Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области
от 2 марта 2015 г. N 02/09-15-2015
Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области, государственный советник РФ 2 класса, рассмотрев материалы дела N02/09-15-2015, возбужденного постановлением заместителя Курчатовского межрайонного прокурора Курской области от 12.02.2015 г., о нарушении главой муниципального образования "Колпаковский сельский совет" Курчатовского района Курской области И. ( г.р., зарегистрирован по адресу:, паспорт, место рождения ), ч.1 ст.14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в присутствие главы МО "Колпаковский сельский совет" Курчатовского района Курской области И., в отсутствие прокурора Курчатовской межрайонной прокуратуры Курской области, уведомленного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, установил:
01.09.2014 года между Администрацией МО "Колпаковский сельский совет" Курчатовского района Курской области и АНО "Водоснабжение Колпаковского сельсовета" заключен без проведения торгов договор аренды муниципального имущества (объектов водоснабжения МО "Колпаковский сельский совет" Курчатовского района Курской области).
В соответствии с п.3 ч.1 ст.14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N131-ФЗ от 06.10.2003 г. владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом поселения относится к вопросам местного значения поселения. В соответствии со ст.51 указанного Федерального закона органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, отчуждать, совершать иные сделки с данным имуществом в соответствии с федеральными законами.
Статьей 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением случаев, указанных в законе.
Данной нормой закона, в частности, допускается заключение договоров о передаче прав на государственное и муниципальное имущество государственным органам, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам, государственным и муниципальным учреждениям, некоммерческим организациям, адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам.
АНО "Водоснабжение Колпаковского сельсовета" является автономной некоммерческой организацией. Согласно Уставу АНО "Водоснабжение Колпаковского сельсовета" деятельность организации направлена на обеспечение населения Колпаковского сельского совета питьевой водой и удалением и обработкой сточных вод. При этом, за оказание данных услуг организация осуществляет сбор денежных средств с населения МО "Колпаковский сельский совет". Таким образом, АНО "Водоснабжение Колпаковского сельсовета" осуществляет предпринимательскую деятельность, направленную на извлечение прибыли, вследствие чего к вышеуказанной категории субъектов не относится.
Предоставление муниципального имущества (объектов водоснабжения МО "Колпаковский сельский совет" Курчатовского района Курской области), находящегося в муниципальной собственности МО "Колпаковский сельский совет" Курчатовского района Курской области в аренду АНО "Водоснабжение Колпаковского сельсовета" является предоставлением преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности данному хозяйствующему субъекту и противоречит требованиям ст.17.1 ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с п.20 ст.4 ФЗ "О защите конкуренции" предоставление органами местного самоуправления преимуществ, которые обеспечивают отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, в т.ч. путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, является (предоставлением муниципальных преференций. Предоставление муниципальных преференций хозяйствующим субъектам возможно исключительно в целях и в порядке, предусмотренных ст.19, ст.20 ФЗ "О защите конкуренции".
Частью 1 ст.19 ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов органа местного самоуправления в целях социального обеспечения населения (в том числе услугами ЖКХ по регулируемым тарифам). При этом, обязательным условием правомерности предоставления муниципальных преференций, согласно ч.3 ст.19 ФЗ "О защите конкуренции", является получение предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа. Для получения такого согласования орган местного самоуправления, имеющий намерение предоставить муниципальные преференции отдельным хозяйствующим субъектам, должен представить в антимонопольный орган заявление (ходатайство) о даче согласия на предоставление таких преференций с приложением документов, определенных в ст.20 ФЗ "О защите конкуренции".
Материалами дела установлено, что на дату заключения договора аренды объектов водоснабжения от 01.09.2014 г. согласие антимонопольного органа на предоставление данной преференции Администрацией МО "Колпаковский сельский совет" Курчатовского района Курской области получено не было. Следовательно, правовые основания для заключения спорного договора аренды без торгов по состоянию на дату его заключения 01.09.2014 г. отсутствовали.
Администрацией МО "Колпаковский сельский совет" Курчатовского района Курской области нарушен порядок предоставления муниципальной преференции, установленный ст.ст.19-20 ФЗ "О защите конкуренции".
Материалами дела и устными пояснениями главы администрации МО "Колпаковский сельский совет" Курчатовского района Курской области Новикова И.Н. установлено, что торги на право заключения договора аренды вышеуказанных объектов водоснабжения МО "Колпаковский сельский совет" Курчатовского района Курской области, находящихся в муниципальной собственности, Администрацией МО "Колпаковский сельский совет" Курчатовского района Курской области не проводились.
Передача муниципального имущества в аренду хозяйствующему субъекту без проведения публичных процедур (конкурса, аукциона) является предоставлением преимущества такому хозяйствующему субъекту, которое обеспечивает ему более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, и может иметь своим результатом ограничение конкуренции.
Таким образом, Администрацией МО "Колпаковский сельский совет" Курчатовского района Курской области в лице главы муниципального образования Новикова И.Н., уполномоченного распоряжаться имуществом муниципального образования, нарушен установленный антимонопольным законодательством (ст.17.1, ст.ст.19-20 ФЗ "О защите конкуренции") порядок передачи в аренду муниципального имущества, что могло привести к ограничению конкуренции за право пользования недвижимым имуществом (объекты водоснабжения), находящимся в собственности МО "Колпаковский сельский совет" Курчатовского района Курской области.
В соответствии со ст.37 ФЗ "О защите конкуренции" за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, в том числе административную.
Частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за совершение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления действий (бездействия), которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Объективную сторону административного правонарушения образуют действия главы МО "Колпаковский сельский совет" Курчатовского района Курской области Новикова И.Н., выразившиеся в заключении договора аренды от 01.09.2014 г., в соответствии с которым муниципальное имущество (объекты водоснабжения МО "Колпаковский сельский совет" Курчатовского района Курской области) передано в аренду хозяйствующему субъекту АНО "Водоснабжение Колпаковского сельсовета" без проведения торгов (конкурса или аукциона) на право пользования данным имуществом и без предварительного письменного согласования предоставления муниципальной преференции получателю имущества в порядке, определенном главой 5 ФЗ "О защите конкуренции".
Объектом правонарушения является установленный антимонопольным законодательством Российской Федерации порядок распоряжения муниципальным имуществом, направленный на обеспечение конкуренции на товарных рынках и равного доступа хозяйствующих субъектов к пользованию имуществом муниципальной собственности.
В соответствии с Постановлением Администрации МО "Колпаковский сельский совет" Курчатовского района Курской области N44 от 17.09.2013 г. И. вступил в должность главы МО "Колпаковский сельский совет" Курчатовского района Курской области.
В соответствии с примечанием к ст.2.4 КоАП РФ под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Являясь главой муниципального образования "Колпаковский сельский совет" Курчатовского района Курской области, И. выполняет организационно-распорядительные функции, в том числе в отношении распоряжения муниципальным имуществом данного муниципального образования и, следовательно, является должностным лицом органа местного самоуправления, подлежащим административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.14.9 КоАП РФ.
Материалами дела установлено, что несоблюдение главой МО "Колпаковский сельский совет" Курчатовского района Курской области установленного ч.1 ст.17.1, ст.19-20 ФЗ "О защите конкуренции" порядка передачи в пользование муниципального имущества произошло вследствие недостаточного знания законодательства и непринятия им как главой муниципального образования достаточных мер для соблюдения требований антимонопольного законодательства, следовательно, в действиях главы МО "Колпаковский сельский совет" Курчатовского района курской области И. имеется вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.9 КоАП РФ, в форме неосторожности.
Обстоятельств, исключающих применение мер административной ответственности в соответствии со ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не установлено.
Смягчающими административную ответственность обстоятельствами в соответствии со ст.4.2 КоАП РФ признается совершение главой МО "Колпаковский сельский совет" Курчатовского района Курской области И.административного правонарушения в сфере антимонопольного законодательства впервые, раскаяние в совершении административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.1.5, ст.2.1, ст.2.2, ст.3.5, ст.4.2, ч.1 ст.14.9, ст.23.48, п.1 ч.1 ст.29.9, ст.29.10, ст.29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
1. Признать главу муниципального образования "Колпаковский сельский совет" Курчатовского района Курской области И.(паспорт, место рождения ) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
2. За совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, привлечь главу муниципального образования "Колпаковский сельский совет" Курчатовского района Курской области И. к административной ответственности в виде штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 суток со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.
Сумму штрафа надлежит уплатить в доход федерального бюджета по коду БК 161 1 16 02010 01 6000 140 УФК по Курской области (Курское УФАС России) ИНН 4629015760 КПП 463201001, р/с 40101810600000010001 в ОТДЕЛЕНИИ КУРСК г.Курска, БИК 043807001, ОКТМО 38701000).
Согласно ч.5 ст.32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 60 дней со срока, указанного в ч.1 ст.32.2 КоАП РФ, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.
В соответствии со ст.30.1, ст.30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу или в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии со ст.31.5 КоАП РФ исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа может быть отсрочено (ч.1) либо рассрочено (ч.2) должностным лицом, вынесшим соответствующее постановление.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 2 марта 2015 г. N 02/09-15-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016