Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
от 18 марта 2015 г. N 283/04
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
рассмотрев дело N 283/04 от 25.02.2015 г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО "Кубанская губерния" наружной рекламы бара "APOTHEKE BAR", распространяемой в феврале 2015 г. в г. Таганроге, содержащей признаки нарушения ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),
в отсутствие заявителя, уведомленного о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,
в присутствии представителей ООО "Кубанская губерния" по доверенности - <_> установила:
24.02.2015 г. (вх. N 2662) в Ростовское УФАС России поступило обращение физического лица, в котором сообщается о фактах распространения в феврале 2015 г. в г. Таганроге ненадлежащей рекламы бара "APOTHEKE BAR", которая содержит оскорбительные образы. Представлены фотоматериалы рекламного баннера (Рис. 1), расположенного на внешней стене здания бара "APOTHEKE BAR" (г. Таганрог, ул. Петровская, 80/ пер. Глушко, 4) и вывески указанного бара. Заявителем сообщается, что дата и время съемки баннеров - 19.02.2015 г. в 14:34.
Представлена ссылка в сети Интернет: http://www.ruffnews.ru/taganrog/V-Taganroge-odin-iz-barov-bezdumno-smesha l-8-marta-s-9-maya_2816, при переходе по которой присутствует журналистская статья <_> под названием "В Таганроге один из баров бездумно смешал 8 марта с 9 мая". Статья датирована 22.02.2015 г.
Из содержания данной статьи следует, что: "В Таганроге на одном из местных баров появилась реклама 8-мартовской вечеринки, которая, по мнению многих таганрожцев, превышает по своей циничности и бездумности все возможные пределы. При всей беспредельности современного "креатива".
В заманухе говорится, что в баре 8 марта состоится вечеринка в честь Дня Победы в гендерной войне. Ожидаются "штурм бара, взятие кальян-балкона, и водружение бюстгалтера победы".
Очень многие горожане восприняли эту словесную эквилибристику как опасное надругательство над серьёзными понятиями и символами".
Согласно комментариям, оставленным гражданами (пользователями) в данной статье (порядка 25 цитат) все пользователи считают вышеуказанную рекламу неэтичной.
В соответствии с ч. 6 ст. 5 ФЗ "О рекламе" в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Таким образом, в данной рекламе присутствуют признаки нарушения ч. 6 ст. 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с ч. 6 ст. 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований ч.6 ст. 5 ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель.
Согласно вывеске на входной двери в здание, деятельность в вышеуказанном баре осуществляет ООО "Кубанская губерния".
В силу ч. 5 ст. 3 ФЗ "О рекламе" рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО "Кубанская губерния" - как продавец товара, определивший объект рекламирования и содержание данной рекламы.
На основании данных фактов в отношении ООО "Кубанская губерния" возбуждено настоящее дело.
18.03.2015 г. (вх. N 3987) ООО "Кубанская губерния" представило в Ростовское УФАС России письменные пояснения, согласно которым, по мнению Общества, в рекламе бара нет нарушения ФЗ "О рекламе". При создании данного плаката не было подтекста сравнения и связывания 8 марта и 9 мая, а использовалась совсем другая идея, связанная с тем, что слабый пол всегда побеждает сильный и поэтому именно 8 марта женщины празднуют свой день победы над мужчинами.
ООО "Кубанская губерния" сообщает, что вышеуказанный макет изготавливался Обществом, реклама распространялась в период с 15.02.2015 г. по 22.02.2015 г.
18.03.2015 г. на заседании Комиссии Ростовского УФАС России представители ООО "Кубанская губерния" поддержали позицию, изложенную ранее в письменных пояснениях.
Комиссия Ростовского УФАС России, изучив материалы настоящего дела, выслушав представителей ООО "Кубанская губерния", пришла к следующим выводам.
В силу ст. 3 ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Таким образом, основной целью и идентифицирующим признаком рекламы является ее направленность на продвижение объекта рекламы на рынке, формирование и поддержание интереса к объекту рекламы.
Вышеуказанная информация является рекламной, поскольку отвечает всем признакам рекламы.
Как следует из материалов настоящего дела в феврале 2015 г. в г. Таганроге на внешней стене здания бара "APOTHEKE BAR" (г. Таганрог, ул. Петровская, 80/ пер. Глушко, 4) размещалась реклама следующего содержания: "В ночь на 8 марта. Впервые в Apotheke День Победы в гендерной войне. Dj PashaSlim, dj Tima Brivul. В программе: штурм бара, взятие кальян-балкона, водружение бюстгалтера победы. Оккупация столов: +7 903 407 2261".
В соответствии с ч. 6 ст. 5 ФЗ "О рекламе" в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Таким образом, данное положение ФЗ "О рекламе" запрещает использовать в рекламе бранные слова, непристойные образы, сравнения, выражения, оскорбительные образы, сравнения, выражения.
К бранным словам относятся нецензурные слова, а также к таким словам могут быть отнесены слова и выражения, которые используются в качестве ругательств или оскорбления.
К непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.
К оскорбительным образам, сравнениям и выражениям - слова и изображения, которые, в том числе, ущемляют человеческое достоинство, принижают значимость отдельных лиц, исторических событий, памятных дат.
В соответствии с письмом ФАС России от 29 апреля 2013 г. N АД/17355/13 "О порядке применения части 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе" для признания рекламы неэтичной не требуется получение единогласного мнения или мнения абсолютного большинства потребителей рекламы, достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих рекламу как неэтичную.
Согласно комментариям, оставленным гражданами (пользователями) в статье <_> под названием "В Таганроге один из баров бездумно смешал 8 марта с 9 мая" все пользователи (около 25 граждан) считают вышеуказанную рекламу неэтичной.
В п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ N 58 от 08.10.2012 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" указано, что по делам о привлечении лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 КоАП РФ, за использование ими в рекламе бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений при решении вопроса об отнесении тех или иных слов к числу бранных или образов, сравнений и выражений к числу непристойных (то есть крайне предосудительных и недопустимых ввиду неприличия) и (или) оскорбительных (то есть способных причинить обиду) специальных знаний, как правило, не требуется, в связи с чем, неназначение судом соответствующей экспертизы само по себе не является основанием для отмены судебного акта.
По мнению Ростовского УФАС России используемые в рекламе выражения: "День Победы _ Водружение бюстгалтера победы _ Оккупация столов", а также использование в рекламе изображений "коктейлей Молотова" недвусмысленно свидетельствуют о якобы имеющейся связи между Победой в Великой Отечественной Войне и рекламируемым товаром.
На основании изложенного, с учетом положений Федерального закона от 19.05.1995 N 80-ФЗ "Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" Ростовское УФАС России полагает, что указанная реклама содержит оскорбительные образы, принижает значимость исторического события, следовательно, является ненадлежащей.
Кроме того, в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что в вышеуказанной рекламе отсутствует указание категории информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее - ФЗ "О защите детей").
В рекламе сообщается о вечеринке, которая приурочена к празднованию Международного женского дня (8 марта), то есть о зрелищном мероприятии.
В соответствии с ч. 10.1 ст. 5 ФЗ "О рекламе" не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями ФЗ "О защите детей", без указания категории данной информационной продукции.
Согласно п. 5 ст. 2 ФЗ "О защите детей" информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет" и сетей подвижной радиотелефонной связи.
В соответствии с п. 3 ст. 2 ФЗ "О защите детей" зрелищное мероприятие - демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.
Вышеназванная реклама является, в том числе, рекламой информационной продукции, распространяемой посредством зрелищного мероприятия, и тем самым данная реклама подпадает под требования, предусмотренные ч. 10.1 ст. 5 ФЗ "О рекламе". Вместе с тем, категория рекламируемой информационной продукции в рекламе не указана, что свидетельствует о наличии в вышеназванной рекламе признаков нарушения ч. 10.1 ст.5 ФЗ "О рекламе".
Таким образом, в вышеуказанной рекламе усматриваются признаки нарушения ч.ч. 6, 10.1 ст. 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с ч.ч. 6, 7 ст. 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований установленных ч. 6 ст. 5 ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель, а за нарушение требований ч. 10.1 ст. 5 ФЗ "О рекламе" - рекламораспространитель.
Таким образом, в силу п.п. 5, 7 ст. 3 ФЗ "О рекламе" рекламодателем и рекламораспространителем является ООО "Кубанская губерния" - как продавец товара, определивший объект рекламирования и содержание данной рекламы, и как лицо, разместившее вышеназванную рекламу на внешней стене здания бара "APOTHEKE BAR" (г. Таганрог, ул. Петровская, 80/ пер. Глушко, 4).
Согласно информации полученной от ООО "Кубанская губерния" указанная выше реклама в настоящий момент не распространяется, что свидетельствует об отсутствии оснований для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Руководствуясь п.2 ч.1 ст.33, ч.1 ст.36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с п.п. 37-42, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую в феврале 2015 г., расположенную на внешней стене бара "APOTHEKE BAR" (г. Таганрог, ул. Петровская, 80/ пер. Глушко, 4), с размещенной рекламой вечеринки, приуроченной к празднованию Международного женского дня (8 марта), поскольку в ней нарушены требования ч.ч. 6, 10.1 ст. 5 ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО "Кубанская губерния" не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ростовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 19.03.2015 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 18 марта 2015 г. N 283/04
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016