Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 11 сентября 2014 г. N 75
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Сапунов Д.Н. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;
Члены Комиссии:
Пашкова Н.Н.- заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,
Колесникова Ж.В. - старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,
рассмотрев дело N75 возбужденное в отношении ИП <__> и ООО "НПО "Верхнерусские коммунальные системы" (ул. Батайская, 35, с. Верхнерусское, 356236) по признакам нарушения пункта 4,10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N135 -ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение ООО "Энергоснаб" на действия ИП <__> и ООО "НПО "Верхнерусские коммунальные системы" по предъявлению оплаты за содержание электрических сетей, принадлежащие ИП <__> и ООО "НПО "Верхнерусские коммунальные системы" и прекращению поставки электрической энергии 21.03.2014 года.
Ставропольским УФАС России проведено антимонопольное расследование, по результатам, которого в действиях ИП <__> и ООО "НПО "Верхнерусские коммунальные системы" были установлены признаки нарушения пункты 4,10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь вышеизложенным Ставропольским УФАС России было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.
При рассмотрении дела представитель ООО "Энергоснаб" пояснил, что ООО "НПО Верхнерусские коммунальные системы" и ИП <__> несмотря на выданные предписания РТК Ставропольского края об устранении выявленных правонарушений, а также наложенные административные взыскания, продолжают свои неправомерные действия в части взимания оплаты с нашей организации. Более того, 26 марта 2014 г. в 17.30 ч. без предупреждения произошло полное прекращение подачи электрической энергии на ВЛ-10 запитанной от фидера N105 трансформаторной подстанции ТП-10 расположенной по адресу: РФ, Ставропольский край, с. Верхнерусское, ул. Батайская 35. На данной линии находится 17 организаций - потребителей электрической энергии, в том числе ООО "Энергоснаб". На данный момент подача электрической энергии не возобновлена, что влечет за собой простой всех организаций, присоединенных к указанной линии. При этом мер по возобновлению подачи электрической энергии со стороны гарантирующего поставщика ОАО "Ставропольэнергосбыт" и собственников линии не предпринимается, к тому же <__> уклоняется от всякого общения и игнорирует переписку. Своими действиями (бездействиями) ИП <__> ООО "НПО Верхнерусские коммунальные системы" нарушают наше законное право по бесперебойной передачи электрической энергии.
На основании вышеизложенного просит принять меры по прекращению неправомерных действий ИП <__> и ООО "НПО Верхнерусские коммунальные системы" в части навязывания услуг и взимания оплаты за них, а также по возобновлению подачи электрической энергии.
При рассмотрении дела представитель ООО "Научно-производственное объединение "Верхнерусские коммунальные системы" пояснил следующее.
ООО "Научно-производственное объединение "Верхнерусские коммунальные системы" принадлежит на праве собственности нежилое здание- подстанция ЦРП 16,4 м х 6,4 м, расположенное по адресу Шпаковский район, с. Верхнерусское, ул. Батайская, 35. Помещение ЦРП находится на земельном участке, принадлежащем на праве собственности Обществу. Внутри этого помещения располагается различное оборудование, в том числе высоковольтное, которым Общество фактически не владеет, на балансе Общества электрооборудование не состоит. Указанное противоречие, заключающееся в том, что Общество владеет самим помещением ЦРП, но не владеет находящимся внутри него электрооборудованием, объясняется неурегулированностью прав собственности, в том числе и тем обстоятельством, что ранее, до приватизации производственных объектов и земельных участков, находящихся по адресу ул. Батайская, 35 и прилегающих объектов, помещение ЦРП входило в один единый, целостный производственный комплекс, но впоследствии у указанных объектов появились различные собственники, и помещение ЦРП перешло в собственность Общества. При этом никто не обязывал Общество принять на баланс, обслуживать, содержать электрооборудование, и тем более оказывать какие-либо услуги по передаче электроэнергии сторонним потребителям. Общество для своих производственных нужд получает электроэнергию посредством, в том числе и электрооборудования, находящегося внутри помещения ЦРП.
20 сентября 2013 г. между Обществом и ИП <__> был заключен договор аренды N6, согласно которому ИП <__> арендовал у Общества часть указанного нежилого помещения ЦРП для своих нужд и часть электрооборудования, которое находится внутри помещения. По условиям договора арендатор был обязан ежемесячно выплачивать обществу арендную плату в размере 40 000 рублей, и в случае выявления неисправностей обязывался производить ремонт такого оборудования. Необходимость в заключении указанного договора была обусловлена тем, что электрооборудованием, расположенным внутри помещения ЦРП, фактически пользуется ИП <__> который посредством этого оборудования осуществляет постановки электроэнергии потребителям, с которыми имеет договорные отношения, однако для предотвращения аварии, замыкания и других возможных последствий, необходимо содержать в исправном и безопасном состоянии само помещение ЦРП, необходимо так же обслуживание электрооборудования соответствующими специалистами, которыми ИП <__> не располагает. С этой целью и был подписан договор аренды N6.
Общество, хотя и является собственником самого помещения ЦРП, но не является собственником размещенного внутри коробки ЦРП электрооборудования и никогда, никому не оказывало услуги по передаче электроэнергии.
Фактическим собственником ячейки фидера 105, которая находится внутри помещения ЦРП, является ИП <__> который приобрел это оборудование по договору купли-продажи недвижимого имущества у <__> от 03.06.2011 г. Кому принадлежит остальное электрооборудование Обществу не известно, оно фактически бесхозно, организация, которая является гарантирующим поставщиком электроэнергии - ОАО "Ставропольэнергосбыт", отказывается принять электрооборудование на свой баланс, так как оно находится в плохом техническом состоянии и давно выработало свой ресурс.
Кроме того, совершенно необоснованно само утверждение, изложенное в определении УФАС, что Общество "нарушило порядок ценообразования при оказании услуг по передаче электроэнергии конечным потребителям". Общество не имеет отношения ни к ценообразованию, ни к конечным потребителям, ни выставляло кому-либо счета за подобные услуги, не занимается перепродажей электроэнергии, электроэнергию приобретает только для своих производственных целей. Эти утверждения поэтому необоснованны и не соответствуют фактическим обстоятельствам. Все вышеуказанные действия производились не Обществом, а ИП <__> Общество в этом случае не может нести какую-либо ответственность за действия другого лица.
Со стороны Общества ИП <__> было предложено, как лицу, обеспечивающему электроэнергией потребителей, осуществлять подачу электроэнергии путем обустройства отдельных от ЦРП технических конструкций, и через них осуществлять поставки электроэнергии, минуя помещение ЦРП. При этом ему так же предложено решить вопрос о его имуществе, которое находится внутри помещения ЦРП.
По факту отключения подачи электроэнергии конечным потребителям, то эти потребители имеют договорные отношения с ИП <__> а причина отключения заключается в том, что срабатывает система аварийной защиты, так как электрооборудование внутри ЦРП находится в аварийном состоянии, оно давно выработало свой ресурс, нуждается в замене, фактически угрожает жизни и здоровью людей в случае возникновения нештатной ситуации. Общество, являясь коммерческой организацией, не может взять на себя содержание и поддержание в рабочем состоянии электрооборудования, которым фактически пользуются другие хозяйствующие субъекты, Общество не извлекает прибыль от использования этого электрооборудования другими лицами.
Все вопросы по поводу ценообразования, договора аренды N6 с ИП <__> уже были предметом административного дела, возбужденного региональной тарифной комиссией Ставропольского края. По этому делу были уже приняты соответствующие постановления и предписания, которые в настоящее время обжалуются Обществом в арбитражном суде Ставропольского края.
При рассмотрении дела представитель ОАО "Ставропольэнергосбыт" пояснил следующее.
Между ОАО "Ставропольэнергосбыт" и ИП <__> заключен договор энергоснабжения электрической энергии N516138 от 10.07.2013 г.
Электросетевое оборудование ИП <__> присоединено к сетям сетевой организации ОАО "МРСК Северного Кавказа" - "Ставропольэнерго" через ООО "НПО "Верхнерусские коммунальные системы" состоящее в договорных отношениях по энергоснабжению с ОАО "Ставропольэнергосбыт" (договор N514755 от 07.05.2013 г.).
В свою очередь к сетям сетевой организации через электрические установки ИП <__> опосредовано присоединено пятнадцать потребителей ОАО "Ставропольэнергосбыт": ООО "Арсис", ИП <__> ф.л. <__> ЗАО АТП "Верхнерусское", ООО "Виста", ООО "Металлострой", ф.л. <__> ф.л. <__> ф.л. <__> ИП <__> ООО Торговый дом МЗ Ставрополь, ООО "Экомет", ООО "Энергоснаб", В/ч 5559, Управление ФСБ РФ по СК.
Статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 г. N35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлено, что услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
ОАО "Ставропольэнергосбыт" в соответствии с требованиями ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 N36-ФЗ года не может иметь на праве собственности или на ином законном основании электрических сетей или иного электрооборудования, задействованного в процессе передачи электрической энергии.
В соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N861 (далее - Правила N861) между энергосбытовыми организациями (гарантирующими поставщиками) в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии и сетевой организацией заключаются договоры о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
Именно, с учетом указанных положений, ОАО "Ставропольэнергосбыт" урегулировало отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договора с организацией, имеющей статус сетевой организации, - филиалом ОАО "МРСК Северного Кавказа" - "Ставропольэнерго".
В соответствии с абз. 3 п. 30 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ N442 от 04.05.2012 г. если энергопринимающее устройство потребителя технологически присоединено к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации опосредованно через энергопринимающие устройства, объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче, то гарантирующий поставщик и сетевая организация несут ответственность перед потребителем за надежность снабжения его электрической энергией и ее качество в пределах границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации.
В адрес Ставропольского межрайонного отделения ОАО "Ставропольэнергосбыт", по вопросу прекращения подачи электрической энергии, поступили обращения от потребителей, подача электрической энергии которым осуществляется через сетевое хозяйство ООО "НПО "Верхнерусские коммунальные системы" и ИП <__> не оказывающих услуги по передаче электрической энергии.
На основании обращений потребителей Общество направило запросы N015-15/248 от 02.04.2014 г. в Западные электрические сети филиала ОАО "МРСК Северного Кавказа" - "Ставропольэнерго", а также в адрес ООО "НПО "Верхнерусские коммунальные системы" N015-5/253 от 03.04.2013 г., ИП <__> N015-5/254 от 03.04.2014 г. с просьбой сообщить о причинах прекращения подачи электроэнергии и принятии мер для восстановления подачи электроэнергии.
Согласно ответу ЗЭС филиала ОАО "МРСК Северного Кавказа" "Ставропольэнерго" N605-01 от 04.04.2014 г. 26.03.2014 г. около 17 час. 00 мин. произошло короткое замыкание на Ф-105 ИП <__> отключился МВ-10 кВ в ЦРП ООО "НПО "Верхнерусские коммунальные системы", собственник ЦРП отказывается производить повторное включение МВ-10 Ф105 кВ в ЦРП без предъявления ИП <__> результатов высоковольтных испытаний оборудования после ремонта Ф-105.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 543 ГК РФ обязанность по содержанию и эксплуатации электросетей возлагается на абонента (т.е. на лицо, обладающее на законном основании энергопринимающими устройствами, присоединенными к сетям энергоснабжающей организации).
В соответствии с п. 1.2.2 "Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей", утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 13.01.2003 N6, потребитель обязан обеспечить содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями Правил.
Таким образом, для бесперебойного и надежного энергоснабжения собственники электросетевого хозяйства обязаны содержать принадлежащее имущество в надлежащем техническом состоянии.
ОАО "Ставропольэнергосбыт" в свою очередь предприняло все необходимые меры, направленные на надежное снабжение электрической энергией потребителей запитанных через электрические сети ООО "НПО "Верхнерусские коммунальные системы" и ИП <__> а именно - урегулировало отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договора с сетевой организацией.
10.04.2014 г. ОАО "Ставропольэнергосбыт" направило обращение исх. N015-10/236 в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору по вопросу аварийной ситуации и ненадлежащего технического состояния электросетевого хозяйства, принадлежащего ИП <__> Однако согласно ответу Кавказского управления Ростехнадзора от 22.04.2014 г. проведение плановых и внеплановых проверок отменено.
Филиалом ОАО "МРСК Северного Кавказа" - "Ставропольэнерго" СЭС 10.04.2014 г. было проведено испытание кабельной линии ЦПР "Верхнерусское" Ф-105, согласно которого, результат испытания положительный, в связи с чем, ОАО "Ставропольэнергосбыт" уведомило ООО "НПО "Верхнерусские коммунальные системы" и ЗЭС ОАО "МРСК Северного Кавказа" - "Ставропольэнерго" о необходимости возобновления подачи электрической энергии.
ОАО "Ставропольэнергосбыт" также было направлено обращение исх. 01-3/1170 от 30.04.2014 г. в адрес филиала ОАО "МРСК Северного Кавказа" "Ставропольэнерго" об обеспечении исполнения договора оказания услуг по передаче электрической энергии NСЭ04454 от 01.12.2011 г. и восстановлении энергоснабжения потребителям ОАО "Ставропольэнергосбыт".
Кроме того, ОАО "Ставропольэнергосбыт" 03.07.2014 г. исх. 01-3/1801 обратилось в адрес Министерства энергетики, промышленности и связи Ставропольского края с просьбой организовать совещание по вопросу разрешения сложившейся ситуации. Согласно ответу на указанное обращение исх. 01-2643 от 08.07.2014 г. выполнена процедура технологического присоединения и включены 4 потребителя, процедура технологического присоединения в стадии выполнения по 8-ми потребителям и 4 потребителя с заявкой не обращались, в связи с чем, проведение совещания нецелесообразно.
Однако, по состоянию на 08.07.2014 г. энергоснабжение потребителей ОАО "Ставропольэнергосбыт", опосредованно присоединенных к электрическим сетям сетевой организации через электросетевое оборудование ООО "НПО "Верхнерусские коммунальные системы" и ИП <__> полностью не восстановлено.
В соответствии с п. 6 Правил N861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, ' не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
ОАО "Ставропольэнергосбыт" информацией о взимании с потребителей оплаты за содержание электрических сетей ИП <__> и ООО "НПО "Верхнерусские коммунальные системы" не располагает.
С учетом вышеизложенного, действия ООО "НПО "Верхнерусские коммунальные системы" и ИП <__> по прекращению подачи электроэнергии потребителям ОАО "Ставропольэнергосбыт", а также бездействие указанных лиц по ее возобновлению, нарушают законные права и интересы потребителей электроэнергии.
При рассмотрении дела представитель ОАО "МРСК Северного Кавказа" в лице филиала ОАО "МРСК Северного Кавказа" -"Ставропольэнерго" пояснил следующее.
ВЛ-10 кВ Ф-105, в котором произошло короткое замыкание, и в результате чего было нарушено энергоснабжение потребителей ОАО "Ставропольэнергосбыт", подключенных опосредованно через вышеназванный фидер, является собственностью ИП <__>
Собственником Центрального распределительного пункта (далее - ЦРП), к которому подключен ИП <__> является ООО "НПО Верхнерусские коммунальные системы".
ОАО "МРСК Северного Кавказа" в лице филиала ОАО "МРСК Северного Кавказа" - "Ставропольэнерго" Западные электрические сети" (далее - Филиал) является собственником ВЛ-10 кВ Ф-135 ПС "Промкомплекс" Ф-211 ПС "Радиозавод" технологически присоединенных к ЦРП ООО "НПО Верхнерусские коммунальные системы".
В соответствии с абз. 3 п. 30 Постановления Правительства от 04.05.2012 N442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Постановление N442), в случае если энергопринимающее устройство потребителя технологически присоединено к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации опосредованно через энергопринимающие устройства, объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче, то гарантирующий поставщик и сетевая организация несут ответственность перед потребителем за надежность снабжения его электрической энергией и ее качество в пределах границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации.
Таким образом, ОАО "МРСК Северного Кавказа" несет балансовую и эксплуатационную ответственность за надежность электроснабжения и качество электроэнергии до ЦРП-10 кВ, принадлежащего ООО "НПО Верхнерусские коммунальные системы".
Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя финансовых расходов по поддержанию принадлежащего ему имущества в надлежащем состоянии. Однако, до настоящего времени электроснабжение по ВЛ-10 кВ Ф-105, принадлежащего ИП <__> не восстановлено.
В связи с многочисленными жалобами на неисправность ВЛ-10 кВ Ф-105 Филиал инициировал прием заявок на технологическое присоединение в связи с изменением точки присоединения. Часть потребителей уже выполнили процедуру технологического присоединения и были переподключены к ВЛ-10 кВ Ф-135, принадлежащий ОАО "МРСК Северного Кавказа".
ИП <__> на рассмотрения дела не прибыл, в материалах дела имеется уведомление о вручении 3550037703884, согласно которого индивидуальный предприниматель был извещен о времени и месте рассмотрения дела, что позволяет рассмотреть дело в его отсутствие.
Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения сторон, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:
ИП <__> и ООО "Научно-производственное объединение "Верхнерусские коммунальные системы" являются организациями, представляющими услуги по передаче электрической энергии.
Услуги по передаче электрической энергии не могут быть заменены в потреблении никакими иными услугами (товарами, работами). В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 17.08.1995 года N147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии является сферой деятельности естественных монополий.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
ИП <__> и ООО "Научно-производственное объединение "Верхнерусские коммунальные системы" является субъектом естественной монополии на рынке услуг по передаче электрической энергии через собственные электрические сети и занимают доминирующее положение.
Электросетевое оборудование ИП <__> присоединено к сетям сетевой организации ОАО "МРСК Северного Кавказа" - "Ставропольэнерго" через ООО "НПО "Верхнерусские коммунальные системы" состоящее в договорных отношениях по энергоснабжению с ОАО "Ставропольэнергосбыт" (договор N514755 от 07.05.2013 г.), что подтверждается актом разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности сторон.
В соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, приложение N2 к договору N514755 от 07.05.2013 года определено, что на балансе покупателя - ООО "НПО Верхнерусские коммунальные системы" принадлежит КЛ 10 кВ от опоры 28/4 в сторону ЦРП-10 кВ, ЦРП-10кВ, Ф-108, внутренние сети, приборы учета.
В соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, приложение N2 к договору N516138 от 10.07.2013 года определено, что на балансе покупателя ИП <__> принадлежит яч. 13 КЛ и ВЛ 10 кВ отходящего фидера -105 ЦРП 10 КВ ООО "НПО Верхнерусские коммунальные системы".
В свою очередь к сетям сетевой организации через электрические установки ИП <__> опосредовано присоединено пятнадцать потребителей ОАО "Ставропольэнергосбыт": ООО "Арсис", ИП <__> ф.л. <__> ЗАО АТП "Верхнерусское", ООО "Виста", ООО "Металлострой", ф.л. <__> ф.л. <__> ф.л. <__> ИП <__> ООО Торговый дом МЗ Ставрополь, ООО "Экомет", ООО "Энергоснаб", В/ч 5559, Управление ФСБ РФ по СК.
Исходя из переписки имеющейся в деле 26 марта 2014 года было прекращено электроснабжение Ячейки N13 КСО-266 исходящий фидер N105. В результате, чего было прекращено электроснабжение ИП <__> и его субабонентов: ООО "Арсис", ИП <__> ф.л. <__> ЗАО АТП "Верхнерусское", ООО "Виста", ООО "Металлострой", ф.л. <__> ф.л. <__> ф.л. <__> ИП <__> ООО Торговый дом МЗ Ставрополь, ООО "Экомет", ООО "Энергоснаб", В/ч 5559, Управление ФСБ РФ по СК.
Между ИП <__> и ООО "НПО "Верхнерусские коммунальные системы" заключен договор аренды N6 от 20.09.2013 года. Согласно предмета договора, ИП <__> передано в аренду высоковольтное оборудование, согласно акта приема-передачи имущества, находящегося по адресу: Шпаковский район, с. Верхнерусское, ул. Батайская, 35. ИП <__> было передано следующее имущество:
Кабельные линии 10 кВ сечением 120 мм2 вводных фидеров: Ф-211 и Ф-135 в количестве 4 шт. по 60 метров.
Вводные ячейки КСО -272 яч. N5 и яч. N8 фидер: Ф-211 и Ф-135 в количестве 1 шт.
Шинный мост 20 м.
Ячейка N13 КСО-266 исходящий фидер N105 - 1 шт.
Строительные конструкции коробки ЦРП - 1 шт. Земельный участок - 50 м2.
Так же согласно письма ОАО "МРСК Северного Кавказа" в лице филиала ОАО "МРСК Северного Кавказа" - "Ставропольэнерго" ВЛ-10 кВ Ф-105 и ячейка Ф105 ЦРП -10 кВ числятся на балансе ИП <__>
ЦРП-10 числится на балансе ООО "НПО "Верхнерусские коммунальные системы". Энергоснабжение обозначенной ЦРП осуществляется по ВЛ-10 кВ Ф-135 ПС "Промкомплекс" и Ф-211 ПС "Радиозавод".
Согласно статье 26 Федерального закона от 26.03.2003 N135-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающие устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N861 определено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
В тоже время в материалы дела не были представлены доказательства наличия аварии или короткого замыкания на оборудовании.
В материалах дела имеются запросы ОАО "Ставропольэнергосбыт" N015-15/248 от 02.04.2014 г. в Западные электрические сети филиала ОАО "МРСК Северного Кавказа" - "Ставропольэнерго", а также в адрес ООО "НПО "Верхнерусские коммунальные системы" N015-5/253 от 03.04.2013 г., ИП <__> N015-5/254 от 03.04.2014 г. с просьбой сообщить о причинах прекращения подачи электроэнергии и принятии мер для восстановления подачи электроэнергии.
Согласно ответу ЗЭС филиала ОАО "МРСК Северного Кавказа" "Ставропольэнерго" N605-01 от 04.04.2014 г. 26.03.2014 г. около 17 час. 00 мин. произошло короткое замыкание на Ф-105 ИП <__> отключился МВ-10 кВ в ЦРП ООО "НПО "Верхнерусские коммунальные системы", собственник ЦРП отказывается производить повторное включение МВ-10 Ф105 кВ в ЦРП без предъявления ИП <__> результатов высоковольтных испытаний оборудования после ремонта Ф-105.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 543 ГК РФ обязанность по содержанию и эксплуатации электросетей возлагается на абонента (т.е. на лицо, обладающее на законном основании энергопринимающими устройствами, присоединенными к сетям энергоснабжающей организации).
В соответствии с п. 1.2.2 "Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей", утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 13.01.2003 N6, потребитель обязан обеспечить содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями Правил.
Таким образом, для бесперебойного и надежного энергоснабжения собственники электросетевого хозяйства обязаны содержать принадлежащее имущество в надлежащем техническом состоянии.
10.04.2014 г. ОАО "Ставропольэнергосбыт" направило обращение исх. N015-10/236 в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору по вопросу аварийной ситуации и ненадлежащего технического состояния электросетевого хозяйства, принадлежащего ИП <__> Согласно ответу Кавказского управления Ростехнадзора от 22.04.2014 г. проведение плановых и внеплановых проверок отменено.
Филиалом ОАО "МРСК Северного Кавказа" - "Ставропольэнерго" СЭС 10.04.2014 г. было проведено испытание кабельной линии ЦПР "Верхнерусское" Ф-105, согласно которого, результат испытания положительный, в связи с чем, ОАО "Ставропольэнергосбыт" уведомило ООО "НПО "Верхнерусские коммунальные системы" и ЗЭС ОАО "МРСК Северного Кавказа" - "Ставропольэнерго" о необходимости возобновления подачи электрической энергии.
ОАО "Ставропольэнергосбыт" было направлено обращение исх. 01-3/1170 от 30.04.2014 г. в адрес филиала ОАО "МРСК Северного Кавказа" "Ставропольэнерго" об обеспечении исполнения договора оказания услуг по передаче электрической энергии NСЭ04454 от 01.12.2011 г. и восстановлении энергоснабжения потребителям ОАО "Ставропольэнергосбыт".
По состоянию на 08.09.2014 г. энергоснабжение потребителей ОАО "Ставропольэнергосбыт", опосредованно присоединенных к электрическим сетям сетевой организации через электросетевое оборудование ООО "НПО "Верхнерусские коммунальные системы" и ИП <__> полностью не восстановлено.
Исходя из практики взаимодействия ООО "НПО "Верхнерусские коммунальные системы" и ИП <__> по факту входа на подстанцию ЦРП, определялся по следующей схеме. ИП <__> направлял ООО "НПО "Верхнерусские коммунальные системы" письмо с просьбой допустить в ЦРП, а ООО "НПО "Верхнерусские коммунальные системы" согласовывала данные мероприятия.
После предоставления протокола испытания кабельной линии ни ООО "НПО "Верхнерусские коммунальные системы" ни ИП <__> не предприняли действий по восстановлению электроснабжения.
Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Следовательно, в бездействии по факту не возобновлении подачи электрической энергии абонентам ООО "НПО "Верхнерусские коммунальные системы" и ИП <__> установлен факт нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135 - ФЗ "О защите конкуренции".
Из материалов дела усматривается, что ИП <__> производил ООО "НПО "Верхнерусские коммунальные системы" по договору аренды N6 от 20.09.2013 года оплату, что не отрицается обществом.
Предоставляя ИП <__> электросетевое оборудование для перетока электрической энергии, ООО "НПО "Верхнерусские коммунальные системы" фактически оказывал услуги по транспортировке электроэнергии, принимало оплату без утвержденного тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
В свою очередь ИП <__> принимал оплату за аренду линии Ф-105 от ООО "Энергоснаб", а так же направлял в адрес ООО "Авал" (ул. Шпаковская, 74/6, г. Ставрополь), ЗАО АТП "Верхнерусское" (ул. Батайская, 33, с. В. Русское, 356236), ЗАО "Металлопторг", ООО "Авал", ООО фирма "Папирус", ООО "Престиж", ИП <__> <__> ИП <__> ОАО "Ставропольтрубостроб", в/ч 5559, ООО МХП "Орион" договоров на возмещения затрат по содержанию и обслуживанию ВЛ-10 кВ фидер N105 и высоковольтной ячейки на ЦРП.
Между тем, ИП <__> и ООО "НПО "Верхнерусские коммунальные системы" тариф по передаче электроэнергии в установленном законом порядке для них не утверждался.
Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования;
ИП <__> и ООО "НПО "Верхнерусские коммунальные системы" допустили злоупотребление доминирующим положением, выразившееся в взимании оплаты за услуги по перетоку электрической энергии, что прямо запрещено законодательством и нарушает права и законные интересы последнего, тем самым нарушило требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135 - ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135 - ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать ООО "НПО "Верхнерусские коммунальные системы" нарушавшим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135 - ФЗ "О защите конкуренции", выразившемся в необоснованном уклонении от возобновления подачи электрической энергии.
1.2. Выдать ООО "НПО "Верхнерусские коммунальные системы" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в связи, с чем в 30 дневный срок прекратить нарушение антимонопольного законодательства, а именно не чинить препятствие ИП <__> по доступу в ЦРП.
2. Признать ИП <__> нарушавшим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135 - ФЗ "О защите конкуренции", выразившемся в необоснованном уклонении от возобновления подачи электрической энергии.
2.2. Выдать ИП <__> предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в связи, с чем в 30 дневный срок прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем восстановления подачи электрической энергии на объекты субабонентов.
3. Признать ООО "НПО "Верхнерусские коммунальные системы" нарушавшими пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135 - ФЗ "О защите конкуренции", выразившемся во взимании оплаты за услуги по перетоку электрической энергии.
3.1. Выдать ООО "НПО "Верхнерусские коммунальные системы" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в связи, с чем в 30 дневный срок прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем прекращения взимания оплаты за услуги по передачи электрической энергии.
4. Признать ИП <__> нарушавшим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135 - ФЗ "О защите конкуренции", выразившемся взимании оплаты за услуги по перетоку электрической энергии.
4.1. Выдать ИП <__> предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в связи, с чем в 30 дневный срок прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем прекращения взимания оплаты за услуги по передачи электрической энергии.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание:
За невыполнения в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 11 сентября 2014 г. N 75
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016