Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия
от 25 февраля 2015 г. N РНП-03-12
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:
<_>
при участии представителей ООО "ГИП" (далее -Участник закупки, Общество) - <_> (доверенность от 24.02.2015 N2), <_> (доверенность от 24.02.2015 N 3),
со стороны Комитета городского хозяйства г. Улан-Удэ (далее - Заказчик, Комитет) - <_> (доверенность от 27.01.2015 N 06-0102),
рассмотрев обращение Комитета городского хозяйства г. Улан-Удэ (вх. от 11.02.2015 N 726) о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "ГИП" в связи с уклонением от заключения контракта на выполнение работ по разработке проектно - сметной документации по объекту "Капитальный ремонт защитной дамбы городских очистных сооружений в микрорайоне "Стеклозавод" г. Улан-Удэ" (номер извещения 0302300048714001271), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом б части 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе), установила:
1) Дата размещения на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru извещения о проведении Аукциона - 17.12.2014.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 2823600 рублей.
3) На участие в Аукционе подано 2 (две) заявки от участников закупки.
4) По результатам подведения итогов Аукциона победителем признано ООО "ГИП" (протокол подведения итогов электронного аукциона 0302300048714001271 от 29.12.2014).
Из обращения Комитета городского хозяйства г. Улан-Удэ следует, что ООО "ГИП" в соответствии с частью 13 статьи 70 Закона о закупках признан уклонившимся от заключения муниципального контракта, о чем составлен протокол совещания Комитета городского хозяйства от 26.01.2015.
В соответствии с частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе Комитетом направлен проект муниципального контракта следующему участнику закупки. 10.02.2015 получен письменный отказ от заключения контракта.
На заседании Комиссии Бурятского УФАС России представитель ООО "ГИП" пояснил, что 12.01.2015 Комитет направил Обществу на подписание проект контракта. 12.01.2015 Общество обратилось в банк с заявлением о предоставлении банковской гарантии. 15.01.2015 Общество, руководствуясь частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе направило Заказчику протокол разногласий с замечаниями по тексту проекта контракта. 19.01.2015 Заказчик разместил в единой информационной системе проект контракта с учетом замечаний Общества. 19.01.2015 ООО "ГИП" направило на рассмотрение Заказчику полученный от банка Гаранта проект банковской гарантии для согласования. 22.01.2015 Заказчик направил Обществу измененный проект банковской гарантии. Согласование проекта банковской гарантии завершилось 23.01.2015. Участник не по своей вине не имел возможности исполнить требования Закона о закупках. 26.01.2015 исполнитель разместил в единой информационной сети подписанный проект контракта и предоставил банковскую гарантию, подтвердив свою добросовестность и намерение заключить контракт. Кроме того, если бы Заказчик не требовал бы от Участника закупки согласовать проект банковской гарантии, указанная гарантия была бы предоставлена в первоначальном виде 19.01.2015.
На основании изложенного просил не включать сведения об ООО "ГИП" в реестр недобросовестных поставщиков. В обоснование доводов представлена переписка с Комитетом по согласованию проекта банковской гарантии.
Представитель Заказчика подтвердила факт согласования проекта банковской гарантии Комитетом.
Комиссия в результате осуществления проверки факта уклонения от заключения контракта и проведения на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Статьей 104 Закона о контрактной системе, что в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупок, уклонившихся от заключения контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими контрактов.
В случае поступления сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения контракта и отсутствия документов, свидетельствующих об отказе участника закупки от заключения контракта, в течение десяти рабочих дней уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти осуществляет проверку факта уклонения участника закупки от заключения контракта. В случае подтверждения факта уклонения участника от заключения контракта уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти осуществляет размещение сведений в реестре недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней со дня подтверждения указанного факта (часть 8).
Признание участника размещения заказа уклонившимся от заключения государственного контракта является в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе одним из двух оснований для включения сведений о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков.
Данная санкция влечет для участника закупки неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку может ограничить права такого участника на участие в течение установленного срока в аукционах по размещению государственных и муниципальных заказов (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Как указано в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона о размещении заказов.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в аукционах, административным органом наряду с фактом отказа от заключения контракта, должно быть установлено, что участник размещения заказа отказался от заключения контракта немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника заказа.
Из материалов дела усматривается отсутствие недобросовестного поведения ООО "ГИП", выраженного в умышленном не подписании контракта.
Как установлено на заседании Комиссии Бурятского УФАС России, 19.01.2015 ООО "ГИП" представлен на согласование Заказчику проект банковской гарантии. Согласование проекта банковской гарантии завершено Заказчиком 23.01.2015, после регламентированного срока подписания контракта - 22.01.2015. ООО "ГИП" 26.01.2015 подписало контракт и представило банковскую гарантию N2735 от 26.01.2015, выданную Публичным акционерным обществом "Совкомбанк".
Данное обстоятельство подтверждается пояснениями ООО "ГИП", Комитета городского хозяйства, а также копиями представленных документов.
Согласование проекта банковской гарантии Заказчиком не предусмотрено Законом о контрактной системе, совершение указанных действий заказчиком фактически ввело в заблуждение победителя аукциона о продлении срока подписания контракта.
Бесспорных доказательств, подтверждающих намеренное уклонение победителя аукциона ООО "ГИП" от заключения муниципального контракта, в материалах дела не имеется.
Представитель Заказчика подтвердил, что Комитет городского хозяйства на включении сведений об ООО "ГИП" в реестр недобросовестных поставщиков не настаивает.
Принимая во внимание вышесказанное, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассмотренном случае включение ООО "ГИП" в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей как ведения такого реестра, так и Закона о контрактной системе, а также является явно несоразмерным характеру допущенного ООО "ГИП" нарушения.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", решила:
1. Сведения об Обществе с ограниченной ответственностью "ГИП" (ИНН 3811172180, место нахождения: 664047, г. Иркутск, ул. Красных Мадьяр, 120 - 1, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 25 февраля 2015 г. N РНП-03-12
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016