Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
N 54-15/16-12 (опубликовано 15 ноября 2012 г.)
Резолютивная часть решения объявлена "06" ноября 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено "13" ноября 2012 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - Красноярское УФАС России) по рассмотрению дела N 54-15/16-12 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии
Харченко О.П. - заместитель руководителя - начальник аналитического отдела.
Члены комиссии:
Гнедина А.Ю. - начальник отдела естественных монополий;
Шкарупо Т.Э. - государственный инспектор аналитического отдела;
рассмотрев дело N 54-15/16-12 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Муниципальным казенным учреждением "Управление капитального строительства", по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Муниципальным казенным учреждением "Управление капитального строительства" (далее - МКУ "УКС"), обществом с ограниченной ответственностью "Вектор-95" (далее - ООО "Вектор-95"), установила следующее.
В рамках рассмотрения Красноярским УФАС России дела N500-15/16-11 о нарушении Администрацией г. Шарыпово Красноярского края и ООО "Альянс-МК" требований антимонопольного законодательства, выразившихся в создании ООО "Альянс-МК" преимущественных условий участия в торгах на право заключения муниципальных контрактов на долевое строительство многоквартирных домов в рамках реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан, проживающих в аварийных жилых домах, расположенных на территории муниципального образования города Шарыпово" на 2011 год (далее - Программа), заключении соответствующих контрактов и, как следствие, недопущении, ограничении конкуренции при реализации Программы, были установлены следующие обстоятельства.
В ходе рассмотрения и анализа материалов дела N500-15/16-11 установлено, что в рамках реализации Программы проведен открытый аукцион в электронной форме "Долевое строительство многоквартирного жилого дома, площадью не менее 3 575 квадратных метров, в г. Шарыпово Красноярского края для переселения граждан из аварийного жилищного фонда", извещение опубликовано 27.07.2011, номер извещения 0319300241311000015 (далее - Аукцион).
Заказчиком Аукциона выступило МКУ "УКС", по итогам которого 18.08.2011 Аукционная комиссия приняла решение о заключении контракта с единственным участником размещения заказа по первоначальной цене - ООО "Вектор-95" (Протокол N2 от 18.08.2011).
Между МКУ "УКС" и ООО "Вектор-95" был заключен муниципальный контракт от 29.08.2011 N42 на долевое строительство многоквартирного жилого дома в г. Шарыпово Красноярского края.
При анализе Аукционной документации выявлено включение определенных условий: о месте положения объекта строительства (7 микрорайон г. Шарыпово) и площади объекта (не менее 3575 кв.м.).
Таким образом, МКУ "УКС", как главный распорядитель Программы, включая в Аукционную документацию условия о положении объекта строительства и площади объекта, создало условия для недопущения конкуренции при проведении Аукциона, создало преимущественные условия ООО "Вектор-95" для участия в Аукционе, не допустило конкуренции при реализации Программы.
Приказом Красноярского УФАС России от 07.03.2012 N103 возбуждено дело в отношении МКУ "УКС" по признакам нарушения пункта 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, путем создания ООО "Вектор-95" преимущественных условий, которые привели к недопущению конкуренции на торгах на право заключения муниципального контракта на долевое строительство многоквартирного жилого дома в г. Шарыпово Красноярского края в рамках реализации Программы, в отношении МКУ "УКС", ООО "Вектор-95" по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, путем заключения соглашения, повлекшего за собой недопущение конкуренции при реализации Программы.
В соответствии с частью 13 статьи 42 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Определением о назначении дела N 54-15/16-12 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 16.03.2012 N3777 в качестве ответчиков по делу привлечены МКУ "УКС", ООО "Вектор-95". Администрация г. Шарыпово Красноярского края привлечена к участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями по обстоятельствам рассматриваемого дела.
В ходе рассмотрения Красноярским УФАС России представленных материалов, а также анализа полученной информации, было установлено следующее.
Постановлением Администрации г. Шарыпово от 04.02.2011 N23 "Об утверждении муниципальной адресной программы "Переселение граждан, проживающих в аварийных домах, расположенных на территории муниципального образования города Шарыпово" на 2011 год" утверждена Программа на 2011 год.
Согласно цели Программы предполагается финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из многоквартирных домов, расположенных на территории г. Шарыпово, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации путем строительства многоквартирных домов, либо приобретением у застройщика жилых помещений в многоквартирных домах.
По результатам выполнения мероприятий Программы предусматривается ликвидация 10939,7 квадратных метров аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда на территории муниципального образования г. Шарыпово, ввод в эксплуатацию 10307,8 квадратных метров новых жилых помещений, переселение 454 человек, создание безопасного и комфортного проживания населения в новом благоустроенном жилье.
Разделом 5 Программы определены механизмы ее реализации. Согласно пункту 5.3. Программы главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы, являются МКУ "УКС", которое в свою очередь является муниципальным учреждением Администрации г. Шарыпово, которое осуществляет функции органа местного самоуправления.
Пунктом 2.2 Раздела 2 предусмотрено, что Программа реализуется в течение 2011 года.
В рамках реализации Программы МКУ "УКС" проводилось 3 открытых аукциона в электронной форме - номера извещений 0319300241311000011, 0319300241311000012, 0319300241311000013 (извещения размещены 21.06.2011).
По результатам проведения открытых аукционов в электронной форме (номера извещений 0319300241311000011 и 0319300241311000012) заключено два муниципальных контракта на долевое строительство многоквартирных жилых домов в г. Шарыпово Красноярского края с ООО "Альянс-МК" как с единственным подавшим заявку на участие в вышеуказанных аукционах.
Открытый аукцион в электронной форме с номером извещения 0319300241311000013 был признан не состоявшимся.
Позже, 27.07.2011 МКУ "УКС" в рамках реализации Программы размещает извещение о проведение Аукциона (0319300241311000015), по итогам которого был заключен муниципальный контракт с ООО "Вектор-95".
Предметом каждого из аукционов N0319300241311000011 и N0319300241311000012 являлось долевое строительство многоквартирного жилого дома в 4 микрорайоне г. Шарыпово Красноярского края площадью не менее 3 557 квадратных. Предметом Аукциона (N0319300241311000015) являлось долевое строительство многоквартирного жилого дома в 7 микрорайоне г. Шарыпово, площадью не менее 3 575 квадратных метров.
Таким образом, Красноярским УФАС России выявлено включение МКУ "УКС" в аукционную документацию определенных условий, удовлетворяющих интересам конкретного участника указанных выше аукционов:
площадь объекта долевого строительства (не менее 3 557/не менее 3 575 квадратных метров);
место расположения объекта долевого строительства (4 микрорайон/7 микрорайон г. Шарыпово).
Согласно пояснениям МКУ "УКС" основанием определения площади строящихся многоквартирных домов и места их расположения, служит Приложение к Программе, принятой Постановлением Администрации г. Шарыпово от 30.03.2011 N73 "О внесении изменений в постановление Администрации г. Шарыпово от 04.02.2011 N23 "Об утверждении муниципальной адресной программы "Переселение граждан, проживающих в аварийных жилых домах, расположенных на территории муниципального образования города Шарыпово" на 2011 год", в котором указано, что конечными результатами реализации Программы является участие в долевом строительстве 3-х жилых домов.
Однако, указанные МКУ "УКС" изменения были внесены в Программу Постановлением Администрации г. Шарыпово от 06.09.2011 N185. В редакции от 30.03.2011 Программа содержит информацию о конечных результатах как ввод в эксплуатацию 10689,04 квадратных метров новых жилых помещений.
В связи с вышеизложенным, на момент проведения вышеуказанных открытых аукционов на долевое строительство МКУ "УКС" не обосновало необходимость и целесообразность в рамках реализации Программы проведение 3-х открытых аукциона на долевое строительство многоквартирных домов. Факт наличия в 4 и 7 микрорайонах г. Шарыпово более развитой инфраструктуры не является основанием для такой конкретизации в аукционной документации.
Включение указанных условий в аукционную документацию свидетельствует о проведении аукционов, принять участие в которых мог только ограниченный круг лиц.
Строительство многоэтажного жилого дома в рамках реализации муниципального контракта от 29.08.2011 N42 ООО "Вектор-95" осуществляло на земельном участке, предоставленным Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями Администрации г. Шарыпово в аренду для строительства многоэтажных жилых домов, на основании договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 03.05.2006 N992.
Разрешение на строительство 60-ти квартирного 5-ти этажного жилого дома N8 по адресу: г. Шарыпово, микрорайон 7, ООО "Вектор-95" получено 18.04.2011 года.
Срок окончания строительства многоквартирного жилого дома согласно муниципальному контракту от 29.08.2011 N42 не позднее 30.11.2011.
Таким образом, действия ООО "Вектор-95", направленные на получение права аренды земельного участка под строительство многоквартирного жилого дома, получение разрешения на строительство и заключение договора долевого строительства в рамках реализации Программы, совершены с соблюдением требований законодательства и не содержат признаков исполнения какого-либо соглашения с МКУ "УКС".
В ходе рассмотрения Комиссией дела N54-15/16-12 в адрес Красноярского УФАС России 02.05.2012 поступило определение Арбитражного суда Красноярского края от 28.04.2012 по делу NА33-6390/2012 о принятии к производству заявления ООО "Альянс-МК" к Красноярскому УФАС России о признании недействительным решения от 12.03.2012 по делу N500-15/16-11 и подготовке дела к судебному разбирательству.
В рамках рассмотрения Арбитражным судом Красноярского края указанного дела исследовались обстоятельства, схожие по представленным доказательствам с обстоятельствами, анализируемыми Комиссией Красноярского УФАС России при рассмотрении дела N 54-15/16-12.
В связи с указанными обстоятельствами, в соответствии с частями 3, 5 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Определением от 25.05.2012 N8586 рассмотрение дела N 54-15/16-12 было приостановлено до принятия Арбитражным судом Красноярского края решения по делу N А33-6390/2012 и вступления этого решения в законную силу.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 29.08.2012 по делу N А33-6390/2012 принято решение о признании недействительным пункт 3 решения Красноярского УФАС России от 12.03.2012 по делу N500-15/16-12 в части признания МКУ "УКС", ООО "Альянс-МК" нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Вместе с тем, Арбитражный суд Красноярского края посчитал доказанным факт нарушения МКУ "УКС" требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно включение определенных условий (положение объекта и площадь объекта строительства) в Аукционную документацию свидетельствует о проведении аукционов, принять участие в которых могли только конкретные лица, а именно, по аукционам на строительство домов в 4 микрорайоне - ООО "Альянс-МК", в 7 микрорайоне - ООО "Вектор-95".
Информации об обжаловании решения Арбитражного суда Красноярского края от 29.08.2012 по делу NА33-6390/2012 в Третий арбитражный апелляционный суд в течении месяца после его принятия не поступало.
В соответствии с частями 3, 4, 5 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Определением от 01.10.2012 N15965 рассмотрение дела N54-15/16-12 было возобновлено.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В связи с приведенными обстоятельствами в действиях МКУ "УКС" усматривается состав правонарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", путем создания условий для недопущения конкуренции при проведении Аукциона, создания ООО "Вектор-95" преимущественных условий для участия в Аукционе, что привело к устранению конкуренции при реализации Программы.
Действия МКУ "УКС" и ООО "Вектор-95" не содержат каких-либо признаков информационного взаимодействия с целью заключения соглашения, и, следовательно, не образуют состав нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю по рассмотрению дела N 54-15/16-12 о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Признать Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства" нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", путем создания условий для недопущения конкуренции при проведении открытого аукциона на долевое строительство с номером извещения N 0319300241311000015 и создания преимущественных условий ООО "Вектор-95" для участия в указанном аукционе, что привело к устранению конкуренции при реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан, проживающих в аварийных домах, расположенных на территории г. Шарыпово на 2011 год".
Прекратить производство по делу N 54-15/16-12 в части нарушения Муниципальным казенным учреждением "Управление капитального строительства", Обществом с ограниченной ответственностью "Вектор-95" статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с отсутствием в рассматриваемых Комиссией действиях нарушения антимонопольного законодательства.
В связи с заключением муниципального контракта от 29.08.2011 года N42 на долевое строительство многоквартирного жилого дома предписание не выдавать.
Передать материалы дела N 54-15/16-12 о нарушении антимонопольного законодательства должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о применении мер административной ответственности.
Председатель Комиссии О.П. Харченко
Члены Комиссии А.Ю. Гнедина
Т.Э. Шкарупо
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
reshenie_po_delu_no54-15_16-12.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N 54-15/16-12 (опубликовано 15 ноября 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016