Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия
N 04-34/34-2014 (опубликовано 17 марта 2015 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 04.03.2015
Решение в полном объеме изготовлено 17.03.2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<_>
рассмотрев дело N 04-34/34-2014 по признакам нарушения Администрацией МО "Тункинский район" (<_>), ООО "Бурятгражданпроект" (<_>) и ООО "Нова-Проект" (<_>) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в осуществлении соглашения между Администрацией МО "Тункинский район", ООО "Нова-Проект" и ООО "Бурятгражданпроект" по разработке проектно-сметной документации по объекту "Строительство инженерной инфраструктуры курортной зоны минеральных источников в с. Аршан, с. Кырен Тункинского района Республики Бурятия. 4-ая очередь строительства, 1-ый пусковой комплекс" до процедуры размещения заказа в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (действовавшим до 01.01.2014), что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,
при участии:
ответчиков: <_> (доверенность от 03.03.2015 б/н) - представителя Администрации МО "Тункинский район", <_> (доверенность от 03.03.2015 N19) - представителя ООО "Нова-Проект",
<_>- старшего прокурора отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Республики Бурятия, установила:
Прокуратурой Республики Бурятия в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Бурятское УФАС России) направлены материалы, указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях администрации МО "Тункинский район", ООО "Нова-Проект" и ООО "Бурятгражданпроект".
В ходе проведенной прокуратурой Республики Бурятия проверкой законности использования бюджетных средств по разработке проектно-сметной документации по объекту "Строительство инженерной инфраструктуры курортной зоны минеральных источников в с. Аршан, с. Кырен Тункинского района Республики Бурятия. 4-ая очередь строительства, 1-ый пусковой комплекс" выявлены признаки нарушения требований Закона о защите конкуренции.
27.12.2013 главой администрации МО "Тункинский район" <_> заключен с ООО "Бурятгражданпроект" в лице генерального директора <_> муниципальный контракт N 0302300034013000036-0104974-01 на разработку проектно-сметной документации по указанному объекту с установлением стоимости работ в сумме 1 831 990 рублей (дополнительным соглашением от 27.12.2014 снижена до 1 732 990 рублей).
Согласно договору субподряда от 27.12.2013 N 199/218-749-СП для выполнения проектных работ было привлечено в качестве субподрядчика ООО "Нова-Проект".
Согласно акту сдачи-приемки работ по данному муниципальному контракту администрация МО "Тункинский район" в лице главы администрации <_> приняла выполненную ООО "Бурятгражданпроект" работу и платежными поручениями от 30.12.2013 оплатила ООО "Бурятгражданпроект" выполненные работы на сумму - 1 732 990 рублей.
Вместе с тем установлено, что 17.12.2012 между администрацией МО "Тункинский район" в лице главы администрации <_> и ООО "Нова-Проект" в лице генерального директора <_> был заключен договор N 218-749/1 по разработке проектно-сметной документации по объекту "Строительство инженерной инфраструктуры курортной зоны минеральных источников в с. Аршан, с. Кырен Тункинского района Республики Бурятия. 4-ая очередь строительства, 1-ый пусковой комплекс" на сумму -99 000 рублей.
Положительное заключение на проектно-сметную документацию АУ "Государственная экспертиза Республики Бурятия" было получено один раз - 20.12.2012.
17.04.2013 за фактически выполненные работы администрацией платежным поручением перечислено ООО "Нова-Проект" -99 000 рублей.
Кроме того, 31.05.2013 администрацией МО "Тункинский район" и ООО "Китой" был заключен контракт на выполнение строительно-монтажных работ по вышеуказанному объекту на 296 675 760 рублей. За выполненные работы Администрацией была перечислена платежными поручениями ООО "Китой" сумма - 296 675 760 рублей.
Таким образом, уже после фактического завершения строительных работ Администрацией проведены торги на разработку проектной документации и заключен контракт с ООО "Бурятгражданпроект". При организации торгов были созданы преимущественные условия участия в торгах ООО "Бурятгражданпроект" выразившиеся в установлении нереальных для исполнения контракта сроков по разработке проектной документации с 27.12.2013 по 31.12.2013, о согласованных действиях свидетельствует также наличие положительного заключения государственной экспертизы на проектную документацию и заключение Администрацией договора до проведения торгов.
Прокуратура Республики Бурятия считает, что вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о согласованности действий заказчика - администрации МО "Тункинский район" и хоз. субъектов - проектных организаций ООО "Бурятгражданпроект" и ООО "Нова-Проект", их согласованные действия до проведения торгов и заключения контракта приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
В материалах проверки содержатся письменные объяснения начальника отдела строительства МО "Тункинский район" <_>, начальника отдела экспертизы АУ РБ "Государственная экспертиза" <_>, генерального директора ООО "Бурятгражданпроект" и ООО "Нова-Проект" <_>, акт проверки ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия от 12.08.2014, из которых следует, что проектная документация по объекту "Строительство инженерной инфраструктуры курортной зоны минеральных источников в с. Аршан, с. Кырен Тункинского района Республики Бурятия. 4-ая очередь строительства, 1-ый пусковой комплекс" была разработана и получила положительное заключение государственной экспертизы до проведения торгов.
ООО "Нова-Проект" 17.12.2012 года был заключен договор N 218-749/1 с Администрацией МО "Тункинский район" на выполнение проектных работ.
20.12.2012 получено положительное заключение государственной экспертизы N 03-1-4-0191-12.
20.02.2013 составлен акт N6 сдачи-приемки работ по указанному договору.
17.04.2013 администрацией МО "Тункинский район" оплачено платежным поручением N 3472148 ООО "Нова-Проект" за разработку проектной документации 99,0 тысяч рублей.
Приказом Бурятского УФАС России от 29.12.2014 N 214 возбуждено дело N 04-34/34-2014 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации МО "Тункинский район" и ООО "Бурятгражданпроект" по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в осуществлении согласованных действий между ними по разработке проектной документации по объекту "Строительство инженерной инфраструктуры курортной зоны минеральных источников в с. Аршан, с. Кырен Тункинского района Республики Бурятия. 4-ая очередь строительства, 1-ый пусковой комплекс" до процедуры размещения заказа в соответствии с Законом о размещении заказов, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Определением от 29.12.2014 N 04-34/6960 о назначении дела N 04-34/34-2014 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению рассмотрение назначено на 12.02.2015 в 10:00 часов. В качестве ответчиков приглашены администрация МО "Тункинский район" и ООО "Бурятгражданпроект", в качестве заинтересованного лица ООО "Нова-Проект".
Определением от 16.02.2015 N 04-34/566 рассмотрение дела N 04-34/34-2014 о нарушении антимонопольного законодательства отложено на 04.03.2015 в 11:00 часов. Данным определением в качестве ответчика помимо администрации МО "Тункинский район" и ООО "Бурятгражданпроект", решено привлечь ООО "Нова-Проект", входящего в группу лиц с ООО "Бурятгражданпроект" (согласно статье 9 Закона о защите конкуренции).
На заседании Комиссии по рассмотрению дела N 04-34/34-2014 представитель администрации МО "Тункинский район" <_> пояснила, что в 2012 году основным условием для участия в инвестиционной программе по строительству в 2013 году инженерной инфраструктуры курортной зоны минеральных источников с.Аршан, с.Кырен Тункинского района, 4 очередь, было наличие проектно-сметной документации, прошедшей госэкспертизу. Согласно сводному сметному расчету стоимость проектной документации составила более 1800,00 тысяч рублей.
Администрация изыскала в бюджете 99,0 тысяч рублей и 17.12.2012 заключила договор с ООО "Нова-Проект" в лице директора <_> на выдачу проектной документации. На проектную документацию было получено положительное заключение госэкспертизы и объект капитального строительства стал участником реализации инвестпрограммы со сметной стоимостью строительства 316 000,0 тысяч рублей.
В состав сметы на 316 000,0 тысяч рублей были включены затраты на разработку проектной документации в размере 1 831,99 тысяч рублей. Администрацией был объявлен электронный аукцион по определению Генпроектировщика в декабре 2013 года, поскольку средства из федерального бюджета поступили в декабре 2013 года и этим объясняются короткие сроки на выполнение работ по разработке ПСД.
Проверкой ТУ Росфиннадзора по РБ выявлено нарушение в части отсутствия необходимости разработки ПСД по завершению строительно-монтажных работ, на основании чего Администрацией принято решение о возврате в бюджет денежных средств оплаченных за ПСД.
Считает, что в действиях Администрации МО "Тункинский район" отсутствует нарушение антимонопольного законодательства, так как выбор Генпроектировщика проходил путем конкурентных процедур.
Представитель ООО "Нова-Проект" и ООО "Бурятгражданпроект" <_> пояснила, что 05.10.2012 в адрес ООО "Нова-Проект" поступило письмо от администрации МО "Тункинский район" (письмо от 05.10.2012 N 1500 было предоставлено на заседание Комиссии Бурятского УФАС России) с просьбой о разработке ПСД по объекту "Строительство инженерной инфраструктуры курортной зоны минеральных источников в с. Аршан, с. Кырен Тункинского района Республики Бурятия. 4-ая очередь строительства, 1-ый пусковой комплекс".
Разработка документации была выполнена без подписания договора. 06.11.2012 Администрация получила комплект проектной документации для прохождения государственной экспертизы. 17.12.2012 был заключен договор на выдачу проектной документации на сумму - 99 000 рублей.
05.12.2013 года МКУ Управление "Казна муниципального имущества Тункинского района" (Уполномоченный орган) был объявлен электронный аукцион N 0302300034013000036 по разработке проектной документации по вышеуказанному объекту. Поскольку у ООО "Нова-Проект" в тот период отсутствовала электронная цифровая подпись (ЭЦП) для подачи заявки на участие в аукционе, то по просьбе ООО "Нова-Проект" на участие в аукционе была подана заявка ООО "Бурятгражданпроект".
По результатам электронного аукциона 27.12.2013 года Администрацией был заключен контракт N 0302300034013000036-0104974-01 с единственным участником ООО "Бурятгражданпроект". В тот же день между ООО "Бурятгражданпроект" и ООО "Нова-Проект" был подписан договор субподряда на выполнение работ по предмету аукциона, поскольку последним проектная документация была разработана.
Оценив доказательства и обоснованность доводов, представленных в ходе рассмотрения дела N 04-34/34-2014 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия пришла к следующему выводу:
05.10.2012 года Администрацией МО "Тункинский район" в лице заместителя руководителя Администрации МО "Тункинский район" <_> в адрес ООО "Нова-Проект" было направлено письмо (исх. от 05.10.2012 N 1500) с просьбой выполнить работы по разработке проектно-сметной документации по объекту "Строительство инженерной инфраструктуры курортной зоны минеральных источников в с. Аршан, с. Кырен Тункинского района Республики Бурятия. 4-ая очередь строительства, 1-ый пусковой комплекс". Оплату за выполненные работы гарантировали в 2013 году.
17.12.2012 года Администрацией МО "Тункинский район" в лице главы Администрации <_> и ООО "Нова-Проект" в лице генерального директора <_> был заключен договор N 218-749/1 на выполнение проектных работ на сумму 99,0 тысяч рублей.
20.12.2012 года на проектную документацию было получено положительное заключение государственной экспертизы N 03-1-4-0191-12 по объекту "Строительство инженерной инфраструктуры курортной зоны минеральных источников в с. Аршан, с. Кырен Тункинского района Республики Бурятия. 4-ая очередь строительства, 1-ый пусковой комплекс", утвержденное начальником автономного учреждения Республики Бурятия "Госэкспертиза" <_>
20.02.2013 года сторонами был подписан Акт N6 сдачи-приемки работ по договору от 17.12.2012 N 218-749/1 на сумму 99,0 тысяч рублей.
17.04.2013 года платежным поручением N 3472148 Администрацией МО "Тункинский район" была произведена оплата ООО "Нова-Проект" за разработку проектной документации по объекту "Строительство инженерной инфраструктуры курортной зоны минеральных источников в с. Аршан, с. Кырен Тункинского района Республики Бурятия. 4-ая очередь строительства, 1-ый пусковой комплекс" в сумме 99,0 тысяч рублей.
Стоимость проектных (изыскательских) работ, согласно смете, Постановлению Администрации от 10.12.2012 N 1314 составляет 1 831,990 тысяч рублей.
05.12.2013 года Заказчиком, МКУ Управление "Казна муниципального имущества Тункинского района" (далее - Уполномоченный орган) на официальном сайте www.zakupki.gov. было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме по определению исполнителя на разработку проектно-сметной документации по объекту "Строительство инженерной инфраструктуры курортной зоны минеральных источников в с. Аршан, с. Кырен Тункинского района Республики Бурятия. 4-ая очередь строительства, 1-ый пусковой комплекс", номер извещения - 03023000340130000369. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 831, 990 тысяч рублей. Срок выполнения работ был установлен - до 31.12.2013 года с момента подписания контракта (приложение N1 к муниципальному контракту "Техническое задание на проектирование" - далее Техническое задание). Кроме того, в эти же сроки в соответствии с требованиями Технического задания требовалось пройти экспертизу проекта и получить положительное заключение экспертизы.
На момент окончания подачи заявок на участие в аукционе была подана одна заявка ООО "Бурятгражданпроект", которая была признана соответствующей требованиям документации об аукционе.
27.12.2013 года Заказчиком в лице главы Администрации <_> и ООО "Бурятгражданпроект" в лице генерального директора <_> был заключен муниципальный контракт N 0302300034013000036-0104974-01 по начальной (максимальной) цене -1 831,990 тысяч рублей.
Согласно заключенному муниципальному контракту Исполнитель обязуется выполнить работу в соответствии с Техническим заданием и передать Заказчику ее результаты в срок до 31.12.2013 года, в том числе получить положительное заключение экспертизы (пункт 12 приложения N1 к заключенному муниципальному контракту "Техническое задание).
27.12.2013 года Заказчиком в лице главы Администрации <_> и ООО "Бурятгражданпроект" в лице генерального директора <_> было заключено дополнительное соглашение N1 к муниципальному контракту N 0302300034013000036-0104974-01, согласно которому цена контракта была уменьшена на 99,0 тысяч рублей и составила - 1 732.990 тысяч рублей
Также 27.12.2013 ООО "Бурятгражданпроект" в лице генерального директора <_> и ООО "Нова-Проект" в лице главного инженера <_> был заключен договор субподряда N 199/218-749-СП на выполнение проектных работ, согласно которому "генеральный подрядчик" (ООО "Бурятгражданпроект") поручает "подрядчику" (ООО "Нова-Проект") работы по разработке проектной документации, за выполненные проектные работы "генеральный подрядчик" обязан оплатить "подрядчику" 1 732,990 тысяч рублей.
27.12.2013 Администрацией и ООО "Бурятгражданпроект" был подписан Акт N46 сдачи-приемки работ по муниципальному контракту от 27.12.2013 N 0302300034013000036-0104974-01 на сумму 1 732, 990 тысяч рублей.
30.12.2013 года платежными поручениями NN 4992972 и 4992968 было оплачено ООО "Бурятгражданпроект" 1 732,990 тысяч рублей.
В соответствии с Законом о размещении заказов средства бюджетов и внебюджетных источников финансирования необходимо размещать с соблюдением публичных процедур в форме проведения конкурса, аукциона, запроса котировок.
Часть 1 статьи 1 Закона о размещении заказов устанавливает, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно части 4 статьи 9 Закона о размещении заказов заказ признается размещенным со дня заключения контракта.
Следовательно, к выполнению работ по разработке проектной документации хозяйствующие субъекты могли приступить только после заключения контракта на основании проведенных торгов.
Из совокупности изученных материалов дела, представленных прокуратурой, а также результатов проверки ТУ Росфиннадзора по РБ Комиссия Бурятского УФАС России приходит к выводу, что разработка проектной документации по объекту "Строительство инженерной инфраструктуры курортной зоны минеральных источников в с. Аршан, с. Кырен Тункинского района Республики Бурятия. 4-ая очередь строительства, 1-ый пусковой комплекс" фактически было осуществлена без проведения торгов, о чем свидетельствуют такие факты, как получение положительного заключения экспертизы на указанную проектную документацию один раз -20.12.2012 года и отсутствия иного заключения в 2013 году, исполнения контракта за один день (контракт заключен 27.12.2013, исполнен 27.12.2013 года), а также письма 05.10.2012 N 1500 Администрации МО "Тункинский район" в адрес ООО "Нова-Проект" с просьбой выполнить проектные работы в 2012 году.
Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются согласованные действия между органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями и хозяйствующими субъектами, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Следовательно, в действиях Администрации МО "Тункинский район", и группы лиц в составе ООО "Нова-Проект" и ООО "Бурятгражданпроект" содержится нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившееся в согласованных действиях между ними по разработке проектно-сметной документации по объекту "Строительство инженерной инфраструктуры курортной зоны минеральных источников в с. Аршан, с. Кырен Тункинского района Республики Бурятия. 4-ая очередь строительства, 1-ый пусковой комплекс" до размещения заказа на поставку товара для муниципальных нужд, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать Администрацию МО "Тункинский район", группу лиц ООО "Бурятгражданпроект" и ООО "Нова-Проект" нарушившими статью 16 Закона о защите конкуренции в части осуществления согласованных действий между ними по разработке проектной документации до размещения закупки на разработку проектно-сметной документации по объекту "Строительство инженерной инфраструктуры курортной зоны минеральных источников в с. Аршан, с. Кырен Тункинского района Республики Бурятия. 4-ая очередь строительства, 1-ый пусковой комплекс", что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. Основания для выдачи предписания отсутствуют в связи с исполнением контракта.
3. Передать материалы дела N 04-34/34-2014 уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1, части 3 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия N 04-34/34-2014 (опубликовано 17 марта 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016