Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Временные методические рекомендации
о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра товаров и транспортных средств
I. Общие положения
1.1. Временные методические рекомендации о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенных досмотров товаров и транспортных средств (далее - рекомендации) разработаны на основании статьи 372 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 02.06.2003, N 22, ст. 2066) (далее - ТК России).
1.2. Настоящие рекомендации определяют последовательность действий должностных лиц таможенных органов Российской Федерации при организации, проведении, а также оформлении результатов таможенного досмотра товаров и транспортных средств (далее - таможенный досмотр).
1.3. Под таможенным досмотром подразумевается проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа осмотр товаров и транспортных средств, связанный со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся и могут находиться товары (пункт 1 статьи 372 ТК России).
1.4. При принятии решения о проведении таможенного досмотра используется система управления рисками, основанная на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для недопущения и (или) предотвращения нарушения таможенного законодательства Российской Федерации.
1.5. Решение о проведении таможенного досмотра может быть принято уполномоченным должностным лицом только при выявлении риска, содержащегося в действующем профиле риска, предусматривающего проведение таможенного досмотра.
1.6. Таможенный досмотр проводится после принятия таможенной декларации на товары. До подачи таможенной декларации на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, таможенный досмотр может проводиться в целях идентификации товаров для таможенных целей либо при наличии информации о нарушении таможенного законодательства Российской Федерации в целях проверки такой информации, а также проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки:
а) с целью идентификации товаров в случае, когда выявляется риск, содержащийся в действующем профиле риска, предусматривающий уточнение физико-химических и технических характеристик товаров, определения количественных показателей в основных и дополнительных единицах измерения и, в необходимых случаях, качества (безопасности), определения наименования и прочих характеристик товаров;
б) с целью организации проведения таможенными органами таможенных досмотров при наличии информации о возможном правонарушении в области таможенного дела ФТС России утверждает и направляет в таможенные органы соответствующие действующие профили риска;
в) с целью выборочной проверки на основании соответствующих действующих профилей рисков, предусматривающих выбор товаров, подвергаемых таможенному досмотру, с использованием генератора случайных чисел.
Таможенный досмотр проводится в отношении товаров и транспортных средств:
а) находящихся под таможенным контролем;
б) в течение 1 года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем при проведении специальной таможенной ревизии;
в) незаконно перемещенных через таможенную границу Российской Федерации.
1.7. В отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, таможенный досмотр может проводиться при следующих таможенных процедурах: прибытие товаров на таможенную территорию Российской Федерации; внутренний таможенный транзит; временное хранение товаров; убытие товаров с таможенной территории Российской Федерации; декларирование товаров; выпуск товаров.
1.8. Таможенный досмотр может проводиться исключительно уполномоченными должностными лицами таможенных органов:
а) в должностных инструкциях или должностных регламентах которых определены соответствующие права и функциональные обязанности;
б) ознакомленными в установленным порядке с Инструкцией о порядке заполнения, регистрации, хранения и учета актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств, утвержденной приказом ГТК России от 20.10.2003 N 1166;
в) ознакомленными с Правилами по охране труда в таможенных органах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, утвержденными приказом ФТС России от 15.04.2008 N 403, и прошедшими проверку знаний требований охраны труда в соответствии с приказом ГТК России от 09.12.2003 N 1409 "Об утверждении порядка обучения вопросам охраны труда и проверки знаний требований охраны труда должностных лиц и работников таможенных органов и учреждений ГТК России".
II. Принятие решения о проведении таможенного досмотра и организация его проведения
2.1. Принятие решения о проведении таможенного досмотра
2.1.1. Решение о проведении таможенного досмотра может быть принято, если необходимость его проведения установлена действующим профилем риска.
2.1.2. Решение о проведении таможенного досмотра принимает:
а) до выпуска товаров: начальник таможенного поста или лицо, его замещающее, в регионе деятельности которого находятся товары. Полномочия принимать решение о проведении таможенного досмотра вместо начальника таможенного поста или лица, его замещающего, могут быть переданы иным должностным лицам таможенного поста только приказом (распоряжением) таможни;
б) при проведении специальной таможенной ревизии: руководитель ревизионной комиссии по согласованию с начальником подразделения таможенной инспекции;
в) в отношении товаров, незаконно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации: начальник таможни или лицо, им уполномоченное.
2.1.3. Должностное лицо таможенного органа, выявившее необходимость проведения таможенного досмотра, направляет докладную записку начальнику таможенного поста (лицу, его замещающему) для принятия решения о проведении таможенного досмотра не позднее 10 минут с момента выявления необходимости проведения таможенного досмотра. В докладной записке должностное лицо указывает время выявления необходимости таможенного досмотра, а также время передачи докладной записки лицу, уполномоченному принимать решение о проведении таможенного досмотра.
2.1.4. Решение о проведении таможенного досмотра оформляется уполномоченным должностным лицом таможенного поста после осуществления следующих действий:
указания на докладной записке соответствующей резолюции (могут быть указаны объем и степень досмотра, а также необходимые для его проведения технические средства таможенного контроля в случае, если данные сведения не содержатся в действующем профиле риска, на основании которого принимается решение о проведении таможенного досмотра) с проставлением даты и времени принятия решения;
формирования поручения о проведении таможенного досмотра (далее - поручение) по форме, утвержденной правовым актом ФТС (ГТК) России, и его подписания.
2.1.5. Поручение должно быть составлено в порядке, утвержденном правовым актом ФТС России, и содержать вид, объем и степень таможенного досмотра, исходя из требований действующего профиля риска, а в случае, если действующим профилем риска не установлены конкретные характеристики таможенного досмотра, их значения, определенные лицом, принявшим решение о проведении досмотра, и указанные в докладной записке. При этом должностное лицо, принимающее решение о проведении таможенного досмотра, исходит из принципа достаточности характеристик таможенного досмотра товаров и транспортных средств для соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.
Допускается при отсутствии определенных сведений, необходимых для формирования поручения (например, о месте проведения досмотра), указание этих сведений после подписания поручения по мере поступления необходимой информации.
2.1.6. Решение о проведении таможенного досмотра, оформленное в соответствии с пунктом 2.1.4 настоящих рекомендаций, должно быть принято не позднее 30 минут с момента получения сведений о необходимости его проведения.
2.1.7. После принятия решения о проведении таможенного досмотра поручение, докладная записка с соответствующей резолюцией должностного лица, принявшего решение, незамедлительно передаются должностному лицу, уполномоченному на проведение таможенного досмотра.
2.1.8. При необходимости проведения таможенного досмотра в ходе специальной таможенной ревизии поручение не составляется. Необходимость проведения таможенного досмотра в ходе специальной таможенной ревизии включается в перечень основных мероприятий, содержащихся в плане проведения специальной таможенной ревизии, который утверждается начальником подразделения таможенной инспекции. При этом в плане указываются характеристики планируемого таможенного досмотра. В случае, если проведение таможенного досмотра не было включено в план проведения таможенной ревизии, а необходимость его проведения была установлена в процессе проведения проверки, в план проведения специальной таможенной ревизии вносятся соответствующие изменения. При этом руководитель ревизионной комиссии согласовывает данные изменения с начальником подразделения таможенной инспекции.
2.1.9. В случае, если местонахождение товаров, помещаемых под таможенный режим, предусматривающий их вывоз с таможенной территории Российской Федерации, неизвестно и (или) товары находятся не в зоне таможенного контроля, должностное лицо таможенного органа, выявившее необходимость проведения таможенного досмотра, незамедлительно запрашивает у декларанта пояснения о местонахождении товаров, а также выставляет декларанту, таможенному брокеру или иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, требование о предъявлении товаров для проверки (приложение N 1*) в зоне таможенного контроля.
При необходимости организации зоны таможенного контроля в месте нахождения (предъявления) товаров уполномоченные должностные лица таможенного поста совершают действия в порядке, установленном иным правовым актом ФТС (ГТК) России. При этом информация о месте проведения досмотра вносится в подписанное поручение на досмотр после его установления или размещения товаров в зоне таможенного контроля.
2.1.10. В случае, если таможенный орган, должностными лицами которого была выявлена необходимость провести таможенный досмотр товаров, отличается от таможенного органа, в регионе деятельности которого находятся товары, решение о проведении таможенного досмотра оформляется в виде письма, направляемого по оперативным каналам связи в таможенный орган, в регионе деятельности которого находятся товары, в срок не позднее 1 часа с момента принятия решения о проведении таможенного досмотра. Письмо должно содержать все необходимые характеристики таможенного досмотра, подлежащие указанию в поручении.
После получения письма должностное лицо таможенного органа, в регионе деятельности которого находятся товары, уполномоченное принимать решения о проведении таможенных досмотров, незамедлительно (не позднее 10 минут с момента получения) оформляет поручение по установленной форме. Дальнейшие действия по организации проведения таможенного досмотра осуществляются в порядке, предусмотренном настоящими рекомендациями, а также иных действующих правовых актов ФТС (ГТК) России. Акт таможенного досмотра не позднее 1 часа с момента завершения его формирования направляется в таможенный орган, принявший ГТД, с использованием оперативных (электронных) каналов связи. Лицо, производящее пересылку акта таможенного досмотра, обеспечивает информирование соответствующего таможенного органа о способе и времени направления акта посредством использования телефонной связи.
2.1.11. При определении должностных лиц, проводящих таможенный досмотр, необходимо учитывать, что не допускается привлекать к работам с источниками ионизирующего излучения должностных лиц таможенных органов, не имеющих допуска к таким работам.
2.1.12. Исходя из количества и характеристики товаров, подлежащих таможенному досмотру в целях соблюдения сроков, проведение таможенного досмотра может быть поручено одному, двум и более уполномоченным должностным лицам.
Если в соответствии с требованиями безопасности в отдельных случаях, а также в соответствии с эксплуатационной документацией на техническое средство таможенного контроля, применяемое при проведении таможенного досмотра, предусмотрено участие двух или более должностных лиц, количество должностных лиц, проводящих таможенный досмотр, определяется в соответствии с требованиями охраны труда.
2.1.13. Должностное лицо (лица), назначенное на проведение досмотровых операций, вправе использовать копии транспортных, коммерческих, таможенных и иных документов, оформленные в отношении досматриваемых товаров. При этом учитывается таможенная процедура, при которой проводится таможенный досмотр, цель его проведения, а также характеристика товаров и их упаковки.
При принятии решения о проведении таможенного досмотра по результатам таможенного осмотра товаров с использованием инспекционно-досмотрового комплекса должностному лицу, проводящему таможенный досмотр, передаются копии акта таможенного осмотра, рентгеновских изображений и комментариев к ним.
В случае принятия на основании действующего профиля риска решения о проведении таможенного досмотра товаров, помещаемых под таможенные режимы переработки вне таможенной территории Российской Федерации, а также переработки на таможенной территории Российской Федерации и продуктов их переработки, в целях идентификации товаров в продуктах переработки должностному лицу, проводящему таможенный досмотр, в обязательном порядке передаются копии разрешения на переработку с указанным способом идентификации товаров.
Сведения обо всех переданных документах подлежат указанию в соответствующем поле поручения.
2.1.14. Должностное лицо при принятии решения о проведении таможенного досмотра устанавливает местонахождение товаров и, исходя из количества товаров, его характеристики и упаковки, а также объема и степени досмотра, оценивает достаточность оснащенности места, в котором находятся товары для проведения таможенного досмотра.
Проведение таможенного досмотра в местах, не имеющих достаточной оснащенности (отсутствие весового оборудования, крытой площадки, погрузочно-разгрузочной техники, места для выгрузки товаров из транспортного средства и т.д.), не допускается.
Должностное лицо, принимающее решение о проведении таможенного досмотра, принимает меры, направленные на перемещение товаров в место, имеющее достаточную оснащенность для проведения таможенного досмотра, путем организации направления декларанту, таможенному брокеру или иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, требования о предъявлении товаров для проверки (приложение N 1) с указанием перечня зон таможенного контроля, где может быть проведен качественный таможенный досмотр, не позднее 30 минут с момента выявления необходимости проведения таможенного досмотра. При этом информация о месте проведения досмотра вносится в поручение на досмотр после размещения товаров в зоне таможенного контроля.
2.1.15. В случае, если это прямо указано в действующем профиле риска, в проведении таможенного досмотра товаров могут участвовать должностные лица ФТС России, РТУ и таможен. При этом полномочия должностных лиц, участвующих в проведении досмотра, должны быть подтверждены документами, форма которых утверждена иными правовыми актами ФТС России. Копии данных документов прикладываются к поручению. При этом в поручении на проведение таможенного досмотра должностные лица таможен, РТУ и ФТС России не указываются.
2.2. Организация проведения таможенного досмотра
2.2.1. Должностное лицо, уполномоченное проводить таможенный досмотр, незамедлительно после получения поручения регистрирует его в журнале регистрации поручений на досмотр и актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств, форма которого утверждена отдельным правовым актом ФТС России.
2.2.2. Должностное лицо, уполномоченное проводить таможенный досмотр, при наличии информации о местонахождении, количестве товаров, его характеристике, упаковке, а также цели, объеме и степени досмотра, предписанных поручением, на основании статьи 389 ТК России принимает решение о необходимости выставления декларанту, владельцу склада временного хранения (далее - СВХ), таможенному брокеру или иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, требования о проведении операций с товарами и транспортными средствами (приложение N 2*).
2.2.3. Дополнительно должностное лицо, уполномоченное проводить таможенный досмотр, в соответствии с пунктом 2 статьи 372 ТК России направляет уведомление о проведении таможенного досмотра (приложение N 3*) декларанту или иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, а также о необходимости присутствия при проведении таможенного досмотра. Данное уведомление направляется одновременно с требованием, указанным в пункте 2.1.14 настоящих рекомендаций, а при отсутствии необходимости направления требования о предъявлении товаров для проверки в обустроенной зоне таможенного контроля - не позднее 30 минут с момента принятия решения о проведении таможенного досмотра.
2.2.4. В случаях, определенных пунктом 3 статьи 372 ТК России, обязательное присутствие декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товара, не требуется.
2.2.5. В случае необходимости для участия в совершении конкретных действий при проведении таможенного досмотра на основании статьи 384 ТК России может быть привлечен не заинтересованный в результатах таких действий специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам, в том числе при применении технических средств.
В целях оказания содействия при проведении таможенного досмотра в соответствии со статьей 385 ТК России могут также привлекаться специалисты других правоохранительных или контролирующих органов.
Действия по привлечению экспертов таможенных лабораторий, а также иных соответствующих организаций осуществляются лицом, принявшим решение о проведении таможенного досмотра, по согласованию с начальником таможенного органа.
2.2.6. Если в месте прибытия на таможенную территорию Российской Федерации планируется проведение проверки товаров, в том числе путем проведения таможенного досмотра товаров, на ввоз которых в Российскую Федерацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности установлены запреты и ограничения, обеспечение соблюдения которых находится также в компетенции других государственных органов, таможенные органы обеспечивают координацию проведения таких действий и их одновременное проведение в соответствии с пунктом 3 статьей# 77 ТК России.
2.2.7. В определенных случаях таможенный досмотр проводится только в присутствии лиц (водитель автотранспортного средства, представитель экипажа воздушного судна, члена локомотивной бригады и т.д.), присутствие которых предусмотрено требованиями охраны труда при досмотре.
2.2.8. Информирование должностных лиц вышестоящих таможенных органов, которые в соответствии с действующим профилем риска должны участвовать в проведении таможенного досмотра, либо присутствие специалистов, представителей других государственных органов, в компетенции которых находится обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, лиц, которые в соответствии с требованиями охраны труда должны присутствовать при досмотре, о времени и месте его проведения осуществляется должностным лицом, принявшим решение о проведении таможенного досмотра.
Должностное лицо, которому поручено проведение таможенного досмотра, обеспечивает своевременный доступ участвующих либо присутствующих при нем лиц в место его проведения (место расположения таможенного органа, СВХ, территория пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации и т.д.) путем оформления соответствующих документов, предусмотренных пропускным и внутриобъектовым режимом, установленным на данном объекте.
Ответственность за задержки в проведении таможенного досмотра, связанные с несвоевременным прибытием должностных лиц таможни или РТУ для проведения проверочных мероприятий несут соответствующие (назначенные) должности лица таможни или РТУ и их непосредственные начальники.
2.2.9. Должностное лицо, проводящее таможенный досмотр, несет ответственность за подготовку, а также проверку исправности технических средств таможенного контроля, использование которых предусмотрено поручением.
2.2.10. В случае, если проведение таможенного досмотра поручено двум или более должностным лицам, ответственность за выполнение требований пункта 2.2 настоящих рекомендаций несет старшее по должности должностное лицо, а в случае равенства должностей - должностное лицо, указанное первым в поручении.
III. Проведение таможенного досмотра
3.1. Порядок проведения таможенного досмотра
3.1.1. Проведение таможенного досмотра допускается только в зонах таможенного контроля.
3.1.2. Особенности порядка проведения таможенного досмотра, направленного на пресечение незаконного перемещения делящихся и радиоактивных материалов (далее - ДРМ) через таможенную границу Российской Федерации, определяются отдельным правовым актом ФТС России.
3.1.3. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств проводится в объеме и степени, установленных поручением. Изменение объема и степени таможенного досмотра допускается только по решению должностного лица, уполномоченного принимать решение о его проведении в порядке, установленном настоящими рекомендациями.
3.1.4. При проведении таможенного досмотра помимо лиц, указанных в разделе 2 настоящих рекомендаций, с разрешения лица, проводящего таможенный досмотр, могут присутствовать представители склада временного хранения либо иные лица, осуществляющие грузовые и иные операции с товарами, необходимые в целях проведения таможенного досмотра.
3.1.5. Таможенный досмотр может проводиться в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей в следующих случаях (пункт 3 статьи 372 ТК РФ):
- неявки вышеуказанных лиц по истечении срока, указанного в пункте 1 статьи 129 ТК России;
- существования угрозы государственной безопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека, животным, растениям, окружающей природной среде, сохранению культурных ценностей и при других обстоятельствах, не терпящих отлагательства (в том числе, если имеются признаки, указывающие на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют зловоние);
- пересылки товаров в международных почтовых отправлениях (глава 24 ТК России);
- оставления на таможенной территории Российской Федерации товаров и транспортных средств в нарушение таможенного режима, предусматривающего вывоз товаров и транспортных средств с такой территории.
Таможенный досмотр в указанных случаях проводится в присутствии понятых. При пересылке товаров в МПО в ходе досмотра присутствуют работники почтовой службы.
3.1.6. Таможенный досмотр должен быть осуществлен не позднее окончания следующего рабочего дня с момента принятия решения о проведении таможенного досмотра и предъявления товаров таможенному органу для проведения таможенного досмотра в месте его проведения или с момента получения информации от декларанта (лица, им уполномоченного) о готовности предъявить товар и присутствовать при проведении таможенного досмотра, а в случае, когда для должностных лиц, проводящих таможенный досмотр, установлен круглосуточный режим работы, - не позднее 24 часов с момента принятия решения о проведении таможенного досмотра и предъявления товаров таможенному органу для проведения таможенного досмотра в месте его проведения.
Если должностным лицом проведение таможенного досмотра не завершено в связи с окончанием его рабочего времени, то должностное лицо таможенного органа, принявшее решение о проведении таможенного досмотра, вправе определить иное уполномоченное должностное лицо, которое в течение рабочего времени таможенного органа завершит таможенный досмотр с учетом требований пункта 3.1.6 настоящих рекомендаций. При этом в соответствии с пунктом 5 Инструкции о порядке заполнения, регистрации, хранения и учета поручений на досмотр, утвержденной распоряжением ГТК России от 18.12.2003 N 689-р "Об утверждении типовой формы поручения на проведение таможенного досмотра и Инструкции о порядке заполнения, регистрации, хранения и учета поручений на досмотр", должностным лицом вносятся соответствующие исправления в поручении на досмотр.
3.1.7. Ответственность за соблюдение сроков проведения таможенного досмотра в части своих полномочий несет лицо, принявшее решение о его проведении, а также должностное лицо, проводящее таможенный досмотр.
3.1.8. После прибытия на место проведения таможенного досмотра должностное лицо, проводящее таможенный досмотр:
а) проверяет полномочия лица, присутствующего при проведении таможенного досмотра в отношении товаров;
б) проверяет полномочия иных лиц, присутствующих при проведении таможенного досмотра, а также основания их присутствия в зоне таможенного контроля;
в) устанавливает факт предъявления товаров к таможенному досмотру и осуществления действий, указанных в требовании (в случае его направления декларанту перед проведением таможенного досмотра);
г) проверяет факт присутствия должностных лиц вышестоящих таможенных органов и иных государственных органов, участие или присутствие которых при проведении таможенного досмотра предусмотрено правовыми актами. В случае, если требованиями охраны труда при досмотре предусмотрено присутствие определенных лиц (водитель автотранспортного средства, представитель экипажа воздушного судна, член локомотивной бригады и т.д.), должностное лицо, ответственное за проведение таможенного досмотра, начинает проведение таможенного досмотра только в присутствии данных лиц.
3.1.9. Должностное лицо, проводящее таможенный досмотр, принимает решение о начале его проведения только в случае, если товары, предъявленные к таможенному досмотру, находятся на крытой площадке, обустроенной для проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств или в помещениях, предназначенных для склада временного хранения.
Решение о возможности проведения таможенного досмотра товаров, находящихся в контейнере или грузовом отсеке транспортного средства, может быть принято должностным лицом, проводящим таможенный досмотр, только в случае если:
- таможенный досмотр товаров в установленных поручением объеме и степени может быть проведен непосредственно в контейнере или грузовом отделении транспортного средства;
- проведение необходимых грузовых операций с товарами может быть обеспечено заинтересованным лицом непосредственно в ходе таможенного досмотра;
- проведение такого таможенного досмотра не повлечет утрату товаров или изменение их состояния.
В случае присутствия всех заинтересованных лиц, предъявления товаров и осуществления с ними операций, предусмотренных требованием, должностное лицо принимает решение о начале проведения таможенного досмотра.
3.1.10. Временем начала таможенного досмотра товаров и транспортных средств является время начала действий должностного лица, проводящего таможенный досмотр, по визуальному осмотру предъявленных товаров.
3.1.11. При проведении специальной таможенной ревизии таможенный досмотр товаров может проводиться после предъявления проверяемому лицу решения о проведении специальной таможенной ревизии, принятого начальником таможни или вышестоящего таможенного органа (или лицом, его замещающим).
3.1.12. Если предъявленные для проверки товары не разделены на упаковочные места по отдельным видам и (или) наименованиям товаров и (или) сведения об упаковке и о маркировке не указаны в коммерческих и (или) транспортных документах на товары (пункт 2 статьи 359 ТК России), таможенный орган вправе продлить срок проверки товаров. Продление срока проверки товаров осуществляется при условии, что указанные обстоятельства не позволяют таможенным органам произвести необходимые операции для установления соответствия товаров сведениям о них.
При этом должностное лицо, проводящее таможенный досмотр, выставляет декларанту, владельцу СВХ, таможенному брокеру или иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, требование о проведении операций с товарами и транспортными средствами (приложение N 2).
3.1.13. Срок проверки товаров продлевается на время, необходимое лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, для разделения товарной партии на отдельные товары.
При этом в соответствии с пунктом 31 Инструкции о порядке заполнения регистрации, хранения, учета актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств, утвержденной приказом ГТК России от 20.10.2003 N 1166 "О формах актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств", срок, в течение которого эти требования должны быть выполнены, письменно в виде заявления на имя начальника таможенного органа в произвольной форме заявляет заинтересованное лицо.
3.1.14. По решению лица, проводящего таможенный досмотр, отдельные операции проводятся специалистами (в том числе иных государственных органов), участвующими в проведении таможенного досмотра, а также иными лицами, если это предусмотрено требованиями охраны труда (например, вскрытие приборов и частей двигателя автотранспортного средства производит водитель автотранспортного средства).
3.1.15. В ходе проведения таможенного досмотра должностное лицо, проводящее таможенный досмотр товаров, осуществляет координацию действий всех лиц, участвующих в проведении таможенного досмотра, а также осуществляющих грузовые и иные операции с товарами.
3.1.16. В случае, если проведение таможенного досмотра прерывается в силу объективных причин (перерыв, окончание рабочего времени и т.д.), должностное лицо, проводящее таможенный досмотр, принимает меры, направленные на обеспечение сохранности товаров в неизменном состоянии, в том числе путем наложения средств таможенной идентификации на грузовые места, транспортные средства либо помещения, где находятся товары.
3.1.17. В целях повышения эффективности таможенного досмотра должностное лицо вправе применять иные формы таможенного контроля (устный опрос, получение пояснений, таможенное наблюдение). Таможенное наблюдение, оформленное должностным лицом в виде акта таможенного наблюдения (приложение N 4, 5*), прикладывается к акту таможенного досмотра.
3.1.18. Вскрытие грузовых мест предусматривает извлечение отдельных единиц товаров из их упаковки (ящиков, коробок и т.п.), из технологических емкостей, специально изготовленных тайников для получения возможности контроля за количеством и наименованием, определения страны происхождения и других сведений о товарах, выявления товаров, перемещаемых под видом других товаров.
3.1.19. Контейнеры, содержащие радиоактивные материалы, вскрываются только в организациях, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, при наличии соответствующих технических средств и в установленном порядке.
3.1.20. Для выявления сокрытия товаров допускается извлечение отдельных единиц товаров из их первичной упаковки, в том числе невосстановимое изменение первоначального состояния упаковки отдельных единиц товара, а при необходимости и всех упаковок, оберток и т.п.
3.1.21. Досмотр в целях выявления товаров, запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации, а также к вывозу с территории Российской Федерации может проводиться с применением служебных (поисковых) собак кинологического подразделения таможенного органа.
3.1.22. Проведение таможенного досмотра с помощью спиливания, стачивания, разрезания и иных действий осуществляется для целей выявления товаров, сокрытых от таможенного контроля путем нанесения на поверхность скрываемого товара слоев краски, металлов, иных материалов либо путем вложения товаров в специально изготовленные неразборные тайники и др.
3.1.23. Если таможенному досмотру была подвергнута часть товаров, указанных в таможенной декларации как товары одного наименования, а результаты такого досмотра были распространены на все такие товары, указанные в таможенной декларации, и при этом декларант либо иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, на основании пункта 4 статьи 372 ТК России мотивированно считает, что результаты проведенного досмотра не могут быть распространены на все товары и требует проведения дополнительного таможенного досмотра оставшейся части товаров, то уполномоченное должностное лицо таможенного органа, принявшее решение о проведении таможенного досмотра, изменяет степень и объем досмотра в поручении на досмотр, которые согласно требованиям лица, уполномоченного в отношении товара, позволят полностью установить фактические сведения о всех товарах. При этом новый акт таможенного досмотра не составляется.
3.2. Объем и степень таможенного досмотра
3.2.1. Таможенный досмотр может проводиться в объеме 10, 50 и 100% всех наименований предъявленной товарной партии. Объемом таможенного досмотра определяется количество товара, с которым производятся операции путем визуального осмотра, измерения, взвешивания и других действий (включая разборку товаров), установления характеристики товаров в соответствии со степенью досмотра, указанного в поручении.
Количество товара определяется должностным лицом, проводящим таможенный досмотр, в количестве штук либо других единицах измерения, в которых обычно измеряется товар, подвергаемый таможенному досмотру. Определение количества производится расчетным путем перед проведением таможенного досмотра на основе данных о количестве товаров, содержащихся в документах. Исходя из установленного объема таможенного досмотра, количество товара определятся по каждому наименованию товара (торговому, коммерческому), имеющему один товарный знак, марку, модель, расфасовку, упаковку и обладающему одинаковыми техническими и (или) коммерческими характеристиками.
3.2.2. Степень досмотра указывает на то, какие действия необходимо произвести с тем количеством товара, которое определено исходя из указанного объема таможенного досмотра. Если поручением установлена необходимость пересчета грузовых мест, то производится пересчет всех грузовых мест товара, предъявленного к таможенному досмотру.
Взвешивание, вскрытие грузовых мест и пересчет количества предметов в грузовых местах производится только в отношении количества товара, определенного в соответствии с п. 3.2.1 настоящих рекомендаций. Если поручением предусмотрено выборочное применение данных характеристик степени таможенного досмотра, то конкретные объекты досмотра и их количество в рамках уже определенного объема определяет должностное лицо, проводящее таможенный досмотр.
3.2.3. Увеличение объема и изменение степени таможенного досмотра допускается только по решению начальника таможенного поста (ОТОиТК таможенного поста) или лица, его замещающего, в порядке, установленном настоящими рекомендациями, при этом составление нового акта таможенного досмотра не требуется.
3.3. Применение средств измерений
3.3.1. В ходе досмотра товаров при определении их количественных показателей должны применяться только пригодные к применению средства измерений, имеющие действующее поверительное клеймо (свидетельство о поверке, неповрежденные закрепительные пломбы - при их наличии).
3.3.2. Запрещается использование средств измерений с просроченным сроком действия поверительного клейма (свидетельства о поверке), с поврежденным знаком поверительного клейма или в случае утраты свидетельства о поверке, с поврежденными закрепительными пломбами, в случае сомнений в правильности их показаний или при неудовлетворительной их работе.
3.3.3. При определении количественных показателей товаров другими методами измерений как единицы товара, так и упаковок (ящика, штабеля, бункера и т.п.), производство замеров должно осуществляться только в соответствии с требованиями аттестованных в соответствии с установленным порядком методик выполнения измерений (МВИ).
3.4. Применение технических средств таможенного контроля
3.4.1. Для ускорения проведения таможенного досмотра и повышения его эффективности применяются различные виды технических средств таможенного контроля (ТСТК), позволяющие выявлять необходимые сведения о товарах (их количество, состав, физические и химические свойства, подлинность, наличие тайников и т.п.).
3.4.2. При применении ТСТК должностные лица таможенных органов должны соблюдать необходимые меры безопасности с целью недопущения причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, а также товарам и транспортным средствам.
3.5. Действия должностных лиц таможенных органов при выявлении в ходе досмотра фактов несоответствия заявленных сведений, а также признаков нарушения таможенного законодательства
3.5.1. В случае установления в ходе проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств факта неверного указания количества товаров при их декларировании таможенный орган самостоятельно определяет количество товаров для таможенных целей (пункт 5 статьи 372 ТК России).
3.5.2. При выявлении в ходе таможенного досмотра фактов несоответствия фактических характеристик либо количества товаров сведениям, имеющимся в распоряжении должностного лица, проводящего таможенный досмотр, данные факты отражаются в акте таможенного досмотра.
3.5.3. В случае, если выявленные расхождения могут указывать на наличие признаков правонарушения, ответственность за которое предусмотрена законодательством об административных правонарушениях либо уголовным законодательством, однако полностью проверить данные факты при установленных характеристиках таможенного досмотра не представляется возможным, должностное лицо, выявившее несоответствие, незамедлительно подготавливает докладную записку начальнику таможенного поста (ОТОиТК таможни), в которой указываются признаки недостоверности заявленных сведений о товарах и транспортных средствах, обоснование необходимости увеличить объем и изменить степень таможенного досмотра, а также иные предложения по характеристикам таможенного досмотра.
При этом должностное лицо, принявшее решение о проведении таможенного досмотра, незамедлительно вносит соответствующие исправления в поручении на досмотр.
3.5.4. При выявлении в результате таможенного досмотра признаков нарушения законодательства Российской Федерации должностное лицо, проводившее досмотр, незамедлительно после окончания таможенного досмотра и фиксации выявленных фактов в акте таможенного досмотра принимает меры, установленные законодательством Российской Федерации.
3.5.5. В случае, если возбуждено дело об административном нарушении в целях получения сведений о товарах, их идентификации для целей производства по делу, принимаются меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП России.
В случае возбуждения уголовного дела в целях получения сведений о товарах, имеющих значение для дела, производятся следственные действия, предусмотренные УПК России.
Проведение таможенного досмотра в целях установления фактов, имеющих значения для административного или уголовного дела, не допускается.
3.6. Средства таможенной идентификации
3.6.1. На транспортные средства, грузовые отсеки транспортных средств, грузовые места, помещения и другие места, где находятся или могут находиться товары, на сами товары, находящиеся под таможенным контролем, должностные лица, осуществляющие таможенный досмотр, могут накладывать средства таможенной идентификации (СТИ).
3.6.2. При обнаружении в результате таможенного досмотра признаков правонарушений или преступлений СТИ накладываются при необходимости обеспечения неизменности состояния товаров и транспортных средств, защиты их от подмены.
3.6.3. Для проведения контроля за наличием и состоянием СТИ в поручении на досмотр, акте таможенного досмотра указываются сведения об их количестве, типе, номерах пломб, печатей, нанесенной цифровой, буквенной и иной маркировке, идентификационных знаках, проставленных штампах, взятых пробах и образцах, описания товаров и транспортных средств, составленных чертежах, изготовленных масштабных изображениях, фотографиях, иллюстрациях, использованной товаросопроводительной и иной документации и других средств идентификации.
3.6.4. В случае изменения, удаления, уничтожения или замены СТИ должностным лицом таможенного органа составляется акт об изменении, удалении, уничтожении или о замене средств идентификации (приложение N 6*).
IV. Оформление результатов проведения таможенного досмотра
4.1. Результаты таможенного досмотра фиксируются в соответствии с установленным порядком в акте таможенного досмотра.
4.2. Акт таможенного досмотра составляют должностные лица, проводившие досмотр, по форме и в порядке, установленном иными правовыми актами ФТС (ГТК) России.
4.3. Если при досмотре присутствуют представители других государственных контролирующих и (или) правоохранительных органов или участвуют должностные лица ФТС России, РТУ и таможен, то они также вносятся в акт таможенного досмотра, как присутствующие лица, и подписывают акт таможенного досмотра. В этом случае допускается передача им копий акта таможенного досмотра.
4.4. Электронная копия акта таможенного досмотра составляется в случаях и в порядке, установленных иными правовыми актами ФТС России.
4.5. В случаях использования МВИ при проведении таможенного досмотра в акте таможенного досмотра указывается соответствующая стандартизованная МВИ (ГОСТ- при их наличии) либо используемая аттестованная в соответствии с установленным порядком конкретная не стандартизованная МВИ, по которой производилось определение количественных показателей, расчет и его результаты.
4.6. В акте таможенного досмотра обязательно указываются следующие сведения:
- об упаковке и (или) маркировке, клеймах, товарных знаках, знаках соответствия, идентификационных знаках, свидетельствующих о стране происхождения товаров;
- о производителе товаров,
- вид (способ) упаковки товаров, количество товара в упаковке в случае размещения товаров последовательно в нескольких упаковках;
- наличие или отсутствие внешних повреждений товаров, их упаковки с описанием имеющихся повреждений;
- количество наименований товаров и количество товаров каждого наименования (допускается устанавливать количество товаров каждого наименования расчетным путем);
- о цвете, материале, размерах, физико-технических, температурных характеристиках товаров и иное, установленное в ходе проведения таможенного досмотра.
4.7. Если количество наименований и вес товаров устанавливался расчетным способом, должностным лицом, проводившим таможенный досмотр, указываются в акте таможенного досмотра детальные данные его расчета.
4.8. При фиксировании результатов таможенного досмотра товаров к акту таможенного досмотра в обязательном порядке прикладываются:
- образцы маркировки, имеющейся на упаковке товаров, этикетки, ярлыки и другие средства идентификации товаров, характеризующие досматриваемые товары (либо их копии, заверенные в установленном порядке);
- распечатанные фото и (или) видеоматериалы таможенного досмотра (указанные материалы должны содержать сведения о результатах проведения всех операций с товарами);
- копии документов, подтверждающих полномочия лиц, участвующих и присутствующих при таможенном досмотре, а также заявления лиц, присутствующих при досмотре;
- копии актов экспертиз, проведенных в ходе проведения таможенного досмотра;
- иные документы, оформленные в ходе проведения таможенного досмотра и имеющие к нему отношение.
Все приложенные к акту таможенного досмотра документы и сведения являются неотъемлемой частью акта таможенного досмотра и визируются должностным лицом, проводящим таможенный досмотр товаров, а также лицами, присутствовавшими (участвовавшими) в процессе таможенного досмотра.
Результаты таможенного досмотра, а также докладная записка с резолюцией должностного лица, принявшего решение о проведении таможенного досмотра, передаются должностному лицу, осуществляющему документальный контроль заявленных в ГТД сведений, не позднее 10 минут с момента завершения заполнения акта таможенного досмотра.
4.9. В случае проведения таможенного досмотра в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, хранение актов таможенных досмотров и поручений осуществляется со всеми приложенными к ним документами и совместно с другими таможенными документами, оформляемыми при соответствующей таможенной процедуре, в соответствии с порядком комплектования таможенных документов, формирования их в дела и передачи на хранение в архив таможенного органа, утвержденным иным правовым актом ФТС России.
4.10. При проведении таможенного досмотра в ходе специальной таможенной ревизии акт досмотра с прилагаемыми документами хранится в деле по результатам таможенной ревизии.
V. Заключительные положения
5.1. Освобождение от применения таможенными органами определенных форм таможенного контроля устанавливается исключительно ТК России.
5.2. Таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента Российской Федерации, в том числе прекратившего свои полномочия, и следующих вместе с ним членов его семьи.
Личный багаж членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судей, неприкосновенных в соответствии с законодательством Российской Федерации, не подлежит таможенному досмотру, если указанные лица пересекают государственную границу Российской Федерации в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей.
5.3. Освобождаются от таможенного досмотра иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующая своим ходом.
5.4. Освобождение от определенных форм таможенного контроля в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется после ратификации этих договоров.
5.5. Руководитель ФТС России или лицо, его замещающее, вправе освобождать отдельных лиц, отдельные товары и транспортные средства от определенных форм таможенного контроля в случаях, когда это связано с обеспечением безопасности Российской Федерации.
5.6. За неправомерные решения, действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 413 ТК России).
5.7. Вред, причиненный правомерными действиями таможенных органов и их должностных лиц, возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено ТК России и иными федеральными законами (пункт 2 статьи 413 ТК России).
5.8. В случае невыполнения законных требований должностных лиц таможенного органа, а также совершения других действий, препятствующих выполнению возложенных на них обязанностей по проведению досмотра, должностные лица таможенных органов в пределах своей компетенции принимают меры, направленные на привлечение виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
При выявлении в ходе проведения таможенного досмотра признаков административных правонарушений (преступлений), производство по делам о которых отнесено в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции других государственных органов, таможенные органы обязаны незамедлительно передать информацию об этом соответствующим государственным органам (пункт 3 статьи 411 ТК России).
5.9. Любая информация, полученная таможенными органами в ходе проведения таможенного досмотра, может использоваться исключительно в таможенных целях.
Должностные лица таможенных органов, иные лица, получившие в ходе проведения таможенного досмотра доступ к информации, не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам, в том числе государственным органам, информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, и другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных ТК России и иными федеральными законами (пункты 1, 2 статьи 10 ТК России).
<< Назад |
||
Содержание Письмо Федеральной таможенной службы РФ от 5 апреля 2010 г. N 04-61/16355 "О направлении временных методических рекомендаций... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.