Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
N РБ-05/3485 (опубликовано 18 марта 2015 г.)
В соответствии с п.8 статьи 2 Закона о торговле торговая сеть - это совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации. Следовательно деятельность ООО "ТД "Дуслык" подпадает под действие Закона о торговле.
Заявитель - ОАО "ТД "Алтайская крупа" (659311, Алтайский край, г.Бийск, ул.Трофимова, д.7) согласно Уставу осуществляет оптовую торговлю пищевыми продуктами (в т.ч. продуктами мукомольно-крупяной промышленности) и является поставщиком продовольственных товаров в розничные торговые сети.
Из представленной заявителем информации следует, что между ООО "ТД Алтайская крупа" и ООО "ТД "Дуслык" 26 апреля 2013 года был заключен договор поставки NТД00000028, который не реализовывался, так как сторонами не были согласованы существенные условия данного договора.
ООО "ТД Алтайская крупа", изучив требования к контрагентам, размещенные на официальном сайте торговой сети в соответствии с требованиями статьи 9 Закона о торговле, исх.N2689 от 1.07.2014 г. направило в адрес ООО "ТД "Дуслык" коммерческое предложение, которое содержало информацию о предлагаемых поставщиком ценах, а также просьбу согласовать существенные условия ранее заключенного договора поставки.
Однако на данное письмо от ООО "ТД "Дуслык" ответа в адрес ООО "ТД "Алтайская крупа" не поступило.
В подтверждение факта отправки данной корреспонденции в адрес ООО "ТД "Дуслык" заявителем (ООО "ТД "Алтайская крупа") представлены кассовый чек и выписка с официального сайта "Почта России", содержащая информацию о движении данного почтового отправления и вручении адресату 22.07.2014 г.
По мнению заявителя, указанные действия ООО "ТД "Дуслык" создают препятствия ООО "ТД Алтайская крупа" доступу на рынок поставки продовольственных товаров с целью розничной реализации в торговой сети "Дуслык" и "Тэмле" и создают в отношении ООО "ТД Алтайская крупа" дискриминационные условия по сравнению с иными поставщиками аналогичной продукции, с которыми торговой сетью заключены соответствующие договора поставки.
Указанные действия противоречат антимонопольным правилам и требованиям, установленным Законом о торговле, в связи с чем в отношении ООО "ТД "Дуслык" возбуждено дело по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговле.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в письменных объяснениях и устных выступлениях представителей ООО "ТД "Дуслык", изучив материалы дела, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия приходит к следующему.
Частью 3 статьи 1 Закона о торговле определено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.
Согласно статье 1 Закона о торговле его целями являются обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности; развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров; обеспечения соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых и закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.
В развитие указанных выше целей Закон о торговле, в числе прочего, предполагает наличие у поставщиков продовольственных товаров равных условий для заключения договоров поставок с хозяйствующим субъектом, осуществляющими торговую деятельность посредством организации торговой сети. При этом, в соответствие с положениями указанного закона, предполагается использование хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность посредством организации торговой сети, однообразного (недискриминационного) подхода в определении своих контрагентов - поставщиков продовольственных товаров, при котором недопустимо установление преимуществ одним и создание препятствий другим.
Непосредственно запрет на создание дискриминационных условий содержится в части 1 статьи 13 Закона о торговле.
Согласно ч. 1 ст. 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается создавать дискриминационные условия, в том числе:
а) создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов;
б) нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.
Соответственно указанная статья Закона о торговле, в числе прочего, не допускает создание хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, препятствий доступу на товарный рынок для других хозяйствующих субъектов.
Согласно п. 8 ст. 4 Закона о защите конкуренции дискриминационными условиями признаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами. То есть применительно к отношениям "покупатель - поставщик" дискриминационными условиями можно считать любые условия приобретения (продажи) товара, при которых хозяйствующие субъекты поставлены в неравное положение относительно друг друга (перечень дискриминационных условий открыт).
В силу частей 2, 3 статьи 16 Закона о торговле полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением указанных выше антимонопольных правил и требований наделен антимонопольный орган.
Поскольку ООО "ТД "Дуслык" является хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, на данный субъект возложена обязанность неукоснительного исполнения закреплённых в части 1 статьи 13 Закона о торговле антимонопольных правил.
Из представленной ООО "ТД "Дуслык" информации следует, что Обществом заключены договора поставки продовольственных товаров (круп) в целях их реализации населению с такими хозяйствующими субъектами, как: ООО "Глобол Фудз" (г.Набережные Челны), ИП Шафигуллиной и ИП Мякловой (г.Набережные Челны).
Таким образом, ООО "ТД "Дуслык", заключив договора на поставку продовольственных товаров (крупа, мука) с отдельными поставщиками (указаны выше) и согласовав существенные условия договоров поставки, обеспечило им доступ на рынок оптовой реализации данной продукции для дальнейшей реализации через торговую сеть Общества, и уклонившись от рассмотрения направленных ООО "ТД "Алтайская крупа" предложений, а также от направления информации об условиях отбора контрагентов для заключения договора поставки, создало для него дискриминационные условия доступа на товарный рынок по сравнению с другими поставщиками, в связи с чем ООО "ТД "Алтайская крупа" поставлено в неравное положение по сравнению с указанными поставщиками аналогичной продукции, которые обладают информацией о порядке и условиях обора контрагентов.
Положения части 1 статьи 9 Закона о торговле имеют целью создание у хозяйствующего субъекта, имеющего намерение осуществлять поставку продовольственных товаров в конкретную торговую сеть, объективного представления о его соответствии установленным данной сетью критериям, принципиальной возможности достигнуть их в случае не соответствия, либо, отказавшись от намерения сотрудничать с этой сетью, обратиться к иным торговым предприятиям. При этом законодательно установленная обязанность своевременного доведения информации о критериях отбора хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, своих контрагентов и существенных условиях договора поставки до заинтересованных лиц призвана не допускать создания необоснованных препятствий доступу на товарный рынок и создать равные условия для входа на рынок всем поставщикам. Неопределенность такой информации приравнивается к её отсутствию, поскольку исключается сама возможность воспользоваться такой информацией поставщиками в целях заключения договоров поставки, следовательно не соблюдается и цель обеспечения поставщиков такой информацией.
Из поступившей от ООО "ТД "Дуслык" информации по запросу антимонопольного органа следует, что исх.N3783 от 18.09.2014 г. ООО "ТД "Алтайская крупа" повторно направило в адрес торговой сети запрос о предоставлении информации об условиях отбора контрагентов для заключения договоров поставки. ООО "ТД "Дуслык" исх.N397 от 13.10.2014 г. направило ООО "ТД "Алтайская крупа" ответ, что условия и порядок отбора контрагентов размещены на сайте торговой сети, указанная информация была приложена и к ответу.
Однако информация, размещенная ООО "ТД "Дуслык"" на официальном сайте www.zakamye.ru, носит общий характер и не позволяет потенциальному поставщику (без получения дополнительных разъяснений) определить потребности торговой сети в товарах и сформировать предложения по условиям поставок, отвечающие критериям торговой сети, что влечет невозможность для поставщика, не имеющего такой информации, конкурировать с другими поставщиками. Сформулированные в обобщенном виде (высокое качество товара, лучшие ценовые предложения, соответствие действующему законодательству и т.п.) условия вводят поставщиков в заблуждение относительно реальных потребностей торговой сети и создают условия, при которых любое предложение поставщика может быть признано несоответствующим таким условиям.
Учитывая вышеизложенное, действия ООО "ТД "Дуслык" свидетельствуют о наличии дискриминационного подхода к предложениям о сотрудничестве, направленным ООО "ТД "Алтайская крупа"
Уклонение хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность посредством организации торговой сети, от заключения договора поставки с обратившимся к нему поставщиком (при условии соответствия поставщика всем предъявляемым критериям контрагента) может привести к ограничению конкурентной среды, поскольку препятствует поставщику войти на рынок поставок продовольственных товаров и на равных конкурировать с другими поставщиками. Кроме того, ущемляются интересы покупателей, пользующихся услугами сети магазинов "Дуслык" и "Тэмле"" в части невозможности приобретения в данной торговой сети продукции торговой марки "Гуддвил" (фасованные крупы).
Из правового смысла норм, установленных ч. 1 ст. 13 Закона о торговле следует, что торговая сеть обязана обеспечить доступ на товарный рынок хозяйствующим субъектам на равных условиях без каких-либо предпочтений или преимуществ кому-либо из хозяйствующих субъектов.
В ходе рассмотрения обращения ООО "ТД "Дуслык" представлены письменные возражения (исх.N398 от 13.10.2014 г.) по факту получения указанной выше почтовой корреспонденции.
В целях уточнения данной информации Татарстанским УФАС России в адрес Филиала "Почта России" был направлен соответствующий запрос о предоставлении информации, подтверждающей факт вручения направленного ООО "ТД "Алтайская крупа" в адрес ООО "ТД "Дуслык" (423820, г.Набережные Челны, Альметьевский тракт, д.18А, а/я 141) почтового отправления (почтовый индентификационный номер 65931171022560) именно представителю ООО "ТД "Дуслык".
Согласно полученной от УФПС "Татарстан почтасы" Филиала ФГУП "Почта России" информации, заказное письмо N65931171022560, направленное из г.Бийск в адрес ООО "ТД "Дуслык" (423820, Альметьевский тракт, д.18 "А", а/я 141), поступило в ОПС Набережные Челны 423820 16.07.2014 г. и вручено 22.07.2014 г. по доверенности N1 от 01.01.2014 г <_>
Кроме того, к данному ответу приложена копия доверенности, выданной ООО ТД "Дуслык<_> (срок действия доверенности с 01.01.2014 г. по 31.12.2014 г.) на получение от Отделения N20 Набережночелнинского почтамта УФПС "Татарстан почтасы" Филиала ФГУП "Почта России" материальных ценностей с указанием паспортных данных указанного физического лица; а также копия извещения N2902 о вручении данной почтовой корреспонденции указанному лицу, содержащего паспортные данные <_> его подпись и дату вручения (22.07.2014 г.).
Таким образом, доводы ООО "ТД "Дуслык" о неполучении почтового отправления, направленного в его адрес ООО "ТД "Алтайская крупа", являются несостоятельными. Получив от ООО "ТД "Алтайская крупа" информацию, необходимую для реализации заключенного ранее договора поставки, а также запрос о разъяснений отдельных критериев отбора поставщиков, ООО "ТД "Дуслык" фактически проигнорировало данный запрос.
На заседании Комиссии 29 января 2015 года представители ООО "ТД "Дуслык" поддержали позицию относительно неполучения Обществом письма, направленного ООО "ТД "Алтайская крупа" в адрес ООО "ТД "Дуслык" (исх.N2689 от 1.07.2014), содержащего коммерческое предложение, в том числе информацию о предлагаемых поставщиком ценах, а также просьбу согласовать существенные условия договора поставки, в связи с чем ООО "ТД "Дуслык" не направило ответ в адрес ООО "ТД "Алтайская крупа".
При этом представители ООО "ТД "Дуслык" подтвердили, что на предприятии работает сотрудник <_> который имеет доверенность на получение почтовой корреспонденции от УФПС "Татарстан почтасы" - Филиала ФГУП "Почта России" и в обязанности которого входит получение и доставка почтовой корреспонденции. По мнению представителей ООО "ТД "Дуслык", почтовая корреспонденция от ООО ТД "Алтайская крупа" могла быть утеряна и не передана в соответствующий отдел по вине данного сотрудника. Однако служебная проверка по данному факту на предприятии не проводилась.
Кроме того, представители ООО "ТД "Дуслык" отметили, что в адрес Общества поступал повторный запрос ООО "ТД "Алтайская крупа" (исх.N3783 от 18.09.2014 г.), в ответ на который ООО "ТД "Дуслык" направило запрошенные поставщиком условия и порядок отбора контрагентов для заключения договора поставки. Кроме того, 14.10.2014 г. в центральном офисе ООО "ТД "Дуслык" состоялась встреча представителей ООО "ТД "Алтайская крупа" со специалистами ООО "ТД "Дуслык", в ходе которой были достигнуты определенные договоренности по взаимодействию в части поставок товаров в торговую сеть (в подтверждение чему приложена копия протокола данной встречи).
Однако, согласно пояснениям представителей ООО "ТД "Дуслык", после проведения совещания ООО "ТД "Алтайская крупа" не были представлены коммерческие условия и спецификации к договорам поставки, содержащие информацию об ассортименте и ценах поставляемой продукции, соответственно не поступал и товар на реализацию, то есть заключенный ранее договор поставки по-прежнему фактически не реализовывался.
От ООО "ТД "Алтайская крупа" какой-либо информации о причинах нереализации достигнутых в ходе переговоров договоренностей по взаимодействию с ООО "ТД "Дуслык" не представлено.
Учитывая изложенное, Комиссия приняла решение об отложении рассмотрения дела на 4 марта 2015 года с целью получения дополнительных документов и информации.
До заседания Комиссии представители ООО "ТД "Дуслык" представили информацию о результатах проведенного служебного расследования по факту неполучения ранее направленного ООО "ТД "Алтайская крупа" письма исх.N2689 от 1.07.2014 г, в ходе которого установлено, что данное письмо было утеряно по вине сотрудника <_> который привлечен к дисциплинарной ответственности (материалы служебной проверки приобщены к материалам дела).
Кроме того, ООО "ТД "Дуслык" представлена информация (электронная переписка), подтверждающая ведение сторонами в феврале-марте 2015 года переговоров по вопросу сотрудничества, договоренности по поводу ассортимента поставляемой продукции достигнуты.
В частности, из данной переписки установлено, что ООО "ТД "Алтайская крупа" ликвидируется, вместо него создано новое юридическое лицо - ЗАО "Алтайская крупа", в связи с чем необходимо заключение нового договора поставки. Соответственно ООО "ТД "Дуслык" в адрес ЗАО "Алтайская крупа" 3.03.2015 г. выслан комплект документов, необходимых для заключения договора поставки, в том числе проект договора, а также коммерческие условия.
Таким образом, Комиссией установлен факт добровольного устранения нарушения, послужившего основанием для возбуждения рассматриваемого дела. Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и статьями 9,13,16 Федерального закона от 28.12.2009 г. N381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", решила:
1. Признать Общество с ограниченной ответственностью "ТД "Дуслык" (423820, г.Набережные Челны, Альметьевский тракт, 18 "А"; а/я141; ИНН 1650129571) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 г. N381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в части создания для поставщика продовольственных товаров - ООО "ТД "Алтайская крупа" дискриминационных условий путем создания препятствий доступу на рынок оптовых поставок продукции для дальнейшей розничной реализации через торговую сеть ООО "ТД "Дуслык", в результате чего ООО "ТД "Алтайская крупа" поставлено в неравное положение по сравнению с поставщиками аналогичной продукции.
2. Прекратить рассмотрение дела, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью ТД "Дуслык" (423820, г.Набережные Челны, Альметьевский тракт, 18 "А"; а/я141; ИНН 1650129571) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 г. N381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения по фактам, указанным в настоящем решении, административного производства.
4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан N РБ-05/3485 (опубликовано 18 марта 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016