Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
N 02-01/11080 (опубликовано 9 января 2013 г.)
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
РЕШЕНИЕ
N 02-01/11080
г. Сыктывкар
Резолютивная часть решения оглашена "20" декабря 2012 года
В полном объеме решение изготовлено "28" декабря 2012 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <_> рассмотрев дело N А 23-09/12 по признакам нарушения ООО "Газпром межрегионгаз Ухта", адрес (место нахождения): 169330, Республика Коми, г. Ухта, ул. 30 лет Октября, д. 1-а, части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
при участии:
<_> - представителя ООО "Газпром межрегионгаз Ухта" (по доверенности от 18.10.2012 N 05-101),
в отсутствие представителя МУП "Ухтаэнерго" (Предприятие надлежащим образом извещено о дате рассмотрения дела, ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки не поступало), установила:
1. Настоящее дело возбуждено Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 26.09.2012 N 392 в отношении ООО "Газпром межрегионгаз Ухта".
Основанием для возбуждения дела послужили материалы плановой выездной проверки в отношении ООО "Газпром межрегионгаз Ухта" (далее - Общество), проведенной Коми УФАС на основании приказа N 195 от 05.05.2012.
В результате проверки установлены признаки нарушения ООО "Газпром межрегионгаз Ухта" антимонопольного законодательства в части поставки газа на условиях применения штрафных коэффициентов, предусмотренных п. 3.5. долгосрочного договора поставки газа N 23-4-08.122 от 01.08.2007, за суммарный объем газа, выбранный МУП "Ухтаэнерго" сверх суточного договорного объема.
2. В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по ст. 10 Закона о защите конкуренции необходимо наличие его доминирующего положения на соответствующем товарном рынке.
Приказом Коми УФАС России от 09.06.2011 N 143/11 ООО "Комирегионгаз" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - Реестр): наименование товара (работ, услуг), по которым ООО "Комирегионгаз" включено в Реестр, - оптовая реализации газа; ОКВЭД 51.51.3; доля ООО "Комирегионгаз" на товарном рынке: >50 %; географические границы товарного рынка: Республика Коми.
Приказом Коми УФАС России от 26.06.2012 N 258 в связи с переименованием ООО "Комирегионгаз" в ООО "Газпром межрегионгаз Ухта"[1] в Реестр внесены соответствующие изменения.
Согласно абз. 3 п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.
Обществом в материалы антимонопольного дела доказательств того, что его доля не является равной доле, указанной в Реестре, не представлено, в связи с чем, общество занимает доминирующее положение на товарном рынке оптовой реализации газа на территории Республики Коми с долей, равной указанной в Реестре.
3. Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии; договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласно статье 18 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 5 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила), поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов.
Комиссией установлено, что между ООО "Комирегионгаз" и МУП "Ухтаэнерго" заключен долгосрочный договор поставки газа N 23-4-08.122 от 01.08.2007 (далее - договор поставки газа N 23-4-08.122).
В соответствии с п. 8.1 договора поставки газа N 23-4-08.122 договор вступает в силу с 01.01.2008 и действует по 31.12.2012.
Согласно пункту 3.5 договора поставки газа N 23-4-08.122 штраф за суммарный объем газа, выбранный покупателем сверх суточного договорного объема, за все сутки месяца поставки и рассчитывается следующим образом:
- в период с 15 апреля по 15 сентября - с применением штрафного коэффициента в размере 1,9 к стоимости газа, рассчитанной в соответствии с пунктом 5.3.2 настоящего договора;
- в период с 16 сентября по 14 апреля - с применением штрафного коэффициента в размере 1,5 к стоимости газа, рассчитанной в соответствии с пунктом 5.3.2 настоящего договора.
В случае внесения изменения в п. 17 Правил поставки газа в Российской Федерации в части отмены применения коэффициентов в размере 1,1 и 1,5 за перерасход газа покупателем размер штрафного коэффициента вместо 1,9 и 1,5 устанавливается равным 3 в течение календарного года.
В соответствии с п. 5.3 договора поставки газа N 23-4-08.122 фактическая стоимость газа, выбранного по настоящему договору в месяце поставки газа, складывается из:
- стоимости газа, фактически выбранного покупателем способом, предусмотренным п. 3.2.1 настоящего договора, в пределах суточного договорного объема за все сутки месяца поставки, а также стоимости газа, выбранного способами, предусмотренными п. 3.2.2 настоящего договора, которые рассчитываются по ценам на газ в соответствии с п. 5.1 и 5.2 настоящего договора (п. 5.3.1);
- стоимости суммарных объемов газа, фактически выбранного покупателем сверх суточного договорного объема, за все сутки месяца поставки, которая рассчитывается по ценам на газ в соответствии с пунктами 5.1, 5.2 настоящего договора с учетом коэффициентов 1,1 и 1,5, установленных согласно п. 17 Правил поставки газа в Российской Федерации (п. 5.3.2).
В соответствии с пунктом 1.4 дополнительного соглашения от 01.11.2010 N 1/2011 к договору поставки газа N 23-4-08.122 пункт 5.3.2. договора изложить в следующей редакции: "стоимости суммарных объемов газа, фактически выбранного покупателем сверх максимального суточного договорного объема, за все сутки месяца поставки, которая рассчитывается по ценам на газ в соответствии с пунктами 5.1, 5.2 настоящего договора с учетом коэффициентов 1,1 и 1, 5, установленных согласно п. 17 Правил поставки газа в РФ. В случае согласования сторонами диспетчерского графика по неравномерности поставки газа в пределах установленного договорного месячного объема газа (п. 2.2. Договора), п. 17 Правил поставки газа в РФ применяется сверх 100 % установленного диспетчерским графиком суточного объема".
Согласно п. 5.5.3 договора поставки газа N 23-4-08.122 оплата штрафных санкций, рассчитанных в соответствии с п. 3.5 настоящего договора, осуществляется до 25 числа месяца следующего за месяцем поставки.
Пунктом 15 Правил поставки газа предусмотрено, что при перерасходе газа покупателем поставщик вправе проводить принудительное ограничение его поставки до установленной суточной нормы поставки газа по истечении 24 часов с момента предупреждения об этом покупателя и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 17 Правил поставки газа при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента:
с 15 апреля по 15 сентября - 1,1;
с 16 сентября по 14 апреля - 1,5.
Таким образом, из пунктов 15, 17 Правил, следует, что в случае потребления газа в большем, чем определено в договоре поставки газа, количестве стоимость сверхдоговорного объема газа и его транспортировки будет иной, нежели та, которая установлена в договоре.
Правилами штрафы за суммарный объем газа, выбранный покупателем сверх суточного договорного объема, не предусмотрены.
Вместе с тем, договором поставки газа N 23-4-08.122 наряду с коэффициентами, установленными п. 17 Правил поставки газа и пунктом 5.3.2 договора поставки газа N 23-4-08.122, предусмотрены штрафные коэффициенты, установленные п. 3.5 договора поставки газа N 23-4-08.122. Как следует из содержания договора, пункт 3.5 договора поставки газа N 23-4-08.122 применяется при тех же обстоятельствах, что и коэффициенты, повышающие стоимость газа, предусмотренные п. 17 Правил поставки газа и пунктом 5.3.2 договора поставки газа N 23-4-08.122.
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что штраф за суммарный объем газа, выбранный покупателем сверх суточного договорного объема, не предусмотрен Правилами, тем самым предусмотренное п. 3.5 договора поставки газа N 23-4-08.122 условие является заведомо невыгодным для потребителя и противоречащим Правилам поставки газа.
В ходе рассмотрения антимонопольного дела Комиссией установлено, что действие п. 3.5 договора поставки газа N 23-4-08.122 приостановлено дополнительными соглашениями на период с 01.01.2008 по 31.12.2008, с 01.01.2009 по 31.12.2009, с 01.06.2010 по 31.12.2012.
Следовательно, в период с 01.01.2010 по 31.05.2010 п. 3.5 договора поставки газа N 23-4-08.122 являлся действующим.
Комиссией установлено, что в соответствии с п. 1.1 дополнительного соглашения от 01.09.2010 N 4/2010 к договору поставки газа N 23-4-08.122 договорной объем поставки газа в 2010 году составляет 15 242 тыс. м3, в том числе за период с 01.01.2010 по 31.05.2010 - 8 660 тыс. м3.
В соответствии со статьей 26 Закона о газоснабжении организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство.
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что поставка ООО "Газпром межрегионгаз Ухта" газа в период с 01.01.2010 по 31.05.2010 на условиях применения штрафных коэффициентов, предусмотренных п. 3.5. долгосрочного договора поставки газа N 23-4-08.122 от 01.08.2007, за суммарный объем газа, выбранный покупателем сверх суточного договорного объема, могла повлечь ущемление интересов МУП "Ухтаэнерго" и противоречит требованиям части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Довод Общества о том, что установленные п. 3.5. договора поставки газа N 23-4-08.122 от 01.08.2007 штрафные коэффициенты являлись мерой ответственности за нарушение договорных обязательств и не заменяли собой коэффициенты, предусмотренные п. 17 Правил, и что включение штрафных коэффициентов было обусловлено необходимостью соблюдения договорной дисциплины по отбору газа, не может быть принят Комиссией во внимание, поскольку Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.04.2009 N 15747/08 указано, что включение в договор условия о применении штрафных коэффициентов за потребление сверхдоговорного объема газа является нарушением антимонопольного законодательства в виде навязывания невыгодных для контрагента условий договора.
Комиссией в ходе рассмотрения антимонопольного дела установлено, что причинение ущерба МУП "Ухтаэнерго" или извлечение ООО "Газпром межрегионгаз Ухта" незаконно полученного дохода вследствие рассматриваемых действий не имело места.
В связи с тем, что ООО "Газпром межрегионгаз Ухта" до вынесения решения по настоящему делу добровольно устранило вышеуказанное нарушение ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции Комиссия считает возможным не выдавать ООО "Газпром межрегионгаз Ухта" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Из материалов антимонопольного дела не усматривается обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения ООО "Газпром межрегионгаз Ухта" требований антимонопольного законодательства, так и свидетельствующих о принятии ООО "Газпром межрегионгаз Ухта" всех зависящих от него мер по соблюдению требований антимонопольного законодательства.
Комиссией установлено, что рассматриваемое нарушение стало возможным по причине отсутствия должного контроля за соблюдением Закона о защите конкуренции со стороны руководства ООО "Газпром межрегионгаз Ухта".
Согласно представленным ООО "Газпром межрегионгаз Ухта" данным, должностным лицом, который нес контроль за исполнением договоров, заключенных Обществом в области обеспечения реализации газа и снабжения покупателей газа, является заместитель генерального директора по реализации газа. В период с 01.01.2010 по 31.05.2010 должность заместителя генерального директора по реализации газа занимал <_>
Вместе с тем, в ходе рассмотрения антимонопольного дела представитель ООО "Газпром межрегионгаз Ухта" пояснил, что решение по исключению (не исключению) условия договора, предусматривающего штрафные коэффициенты за перерасход газа, принимал генеральный директор ООО "Комирегионгаз" <_>
Таким образом, вина ООО "Газпром межрегионгаз Ухта" в нарушении ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции является установленной, вина должностного лица подлежит установлению в рамках административного производства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1-3 ст. 41, п. 1 ч. 1 ст. 48, ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать ООО "Газпром межрегионгаз Ухта" нарушившим ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции посредством поставки газа в период с 01.01.2010 по 31.05.2010 на условиях невыгодных потребителю, а именно: на условиях применения штрафных коэффициентов, предусмотренных п. 3.5. долгосрочного договора поставки газа N 23-4-08.122 от 01.08.2007, за суммарный объем газа, выбранный покупателем сверх суточного договорного объема, что противоречит Правилам поставки газа в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162, и что могло привести к ущемлению интересов МУП "Ухтаэнерго".
2. Прекратить рассмотрение дела N А 23-09/12 в связи с добровольным устранением ООО "Газпром межрегионгаз Ухта" нарушения антимонопольного законодательства.
3. В связи с тем, что на дату принятия Комиссией решения ООО "Газпром межрегионгаз Ухта" добровольно устранило нарушение антимонопольного законодательства, предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства ООО "Газпром межрегионгаз Ухта" не выдавать.
4. Передать материалы дела N А 23-09/12 уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ООО "Газпром межрегионгаз Ухта", виновного должностного лица ООО "Газпром межрегионгаз Ухта" дел об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
[1] Решением внеочередного общего собрания участников Общества от 23.09.2011 N 3 Общество переименовано в Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ухта".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми N 02-01/11080 (опубликовано 9 января 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016