Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
от 25 августа 2014 г. N 14-06/03-629
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Управление) по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в составе:
Р.А. Литвинова - председателя Комиссии, начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе,
К.О. Демьяненко - члена Комиссии, старшего государственного инспектора отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе,
А.А. Тынянкиной - члена Комиссии, старшего государственного инспектора отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе,
с участием:
- Огородова Д.В., представителя ФБУ "Администрация "Волго-Дон" по доверенности от 11.08.2014 года N ЮО-14-03/5494,
- в отсутствие представителей ООО "Империя", надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения данного дела,
рассмотрев материалы дела N 14-06/03-629, возбужденного по жалобе ООО "Империя" на действия Заказчика при проведении открытого конкурса "Открытый конкурс на право заключения государственного контракта на: Лот N1: Осуществление строительного контроля за выполнением работ по объекту "Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции Волго-Донского судоходного канала. II этап". 2 (второй) этап. Пусковой комплекс реконструкция гидроузла N7; пусковой комплекс V, III техническое перевооружение насосной станции N32 (агрегаты NN1,2), единая автоматизированная информационно-управляющая система (единая система диспетчеризации)" Лот N2: Осуществление авторского надзора при выполнении строительных работ на объекте: "Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции Волго-Донского судоходного канала. II этап". 2 (второй) этап. Пусковой комплекс реконструкция гидроузла N7; пусковой комплекс V, III техническое перевооружение насосной станции N32 (агрегаты NN1,2), единая автоматизированная информационно-управляющая система (единая система диспетчеризации)"" (номер извещения 0329100005914000277), установила:
В Управление 18.08.2014 года (вх. N 7015) поступила жалоба ООО "Империя" (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении открытого конкурса "Открытый конкурс на право заключения государственного контракта на: Лот N1: Осуществление строительного контроля за выполнением работ по объекту "Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции Волго-Донского судоходного канала. II этап". 2 (второй) этап. Пусковой комплекс реконструкция гидроузла N7; пусковой комплекс V, III техническое перевооружение насосной станции N32 (агрегаты NN1,2), единая автоматизированная информационно-управляющая система (единая система диспетчеризации)" Лот N2: Осуществление авторского надзора при выполнении строительных работ на объекте: "Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции Волго-Донского судоходного канала. II этап". 2 (второй) этап. Пусковой комплекс реконструкция гидроузла N7; пусковой комплекс V, III техническое перевооружение насосной станции N32 (агрегаты NN1,2), единая автоматизированная информационно-управляющая система (единая система диспетчеризации)"" (номер извещения 0329100005914000277).
Согласно доводам жалобы Заявителя, положения конкурсной документации противоречат требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
При рассмотрении жалобы представитель Заказчика возражал против заявленных требований, в удовлетворении жалобы просил отказать.
Выслушав доводы стороны, ознакомившись с представленными документами, и проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления пришла к следующим выводам.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Главой 3 параграфом 2 Закона о контрактной системе установлены требования и порядок проведения закупок путем открытого конкурса.
Под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Комиссией установлено, что 25 июля 2014 года Заказчиком - Федеральным бюджетным учреждением "Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей", публично объявлено о проведении открытого конкурса "Открытый конкурс на право заключения государственного контракта на: Лот N1: Осуществление строительного контроля за выполнением работ по объекту "Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции Волго-Донского судоходного канала. II этап". 2 (второй) этап. Пусковой комплекс реконструкция гидроузла N7; пусковой комплекс V, III техническое перевооружение насосной станции N32 (агрегаты NN1,2), единая автоматизированная информационно-управляющая система (единая система диспетчеризации)" Лот N2: Осуществление авторского надзора при выполнении строительных работ на объекте: "Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции Волго-Донского судоходного канала. II этап". 2 (второй) этап. Пусковой комплекс реконструкция гидроузла N7; пусковой комплекс V, III техническое перевооружение насосной станции N32 (агрегаты NN1,2), единая автоматизированная информационно-управляющая система (единая система диспетчеризации)"" (номер извещения 0329100005914000277), с начальной (максимальной) ценой контракта: лот N 1 - 68 382 840,00 рублей, лот N 2 - 4 575 400,00 рублей, посредством размещения извещения о проведении указанного открытого конкурса на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
1. Частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
На основании ч. 2 ст. 50 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Согласно ч. 1 ст. 54 Закона о контрактной системе, по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации.
В п. 21 Части II. "Информационная карта конкурса" конкурсной документации, в числе прочего, установлено, что срок возврата Заказчиком Генподрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения Контракта - в течение 10 рабочих дней по истечении 1 (одного) месяца со дня надлежащего исполнения Исполнителем всех обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом.
Согласно Разделу 1 "Определения" проекта государственного контракта по лоту N 1, Генподрядчиком является ООО "ВолгоПромСтрой", а в пунктах 4.1. и 4.8. проекта государственного контракта по лоту N 1, в числе прочего, установлено, что в целях обеспечения исполнения своих обязательств по Контракту Исполнитель до подписания Контракта предоставляет Государственному Заказчику обеспечение исполнения Контракта в виде ___________________________ (банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или внесением денежных средств по реквизитам указанных в статье 19 Контракта). Способ обеспечения исполнения Контракта определяется участником закупки, с которым заключается Контракт, самостоятельно. В случае, если обеспечение исполнения обязательств по Контракту было произведено Исполнителем путем внесения денежных средств, такое обеспечение Контракта возвращается на счет Исполнителя, указанный в статье 19 Контракта, в течение 10 рабочих дней со дня подписания Сторонами Акта об оказанных услугах, при условии выполнения Исполнителем всех своих обязательств по Контракту.
Аналогичные условия предусмотрены и проектом государственного контракт по лоту N 2.
В рассматриваем случае Генподрядчиком и Исполнителем могут выступать разные лица.
Таким образом, порядок возврата заказчиком исполнителю (подрядчику, поставщику) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта в проектах государственных контрактов по лоту N 1 и лоту N 2 не соответствует порядку возврата заказчиком исполнителю (подрядчику, поставщику) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, указанного в п. 21 Части II. "Информационная карта конкурса" конкурсной документации, следовательно, можно сделать вывод о том, что у Заказчика неопределенна надлежащим образом обязанность по возврату Исполнителю денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, что нарушает положения ч. 1 и ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссией Управления установлено, что жалоба ООО "Империя", в рассматриваемой части, является обоснованной.
2. Согласно частям 7-8 статьи 50 Закона о контрактной системе, любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. В течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
Участником закупки был подан запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации.
Комиссией Управления установлено, что разъяснения на указанный запрос был опубликованы Заказчиком на официальном сайте 14 августа 2014 года, то есть с соблюдением требований частей 7-8 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссией Управления установлено, что указанный ответ на запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации не противоречит нормам Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссией Управления установлено, что жалоба ООО "Империя", в рассматриваемой части, является необоснованной.
3. Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В п. 6 Части II. "Информационная карта конкурса" конкурсной документации, в числе прочего, установлено, что участник конкурса должен представить в составе заявки на участие в Конкурсе следующие документы и информацию:
- по лоту N 1: Копию выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, действующего свидетельства о допуске к видам работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов (Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства"):
32.13. Строительный контроль за гидротехническими и водолазными работами (виды работ N 30.1, 30.2, 30.5, 30.7, 30.8, 30.11.); Наличие в копии свидетельства, выданного Участнику закупки саморегулируемой организацией, предельной стоимости соответствующих работ по одному договору, размер которой не менее предложения Участника закупки о цене Контракта (цены, указанной Участником закупки в заявке на участие в Конкурсе, - Форма 2 Части III. "ПРИМЕРНЫЕ ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ").
Частью 1.1. статьи 55.8 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
На основании всего вышеизложенного, Комиссией Управления установлено, что жалоба ООО "Империя" является частично обоснованной.
По результатам проведения внеплановой проверки процедуры осуществления закупки иных нарушений законодательства о контрактной системе не выявлено.
В целях устранения выявленных в действиях Заказчика нарушений законодательства о контрактной системе, Комиссия считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении нарушения законодательства РФ о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь главой 6 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления решила:
1. Признать жалобу ООО "Империя" на действия Заказчика при проведении открытого конкурса "Открытый конкурс на право заключения государственного контракта на: Лот N1: Осуществление строительного контроля за выполнением работ по объекту "Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции Волго-Донского судоходного канала. II этап". 2 (второй) этап. Пусковой комплекс реконструкция гидроузла N7; пусковой комплекс V, III техническое перевооружение насосной станции N32 (агрегаты NN1,2), единая автоматизированная информационно-управляющая система (единая система диспетчеризации)" Лот N2: Осуществление авторского надзора при выполнении строительных работ на объекте: "Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции Волго-Донского судоходного канала. II этап". 2 (второй) этап. Пусковой комплекс реконструкция гидроузла N7; пусковой комплекс V, III техническое перевооружение насосной станции N32 (агрегаты NN1,2), единая автоматизированная информационно-управляющая система (единая система диспетчеризации)"" (номер извещения 0329100005914000277) частично обоснованной.
2. Признать Заказчика - Федеральное бюджетное учреждение "Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей" - нарушившим ч. 1 ст. 34, ч. 27 ст. 34, ч. 6 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушения законодательства РФ о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в Арбитражный Суд Волгоградской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 25 августа 2014 г. N 14-06/03-629
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016