Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 20 декабря 2012 г. N 104
Резолютивная часть решения оглашена "10" декабря 2012 г.
Решение в полном объеме изготовлено "20" декабря 2012 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: Н.П. Камнева - и.о. руководителя управления,
члены Комиссии: И.В. Волохина - главный специалист-эксперт отдела рекламы,
Е.А. Скоп - специалист-эксперт отдела рекламы,
рассмотрев дело N104, возбужденное в отношении "_" по факту размещения в октябре 2012 г. на автомобиле с государственным номером "" рекламы алкогольной продукции следующего содержания: ""Три медведя". Сказка для взрослых. Сказочно свежие/Чрезмерное употребление пива вредит вашему здоровью", с признаками нарушения:
- п.6 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе): реклама алкогольной продукции не должна использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации),
в присутствии:
заявителя - физическое лицо (не явился, уведомлен надлежащим образом);
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - физическое лицо "_" установила:
В адрес Новосибирского УФАС России поступили обращения физического лица (вх. N2827э, вх. N2824э от 04.10.2012 г.) по факту размещения на автомобиле с государственным номером "_", рекламы алкогольной продукции следующего содержания: ""Три медведя". Сказка для взрослых. Сказочно свежие", с признаками нарушения законодательства о рекламе.
Новосибирским УФАС России проведена проверка фактов, изложенных в обращении, в результате чего установлено следующее.
Согласно п.1 ст.3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Рассматриваемая информация, является рекламной, т.к. привлекает внимание к товару (пиву определенной марки), изображенному на автомобиле, неопределенного круга лиц, и способствует его продаже, что в полной мере соответствует определению, указанному в Законе о рекламе.
Пунктом 6 части 1 статьи 21 Закона о рекламе установлено, что реклама алкогольной продукции не должна использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).
В соответствии с разъяснениями, указанными в Письме ФАС России N АК/29977 от 13.09.2012 г., согласно п. 8 ч.2 ст. 2 Закона о рекламе, указанный Закон не распространяется на любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару.
Необходимо учитывать, что реклама алкогольной продукции может выражаться не только в демонстрации самого товара, но и в демонстрации отдельных элементов его упаковки или средств индивидуализации данного товара, в том числе товарного знака.
При этом, запрет на использование образов людей и животных в рекламе алкогольной продукции не распространяется на демонстрацию в рекламе самого товара (банки, бутылки прочее) в том виде, в котором он представлен на рынке, в том числе с использованием на этикетке данного товара изображения людей и животных, товарных знаков, содержащих такие изображения. Также запрет не распространяется на название алкогольной продукции, наименование ее производителя, в том числе, если такое название, наименование одновременно является обозначением человека или животного.
Вместе с тем, демонстрация в рекламе алкогольной продукции товарного знака в виде изображения людей/животных или части упаковки (бутылки, банки) алкогольной продукции с использованием образа человека/животного является нарушением требований п.6 ч. 1 ст. 21 Закона о рекламе.
Согласно материалам дела, правообладателем товарного знака по свидетельству N 454363 является Беррел Холдингс Лимитед. Указанный товарный знак представляет собой графическое изображение трех медведей и текст следующего содержания: "Три медведя/Глоток природы".
На автотранспортном средстве с государственным номером "_", размещена графическая информация в виде бокала с пенным напитком, с изображением вышеуказанного товарного знака и текст: ""Три медведя" /Сказочно свежее. Сказка для взрослых/Чрезмерное употребление пива вредит вашему здоровью".
Изображение бокала с графическим и текстовым содержанием, используемое в рекламе, не является упаковкой товара (пива), в том виде, в котором он представлен в продаже. Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии нарушения п.6 ч. 1 ст. 21 Закона о рекламе.
Ответственность за нарушение требований ч.1 ст.21 Закона о рекламе несет рекламодатель (ст. 38 Закона о рекламе), т.е. изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п. 5 ст. 3 Закона о рекламе).
На запрос антимонопольного органа (исх. N 06-6952 от 05.10.2012 г.) Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения сообщило, что согласно учетных данных УГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области автомобиль с государственным регистрационным знаком "_" зарегистрирован за гражданином "_" (вх. N9161 от 31.10.2012 г.).
"_"., представил на запрос Новосибирского УФАС России ответ (вх. 9526 от 01.11.2012 г.), согласно которому автомобиль марки Зил 5301 с государственным номером "_"был приобретен им 02.06.2011 г. На указанном автомобиле уже была наклеена рассматриваемая рекламная информация.
По мнению "_" его автомобиль не является транспортом общего назначения, в силу Правил дорожного движения, а, следовательно, запреты, предусмотренные Законом о рекламе на размещаемые надписи, не распространяются на его автомобиль.
Комиссией Новосибирского УФАС России доводы "_" не приняты, поскольку запрет на размещение рекламы пива на всех видах транспорта установлен п.4 ч.2 ст. 21 Закона о рекламе, и его нарушение "_" не вменяется.
Учитывая то обстоятельство, что автомобиль является собственностью "_" следовательно, после приобретения автотранспортного средства у него имелась фактическая возможность устранить рассматриваемую рекламную информацию с кузова автомобиля, распространяемую с нарушением п. 6 ч. 1 ст. 21 Закона о рекламе.
Согласно п.4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Ненадлежащая реклама не допускается.
Таким образом, реклама, размещенная на кузове автомобиля с государственным номером "_" следующего содержания: ""Три медведя" /Сказочно свежее. Сказка для взрослых/Чрезмерное употребление пива вредит вашему здоровью", является ненадлежащей.
На заседание Комиссии Новосибирского УФАС России "_" представил фотоизображение автотранспортного средства, свидетельствующее о том, что в настоящее время на рассматриваемом автомобиле реклама с графическим изображением животных (три медведя) не распространяется.
В связи с чем, Комиссия Новосибирского УФАС России считает выдачу "_"предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе не целесообразной.
Рассмотрев материалы дела, заслушав "_" Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" N 38-ФЗ от 13 марта 2006 г. и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
1. Признать информацию, размещенную в октябре 2012 г. на автомобиле с государственным номером "_", следующего содержания: "Три медведя". Сказка для взрослых. Сказочно свежие/Чрезмерное употребление пива вредит вашему здоровью", с графическим изображением трех медведей, ненадлежащей рекламой, а
"_" нарушившим требованиям п.6 ч.1 ст. 21 Закона о рекламе, согласно которому реклама алкогольной продукции не должна использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).
2. В связи с добровольным устранением нарушения предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе "_"не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии ____________ Н.П. Камнева
Члены Комиссии ____________ И.В. Волохина
____________ Е.А. Скоп
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 20 декабря 2012 г. N 104
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016