Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия
от 29 сентября 2014 г. N 84-А-14
Резолютивная часть решения объявлена 26.09.2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 29.09.2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии: Широкова О.В. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия;
Члены комиссии: Алехина А.А. - главный специалист - эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;
Чиж Д.А. - ведущий специалист - эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;
Марова О.О. - старший специалист 3 разряда отдела антимонопольного законодательства и рекламы,
в отсутствии лиц, участвующих в рассмотрении дела,
рассмотрев дело N 84-А-14 по признакам нарушения Администрацией Приискового сельсовета части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статей 19, 20 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия исследованы материалы, представленные Прокуратурой Орджоникидзевского района Республики Хакасия от 23.07.2014 года N 7-6-14 (входящий от 05.08.2014 года N 4139), и установлены признаки нарушения в действиях Администрации Приискового сельсовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия положений антимонопольного законодательства. В результате чего Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия Приказом от 06.08.2014 года N 417 возбудило дело N 84-А-14 в отношении Администрации Приискового сельсовета по признакам нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статей 19, 20 Закона о защите конкуренции.
Определением о назначении дела N 84-А-14 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 06.08.2014 года данное дело назначено на 02.09.2014 года.
Определением об отложении рассмотрения дела N 84-А-14 рассмотрение настоящего дела было отложено на 26.09.2014 года.
Основываясь на материалах дела, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила следующее.
01.10.2013 года между Администрацией Приискового сельсовета (арендодатель) и предпринимателем "_" (арендатор) заключен Договор аренды недвижимого муниципального имущества N 2. По данному договору арендодатель передал, а арендатор принимает во временное пользование нежилые помещения, расположенные по адресу: с. Приисковое, ул. Центральная, 6а для использования под розничную торговлю.
Общая полезная площадь передаваемых в аренду помещений составляет - 63,6 кв.м., в том числе торговая площадь 33,2 кв.м.
Срок действия договора установлен с 01.10.2013 года по 01.09.2014 года.
В своих пояснениях от 23.06.2014 года N 46 Администрация Приискового сельсовета указала, что торги перед заключением договора аренды не проводились.
Таким образом, указанный договор заключен без проведения каких-либо конкурсных процедур и без обращения в антимонопольный орган с заявлениями о предоставлении арендатору муниципальной преференции.
Объектом аренды по данному договору является нежилые помещения, расположенные по адресу: с. Приисковое, ул. Центральная, 6а, для использования под розничную торговлю.
Исследовав пояснения лиц, участвующих в деле N 84-А-14 о нарушении антимонопольного законодательства, проанализировав материалы дела, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением установленных в части 1 указанной нормы случаев.
Как установлено комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия в ходе рассмотрения настоящего дела, торги на право заключения договора аренды недвижимого муниципального имущества Администрацией Приискового сельсовета не проводились.
Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести данные права в отношении государственного или муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.
Законодательством о защите конкуренции установлен запрет органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество отдельным хозяйствующим субъектам без проведения торгов либо без осуществления иных публичных процедур, при соблюдении которых иные потенциальные участники рынка имеют равную возможность реализовать право на получение такого имущества. Нарушение такого запрета может приводить к устранению или недопущению конкуренции.
Пункт 9 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусматривает возможность заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции.
Главой 5 Закона о защите конкуренции регламентировано предоставление государственных и муниципальных преференций.
Государственные или муниципальные преференции - это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий (пункт 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Согласно части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции предоставление государственных или муниципальных преференций должно соответствовать целям, определенным указанной статьей Закона о защите конкуренции, и их предоставление не должно приводить к устранению или недопущению конкуренции.
Частью 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции установлено, что государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 данной статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.
Комиссией антимонопольного органа по рассмотрению настоящего дела установлено, что в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия Администрация Приискового сельсовета с заявлением о даче согласия на предоставление муниципальной преференции в виде передачи в аренду недвижимого муниципального имущества предпринимателю "_" для использования под розничную торговлю также не обращалась.
Следовательно, Администрацией Приискового сельсовета при передаче в аренду предпринимателю "_" нежилого помещения по договору аренды недвижимого муниципального имущества от 01.10.2013 года N 2 порядок предоставления муниципальной преференции, установленный главой 5 Закона о защите конкуренции, не соблюден.
В соответствии с нормами пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе, запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.
Учитывая изложенное, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к выводу, что заключение Администрацией Приискового сельсовета договора аренды недвижимого муниципального имущества от 01.10.2013 года N 2, и передача на основании актов приема-передачи имущества, направлено на получение предпринимателем "_" прав пользования в отношении муниципального имущества, переданного без проведения аукциона или конкурса, и свидетельствует о предоставлении названному лицу преимущества перед другими хозяйствующими субъектами, что недопустимо в соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и нарушает требования статей 17.1, 19 - 20 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с положениями статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям обязательные для исполнения предписания, в том числе, о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, в том числе о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве государственной или муниципальной преференции (подпункт 1 пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции (подпункт г пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).
Поскольку комиссией установлено, что нежилое помещение согласно договору аренды передано Администрацией Приискового сельсовета предпринимателю "_" для использования под розничную торговлю (срок договора до 01.09.2014 года) в нарушение статей 15, 17.1, 19 - 20 Закона о защите конкуренции, то оснований для выдачи Администрации Приискового сельсовета предписания не имеется (срок договора истек).
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Признать Администрацию Приискового сельсовета нарушившей пункт 7 части 1 статьи 15, часть 1 статьи 17.1, статьи 19 и 20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части заключения с предпринимателем "_" договора аренды недвижимого муниципального имущества от 01.10.2013 года N 2 без проведения установленной законодательством процедуры торгов и в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции, а именно, без предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции.
Председатель комиссии О.В. Широкова
Члены комиссии А.А. Алехина
Д.А. Чиж
О.О. Марова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 29 сентября 2014 г. N 84-А-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016