается неустойка в размере 0,1% от стоимости подлежащего поставке товара за каждый день просрочки до фактического исполнения обязательств по поставке, а за недопоставку товаров, а также невыполнение п. 4.4. настоящего договора - штраф в размере 20% стоимости недопоставленной продукции__(п. 6.1 Договора) -
Поставка товара ненадлежащего качества Поставщик уплачивает Покупателю штраф в размере 3% стоимости всей поставленной партии_после трехкратного нарушения условий о качестве Покупатель имеет право расторгнуть настоящий договор в одностороннем порядке (п. 6.2 протокола согласования разногласий) Поставщик уплачивает Покупателю штраф в размере 5% стоимости некачественного товара, за каждое последующее нарушение размер штрафа увеличивается на 5%.
(п. 6.2 протокола разногласий) -
Компенсация деловой репутации Покупателя
Поставщик_ либо обнародует опровержение опубликованных сведений, либо выплачивает_денежную сумму 20000 рублей (п. 6.4 протокола согласования разногласий) Поставщик_ либо обнародует опровержение опубликованных сведений, либо выплачивает_денежную сумму 50000 (пятьдесят тысяч) рублей (п. 6.4 протокола разногласий) -
Просрочка оплаты
Поставщик вправе предъявить Покупателю требование об уплате пени 0,01% от стоимости просроченной суммы задолженности за каждый день просрочки (п. 6.3 Договора) Поставщик вправе предъявить Покупателю требование об уплате пени 0,03% от стоимости просроченной суммы задолженности за каждый день просрочки
(п. 6.3 протокола разногласий) Покупатель уплачивает пеню 0,1% от суммы долга за каждый день просрочки (п. 5.4)
Непоставка товара в соответствии с заказом покупателя Поставщик обязан возместить Покупателю штраф в размере 5% от стоимости непоставленного товара (п.3.9. протокола согласования разногласий) Поставщик обязан возместить Покупателю штраф в размере 10% от стоимости непоставленного товара (п.3.9. протокола разногласий) -
Для ООО "Торговый Дом Народные мясопродукты" и для ОАО "Мясокомбинат Шуйский" предусмотрены штрафы в случае ненадлежащего исполнения обязательств по Договору: за просрочку поставки товара, поставку товара ненадлежащего качества, непоставку товара в соответствии за заказом Покупателя, а также штрафы в качестве компенсации деловой репутации Покупателя, причем суммы штрафных санкций выше для ООО "Торговый Дом Народные мясопродукты". Для ИП Лучниковой О.Ю. штрафы за ненадлежащее исполнение обязательств Договором не предусмотрены.
Ответственность Покупателя в случае просрочки оплаты товара прописана в договорах со всеми поставщиками колбасных изделий. В этом случае ОАО "Мясокомбинат Шуйский" находится в менее выгодных условиях, так как вправе предъявить требование об уплате пени 0,01% от стоимости просроченной суммы задолженности, что в 3 раза меньше, чем аналогичное требование в договоре с ООО "Торговый Дом Народные мясопродукты" и в 10 раз меньше, чем в договоре с ИП Лучниковой О.Ю.
Таким образом, ИП Лучникова О.Ю. поставлена в наиболее выгодные условия по сравнению с остальными поставщиками колбасных изделий.
3. В договорах ООО "Торговая компания "Купец" с поставщиками колбасных изделий содержатся следующие условия уведомления об изменении цен на товар.
В соответствии с п. 5.7 Договора N 101 с ОАО "Мясокомбинат Шуйский", Поставщик обязан письменно уведомить Покупателя об увеличении цены, предоставив на рассмотрение и подписание проект новой Спецификации (прейскуранта цен) в срок не менее чем за десять рабочих дней до фактического введения новых цен.
ООО "Торговый Дом Народные мясопродукты" согласно п. 5.7 Договора N 107 обязано письменно уведомить Покупателя об увеличении цены, предоставив на рассмотрение и подписание проект новой Спецификации (прейскуранта цен) в срок не менее чем за десять рабочих дней до фактического введения новых цен.
В договоре с ИП Лучниковой О.Ю. не указаны условия о сроках уведомления об изменении цены товара. Однако, в соответствии с п. 5.1. Договора, расчеты за отгруженную продукцию осуществляются по договорным ценам, действующим на момент поставки продукции. Цена на продукцию указывается в накладной при его отпуске. Соответственно, ИП Лучникова О.Ю. вправе не уведомлять об изменении цены товара.
Таким образом, ИП Лучниковой О.Ю. предоставлены лучшие условия по сравнению с ООО "Торговый Дом Народные мясопродукты" и ОАО "Мясокомбинат Шуйский".
На основании изложенного, указание в договорах с поставщиками колбасных изделий различных сроков уведомления об изменении цен на продукцию создает неравные условия для некоторых из поставщиков и носит дискриминационный характер.
Поскольку в договорах с поставщиками колбасных изделий установлены различные сроки оплаты товара, различные штрафные санкции в случае ненадлежащего исполнения обязательств по договору, разные сроки уведомления об изменении цены товаров, данные положения договоров носят для некоторых поставщиков указанной группы товаров дискриминационный характер, предоставляя ИП Лучниковой О.Ю. наиболее выгодные условия, а ООО "Торговый Дом Народные мясопродукты" самые жесткие условия договора.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается создавать дискриминационные условия. Под дискриминационными условиями, согласно п. 8 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами
Соответственно, действия ООО "Торговая компания "Купец" по установлению в договорах поставки с поставщиками колбасных изделий различных сроков оплаты товара, различных штрафных санкций за ненадлежащее исполнение обязательств по договору, различных сроков уведомления об изменении цены товара создают дискриминационные условия для хозяйствующих субъектов - поставщиков группы однородных товаров и нарушают антимонопольные правила, установленные п. 1 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с ч.3 ст. 16 Закона о торговле Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальные органы при выявлении нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13 - 15 Закона о торговле, принимают меры в соответствии с Законом о защите конкуренции.
Приказом руководителя Ивановского УФАС России от 27.06.2012 N 87 возбуждено дело N02-30/2012-012 по признакам нарушения ООО "Торговая компания "Купец" п. 1 ч.1 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Определением от 29.06.2012 дело N02-30/2012-012 назначено к рассмотрению на 21.08.2012.
На заседании Комиссии Ивановского УФАС России 18.09.2012 представитель Ответчика - <_> действующий по доверенности от 01.01.2012, пояснил следующее.
В соответствии со статьей 8 Закона о торговле Хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют порядок и условия осуществления торговой деятельности, условия заключения договоров купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг.
В действующем гражданском законодательстве, статья 421 ГК РФ содержится принцип свободы договора, согласно которому стороны (граждане и юридические лица) свободны в заключении договора и они самостоятельно определяют условия заключаемых договоров. В свою очередь указанная норма ГК РФ содержит требование о недопустимости совершения действий, направленных на понуждение к заключению договора. В соответствии со ст. 13 Закона о торговле любому из субъектов, осуществляющему торговую деятельность (как поставщику, так и покупателю) запрещается создавать дискриминационные условия.
Таким образом, стороны вольны при заключении договоров поставки самостоятельно определять их условия. Более того, каждый из заключаемых договоров поставки не является публичным и его условия не должны быть одинаковыми для всех поставщиков. Предметом данных договоров хотя и являются товары одной группы (колбасные изделия), но поставляемый каждым из поставщиков товар имеет свои особенности и характеристики, такие как: ассортимент, фасовка, оформление упаковки, срок годности, привлекательность для конечного покупателя, надежность самого поставщика и т.п. Исходя из имеющихся особенностей поставляемого товара, отождествлять данные продукты питания нельзя и объединять указанных поставщиков в одну группу с целью наличия дискриминационных условий не логично.
В рамках заключения всех договоров с ОАО "Мясокомбинат Шуйский", ООО "Торговый Дом Народные мясопродукты" и ИП Лучниковой О.Ю. оговаривались определенные условия договора, подходящие и приемлемые для обеих сторон, поскольку сложно заключить договор на неприемлемых для второй стороны условиях, так как контрагент в этом случае будет сотрудничать с иным хозяйствующим субъектом. Ко всему прочему ООО "Торговая компания "Купец" не является субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, и не может навязывать исключительно выгодные для себя условия сотрудничества. Именно этим и объясняются различные условия рассматриваемых договоров поставки.
Представитель Заинтересованного лица ООО "Торговый Дом Народные мясопродукты" <_> действующий на основании доверенности от 20.08.2012, пояснил следующее.
ООО "Торговый Дом Народные мясопродукты" давно работают с ООО "Торговая компания "Купец". При заключении договора давления не оказывалось, договор заключен по обоюдному согласию.
ООО "Торговый Дом Народные мясопродукты" устраивали условия договора, поэтому его и заключили.
Представитель Заинтересованного лица - ИП Лучниковой О.Ю. -<_> действующая на основании доверенности от 14.08.2012, пояснила, что договорные отношения оформлялись сторонами исключительно на добровольных началах, на взаимовыгодных условиях, без какой либо дискриминации с чьей-либо стороны. Взаимовыгодное сотрудничество сторон носит длительный характер, каких-либо претензий к ООО "Торговая компания "Купец" ИП Лучникова О.Ю. не имеет.
Кроме того, <_> указала, что санкции, указанные в договоре поставки, к ИП Лучниковой О.Ю. не применялись.
Представитель Заинтересованного лица ОАО "Мясокомбинат Шуйский" на заседание Комиссии не явился.
Рассмотрев представленные Ответчиком и Заинтересованными лицами документы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, и принимая во внимание, что для объективного рассмотрения дела необходимо непосредственное участие всех Заинтересованных лиц, Комиссия вынесла определение об отложении рассмотрения дела N 02-30/2012-012 на 18.09.2012.
На заседании Комиссии 18.09.2012 представитель Ответчика - <_> подтвердил высказанные на предыдущем заседании доводы и пояснил следующее.
При заключении всех договоров поставки с каждым поставщиком колбасных изделий оговаривались определенные условия договора, подходящие и приемлемые для обеих сторон, поскольку сложно заключить договор на неприемлемых для второй стороны условиях, так как контрагент в этом случае будет сотрудничать с иным хозяйствующим субъектом. Ко всему прочему ООО "Торговая компания "Купец" не является субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке и не может навязывать исключительно выгодные для себя условия сотрудничества. Именно этим и объясняются различные условия рассматриваемых договоров поставки.
Так же для того, чтобы признать ООО "Торговая компания "Купец" виновным в нарушении антимонопольного законодательства нужно проверить, в чем произошло ущемление прав поставщика в данном конкретном случае. Наличие разных сроков оплаты за поставленный товар, штрафных санкций и сроков уведомления само по себе не является фактом дискриминации поставщиков. Более того, данные обстоятельства не могут никоим образом повлиять на положение данных поставщиков на рынке, каким либо образом ущемить их интересы или умалить их положение по сравнению с конкурентами.
Таким образом, в действиях ООО "Торговая компания "Купец" признаки нарушения нормы п. 1 ч.1 ст.13 Закона о торговле отсутствуют.
Генеральный директор ООО "Торговый Дом Народные мясопродукты" - <_> поддержал высказанную на заседании Комиссии 18.09.2012 позицию <_> и пояснил следующее.
Сложно установить равные условия в договорах поставки с ИП Лучниковой О.Ю., ОАО "Мясокомбинат Шуйский" и ООО "Торговый Дом Народные мясопродукты", поскольку ИП Лучникова О.Ю., в отличие от двух других поставщиков, является дистрибьютором и кроме колбасных изделий производит поставку молочной продукции.
После сравнения договора поставки, заключенного ООО "Торговый Дом Народные мясопродукты" и ООО "Торговая компания "Купец", с договорами других поставщиков колбасных изделий, видно, что ИП Лучниковой О.Ю., безусловно, предоставлены наиболее выгодные условия.
Представитель Заинтересованного лица ОАО "Мясокомбинат Шуйский" - <_> действующая на основании доверенности от 30.01.2012, пояснила, что единственная претензия ОАО "Мясокомбинат Шуйский" к ООО "Торговая компания "Купец" - по срокам оплаты, так как задолженность по оплате составляет порядка 1 млн. рублей.
Относительно, выявленных нарушений пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговле, <_> подтвердила, что возможно нарушения действительно имеют место быть. Поскольку при заключении договоров организации не могут знать об условиях в договорах с другими поставщиками, окончательно решение по условиям договора принимается посредством подписания протокола разногласий.
Представитель Заинтересованного лица - ИП Лучниковой О.Ю. на заседание Комиссии 18.09.2012 не явился.
Комиссия пришла к выводу о необходимости запроса дополнительных доказательств, в связи с чем, определением от 18.09.2012 рассмотрение дела N 02-30/2012-012 отложено на 23.10.2012.
На заседании Комиссии 23.10.2012 представитель Ответчика - <_> подтвердил, что нарушений ООО "Торговая компания "Купец" пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговле не усматривается.
Рассмотрев представленные Ответчиком и Заинтересованными лицами документы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается создавать дискриминационные условия.
Товары, поставляемые ОАО "Мясокомбинат Шуйский", ООО "Торговый Дом Народные мясопродукты", ИП Лучниковой О.Ю., являются колбасной продукцией, относятся к группе однородных товаров, следовательно, все поставщики должны быть поставлены в равные условия по отношению друг к другу.
В Договоре с ОАО "Мясокомбинат Шуйский", согласно п. 5.2.2. Договора, предусмотрен срок отсрочки, который составляет 14 календарных дней с момента поставки партии продукции.
В договоре с ООО "Торговый Дом Народные мясопродукты" в соответствии с п. 5.2.1 Договора, при поставке партии товаров со сроком годности менее 10 дней оплата производится на 10 рабочий день;
- со сроком годности от 10 до 30 дней включительно - на 30 календарный день;
- со сроком годности свыше 30 дней - на 45 календарный день со дня приемки.
В тех случаях, если партия товаров состоит из продовольственных товаров с разным сроком годности, Покупатель производит оплату всей партии исходя из правил, установленных для товаров с большим сроком годности.
Кроме того, предусмотрен срок отсрочки, который в соответствии с п. 5.2.2. Договора является фиксированным и составляет 21 календарный день с момента поставки партии продукции.
В Договоре с ИП Лучниковой О.Ю., в соответствии с п. 5.1. Договора, расчеты за отгруженную продукцию осуществляются по договорным ценам, действующим на момент поставки продукции.
Согласно п. 5.3. Договора, по соглашению сторон товар может отпускаться на реализацию. В этом случае расчеты за отгруженную продукцию производятся в течение 7 календарных дней со дня поставки на основании накладной.
Таким образом, для ИП Лучниковой О.Ю. предусмотрены наименьшие сроки оплаты товара, что предоставляет ИП Лучниковой О.Ю. лучшие условия по сравнению с другими поставщиками колбасных изделий.
В договорах с ООО "Торговый Дом Народные мясопродукты" и ОАО "Мясокомбинат Шуйский" предусмотрены штрафы в случае ненадлежащего исполнения обязательств по Договору: за просрочку поставки товара, поставку товара ненадлежащего качества, непоставку товара в соответствии за заказом Покупателя, а также штрафы в качестве компенсации деловой репутации Покупателя, причем суммы штрафных санкций выше для ООО "Торговый Дом Народные мясопродукты". Для ИП Лучниковой О.Ю. штрафы за ненадлежащее исполнение обязательств Договором не предусмотрены.
Ответственность Покупателя в случае просрочки оплаты товара прописана в договорах со всеми поставщиками колбасных изделий. В этом случае ОАО "Мясокомбинат Шуйский" находится в менее выгодных условиях, так как вправе предъявить требование об уплате пени 0,01% от стоимости просроченной суммы задолженности, что в 3 раза меньше, чем аналогичное требование в договоре с ООО "Торговый Дом Народные мясопродукты" и в 10 раз меньше, чем в договоре с ИП Лучниковой О.Ю.
ИП Лучникова О.Ю. поставлена в наиболее выгодные условия по сравнению с остальными поставщиками колбасных изделий.
ОАО "Мясокомбинат Шуйский" в соответствии с п. 5.7 Договора N 101 обязано письменно уведомить Покупателя об увеличении цены, предоставив на рассмотрение и подписание проект новой Спецификации (прейскуранта цен) в срок не менее чем за десять рабочих дней до фактического введения новых цен.
ООО "Торговый Дом Народные мясопродукты" согласно п. 5.7 Договора N 107 обязано письменно уведомить Покупателя об увеличении цены, предоставив на рассмотрение и подписание проект новой Спецификации (прейскуранта цен) в срок не менее чем за десять рабочих дней до фактического введения новых цен.
В договоре с ИП Лучниковой О.Ю. не указаны условия о сроках уведомления об изменении цены товара. Однако, в соответствии с п. 5.1. Договора, расчеты за отгруженную продукцию осуществляются по договорным ценам, действующим на момент поставки продукции. Цена на продукцию указывается в накладной при его отпуске. Соответственно, ИП Лучникова О.Ю. вправе не уведомлять об изменении цены товара.
Таким образом, ИП Лучниковой О.Ю. предоставлены лучшие условия по сравнению с ООО "Торговый Дом Народные мясопродукты" и ОАО "Мясокомбинат Шуйский".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что условия о сроках оплаты товара, штрафных санкциях в случае ненадлежащего исполнения обязательств по договору, сроках уведомления об изменении цены товаров, установленные в договорах ООО "Торговая компания "Купец" с поставщиками колбасных изделий, носят для некоторых поставщиков указанной группы товаров дискриминационный характер.
В ходе рассмотрения дела установлено и подтверждено представителем Ответчика, наличие у ООО "Торговая компания "Купец" разработанного типового договора поставки продукции, однако такой договор заключен только с ООО "Торговый Дом Народные мясопродукты" и ОАО "Мясокомбинат Шуйский", которым представлены наименее выгодные условия по сравнению с ИП Лучниковой О.Ю.
Таким образом, ООО "Торговая компания "Купец" имело возможность заключить типовой договор поставки и с ИП Лучниковой О.Ю.
Однако, ООО "Торговая компания "Купец" этого сделано не было и условия договоров поставки с поставщиками колбасной продукции существенно различаются.
Комиссия не может согласиться с доводом представителя ООО "Торговая компания "Купец" о том, что, исходя из особенностей поставляемого товара, нельзя отождествлять продукты питания и объединять указанных поставщиков в одну группу, с целью определения наличия дискриминационных условий.
Согласно Налоговому Кодексу, товары, не являющиеся идентичными во всех отношениях, но имеющие сходные характеристики и состоящие из схожих компонентов, произведенных из таких же материалов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые (ввозимые) товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми являются однородными.
Таким образом, условия отнесения тех или иных товаров к числу однородных установлены федеральным законодательством.
Кроме того, в целях защиты интересов и прав поставщиков законодатель также установил запрет на создание дискриминационных условий в договорах с хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки продовольственных товаров. Нельзя говорить об объединении поставщиков в одну группу с целью определения наличия дискриминационных условий, поскольку тем самым происходит подмена причины ее следствием.
Статья 13 Закона о торговле, устанавливающая, в том числе, и запрет на создание дискриминационных условий для поставщиков продовольственных товаров торговой сетью, существенно способствует развитию нормальных рыночных отношений, поскольку направлена на предотвращение злоупотребления свободой договора хозяйствующими субъектами.
Ответчиком не учтено, что Закон о торговле регулирует публично-правовые отношения, поэтому нельзя ставить зависимость дискриминационных условий от мнения сторон договора. В тех случаях, когда злоупотребление свободой договора направлено против публичных интересов, последствия злоупотребления не исчерпываются гражданско-правовыми санкциями.
Использование гражданско-правовых понятий и терминов в публично-правовых отраслях не должно быть чрезмерным.
ООО "Торговая компания "Купец", заключив договоры, содержащие различные сроки оплаты товара, различные штрафные санкции в случае ненадлежащего исполнения обязательств по договору, разные сроки уведомления об изменении цены товаров, с поставщиками колбасной продукции создало дискриминационные условия для некоторых поставщиков указанной группы продовольственных товаров. Исходя из того, что указанное правонарушение затрагивает публично-правовую сферу отношений между хозяйствующими субъектами, не следует проводить прямую зависимость между гражданско-правовой природой договора поставки и квалификацией деяния с точки зрения соблюдения антимонопольных правил, установленных Законом о торговле.
Выявление дискриминационных условий обусловлено компетенцией антимонопольного органа, то есть публичной обязанностью.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что действия ООО "Торговая компания "Купец" по установлению в договорах поставки различных сроков оплаты товара, различных штрафных санкций за ненадлежащее исполнение обязательств по договору, различных сроков уведомления об изменении цены товара создают дискриминационные условия для хозяйствующих субъектов - поставщиков колбасной группы товаров и нарушают антимонопольные правила, установленные пунктом 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В рассматриваемом случае угроза охраняемым общественным правоотношениям заключается в том, что ООО "Торговая компания "Купец" необоснованно установило в договорах поставки однородных продовольственных товаров условия, которые являются дискриминационными, не считаясь с требованиями федерального законодательства.
Оснований для прекращения рассмотрения дела N02-30/2012-012 о нарушении антимонопольного законодательства не установлено.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать нарушением части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 N381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" действия ООО "Торговая компания "Купец", осуществляющего торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, выразившиеся в создании дискриминационных условий для поставщиков одной группы товаров (изделия колбасные):
- установление различных сроков оплаты товаров для поставщиков;
- установление различных штрафных санкций в случае ненадлежащего исполнения обязательств по договору поставки;
- установление в договорах поставки разных условий о сроках уведомления об изменении цены товаров.
2. Основания для прекращения рассмотрения дела N 02-30/2012-012, в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" отсутствуют.
3. Выдать ООО "Торговая компания "Купец" предписание о прекращении нарушения законодательства о торговой деятельности для чего в срок до 21.12.2012 разработать типовую форму договора поставки для поставщиков одной группы товаров (изделия колбасные) в целях недопущения в дальнейшем создания дискриминационных условий для поставщиков данной группы товаров.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России материалы дела N02-30/2012-012 для решения вопроса о возбуждении дел в соответствии с КоАП РФ.
< Подписи членов комиссии >
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Ивановской области.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 30 октября 2012 г. N 02-30/2012-012
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016