Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 26 августа 2014 г. N 03-10.1/441-2014
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - и.о. руководителя управления, Председателя Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, заместителя Председателя Комиссии;
Вормсбехера А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ИП Шумова Д.А. (далее - заявитель) на действия аукционной комиссии заказчика - автономное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области "Драгунский психоневрологический интернат" (далее - заказчик, аукционная комиссия) при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству в с. Алексеевка Любинского района жилого корпуса на 100 мест с приемно-карантинным отделением, изолятором и лечебным комплексом автономного стационарного учреждения социального обслуживания Омской области "Драгунский психоневрологический интернат" (извещение N 1052200000114000004) (далее - электронный аукцион),
в отсутствие представителя заявителя, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
в присутствии представителя заказчика - <> установила:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба заявителя (вх. N 8862э от 19.08.2014) на действия аукционной комиссии заказчика.
Заявитель полагает, что аукционная комиссия нарушила требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), неправомерно отказав ему в допуске к участию в электронном аукционе.
С учетом изложенного, заявитель просит Комиссию признать действия аукционной комиссии незаконными и допустить Общество к участию в электронном аукционе.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-7526 от 20.08.2014) заказчиком были представлены материалы электронного аукциона (вх. N 9011 от 22.08.2014).
Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) следует, что 25.07.2014 на официальном сайте заказчиком были размещены извещение о проведении электронного аукциона N 1052200000114000004 и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой государственного контракта 1427612,38 руб.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 11.08.2014 поступило двадцать три заявки, семи участникам (в том числе заявителю) отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
14.08.2014 состоялась процедура проведения электронного аукциона, в аукционе участвовало три участника (заявки NN 2, 4 и 14), меньшее ценовое предложение сделал участник N 2 (снижение цены контракта 42,56%).
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 14.08.2014 заявки участников закупки N 2 и N 4 признаны не соответствующими требованиям, установленным документацией об электронном аукционе. Победитель участник с номером заявки 14.
В соответствии с требованием Омского УФАС России (исх. N 03-7526 и N 03-7528 от 20.08.2014) заключение государственного контракта приостановлено до рассмотрения жалобы по существу.
В своих письменных возражениях заказчик указывает на то, что при рассмотрении первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия правомерно отказала заявителю в допуске к участию в электронном аукционе, поскольку Обществом не было указано наименование места происхождения или наименование производителя, используемых при выполнении работ товаров.
3. В результате рассмотрения жалобы ИП Шумова Д.А., представленных материалов, пояснений представителя заказчика и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
3.1. Пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункт 3 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Аналогичные требования к содержанию первой части заявки установлены заказчиком в пункте 7 документации об электронном аукционе, в соответствии с которым конкретные показатели используемых при выполнении работ товаров должны соответствовать требованиям, установленным в Приложении N 1 к документации об электронном аукционе.
В силу части 1 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Исходя из требований части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В приложении N 1 к документации об электронном аукционе установлено, что Ведомость объемов работ и проектная документация содержится в разделе "Техническая документация" документации об аукционе в электронной форме, прикрепленной к извещению о проведении аукциона на странице "Документация об аукционе".
В частности в Ведомости объемов работ указаны сведения о работах, подлежащих выполнению, а также сведения о товарах и их характеристиках (без указания на их товарные знаки), которые будут использоваться в ходе выполнения работ.
Как следует из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 11.08.2014 заявителю (заявка N 12) отказано в допуске к участию в аукционе по следующему основанию:
"Отказать в допуске к участию в электронном аукционе на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Федерального закона, так как участником закупки не предоставлена информация, предусмотренная частью 3 статьи 66 Федерального закона. Согласно подпункту 3 пункта 7 документации об электронном аукционе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных настоящей документацией об электронном аукционе, конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе (в Ведомостях объемов работ, приложение к настоящей документации), и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара".
Изучив первую часть заявки заявителя, Комиссия установила, что заявка данного участника действительно не содержит информации о наименовании места происхождения или наименовании производителя, предлагаемых к использованию при выполнении работ товаров.
Учитывая изложенное, Комиссия считает правомерным решение аукционной комиссии заказчика об отказе заявителю в допуске к участию в электронном аукционе и признает жалобу Общества необоснованной.
3.2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в частности соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Как следует из пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в частности предъявляемые участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе установлен перечень информации, которую должна содержать документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении аукциона.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона.
В пункте 20 документации об электронном аукционе заказчик установил требование о соответствии участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товару, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки.
При этом в подпункте 4 пункта 7 документации об электронном аукционе указано, что предоставление документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе не требуется.
Вместе с тем Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
В силу частей 3 и 3.1 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Исходя из предмета электронного аукциона, которым является выполнение работ по строительству в с. Алексеевка Любинского района жилого корпуса на 100 мест Комиссия считает, что условием допуска к участию в данном аукционе, устанавливаемым в документации об открытом аукционе в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, может являться обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства по пункту 33.3 Перечня "Жилищно-гражданское строительство".
Учитывая изложенное, Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 и части 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия считает, что данное нарушение не повлияло на результаты электронного аукциона, учитывая, что в пункте 1.4 проекта государственного контракта заказчик предусмотрел следующее условие: "Право подрядчика на выполнение работ подтверждается свидетельством о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства N".
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что к выполнению работ будут привлекаться лица, которые должны соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки (имеющие соответствующий допуск к работам по организации строительства).
3.3. Частью 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, предусмотренные пунктами 1, 3-5, 7-9 настоящей статьи Федерального закона о контрактной системе.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В нарушение части 1 статьи 31 и части 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе в извещении N 1052200000114000004 и в пункте 20 документации об электронном аукционе заказчик установил требование к участникам закупки - "правомочность участника закупки заключать контракт", которое утратило силу в соответствии с Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ.
Более того, в подпункте 4 пункта 7 заказчик неправомерно установил требование к содержанию во второй части заявки на участие в электронном аукционе документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 2 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе.
3.4. В соответствии с частью 8 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе протокол подведения итогов электронного аукциона в частности должен содержать решение о соответствии или о несоответствии заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о нем, с обоснованием этого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник такого аукциона, положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем, информацию о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждой заявки на участие в таком аукционе.
Комиссия считает, что оформленный и подписанный заказчиком протокол подведения итогов электронного аукциона от 14.08.2014 не в полной мере соответствует требованиям части 8 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе, поскольку данный протокол не содержит положений заявки на участие в таком аукционе участников N 2 и N 4, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать необоснованной жалобу ИП Шумова Д.А. на действия аукционной комиссии заказчика - автономное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области "Драгунский психоневрологический интернат" при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству в с. Алексеевка Любинского района жилого корпуса на 100 мест с приемно-карантинным отделением, изолятором и лечебным комплексом автономного стационарного учреждения социального обслуживания Омской области "Драгунский психоневрологический интернат" (извещение N 1052200000114000004).
2. Признать в действиях автономного стационарного учреждения социального обслуживания Омской области "Драгунский психоневрологический интернат" нарушение требований части 1 статьи 31, части 3 статьи 64, части 8 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе.
Учитывая, что допущенные заказчиком нарушения не повлияли на результаты электронного аукциона предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 26 августа 2014 г. N 03-10.1/441-2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016