Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
N 05-03/8569 (опубликовано 31 октября 2012 г.)
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения оглашена 18 сентября 2012 года
В полном объеме решение изготовлено 28 сентября 2012 года
N 05-03/8569
г. Сыктывкар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <_> (далее - Комиссия), рассмотрев дело N АО 50-05/12 по признакам нарушения Администрацией муниципального образования городского округа "Инта", место нахождения: Республика Коми, город Инта, улица Горького, дом 16, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), индивидуальным предпринимателем <_> части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, установила:
Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 23.08.2009 до 06.01.2012, части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 18.04.2010 до 06.01.2012.
К участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечена Администрация муниципального образования городского округа "Инта" (далее - Администрация МО ГО "Инта"), место нахождения: Республика Коми, город Инта, улица Горького, дом 16.
К участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечена индивидуальный предприниматель <_>
К участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечен индивидуальный предприниматель <_>
Общие принципы организации местного самоуправления установлены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления).
Согласно части 1 статьи 37 Закона об общих принципах организации местного самоуправления местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 части 1 статьи 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения городского округа отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Принципы организации местного самоуправления в муниципальном образовании городского округа "Инта" (далее - МО ГО "Инта", городской округ) определены Уставом муниципального образования городского округа "Инта", принятым Советом муниципального образования городского округа "Инта" 12.05.2007 (далее - Устав МО ГО "Инта").
В силу части 1 статьи 37 Устава МО ГО "Инта" администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральным законодательством и законами Республики Коми.
Пунктом 3 части 1 статьи 10 Устава МО ГО "Инта" к вопросам местного значения городского округа отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Пунктом 7 части 1 статьи 39 Устава МО ГО "Инта" к полномочиям администрации городского округа отнесено управление муниципальной собственностью городского округа в соответствии с порядком, установленным Советом городского округа.
Подпунктом 4.2.1. пункта 4.2. Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности МО ГО "Инта", утвержденного Решением Совета МО ГО "Инта" от 19.10.2007 N I-8/83 "Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования городского округа "Инта" (далее - Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности МО ГО "Инта"), к полномочиям администрации городского округа отнесено управление и распоряжение муниципальной собственностью городского округа в порядке, устанавливаемом законодательством, решениями Совета городского округа и Положением.
Подпунктом 4.2.11. Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности МО ГО "Инта" к полномочиям администрации городского округа отнесено осуществление прав арендодателя на основании Положений о порядке передачи в аренду недвижимого и движимого имущества, являющегося собственностью городского округа.
Пунктом 3.20. Положения о порядке передачи в аренду недвижимого имущества, являющегося собственностью МО ГО "Инта", утвержденного Решением Совета МО "Город Инта" от 30.05.2002 N 312 (далее - Положение о порядке передачи в аренду недвижимого имущества, являющегося собственностью МО ГО "Инта") установлено, что арендатор вправе с письменного согласия Арендодателя, Балансодержателя и Администрации МО "Город Инта" передавать арендуемое имущество в субаренду в соответствии с действующим Положением "О субаренде нежилых помещений", утвержденном Советом города.
Пунктом 2.5. Положения "О субаренде нежилых помещений", утвержденного Решением Совета МО "Город Инта" от 30.05.2002 N 313 "Об утверждении Положения "О субаренде нежилых помещений", предусмотрено, что на основании решения арендодателя с разрешения Администрации между арендодателем и субарендатором заключается договор, в котором оговариваются условия предоставления помещения в субаренду с соблюдением требований по использованию нежилых помещений.
Между Администрацией МО ГО "Инта" (далее - арендодатель), индивидуальным предпринимателем <_> (далее - арендатор) и индивидуальным предпринимателем <_> (далее - субарендатор) заключен договор субаренды N 716 от 01.01.2012 (далее - договор субаренды), согласно которому арендодатель дает согласие, арендатор сдает в субаренду, а субарендатор принимает в субаренду находящееся в собственности МО ГО "Инта" недвижимое имущество - помещение площадью 5,2 кв. м. в здании по адресу: Республика Коми, город Инта, улица Кирова, дом 31, (далее - муниципальное недвижимое имущество), на срок с 01.01.2012 по 30.12.2012.
Договор субаренды является действующим.
Это следует из письма Администрации МО ГО "Инта" от 05.06.2012 N 06/6231.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 23.08.2009 до 06.01.2012, было установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, вступившей в действие с 02.07.2008, урегулированы особенности заключения договоров предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, и закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 18.04.2010 до 06.01.2012, было определено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Частью 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции урегулированы особенности заключения договоров аренды государственного и муниципального имущества с субъектами малого и среднего предпринимательства.
Частью 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции в редакции, действующей с 23.07.2009, определено, что до 01.07.2015 разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции и заключенных до 01.07.2008 с субъектами малого или среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. При этом заключение предусмотренных частью 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции договоров аренды возможно на срок не более чем до 01.07.2015.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о развитии малого и среднего предпринимательства) определено, что субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом о развитии малого и среднего предпринимательства, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
Статьей 4 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства предусмотрено, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Видами деятельности индивидуального предпринимателя <_> являются: производство ювелирных изделий, ремонт часов и ювелирных изделий.
Работники у индивидуального предпринимателя <_> в 2008-2011 годы отсутствовали.
Выручка индивидуального предпринимателя <_> от реализации товаров (работ, услуг) за 2008-2011 года не превышала предельных значений, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Соответственно, индивидуальный предприниматель <_> является субъектом малого, среднего предпринимательства в понимании статьи 4 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства.
Между Администрацией МО ГО "Инта", индивидуальным предпринимателем <_> и индивидуальным предпринимателем <_> в отношении муниципального недвижимого имущества заключены договора субаренды:
- N 716 от 01.01.2008 на срок с 01.01.2008 по 30.12.2008;
- N 716 от 01.01.2009 на срок с 01.01.2009 по 30.12.2009;
- N 716 от 01.01.2010 на срок с 01.01.2010 по 30.12.2010;
- N 716 от 01.01.2011 на срок с 01.01.2011 по 30.12.2011.
Согласно пункту 2 статьи 615 Гражданского кодекса к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Таким образом, положения части 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции распространяются на случаи заключения с указанными в данной норме субъектами малого и среднего предпринимательства на новый срок договоров аренды и субаренды, заключенных с ними до 01.07.2008.
Договоры субаренды между Администрацией МО ГО "Инта", индивидуальным предпринимателем <_> и индивидуальным предпринимателем <_> заключены без проведения торгов в порядке части 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции.
В действиях Администрации МО ГО "Инта" в виде дачи согласия индивидуальному предпринимателю <_> на предоставление в субаренду муниципального недвижимого имущества индивидуальному предпринимателю <_> без проведения торгов нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 23.08.2009 до 06.01.2012, отсутствуют.
В действиях индивидуального предпринимателя <_> в виде заключения с индивидуальным предпринимателем <_> в отношении муниципального недвижимого имущества договора субаренды нарушения части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 18.04.2010 до 06.01.2012, отсутствуют.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, решила:
Прекратить рассмотрение дела АО 50-05/12 в связи с отсутствием нарушений антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми N 05-03/8569 (опубликовано 31 октября 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016