Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
от 8 ноября 2012 г. N А-195/15-12
Резолютивная часть решения оглашена 24.10.2012.
В полном объеме решение изготовлено 08.11.2012.
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
<_>
<_>
<_>
в присутствии представителей
от заявителя: <_>
от ответчиков:
Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан - <_>
Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан - <_>
от заинтересованного лица:
Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - <_>
рассмотрев дело NА-195/15-12 в отношении Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, РБ, г. Уфа, пр.Октября, 120) и Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, РБ, г. Уфа, пр.Октября, 120) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило (вх. N<_> от 02.07.2012 года) обращение <> о нарушениях антимонопольного законодательства при предоставлении муниципальной услуги "Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков", допускаемых Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация городского округа город Уфа).
По результатам рассмотрения данного обращения и представленной информации установлено, что в действиях Администрация городского округа город Уфа при разработке, а Совета при утверждении решением от 26.06.2008 N5/14 Положения о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Положение), а также в действиях Администрация городского округа город Уфа при утверждении постановлением от 29.06.2012 N2947 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков" (далее - Административный регламент), содержатся признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 01.08.2012 N321 в отношении Администрации городского округа город Уфа и Совета городского округа город Уфа возбуждено дело NА-195/15-12 по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением о назначении дела NА-195/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 02.08.2012 у Администрации городского округа город Уфа запрошены письменное мотивированное пояснение установления требований о предоставлении заявителем документов, указанных в подпункте 1 пункта 2.9. Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков", утвержденного постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 29.06.2012 N2947; у Совета городского округа город Уфа запрошена копия решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 04.07.2012 N6/8 "О внесении изменений в пункт 2.4. Положения о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26.06.2008 N5/14". К участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечено Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450055, г. РБ, Уфа, ул.Российская, 50) (далее - Главархитектура).
В связи с необходимостью истребования дополнительной информации, а также по ходатайствам лиц, участвующих в деле, рассмотрение дела несколько раз откладывалось.
Как следует из письменных и устных пояснений Администрации городского округа город Уфа (далее - Администрация ГО г.Уфа) и Главархитектуры. Галановой Е.В. представлена в Главархитектуру часть документов, необходимых в соответствии с Положением для предоставления градостроительного плана земельного участка. В связи с тем, что документов, представленных Галановой Е.В., для подготовки градостроительного плана недостаточно, ей неоднократно направлялись приглашения в Главархитектуру с просьбой о предоставлении полного пакета документов, предусмотренных Положением.
Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Согласно положениям статей 41, 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план является одним из видов документов по планировке территории, наряду с проектом межевания и проектом планировки территории. Его отличительной особенностью является то, что градостроительный план выдаётся применительно к конкретному сформированному и поставленному на кадастровый учёт земельному участку, предназначенному для строительства или реконструкции, а не применительно к территории в целом.
Порядок подготовки ГПЗУ регламентирован в части 17 статьи 46 Градостроительным кодексом Российской Федерации: "В случае если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы".
Таким образом, подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению физического или юридического лица и является обязанностью органа местного самоуправления, не обусловленной требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Согласно пункту 2.4 Положения заявитель при подготовке ГПЗУ представляет следующие документы:
- кадастровый план земельного участка (подлинник либо нотариально заверенная копия или копия, заверенная органом выдавшим оригинал);
- материалы действующей (актуализированной) топографической съемки на территорию земельного участка в бумажном и электронном виде, зафиксированные в отделе геослужбы Главархитектуры, в М 1:500 при площади участка до 3-х га; в М 1:2000 - при площади участка свыше 3-х га;
- нотариально заверенную копию или копию, заверенную органом, выдавшим оригинал, свидетельства о государственной регистрации права собственности на землю, либо договора аренды земельного участка, заключенного с комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации ГО г.Уфа; иного правоустанавливающего документа на землю, оформленного в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства;
- нотариально заверенную копию или копию, заверенную органом, выдавшим оригинал, Устава со всеми изменениями и дополнениями к нему (для юридических лиц), свидетельства о внесении в ЕГРП (для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность).
В случае, если на земельном участке, в отношении которого осуществляется подготовка ГПЗУ в целях дальнейшего проектирования объекта (объектов капитального строительств, находятся здания, строения, сооружения, необходимо дополнительно представить правоустанавливающие документы на них, а также учетно-техническую документацию.
Пункт 2.4 данного Положения, решением Совета ГО г.Уфа от 04.07.2012 года N6/8 изложен в следующей редакции, согласно которой заявителем к заявлению о выдачи ГПЗУ прикладываются следующие документы:
- паспорт заявителя либо иной документ, подтверждающий личность гражданина, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации
- копия документа, удостоверяющего полномочия представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя;
- материалы действующей (актуализированной) топографической съемки на территорию земельного участка в бумажном и электронном виде, зафиксированные в отделе геослужбы Главархитектуры, в М 1:500 при площади участка до 3-х га; в М 1:2000 - при площади участка свыше 3-х га; в М 1: 10000 (для линейных объектов).
- Устав (Положение) юридического лица;
- правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- технический план объекта недвижимости.
Галанова Е.В. 20.03.2012 года обратилась в Администрацию ГО г.Уфа с заявлением о предоставлении ГПЗУ на земельный участок с кадастровым номером 02:55:040610:2716, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, ГО г.Уфа, Октябрьский район, с. Нагаево, кв-л <_> номер участка <_>
Галанова Е.В. испрашивала градостроительный план сформированного, поставленного на кадастровый учёт земельного участка, определённой площади, в установленных границах предназначенного для строительства индивидуального жилого дома (согласно информации с официального сайта ФГПУ Федеральная кадастровая палата Росреестра по Республике Башкортостан в сети Интернет - zkprb.ru).
Структурным подразделением Администрации - Главархитектурой Галановой Е.В. ГПЗУ не представлено. Как следует из письменных и устных пояснений Главархитектуры, а также из писем Главархитектуры, адресованным <> (исх.N7-2923/11 от 03.04.2012, исх.N7-3499/11 от 17.04.2012, исх. N7-3784/11 от 24.04.2012) в виду того, что<> представлен неполный пакет документов, предусмотренный пунктом 2.4 Положения, ГПЗУ <> не выдано.
Таким образом, Администрация ГО г.Уфа, разработав, а Совет ГО г.Уфа, утвердив Положение, нарушили часть 17 статьи 46 Градостроительного кодексом Российской Федерации. Установление в пункте 2.4 Положения, требований к заявителю о предоставлении документов, предоставление которых не предусмотрено нормативно-правовыми актами, привело к непредставлению Главархитектурой ГПЗУ по запросу <> Наличие данного факта привело или могло привести к необоснованному препятствованию деятельности<>
В силу Перечня муниципальных услуг (функций), оказываемых структурными подразделениями, утвержденного постановлению главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 3594 от 30 июня 2011 года, подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков является муниципальной услугой, предоставляемой структурным подразделением Администрации ГО г.Уфа - Главархитектурой.
Согласно частям 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон о предоставлении государственных и муниципальных услуг) органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя: представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг; представления документов и информации, в том числе об оплате государственной пошлины, взимаемой за предоставление муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 Закона о предоставлении государственных и муниципальных услуг государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
Согласно части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка и выдача ГПЗУ осуществляется органом местного самоуправления в течение тридцати дней на основе заявления физического или юридического лица.
Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению физического или юридического лица и является обязанностью органа местного самоуправления, не обусловленной требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением документов, указанных пунктом 6 части 1 статьи 7 Закона о предоставлении государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг.
Кроме того, согласно статье 16 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статье 57 Градостроительного кодекса ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности. В силу части 5 статьи 56 Градостроительного кодекса на каждый земельный участок, который застроен или подлежит застройке, открывается дело, содержащее, в том числе, градостроительный план земельного участка, результаты инженерных изысканий, сведения о площади, о высоте и количестве этажей объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения и т. д.
Постановлением Администрации городского округа город Уфа от 29.06.2012 N2947 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков" (далее - Административный регламент).
Пункт 2.9 Административного регламента содержит аналогичный перечень документов, указанных в Положении (в ред. Решения Совета ГО г. Уфа от 04.07.2012 года N6/8) и прикладываемых заявителем к обращению о получении ГПЗУ.
В соответствии с пунктом 2.12 Административного регламента ГО г.Уфа "непредставление (в том числе предоставление не в полном объеме) необходимых документов" является основанием для отказа заявителю в предоставлении муниципальной услуги.
Исходя из сказанного выше, Администрация ГО г.Уфа, разработав и утвердив Административный регламент нарушила часть 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, часть 1 и 6 Закона о предоставлении государственных и муниципальных услуг, что привело или могло привести к необоснованному препятствованию деятельности хозяйствующих субъектов.
Статья 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаки состава данного нарушения, достаточно выявить факт наличия действий органа местного самоуправления, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что и было сделано Комиссией при рассмотрении дела.
Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Администрации городского округа город Уфа при установлении в Административном регламенте по предоставлению муниципальной функции "Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков" требований к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также в действиях Администрации при разработке проекта Положения о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а в действиях Совета ГО г.Уфа по утверждению данного положения выявлены нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Основания для прекращения рассмотрения дела в отношении Администрации городского округа город Уфа по факту нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" отсутствуют.
На основании изложенного, а также учитывая, что нормы Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" носят упреждающий нарушение антимонопольного законодательства характер, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями. 1 - 4 статьи 41, статьей 48, части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Башкортостанского УФАС России решила:
1. Признать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, РБ, г. Уфа, пр.Октября, 120), нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" при утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной функции "Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков", а также
при разработке Положения о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26.06.2008 N5/14.
2. Признать Совет городского округа город Уфа (450098, РБ, г. Уфа, пр.Октября, 120), нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" при утверждении Положения о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
3. Выдать Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
4. Выдать Совету городского округа город Уфа Республики Башкортостан предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
5. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы по делам об административных правонарушениях по части 1 статьи 14.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ПРЕДПИСАНИЕ N 253 -А-195/15-12
08.11.2012
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
<>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего Решения от 24.10.2012 (в полном объеме решение изготовлено 08.11.2012) по делу NА-195/15-11 в отношении в отношении Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, РБ, г. Уфа, пр.Октября, 120) при утверждении постановлением Администрации городского округа город Уфа от 29.06.2012 N2947 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков", а также при подготовке Положения о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета от 26.06.2008 N5/14 (с изменениями и дополнениями) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, РБ, г. Уфа, пр.Октября, 120) прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" путем:
- приведения в соответствие с антимонопольным законодательством Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков", утвержденного постановлением Администрации городского округа город Уфа от 29.06.2012 N2947
- разработки и внесения на утверждение Совета городского округа город Уфа изменений в Положение о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета при утверждении решением от 26.06.2008 N5/14.
2. Срок исполнения настоящего предписания - в течение одного месяца со дня его получения.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан не позднее пяти дней со дня его выполнения.
ПРЕДПИСАНИЕ N 254 -А-195/15-12
08.11.2012
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
<_>
<_>
<_>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего Решения от 24.10.2012 (в полном объеме решение изготовлено 08.11.2012) по делу NА-195/15-11 в отношении в отношении Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, РБ, г. Уфа, пр.Октября, 120) при утверждении Положения о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан городского округа город Уфа Республики Башкортостан (решением Совета от 26.06.2008 N5/14 (с изменениями и дополнениями) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. Совету городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, РБ, г. Уфа, пр.Октября, 120) прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" путем приведения в соответствие с антимонопольным законодательством Положения о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета от 26.06.2008 N5/14.
2. Срок исполнения настоящего предписания в течение одного месяца со дня его получения.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 8 ноября 2012 г. N А-195/15-12
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016