Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
N 416 (опубликовано 26 марта 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 18.03.2015.
В полном объеме решение изготовлено 25.03.2015.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель Комиссии - заместитель руководителя управления - Харченко О.П., члены Комиссии: Крицкая Ю.Н. - старший государственный инспектор аналитического отдела, Романова О.А. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти, рассмотрев дело N 416 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения публичным акционерным обществом "Ханты-Мансийский банк Открытие" (119021, Москва, ул. Тимура Фрунзе, д. 11, стр. 13) (далее - ПАО "Ханты-Мансийский банк Открытие") рекламы, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального Закона "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии представителя ПАО "Ханты-Мансийский банк Открытие" по доверенности N Д14-0363 от 05.11.2014 <_> установила:
В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление физического лица (вх. N 23102 от 19.11.2014) по факту распространения наружной рекламы следующего содержания: "11% годовых по вкладу_БОЛЬШОЙ ПРОЦЕНТ В БОЛЬШОМ БАНКЕ_банк ОТКРЫТИЕ_" (далее - Реклама). Реклама размещена по адресу: г. Красноярск, ул. Ладо Кецховели, 30 на прямоугольной динамичной рекламной конструкции (3мх6м), расположенной вдоль проезжей части. Также в нижней части рекламного поля содержится информация, которая изображена значительно более мелким шрифтом.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание содержание Рекламы, размещённой на рекламной конструкции, указанная Реклама является рекламой финансовых услуг.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается, хотя бы одно из таких условий.
В силу части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В рассматриваемой Рекламе крупным шрифтом сообщается только одно условие оказания финансовой услуги, в то время как остальные условия оказания финансовой услуги представлены значительно более мелким шрифтом в нижней части рассматриваемой Рекламы. Таким образом, потребители Рекламы не имеют возможности ознакомится с указанными сведениями обычным образом без использования специальных средств и в течение времени, в которое возможно восприятие данной информации. Следовательно, условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, изображены таким способом, что данная информация оказывается нечитабельной и не воспринимается потребителями рекламы. В результате чего потребители имеют возможность войти в заблуждение относительно условий финансовой услуги, предлагаемой в Рекламе.
Таким образом, рассматриваемая Реклама содержит признаки нарушения требования части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель.
В силу статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем рассматриваемой Рекламы является ПАО "Ханты-Мансийский банк Открытие".
На основании пункта 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, письмом от 10.12.2014 N АК/50581/14 ФАС России наделила Красноярское УФАС полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ПАО "Ханты-Мансийский банк Открытие".
По данному факту 26.12.2014 Красноярским УФАС России возбуждено дело N 416 по признакам нарушения требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального Закона "О рекламе" в отношении ПАО "Ханты-Мансийский банк Открытие".
Определение о возбуждении дела (исх. N 25534 от 26.12.2014) было направлено в адрес ПАО "Ханты-Мансийский банк Открытие" заказным письмом с уведомлением. Запрошенные определением о возбуждении дела документы и сведения представлены не в полном объеме, представлены только учредительные документы и выписка из ЕГРЮЛ.
В адрес Красноярского УФАС России от представителя ПАО "Ханты-Мансийский банк Открытие" <_> поступило ходатайство (вх. N1181 от 26.01.2015) об отложении рассмотрения дела и продлении срока предоставления запрашиваемых документов, по причине позднего получения определения о возбуждении дела, а именно 23.01.2015 и невозможности предоставления документов в срок к 19.01.2015. На основании вышеизложенного, дело N 416 было отложено.
Определение об отложении дела и продлении срока его рассмотрения (исх. N 1518 от 28.01.2015) было направлено в адрес ПАО "Ханты-Мансийский банк Открытие" заказным письмом с уведомлением. В назначенное время представитель ПАО "Ханты-Мансийский банк Открытие" <_> на рассмотрение дела N 416 явилась.
Исследовав материалы дела, Комиссия установила, что принятие законного и обоснованного решения по делу N416 в данном заседании невозможно в связи с необходимостью получения дополнительной информации, ввиду чего, Комиссия определила рассмотрение дела N 416 отложить.
Определение об отложении рассмотрения дела N 416 (исх. N 3484 от 26.02.2015) было направлено в адрес ПАО "Ханты-Мансийский банк Открытие" заказным письмом с уведомлением. В назначенное время представитель ПАО "Ханты-Мансийский банк Открытие" по доверенности N Д14-0363 от 05.11.2014 <_> на рассмотрение дела N 416 явилась.
В ходе рассмотрения дела представитель ПАО "Ханты-Мансийский банк Открытие" по доверенности N Д14-0363 от 05.11.2014 <_> позицию, изложенную управляющим филиалом "Новосибирский" ПАО "Ханты-Мансийский банк Открытие" <_> в письменных пояснениях по делу N 416 поддержала.
Согласно свидетельству Федеральной налоговой службы, ПАО "Ханты-Мансийский банк Открытие" зарегистрировано в качестве юридического лица 05.11.2014 за основным государственным регистрационным номером 2148600013450.
Устав ПАО "Ханты-Мансийский банк Открытие" согласован Заместителем Председателя Центрального банка Российской Федерации <_> утвержден Общим собранием акционеров, протокол N64 от 08 сентября 2014 года.
В результате изучения материалов дела Комиссия Красноярского УФАС России установила, что 28 января 2010 года между ПАО "Ханты-Мансийский банк Открытие" и ИП Валеевым Н.В. был заключен договор на размещение рекламных материалов на стандартных рекламных конструкциях N 354/10 (далее - Договор), согласно которому ПАО "Ханты-Мансийский банк Открытие" поручает, а ИП Валеев Н.В. принимает на себя обязательства по размещению наружных рекламных материалов ПАО "Ханты-Мансийский банк Открытие" на конструкциях ИП Валеева Н.В.
В материалах дела N 416 имеются письменные пояснения управляющего филиалом "Новосибирский" ПАО "Ханты-Мансийский банк Открытие" В.Н. Ермилова, из которых следует - "В сентябре 2014 года ИП Валеев Н.В. на динамичной установке типа "Призматрон" по адресу г. Красноярск, ул. Ладо Кецховели 30, размещен рекламный баннер. Размер баннера 6x3 м с освещением, содержащий следующую информацию о вкладе ОАО Банк "ОТКРЫТИЕ" - "Комфортный": Открытие вклада с 15.09.2014 по 31.01.2015. Ставка 11% годовых для вклада в рублях на сумму 700 000 рублей РФ и более, на срок 546 дней. Проценты выплачиваются в конце вклада на счет вклада. При досрочном снятии сумы вклада или ее части договор вклада считается расторгнутым, а проценты по вкладу выплачиваются из расчета фактического количества дней нахождения денежных средств на счете вклада, исходя из ставки по вкладу "До востребования", действующей на дату расторжения договора. Возможность пополнения и частичного изъятия не предусмотрена. Полные тарифы и условия размещены на сайте www.openbank.ru. ОАО Банк "ОТКРЫТИЕ" (Банк), 119021, г. Москва, ул. Тимура Фрунзе, д. 11, стр. 13. Генеральная лицензия Банка России N2179 от 27.09.2010 г".
Основные условия вклада "Комфортный", указанные в тексте рекламы соответствуют Тарифам и Условиям предоставления ОАО Банк "ОТКРЫТИЕ" вклада "Комфортный", введенные в действие Приказом Председателя Правления ОАО Банк "ОТКРЫТИЕ" от 15.09.2014г.N 1168. (Приложение N2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона "О рекламе", реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Указанная на рекламном баннере информация соответствует указанным требованиям, поскольку содержит информацию о рекламодателе, а именно наименование Банка - ОАО Банк "ОТКРЫТИЕ", а также юридический адрес Банка и информацию о лицензии на осуществление банковских услуг - 119021, г. Москва, ул. Тимура Фрунзе, д. 11, стр. 13. Генеральная лицензия Банка России N2179 от 27.09.2010 г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона "О рекламе", реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Закона "О рекламе", реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна:
1) содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора;
2) умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В соответствии с пунктом 7 статьи 5 Федерального Закона "О рекламе", не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Указанная на рекламном баннере информация соответствует указанным требованиям, поскольку содержит в полном объеме сведения о рекламируемых услугах, что не искажает смысла информации и не вводит в заблуждение потребителя рекламы, была размещена таким образом, что бы потенциальные клиенты Банка имели возможность ознакомиться со всеми существенными условиями предоставляемой Банком услуги. Рекламный баннер был расположен на открытой местности, что предполагает возможность потребителям рекламы знакомиться с рекламным материалом без ограничения во времени. Размер текста рекламного материала позволял потребителям рекламы ознакомиться с указанными на баннере сведениями в полном объеме без применения специальных средств.
Возможность ознакомления потребителя с указанным рекламным материалом предопределяет наличие тротуара и парковочных карманов для транспортных средств в близи рекламной конструкции, на которой размещался указанный рекламный баннер.
Банк считает, что размещение рекламного материала на указанном рекламном баннере осуществлялось в рамках действующего законодательства РФ, с учетом требований, установленных в Федеральном Законе "О рекламе".
Обращаем внимание, что на момент вынесения определения о возбуждении дела Банк полностью демонтировал указанный выше рекламный баннер.
В связи с указанным выше, просим производство по делу N416 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе прекратить".
Исследовав материалы дела N416, Комиссия пришла к следующим выводам.
Реклама, являющаяся предметом рассмотрения дела, размещалась на рекламной динамичной конструкции типа "Призматрон", расположенной вдоль проезжей части дороги, что является подтверждением того факта, что данная Реклама обращена, в том числе, к потребителям, двигающимся на автомобильном либо ином транспорте, которые не имеют возможности подойти на определенное расстояние к Рекламе, с которого становится возможным восприятие текста, изображенного мелким шрифтом. При этом Комиссия Красноярского УФАС России установила, что действующее законодательство не предусматривает обязанности потребителя осуществлять дополнительные действия, направленные на обеспечение возможности восприятия указанной в рекламе информации в полном объеме, в связи с тем, что реклама направлена на импульсивное восприятие потребителями.
Кроме того, на рекламной динамичной конструкции типа "Призматрон" часть букв указанного мелкого текста вообще отсутствуют, так как попадают на разрезы движущихся элементов рекламной конструкции. Более того, потребители рекламы, проезжающие на личном или общественном транспорте, а также пешеходы способны импульсно воспринять часть информации, которая указана крупным шрифтом (11% годовых по вкладу), а существенная информация о подробностях предоставлении финансовой услуги является недоступной для потребителей рекламы, в том числе из-за особенностей динамичной конструкции типа "Призматрон".
Исходя из вышеизложенного, учитывая особенности размещения рекламы, ограниченное время считывания информации для потребителей, фактический мелкий размер шрифта, которым написаны остальные условия, влияющие на фактическую стоимость финансовой услуги, по сравнению со шрифтом основной, привлекательной для потребителя информации об услуге, высоту расположения текста, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что потребители Рекламы не имеют возможности ознакомиться с указанными сведениями обычным способом без использования специальных средств и в течение времени, в которое возможно восприятие данной информации.
В силу части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Поскольку распространенная ПАО "Ханты-Мансийский банк Открытие" Реклама финансовых услуг направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя (максимальная процентная ставка по вкладу), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.
Отсутствие в Рекламе какой-либо существенной части информации о продукте приводит к искажению смысла Рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой.
Согласно информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" реклама должна оцениваться по тому воздействию, которое она может оказать.
Учитывая вышеизложенное Комиссия Красноярского УФАС России установила, что в рассматриваемой Рекламе отсутствует существенная информация об условиях предоставления финансовой услуги ПАО "Ханты-Мансийский банк Открытие".
Отсутствие в Рекламе части существенной информации об условиях предоставления финансовой услуги ПАО "Ханты-Мансийский банк Открытие" приводит к искажению смысла Рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой, относительно итоговой стоимости финансовой услуги.
На основании вышеизложенного Комиссией Красноярского УФАС России установлено, что рассматриваемая Реклама нарушает требования части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
Исследовав материалы дела N 416, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что в силу статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем рассматриваемой Рекламы является ПАО "Ханты-Мансийский банк Открытие".
На момент рассмотрения дела Комиссия Красноярского УФАС России располагала информацией, подтверждающей тот факт, что нарушение требований части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального Закона "О рекламе" ПАО "Ханты-Мансийский банк Открытие" устранены.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона N38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
Признать ненадлежащей Рекламу, распространенную ПАО "Ханты-Мансийский банк Открытие", поскольку она нарушает требования части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
В связи с добровольным устранением нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе на момент рассмотрения дела, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ПАО "Ханты-Мансийский банк Открытие" не выдавать.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
|
О.П. Харченко
|
Члены Комиссии |
|
Ю.Н. Крицкая
|
|
|
О.А. Романова |
Романова Олеся Александровна
(391) 211-18-30
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N 416 (опубликовано 26 марта 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016