Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 7902-04 (опубликовано 16 ноября 2012 г.)
Резолютивная часть решения оглашена: 02 ноября 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено: 16 ноября 2012 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель - зам. руководителя управления К.Ю.Попов,-
члены - специалист - эксперт Е.С. Канева;
- специалист - эксперт К.Н. Сергейчева,
рассмотрев дело N8906/04-2011 по признакам нарушения МУП "Коромысловское ЖКХ" (433778, Ульяновская обл., Кузоватовский район, с. Коромысловка) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установила:
В целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, на основании полномочий антимонопольного органа, установленных статьями 23, 25 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Ульяновским УФАС России в адрес МУП "Коромысловское ЖКХ" (далее - предприятие) был направлен запрос о наличии факта взимания предприятием платы за выдачу технических условий на подключение к сетям водоснабжения (водоотведения).
На запрос Ульяновского УФАС России МУП "Коромысловское ЖКХ" сообщило (письмо вх. от 06.08.2012 N6629), что присоединение абонентов к водопроводной сети осуществляется на основании выдачи технических условий на водопользование с оплатой 1522 рубля. В 2011 г. выдано 11 технических условий на подключение, а 2012 г. - 14 технических условий на подключение.
По факту взимания предприятием платы за выдачу технических условий на подключение строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям водоснабжения приказом руководителя Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 19.09.2012 N260 возбуждено дело по признакам нарушения МУП "Коромысловское ЖКХ" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
В процессе рассмотрения дела установлено, что в действиях МУП "Коромысловское ЖКХ" также имеются признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося во взимании платы за подключение к сетям водоснабжения.
К участию в рассмотрении дела были привлечены Министерство экономики Ульяновской области, Тимохин Сергей Михайлович.
На заседании комиссии представитель МУП "Коромысловское ЖКХ" поддержала представленные письменные пояснения. Указала, что предприятие осуществляет деятельность на территории сел Баевка, Уваровка, Коромысловка, Смышляевка, Бестужевка, Кузоватово. Размер платы за подключение к сетям установлен на основании калькуляции стоимости подключения потребителей к системе холодного водоснабжения, утвержденной директором МУП "Коромысловское ЖКХ" по согласованию с Главой Администрации МО "Коромысловское сельское поселение", в размере 1522 руб. Работы по прокладке сетей до точки подключения осуществляются заявителем. Услуга по выдаче технических условий является составной частью услуги по оформлению документов. Тариф на холодную воду утвержден приказом Министерства экономики Ульяновской области. Модернизация и реконструкция сетей не требуется.
Рассмотрев представленные материалы дела и заслушав пояснения ответчика, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях МУП "Коромысловское ЖКХ" нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося во взимании платы за подключение к сетям водоснабжения в отсутствие мероприятий по созданию (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения для подключения объекта.
При этом комиссия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также - Закон "О защите конкуренции") запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Согласно Административному регламенту ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта, утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007 N5, с целью установления доминирующего положения МУП "Коромысловское ЖКХ" проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке водоснабжения в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 N220 (далее - Порядок).
Из материалов дела следует, что основным видом деятельности МУП "Коромысловское ЖКХ" является распределение воды (код ОКВЭД 41.00.2).
Учитывая особенности предоставления услуг водоснабжения, в связи со сложившейся схемой водоснабжения, в силу физического расположения сетей абонентов предприятия, и привязкой их к определенному месту, а также наличия технологического присоединения водопроводных сетей абонентов к сетям предприятия, рассматриваемый товарный рынок определен как локальный рынок услуг водоснабжения, расположенный в границах присоединенных водопроводных сетей МУП "Коромысловское ЖКХ".
Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. В качестве временного интервала исследования определен истекший период 2011 год.
В общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2007 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1.1) (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 N 329-ст) введен раздел Е "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды", подраздел ЕА "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды", класс 41 "сбор, очистка и распределение воды".
В соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, под водоснабжением понимается технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды.
Установленные продуктовые границы включают в себя исключительно такой товар, как услуга водоснабжения, которая по своим функциональным назначениям не может быть сравнима с другими товарами. Таким образом, продуктовыми границами товарного рынка являются услуги водоснабжения.
Пунктом 6 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила N83), предусмотрено, что с целью получения технических условий на подключение объекта капитального строительства к инженерно-техническим сетям правообладатель земельного участка обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.
В соответствии со статьей 2 Правил N83: сети инженерно-технического обеспечения - совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения; подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения - процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов.
МУП "Коромысловское ЖКХ" является организацией водопроводного хозяйства, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (водоснабжения) в границах своей деятельности.
Для осуществления деятельности МУП "Коромысловское ЖКХ" приказами Министерства экономики Ульяновской области утверждены тарифы на холодную воду на 2011 - 2012 гг. (N06-604 от 10.11.2011, N06-266 от 11.11.2010).
Услуга по предоставлению технических условий на подключение объекта капитального строительства к сетям водоснабжения в границах деятельности предприятия, в отрыве от услуги водоснабжения, оказываемой данной организацией, самостоятельного значения не имеет, поскольку целью получения технических условий является последующее присоединение к сетям водоснабжения для обеспечения объектов услугами водоснабжения.
При этом услуга водоснабжения может быть оказана только организацией водопроводного хозяйства, к сетям которой потребитель намерен присоединиться.
В силу изложенного услуга по предоставлению технических условий на подключение объектов капитального строительства к сетям водоснабжения, подлежащих присоединению к сетям водоснабжения в границах деятельности, не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка водоснабжения, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка.
Из содержания ст.ст. 454, 456, 458, 506, 539 ГК РФ вытекает обязанность продавца (поставщика) передать товар покупателю. Исходя из специфических физических характеристик водных ресурсов, они могут быть доставлены потребителю только посредством системы водоснабжения, а услуга водоснабжения может быть оказана только при наличии водопроводных сетей. Отпуск (получение) питьевой воды осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539-548 ГК РФ), заключаемого абонентом с организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Договор заключается с абонентом при наличии у него в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объектов, системы водоснабжения, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск воды.
МУП "Коромысловское ЖКХ" на праве хозяйственного ведения владеет объектами инженерной инфраструктуры для оказания услуг водоснабжения (договоры закрепления за предприятием муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 01.01.2011, от 01.01.2012, заключенные с Администрацией МО "Коромысловское сельское поселение").
В качестве территории данного рынка рассматривается территория в границах присоединенной водопроводной сети МУП "Коромысловское ЖКХ".
Продавцом на исследуемом рынке выступает только МУП "Коромысловское ЖКХ" в силу технологических особенностей водоснабжения. Потребителями являются лица, присоединенные к водопроводным сетям или имеющие намерение произвести подключение.
Доля МУП "Коромысловское ЖКХ" на рынке услуг водоснабжения в границах присоединенной сети составляет 100%.
Коэффициент рыночной концентрации одного хозяйствующего субъекта, действующего на рынке: CR-1 - 100 %.
На данном рынке существуют экономические ограничения входа на рынок - необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений, оказание услуг по водоснабжению конечного потребителя возможно только хозяйствующими субъектами, имеющими техническое оснащение, коммуникации и прочее оборудование, необходимое для пропуска расчетного количества воды, при заданном режиме, за определенное время, значительные затраты на поддержание сетей в исправном состоянии. Таким образом, строительство новой городской системы водоснабжения в данном случае будет нецелесообразно - есть возможность для получения услуг по поставке питьевых водных ресурсов от близко расположенного и единственного поставщика.
Также существуют административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов (не противоречащие антимонопольному законодательству), в том числе организациям необходимо участвовать в конкурсах на заключение договоров аренды муниципального имущества, так как услуга водоснабжения оказывается с использованием водопроводных сетей, являющихся муниципальной собственностью, высокие требования к качеству оказываемых услуг, установленные законодательством Российской Федерации (производственный лабораторный контроль качества питьевой воды обеспечивается организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с требованиями нормативных документов), утверждение тарифов на услугу водоснабжения, устанавливаемую Министерством экономики Ульяновской области.
Данные барьеры снижают вероятность появления на рынке новых хозяйствующих субъектов.
Соответственно, МУП "Коромысловское ЖКХ" занимает доминирующее положения на рынке водоснабжения в границах присоединенной сети.
Кроме того, согласно ч. 5 ст. 5 Закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1998 N147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по водоснабжению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий (данный абзац введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ).
Размер оплаты за подключение к сетям водоснабжения осуществляется на основании калькуляции стоимости подключения потребителей к системе холодного водоснабжения, утвержденного директором МУП "Коромысловское ЖКХ", и составляет 1522 руб.
Подключение включает в себя следующие виды работ:
- оформление документов - 47,92 руб.;
- обследование участка водопроводной сети - 52,08 руб.;
- отключение участка магистрального водопровода для выполнения врезки - 688,25 руб.;
- врезка водопровода потребителей в магистральный трубопровод - 469,26 руб.;
- пуск участка магистрального водопровода после выполнения врезки - 264,49 руб.
В 2011 г. выручка от оказания услуг по подключение к сети водоснабжения составила 6088 рублей, в 2012 г. - 4566 рублей.
Согласно пунктам 7,10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Правила N83 регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.
Согласно п. 9 Правил N83 организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса о предоставлении технических условий и документов, предусмотренных п.8 Правил, определить и предоставить технические условия либо предоставить мотивированный отказ в выдаче технических условий.
В соответствии с абз. 2 п. 9 Правил N83, п. 7 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача технических условий осуществляется без взимания платы.
Согласно пояснениям представителя МУП "Коромысловское ЖКХ" услуга по выдаче технических условий являлось составной частью услуги по оформлению документов.
Таким образом, предприятие взимало плату за выдачу технических условий на присоединение в нарушение действующего законодательства.
"подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" - процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов (абз. 3 п 2 Правил N83).
Согласно п. 4 Правил подключения процесс подключения включает в себя следующие этапы:
- подача заказчиком заявления о подключении;
- заключение договора;
- выдача исполнителем заказчику условий подключения (технических условий для присоединения);
- выполнение заказчиком условий подключения;
- проверка исполнителем выполнения данных условий;
- присоединение заказчиком объекта к сетям коммунальной инфраструктуры и подписание сторонами акта о присоединении;
- выполнение условий подачи ресурсов.
В соответствии с абз. 6 п. 11 Правил N83, если у организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства, отсутствуют утвержденные инвестиционные программы, подключение осуществляется без взимания платы за подключение, а вместо информации о плате за подключение выдаются технические условия в соответствии с пунктом 7 Правил.
Пунктом 14 Правил N360 установлены основания взимания платы за подключение:
1) если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса - исполнителя по договору о подключении (далее - инвестиционная программа исполнителя) включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства (далее - тариф на подключение), размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства (увеличения потребляемой нагрузки - для реконструируемого объекта капитального строительства) и тарифа на подключение. При включении мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно- технического обеспечения в утвержденную инвестиционную программу исполнителя, но в случае отсутствия на дату обращения заказчика утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение, заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов;
2) при отсутствии утвержденной инвестиционной программы исполнителя или отсутствии в утвержденной инвестиционной программе исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, размер платы за подключение, указываемый в договоре о подключении, определяется соглашением сторон исходя из расходов по созданию (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения для подключения такого объекта на границе земельного участка;
3) если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается.
Сети инженерно-технического обеспечения - это совокупность имущественных объектов, используемых в процессе водоснабжения и водоотведения непосредственно, то есть к которым планируется подключение объекта (Постановление Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения").
Исходя из вышеприведенных норм права, возможность определения размера платы за подключение исходя из утвержденных органом местного самоуправления тарифов на подключение (на единицу подключаемой мощности) установлена законодателем только в том случае, если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса - исполнителя по договору включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно- технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства.
При этом исходя из смысла пп.2 п.14 Правил при отсутствии в утвержденной инвестиционной программе исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно- технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, обязательства по сооружению необходимых для подключения объектов инженерно-технической инфраструктуры, не связанному с фактическим присоединением указанных объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения в рамках договора о подключении в данном случае могут быть исполнены Заказчиком самостоятельно. В этом случае Исполнитель выполняет работы по фактическому присоединению сооруженных заказчиком объектов к существующим сетям.
В процессе рассмотрения дела МУП "Коромысловское ЖКХ" прекратило нарушение антимонопольного законодательства. Распоряжением от 10.10.2012 отменено взимание платы за подключение к системе холодного водоснабжения с 10.10.2012. Денежные средства в сумме 10654 рублей, полученные за подключение к системе водоснабжения, возвращены через расходные кассовые ордера.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела данное нарушение антимонопольного законодательства МУП "Коромысловское ЖКХ" устранено.
На основании изложенного, Комиссия полагает предписание не выдавать.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции " комиссия, решила:
1. Признать в действиях МУП "Коромысловское ЖКХ" нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся во взимании платы за подключение к сетям водоснабжения в отсутствие мероприятий по созданию (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения для подключения объекта.
2. Прекратить производство по делу N 8906/04-2012 о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" в отношении МУП "Коромысловское ЖКХ" в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Председатель комиссии К.Ю.Попов
Члены комиссии
Е.С. Канева
К.Н. Сергейчева
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 7902-04 (опубликовано 16 ноября 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016