Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
от 12 сентября 2014 г. N 14-01-18.1-07/492
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по контролю за соблюдением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: А.П. Великанова - начальника отдела по борьбе с картелями и контролю торговли;
Членов Комиссии: Е.С. Донецкова - государственного инспектора отдела по борьбе с картелями и контролю торговли;
Л.В. Огородовой - государственного инспектора отдела по борьбе с картелями и контролю торговли,
рассмотрев по правилам статьи 181 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) жалобу закрытого акционерного общества "Челябинский компрессорный завод" (ИНН 7452026906) (далее - ЗАО "Челябинский компрессорный завод"; заявитель) на действия закупочной комиссии заказчика - открытого акционерного общества "Производственное объединение Баррикады"" (далее - ОАО "ПО Баррикады""; заказчик) при проведении закупки товаров работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц",
с участием в заседании Комиссии представителей:
от ОАО "ПО Баррикады"" - Ермакова В.А., по доверенности от 11.09.2014 N 165; Котовский В.А., по доверенности от 11.09.2014 N 166; Есикова М.Е., по доверенности от 11.09.2014 N 167,
без участия представителей заявителя, извещённого надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Волгоградское УФАС) поступила жалоба ЗАО "Челябинский компрессорный завод" (вх. э/п N 2722 от 05.09.2014) на действия закупочной комиссии заказчика - ОАО "ПО Баррикады"" при проведении закупки на право заключить договор на поставку винтовой компрессорной установки ДЕН-200ШМ "ОПТИМ" в количестве 2-х единиц для нужд ОАО "ПО Баррикады"".
Закупка организована и проведена в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках; Закон), в связи с чем жалоба заявителя на действия заказчика, закупочной комиссии подлежит рассмотрению по правилам статьи 181 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении процедуры закупки до рассмотрения жалобы по существу (исх. N 07-22/5663 от 10.09.2014) направлено 10.09.2014 заявителю по адресу электронной почты chkz@chkz.ru; а также организатору закупки, закупочной комиссии по адресам электронной почты KulakovaYS@barricady.ru, EsikovaME@barricady.ru, KovalenkoIA@barricady.ru. Организатору закупки, закупочной комиссии разъяснена предусмотренная частью 12 статьи 181 Закона о защите конкуренции обязанность по извещению лиц, подавших заявки на участие в закупке, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы заявителя назначено на 12.09.2014, 15 часов 00 минут. Рассмотрение жалобы по существу завершено 12.09.2014, 16 часов 50 минут.
Обжалуемая закупка и её предмет - открытый запрос предложений на право заключить договор на право заключить договор на поставку винтовой компрессорной установки ДЕН-200ШМ "ОПТИМ" в количестве 2-х единиц для нужд ОАО "ПО Баррикады"". Начальная (максимальная) цена договора - 5 110 200,00 рублей с учётом НДС 18 %.
Организатор открытого запроса предложений (заказчик) - открытое акционерное общество "Производственное объединение Баррикады"". Запрос предложений проведён на основании Положения о закупках ОАО "ПО Баррикады"" (утверждённого Советом директоров от 24.12.2012, с послед. изм.) Плана закупки товаров, работ, услуг на 2014 год (реестровый номер 2130023882, закупка N 198) и в соответствии с распоряжением 1-го зам. ГДО - главного инженера от 18.08.2014 N ОЗП-69/2014. Состав закупочной комиссии заказчика утверждён приказом генерального директора ОАО "ПО Баррикады"" от 24.12.2012 N 638, (с изменениями, внесёнными приказами от 15.04.2013 N 228а, от 26.04.2013 N 290, от 16.05.2013 N 334).
Извещение о проведении закупки N 31401437230 от 18.08.2014 размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru; далее - официальный сайт). Дата окончания подачи заявок, дата вскрытия конвертов с заявками - 26.08.2014. Дата рассмотрения заявок и подведение итогов закупки - 27.08.2014.
В соответствии с протоколом N 1 вскрытия конвертов с заявками от 26.08.2014, на участие в открытом запросе предложений поданы заявки следующих лиц: ЗАО "Челябинский компрессорный завод" (с ценой предложения 5 110 200,00 рублей); ЗАО "Далгакыран-М" (с ценой предложения 5 110 200,00 рублей); СП ООО "Орелкомпрессормаш" (с ценой предложения 4 849 800,00 рублей).
Как следует из протокола N 2 рассмотрения заявок и подведения итогов от 27.08.2014, по результатам рассмотрения заявок, поступивших на участие в открытом запросе предложений, закупочной комиссией принято решение допустить к участию в запросе предложений ЗАО "Челябинский компрессорный завод", СП ООО "Орелкомпрессормаш"; а также отказать в допуске к участию в запросе предложений участнику заказа ЗАО "Далгакыран-М".
Закупочной комиссией принято решение о признании победителем СП ООО "Орелкомпрессормаш" и о заключении договора с победителем на сумму 4 849 800,00 рублей. Заявке ЗАО "Челябинский компрессорный завод" присвоено 2-е место.
На основании решения закупочной комиссии, которым подведены итоги открытого запроса предложений, между ОАО "ПО Баррикады"" и СП ООО "Орелкомпрессормаш" заключён договор поставки от 10.09.2014 N 322/14/9/1.
По мнению заявителя, закупочной комиссией нарушен порядок определения победителя закупки, который, по мнению заявителя, предложил товар, не соответствующий техническому заданию заказчика, не предложив, тем самым, лучшие условия выполнения договора.
ОАО "ПО Баррикады"" представлены письменные возражения на жалобу ЗАО "Челябинский компрессорный завод" (исх. N 66 от 11.09.2014), с указанием на необоснованность доводов заявителя. Заказчик считает процедуру оспариваемой закупки проведённой в соответствии с нормами законодательства и Положением о закупках ОАО "ПО Баррикады"".
Исследовав имеющиеся в материалах дела сведения и документы, исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. На основании части 2 статьи 1 Закона о закупках, указанный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг ОАО "ПО Баррикады"" (является дочерним хозяйственным обществом, в уставном капитале которого более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит юридическому лицу, указанному в пункте 1 части 2 статьи 1 Закона).
При закупке товаров, работ, услуг ОАО "ПО Баррикады"" руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятым в соответствии с ними и утвержденным в установленном порядке правовым актом, регламентирующим правила закупки (Положением о закупках ОАО "ПО Баррикады"").
При закупке товаров, работ, услуг на ОАО "ПО Баррикады"" возложена обязанность руководствоваться принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (часть 1 статьи 3 Закона).
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о закупках, помимо конкурса или аукциона в положении о закупке могут быть предусмотрены иные способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Согласно пункту 4.4.1 Положения о закупках, открытый запрос предложений представляет собой способ закупки, при котором осуществляется выбор поставщика (подрядчика, исполнителя), предложившего лучшие условия исполнения договора, в случаях, когда по соображениям экономии времени, усилий, либо вследствие наличия рисков юридического характера, связанных с высокой вероятностью отказа от заключения договора с победителем, проведение иного способа закупки не целесообразно, либо отсутствуют обстоятельства, требующие немедленного проведения закупки у единственного поставщика и сложность продукции или условий ее поставки не допускают проведения понижающего аукциона или запроса цен. Открытый запрос предложений является конкурентным способом закупок (раздел 4 Положения).
В соответствии с пунктами 4.6.1 - 4.6.2 Положения о закупках, общий порядок проведения конкурентных закупочных процедур определяется разделом 10 Положения. Общий порядок проведения закупочных процедур, а также детали и особенности проведения закупочной процедуры заданным способом должны быть указаны в соответствующей закупочной документации.
Для участия в закупке, заинтересованное лицо подает заявку в срок и по форме, которые установлены закупочной документацией в письменной форме или в форме электронного документа (сканированных копий всех документов) (пункт 10.6.1 Положения о закупках). Требования к форме и содержанию заявки установлены соответственно пунктами 10.6.2 и 10.6.3 Положения, пункте 3.2 Документации о закупке.
В соответствии с пунктами 10.12.2, 10.12.3 Положения о закупках, существующие требования заказчика и организатора закупок к участникам процедуры закупки должны содержаться в закупочной документации процедуры закупки. Не допускается предъявлять к участникам закупки, требования, которые не указаны в закупочной документации. Требования, предъявляемые к участникам закупки, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.
Как следует из пункта 2.1 Документации о закупке, требования к участникам открытого запроса предложений указаны в Информационной карте (раздел II документации). Последней предусмотрено, что условия товара определяются в соответствии с требованиями технического задания.
В соответствии с пунктами 10.8.1, 10.8.3 Положения о закупках, закупочная комиссия в срок, установленный закупочной документацией, рассматривает представленные заявки на предмет их соответствия требованиям закупочной документации. Результаты рассмотрения оформляются в виде протокола рассмотрения заявок, который подписывается членами закупочной комиссии в день окончания рассмотрения заявок.
В рамках процедуры рассмотрения заявок, в соответствии с пунктом 3.8.2 Документации о закупке, в частности осуществляется:
- отклонение (не допуск) участников закупки, заявки, которых, по мнению членов Закупочной комиссии, не соответствуют требованиям документации о закупке;
- допуск участников закупки к участию в запросе предложений, которые, по мнению комиссии, соответствуют требованиям извещения, документации.
Разделом 1 Технического задания установлены основные технические параметры, характеризующие предмет закупки. В частности, габаритные размеры закупаемой винтовой компрессорной установки должны составлять не более 2950х1800х1960 мм.
Вместе с тем, из заявки СП ООО "Орелкомпрессормаш" от 22.08.2014 N 1285 (раздел Техническое предложение участника, форма 3) следует, что предлагаемые указанным участником закупки габаритные размеры установки составляют 2700х2200х2355 мм.
Таким образом, закупочной комиссией сделан неверный вывод о соответствии предложения СП ООО "Орелкомпрессормаш" требованиям Технического задания, и соответствии предлагаемых габаритных размеров установки запрашиваемым.
Доводы о незначительности расхождений, содержащихся в предложении СП ООО "Орелкомпрессормаш", по отношению к требованиям технического задания и возможности совмещения предлагаемой к поставке установки с оборудованием заказчика, носят субъективный, предположительный характер и не соответствуют положениям п. 3.8.2 Документации о закупке, пп. 10.8.1, 10.8.3 Положения о закупках, по смыслу которых член закупочной комиссии при рассмотрении заявок не вправе устанавливать степень значительности несоответствия заявки (предложения) требованиям, установленным в техническом задании, а обязан отклонить такую заявку (предложение) в случае любого такого несоответствия.
В противном случае требования Документации о закупке и Положения о закупках о необходимости заполнения заявки строго в соответствии с формой заявки и характеристиками товара, определяемыми самим заказчиком в техническом задании в целях наиболее полного удовлетворения его потребностей, лишались бы правового значения, необоснованно допуская произвол как со стороны участника закупки, так и заказчика при организации закупки и исполнении договора.
При данных обстоятельствах, учитывая, что одной из целей регулирования Закона о закупок является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах с необходимыми показателями цены, качества и надёжности (часть 1 статьи 1 Закона), применительно к пункту 3.8.2 Документации о закупке закупочной комиссией принято неправомерное решение о допуске СП ООО "Орелкомпрессормаш" к участию в открытом запросе предложений.
На основании вышеизложенного, жалоба ЗАО "Челябинский компрессорный завод" на действия закупочной комиссии заказчика подлежит признанию обоснованной.
2. В соответствии с частью 20 статьи 181 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 31 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
Учитывая, что по результатам проведения процедуры открытого запроса предложений с победителем закупки заключён гражданско-правовой договор поставки, а также осуществляются действия по исполнению обязательств контрагентов по данному договору, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания в адрес ОАО "ПО Баррикады"".
Указанный договор может быть оспорен заинтересованными лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 181 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу закрытого акционерного общества "Челябинский компрессорный завод" на действия закупочной комиссии открытого акционерного общества "Производственное объединение Баррикады"", при проведении открытого запроса предложений N 31401437230 на право заключить договор на право заключить договор на поставку винтовой компрессорной установки ДЕН-200ШМ "ОПТИМ" в количестве 2-х единиц для нужд ОАО "ПО Баррикады"", обоснованной.
2. Признать закупочную комиссию открытого акционерного общества "Производственное объединение Баррикады"" в составе Косиченко Д.Ю., Ермакова А.А., Бирук И.В., Есоковой М.Е., Лысенко Е.В., нарушившими часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", пункт 3.8.2 Документации открытого запроса предложений.
3. Предписание не выдавать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 12 сентября 2014 г. N 14-01-18.1-07/492
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016