Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области
N 316 (опубликовано 11 августа 2014 г.)
На основании ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Брянского УФАС России от 30.06.2014 года N 481, на основании обращения заказчика Федеральное казенное учреждение "Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Брянской области" (далее - ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Брянской области") от 24.06.2014 года N 412-1-9 о возможности согласования заключения контракта на поставку медикаментов для нужд ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Брянской области", Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
осуществив внеплановую проверку соблюдения заказчиком ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Брянской области" Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медикаментов для нужд ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Брянской области" N 0327100006414000038, установила, что 03.06.2014 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru заказчиком ОПФР по Брянской области размещены извещение и документация об электронном аукционе на поставку медикаментов для нужд ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Брянской области" N 0327100006414000038 (далее - электронном аукционе). Документация об электронном аукционе утверждена конкурсным управляющим ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Брянской области"
По итогам внеплановой проверки Инспекция Брянского УФАС России пришла к выводам, что информация об осуществляемой закупке за N 0327100006414000038 сформирована и размещена с нарушениями требований Закона о контрактной системе, а именно:
Заказчиком ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Брянской области" при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, согласно которым осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а также требования п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, предписывающей включать в требование к составу заявки требование о представлении документ, подтверждающего соответствие участника закупки требованиям законодательства РФ, поскольку поставка медикаментов, в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации, может осуществляться только лицами, обладающими лицензией на осуществление фармацевтической деятельности, а заказчиком не установлено требование к участнику закупки о наличии у него указанной лицензии.
В соответствии с положениями п. 47 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность отнесена к видам деятельности, требующим лицензии. При этом Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 (ред. от 15.04.2013) "О лицензировании фармацевтической деятельности" относит оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами (медикаментами) к фармацевтической, т.е. лицензируемой деятельности.
Однако заказчик не требует наличия у участника закупки соответствующей лицензии. Копия указанной лицензии не представлена и единственным участником закупки в составе заявки на участие в электронном аукционе. Таким образом, допущенное заказчиком нарушение требований Закона о контрактной системе может повлечь за собой исполнение контракта лицом, не имеющим в соответствии с законодательством РФ права исполнять такой контракт.
Заказчиком ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Брянской области" при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, согласно которым документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, а также требования п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, согласно которым в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, поскольку заказчиком требования к объекту закупки сформированы ограничивающим количество участников закупки образом.
Заказчиком в состав документации об электронном аукционе включены требования о поставке наряду с лекарственными средствами аптечек автомобильных с неустановленными характеристиками. Указанные аптечки как комплексы товаров различных группировок не являются медикаментами (лекарственными средствами) и не производятся теми же лицами, которые выпускают требуемые заказчику по другим позициям технического задания лекарственные стердства. Таким образом, требования к объекту закупки ограничивают количество участников закупки, понуждая поставщиков реагентов для лабораторий поставлять не являющуюся предметом их деятельности лабораторную посуду.
Заказчиком ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Брянской области" при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства, поскольку заказчиком в спецификацию электронного аукциона включены исключительно торговые наименования лекарственных средств без указания международных непатентованных наименований. Указанное нарушение также противоречит требованиям п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, запрещающей включение в документацию об электронном аукционе требований к товарам, ограничивающих количество участников закупки.
Так, по позиции 2 спецификации электронного аукциона указано "Спазмалгон". Спазмалгон - это торговое наименование. Международное непатентованное наименование указанного лекарственного средства - Метамизол натрия+Питофенон+Фенпивериния бромид, которому соответствуют торговые наименования Спазмалгон и Ревалгин и др.
По позиции 3 спецификации заказчиком указано "Цитрамон П". Международное непатентованное наименование указанного средства - Ацетилсалициловая кислота+Кофеин+Парацетамол, которому соответствуют также торговые наименования Аквацитрамон, Кофицил-плюс, Цитрамон Ультра и др.
По позиции 5 спецификации указано "Фервекс Малина N 8 с сахаром". Указанному торговому наименованию соответствует международное непатентованное наименование Парацетамол+Фенирамин+Аскорбиновая кислота, которому соответствуют также ТераФлюR НеоФлю 750, Флуколдин и др.
Установленное заказчиком требование к малиновому вкусу порошка "Фервекс" не влияет на терапевтические свойства лекарственного препарата, показания к его применению, дозировку и иные потребительские свойства лекарственного средства, однако ограничивает возможность участников закупки, намеревающихся предложить лекарственный препарат с тем же международным непатентованным наименованием и с аналогичными терапевтическими свойствами.
Таким образом, заказчик разработал требования к товарам, ограничивающие количество участников закупки.
Вышеуказанные признаки нарушений Закона о контрактной системе свидетельствуют об административном правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч. 4.1, 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
По итогам проведения внеплановой проверки, инспекция Брянского УФАС России, решила:
1. Признать в действиях заказчика ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Брянской области" при осуществлении закупки на поставку медикаментов для нужд ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Брянской области" N 0327100006414000038 нарушения требований пп. 1, 6 ч.1 ст. 31, п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
2. Выдать заказчику ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Брянской области" оператору электронной торговой площадки ОАО "Единая электронная торговая площадка" предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе, в том числе об аннулировании закупки.
3. Передать соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России материалы внеплановой проверки для принятия решения о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области N 316 (опубликовано 11 августа 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016