Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
от 26 марта 2015 г. N Р-04-196
Резолютивная часть решения оглашена "23" марта 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено "26" марта 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия Ленинградского УФАС России) в составе:
Журавлева Алексея Александровича - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Агаян Георгия Араратовича - старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии;
Борисовой Алёны Александровны - государственного инспектора отдела антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии;
Теватросян Ирины Спартаковны - специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля органов власти,
рассмотрев дело N 2 по признакам нарушения Администрацией Гатчинского муниципального района Ленинградской области (ул. Карла Маркса, д. 44, г. Гатчина, Ленинградская область, 188300) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Дело о нарушении антимонопольного законодательства N 2 возбуждено Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по результатам мониторинга нормативных и ненормативных муниципальных правовых актов, регламентирующих порядок предоставления муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка, для проверки на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
По результатам мониторинга было установлено, что пунктом 2.6.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Утверждение и выдача градостроительных планов земельных участков", утвержденного постановлением администрации муниципального образования "Город Гатчина" Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 05.07.2012 N 1082 "Об утверждении административного регламента предоставления администрацией муниципального образования "Город Гатчина" Гатчинского муниципального района Ленинградской области муниципальной услуги по утверждению и выдаче градостроительных планов земельных участков" (далее по тексту - Административный регламент) для получения градостроительного плана земельного участка (далее по тексту - ГПЗУ) в Администрацию необходимо предоставить следующие документы:
- письменное заявление;
- правоустанавливающие документы на земельный участок и (или) объект капитального строительства;
- кадастровый паспорт земельного участка;
- схема расположения земельного участка;
-актуализированная топографическая съемка земельного участка;
- технический отчет о выполнении инженерно-геологических изысканий;
- технический паспорт здания (строения) или выписка из него, поэтажный план, план земельного участка, экспликация поэтажного плана, справка об инвентаризационной стоимости объекта недвижимости;
- технические условия на подключение объекта капитального строительства;
- информация о назначении, параметрах и размещении объектов капитального строительства на земельном участке (эскизный проект генплана);
- установленная форма градостроительного плана земельного участка, заполненная в установленном законом порядке и согласованная с администрацией Гатчинского муниципального района.
При этом, пунктом 2.8. 1. Административного регламента установлено, что основанием для отказа в выдаче ГПЗУ является непредставление документов согласно перечню, определенному Административным регламентом.
В ходе рассмотрения дела лицами, участвующими в деле, представлены следующие пояснения.
Представитель Администрации пояснил, что Административный регламент был утвержден постановлением администрации МО "Город Гатчина" 05.07.2012 N 1082, перечень документов необходимых для предоставления муниципальной услуги был предусмотрен Административным регламентом на основании статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Административный регламент в установленном законом порядке оспорен не был, актов прокурорского реагирования не поступало.
24.09.2014 советом депутатов муниципального образования "Город Гатчина" Гатчинского муниципального района было принято решение N 58 о ликвидации администрации МО "Город Гатчина". Отдельного муниципального правового акта о передаче части полномочий администрации МО "Город Гатчина" в области осуществления градостроительной деятельности администрации Гатчинского муниципального района не принималось.
Кроме того, в соответствии с законом Ленинградской области от 07.07.2014 N 45-ОЗ "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области" с 01.01.2015 к полномочиям органов исполнительной власти Ленинградской области относится утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования муниципальных образований документации по планировке территории, включая градостроительные планы земельных участков. Таким образом, начиная с 01.01.2015 Администрация в своей работе Административный регламент не использует, в связи с отсутствием полномочий, в связи с чем, 18.03.2015 Администрацией было принято постановление N 1168 "О признании утратившим силу постановления администрации МО "Город Гатчина" Гатчинского муниципального района от 05 июля 2012 года N 1082 "Об утверждении административного регламента предоставления администрацией муниципального образования "Город Гатчина" Гатчинского муниципального района Ленинградской области муниципальной услуги по утверждению и выдачи градостроительных планов земельных участков".
Выслушав доводы сторон, оценив обстоятельства дела, а также исследовав доказательства, представленные сторонами по делу, Комиссия Ленинградского УФАС России полагает следующее.
Согласно части 1, 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из ГрК РФ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Согласно, части 1 статьи 6, части 1 статьи 12, части 1 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - по тексту Закон о предоставлении государственных и муниципальных услуг) органы местного самоуправления обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, которые должны быть разработаны органом, предоставляющим муниципальную услугу.
В силу части 1 статьи 7 Закона о предоставлении государственных и муниципальных услуг органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Частью 17 статьи 46 ГрК РФ установлено, что в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю ГПЗУ без взимания платы.
В соответствии со статьями 43 - 46, 48, 50 - 53 ГрК РФ подготовка и выдача ГПЗУ осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Таким образом, требование по представлению дополнительных документов противоречит ГрК РФ и нарушает положения части 1 статьи 7 Закона о предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Согласно требованиям пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Как следует из пункта 4 статьи 2 Закона о предоставлении государственных и муниципальных услуг под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Таким образом, Административный регламент, регулирующий порядок предоставления муниципальной услуги по выдаче ГПЗУ, затрагивает интересы неограниченного круга лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Установив не предусмотренные законом и иными нормативными актами требования, а именно, предоставление правоустанавливающих документов на земельный участок и (или) объект капитального строительства; кадастрового паспорта земельного участка; схемы расположения земельного участка; актуализированной топографической съемки земельного участка; технического отчета о выполнении инженерно-геологических изысканий; технического паспорта здания (строения) или выписка из него, поэтажного плана, плана земельного участка, экспликации поэтажного плана, справки об инвентаризационной стоимости объекта недвижимости; технических условий на подключение объекта капитального строительства; информации о назначении, параметрах и размещении объектов капитального строительства на земельном участке (эскизный проект генплана); установленной формы градостроительного плана земельного участка, заполненной в установленном законом порядке и согласованной с администрацией Гатчинского муниципального района орган местного самоуправления создал для неограниченного круга лиц необоснованные препятствия по реализации своего права на занятие законной экономической деятельностью.
Следовательно, установление Администрацией требования о предоставлении не предусмотренных законодательством Российской Федерации документов при оказании муниципальной услуги является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Между тем, 18.03.2015 Администрацией было принято постановление N 1168 "О признании утратившим силу постановления администрации МО "Город Гатчина" Гатчинского муниципального района от 05 июля 2012 года N 1082 "Об утверждении административного регламента предоставления администрацией муниципального образования "Город Гатчина" Гатчинского муниципального района Ленинградской области муниципальной услуги по утверждению и выдачи градостроительных планов земельных участков", то есть нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции устранено.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает дело о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Согласно статье 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать Администрацию Гатчинского муниципального района Ленинградской области нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем необоснованного препятствования экономической деятельности неограниченного круга лиц, при предоставлении муниципальной услуги по выдаче градостроительных планов земельных участков, выразившемся в установлении требований о предоставлении заявителем документов, не предусмотренных действующим законодательством.
2. Производство по данному делу в отношении Администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
Председатель Комиссии А.А. Журавлев
Члены Комиссии Г.А. Агаян
А.А. Борисова
И.С. Теватросян
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 26 марта 2015 г. N Р-04-196
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016