Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 25 февраля 2014 г. N 06-10/15-25
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее по тексту решения - Комиссия Мурманского УФАС) в составе:
Председатель Комиссии Мурманского УФАС - Калитина Н.А., заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
Члены Комиссии Мурманского УФАС;
Воронина К.Ф - начальник отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Фирсова Н.М. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
при участии:
представителя Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 289 с углубленным изучением отдельных предметов" - <> (приказ от 31.01.2015 года N01-11/13-01),
представителя общества с ограниченной ответственностью "Мурманское охранное предприятие" - <> (доверенность N 01/15 от 15.01.2015 года),
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мурманское охранное предприятие" (далее по тексту решения - Заявитель, ООО "Мурманское охранное предприятие") на действия заказчика - Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 289 с углубленным изучением отдельных предметов" (далее по тексту решения - Заказчик, МОУ СОШ N289), при проведении запроса котировок "Предоставление услуги по охране техническими средствами сигнализации объектов МОУ СОШ N 289 ЗАТО г. Заозерск на 2015 год", реестровый номер закупки: 0349300010015000002 (далее по тексту решения - Запрос котировок, закупка), в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту решения - Закон о контрактной системе), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 17 февраля 2015 года поступила жалоба ООО "Мурманское охранное предприятие" на действия Заказчика при проведении Запроса котировок.
По мнению ООО "Мурманское охранное предприятие", в техническом задании Заказчик установил требование, влекущее за собой ограничение количества участников закупки, что нарушает положения Закона о контрактной системе.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной и вынести предписание об устранении нарушений.
Представитель Заказчика с доводами жалобы ООО "Мурманское охранное предприятие" не согласен и считает, что действия Заказчика соответствовали требованиям действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заседание Комиссии Мурманского УФАС начато в 14 часов 15 минут 25 февраля 2015 года и проведено в соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе. В ходе заседания Комиссии Мурманского УФАС осуществлено ведение аудиозаписи.
Комиссия Мурманского УФАС, изучив доводы Заявителя, ознакомившись с возражениями Заказчика, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
Из существа дела следует, что 10.02.2015 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг размещено извещение о проведении Электронного аукциона.
Организация, осуществляющая закупку: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 289 с углубленным изучением отдельных предметов"
Начальная (максимальная) цена контракта: 442742.80 руб.
Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) регламентированы статьей 24 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Процедура осуществления закупок путем проведения запроса котировок регламентирована параграфом 3 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Исходя из совокупности данных норм следует, что заказчик вправе включить в документацию такие технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, не нарушая при этом требований Закона о контрактной системе.
Объектом закупки являются услуги по охране техническими средствами сигнализации объектов "Средней общеобразовательной школы N289 с углубленным изучением отдельных предметов" (МОУ СОШ N289) города Заозерска Мурманской области, расположенной по адресу: 184310, Мурманская область, г. Заозерск, улица Мира, 5а, пер. Школьный д.6 на период март-декабрь 2015.
В техническом задании извещения о проведении Запроса котировок (далее - Техническое задание) Заказчиком установлено, в том числе следующее требование:
- при срабатывании сигнализации обеспечить прибытие вооруженной табельным оружием группы быстрого реагирования исполнителя в составе не менее двух человек на объект в течении 3-5 минут, с оповещением ответственного лица за данный объект.
По мнению Заявителя, данные требования установлены Заказчиком в нарушение Закона о контрактной системе, поскольку ограничивают количество участников Запроса котировок.
Согласно подпункту 32 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" частная охранная деятельность подлежит лицензированию.
Согласно части 4 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 г. N 498, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении охраны объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию дополнительно к лицензионным требованиям и условиям, предусмотренным пунктом 3 настоящего Положения, являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) дежурного подразделения с круглосуточным режимом работы;
б) наличие в штате у соискателя лицензии (лицензиата) специалиста по обслуживанию технических средств охраны;
в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) транспортных средств;
г) наличие у работников лицензиата, осуществляющих охранные функции по принятию мер реагирования на сигнальную информацию, связи с дежурным подразделением охранной организации и соответствующей дежурной частью органов внутренних дел;
д) использование работниками лицензиата при осуществлении охранных функций по принятию соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию специальных средств пассивной защиты (жилеты и шлемы защитные).
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности" (далее по тексту решения - Закон) оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 настоящего Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел.
Частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране", а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Охранным организациям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.
Учитывая приведенные выше нормативные акты, Комиссия Мурманского УФАС пришла к выводу, что оказание услуги в виде вооруженной охраны имущества, является правом охранной организации, но не обязанностью.
Кроме того, необходимо отметить, что согласно статье 11 Закона, запрещается вооруженная охрана имущества на территориях закрытых административно-территориальных образований, а также приобретение и использование оружия частными охранными организациями, зарегистрированными и (или) расположенными на их территориях.
Перечень объектов, подлежащих государственной охране (далее по тексту - Перечень) утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности".
Муниципальные общеобразовательные учреждения, не входят в Перечень, следовательно, не подлежат обязательной государственной охране.
Таким образом, исходя из требований, установленных Заказчиком в Техническом задании, участниками Запроса котировок могут быть только организации, имеющие право осуществлять государственную охрану.
При таких обстоятельствах, требование к участникам Запроса котировок "при срабатывании сигнализации обеспечить прибытие вооруженной табельным оружием группы быстрого реагирования исполнителя в составе не менее двух человек на объект в течение 3-5 минут, с оповещением ответственного лица за данный объект" установлено Заказчиком в нарушение норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчик признается нарушившим часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту решения - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путём доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
При таких обстоятельствах Комиссия Мурманского УФАС России пришла к выводу о том, что установленное Заказчиком в Техническом задании требование о прибытии вооруженной табельным оружием группы быстрого реагирования, создает преимущества отдельным участникам Запроса котировок, что нарушает требования пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьями 17, 60 Закона о размещении заказов, Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, решила:
Жалобу ООО "Мурманское охранное предприятие" на действия заказчика - Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 289 с углубленным изучением отдельных предметов", при проведении запроса котировок "Предоставление услуги по охране техническими средствами сигнализации объектов МОУ СОШ N 289 ЗАТО г. Заозерск на 2015 год" признать обоснованной.
Признать заказчика - Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 289 с углубленным изучением отдельных предметов" нарушившим часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, пункт 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Выдать заказчику - Муниципальному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 289 с углубленным изучением отдельных предметов", предписание об устранении допущенных нарушений.
Передать должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области материалы дела для инициирования процедуры административного производства по признакам выявленного административного правонарушения.
Резолютивная часть решения оглашена 25 февраля 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено 02 марта 2015 года.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 25 февраля 2014 г. N 06-10/15-25
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016