Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
от 18 января 2013 г. N 2-03/31-2012
Резолютивная часть решения объявлена 27 декабря 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 18 января 2013 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
1. Бутузова Т.В. - заместитель руководителя управления, Председатель комиссии;
2. Сорокина Н.В. - начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий;
Прокаева Е.А. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий;
Кузнецова Н.Е. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий.
при участии со стороны:
- Некоммерческого партнерства "Национальная Ассоциация по реструктуризации и несостоятельности (саморегулируемая некоммерческая организация)" (далее - НП "НАРН СНО", Партнерство):
<_> - представителя по доверенности от 20.09.2012 г., б/н,
- Консорциум (союз) компаний обеспечивающих деятельность проекта "ВАВИЛОН" (далее - Консорциум КОД "ВАВИЛОН"):
<_> - представителя по доверенности от 12.08.2012 г. б/н,
рассмотрев дело N 2-03/31-2012 по признакам нарушения НП "НАРН СНО", требований статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Пензенское УФАС России из Федеральной Антимонопольной службы России поступило на рассмотрение заявление <_> указывающее на признаки нарушения НП "НАРН СНО" антимонопольного законодательства.
Пензенским УФАС России в соответствии с приказом от 08.10.2012 N 166 проведена внеплановая проверка в отношении НП "НАРН СНО" на соблюдение требований статьи 11 Закона о защите конкуренции.
При проведении проверки получены и исследованы следующие документы:
- Устав НП "НАРН СНО", утвержденный Решением Общего собрания членов 26.11.2009 (далее - Устав);
- Положение о членстве НП "НАРН СНО", утвержден Решением Общего собрания членов 27.07.2007, с изменениями от 28.04.2008, 26.11.2009 (далее - Положение о членстве);
- Стандарты и правила профессиональной деятельности арбитражных управляющих, членов НП "НАРН СНО", утвержденные решением Общего собрания членов 26.11.2009 (далее - Стандарты и правила профессиональной деятельности);
- Положение об аккредитации НП "НАРН СНО", утвержденное Решением Совета Партнерства 28.09.2009, с изменениями от 28.10.2011 (далее - Положение об аккредитации);
- Положение о Дисциплинарном комитете НП "НАРН СНО", утвержденное Решением Общего собрания 26.11.2009, с изменениями от 15.05.2012 (далее - Положение о Дисциплинарном комитете).
В ходе изучения указанных документов НП "НАРН СНО" установлено, что Устав, Положение о членстве, Стандарты и правила профессиональной деятельности предусматривают требование о том, что члены Партнерства обязаны при выполнении своих полномочий в качестве арбитражных управляющих использовать услуги только организаций и лиц, имеющих аккредитацию Партнерства.
Положением о Дисциплинарном комитете предусмотрена ответственность арбитражного управляющего за несоблюдение указанного требования в виде наложения штрафа.
Согласно Положению об аккредитации одним из обязательных условий получения аккредитации при НП "НАРН СНО" является членство хозяйствующего субъекта в Консорциум КОД "ВАВИЛОН".
По результатам проведенной проверки в действиях НП "НАРН СНО" выявлены признаки нарушения части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Приказом Пензенского УФАС России от 20.11.2012 N 204 в отношении НП "НАРН "СНО" возбуждено дело N 2-03/31-2012 по признакам нарушения статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Определением от 20.11.2012 г. дело N 2-03/31-2012 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 11.12.2012 г.
На заседании Комиссии представитель НП "НАРН СНО" не согласился с тем, что в действиях Партнерства содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, пояснив, что в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" саморегулируемой организации арбитражных управляющих предоставлено право проводить аккредитацию лиц, привлекаемых арбитражными управляющими для обеспечения исполнения возложенных на них обязанностей в деле о банкротстве за счет средств должника. Данное право предоставлено Партнерству в целях недопущения привлечения к процессу проведения процедур банкротства лиц и организаций, в отношении которых отсутствует информация о качестве предоставляемых ими услуг (работ), о деловой репутации и добросовестности данных организаций. При проведении процедуры банкротства существует вероятность причинения убытков должнику, либо его кредиторам действиями лиц, привлекаемых арбитражными управляющими, в силу чего качество предоставляемых лицами услуг должно проверяться и официально подтверждаться. Получить аккредитацию может любое лицо, желающее оказывать услуги по сопровождению процедуры банкротства. Аккредитация проводиться бесплатно.
Что касается установленного НП "НАРН СНО" требования об обязательном членстве аккредитуемых при Партнерстве лиц в Консорциум КОД "ВАВИЛОН", представитель НП "НАПН СНО" пояснил, что Консорциум КОД "ВАВИЛОН" осуществляет деятельность, направленную на принятие в состав своих членов организаций, оказывающих услуги по обеспечению деятельности арбитражных управляющих с одновременной проверкой качества данных услуг, численности работников-специалистов, наличия опыта оказания соответствующих услуг, добросовестности и надежности. Впоследствии Консорциум КОД "ВАВИЛОН" осуществляет контроль за качеством услуг, оказываемых организациями-членами.
Представитель Консорциума КОД "ВАВИЛОН" поддержал позицию НП "НАРН СНО", пояснив дополнительно, что каждый член консорциума обязан в соответствии с Уставом оплачивать членские взносы.
В письменных пояснениях Ельшин А.Н. указал, что установленные НП "НАРН СНО" требования об обязанности арбитражного управляющего привлекать при осуществлении возложенных на него обязанностей только аккредитованных при Партнерстве лиц нарушают статью 11 Закона о защите конкуренции. Закон о банкротстве допускает проведение аккредитации, но она должна носить рекомендательный характер. Все организации, аккредитованные в НП "НАРН СНО" находятся за пределами Южного Федерального округа, в связи с чем арбитражным управляющим, осуществляющим в Краснодарском крае, привлечение данных организаций невыгодно и нецелесообразно.
В связи с необходимостью получения дополнительных сведений и доказательств рассмотрение дела N 2-03/31-2012 было отложено.
На заседание Комиссии 27.12.2012 г. представители НП "НАРН СНО" и Консорциум КОД "ВАВИЛОН" предоставили информацию о составе Советов некоммерческих организаций.
От <_> поступили документы о привлечении его как арбитражного управляющего к дисциплинарной ответственности и наложении штрафа за привлечение для оказания услуг при проведении процедуры банкротства лиц, не аккредитованных в НП "НАРН СНО".
Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.
НП "НАРН СНО" согласно Уставу является основанной на членстве некоммерческой организацией, которая создана членами Партнерства. Членами Партнерства являются арбитражные управляющие, а также учредители Партнерства.
В силу пункта 2.1 Устава целями деятельности Партнерства являются:
- регулирование и обеспечение деятельности его членов - арбитражных управляющих;
- защита прав и профессиональных интересов членов Партнерства;
- обеспечение повышения профессионального роста каждого члена Партнерства.
НП "НАРН" включено в государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее - СРО арбитражных управляющих) 02.07.2007 за N 0026.
Как следует из пункта 8.2. Устава НП "НАРН СНО" члены Партнерства обязаны при выполнении своих полномочий в качестве арбитражных управляющих использовать услуги только организаций и лиц, имеющих аккредитацию Партнерства.
В силу пункта 1.2 Положения о членстве "правила настоящего положения обязательны для всех членов (кандидатов в члены) Партнерства.
Согласно пункту 4.2. Положения о членстве член Партнерства обязан привлекать для осуществления своих полномочий на договорной основе только организации (специалистов), аккредитованных при Партнерстве.
Пунктом 2.10. Стандартов и правил профессиональной деятельности предусмотрено, что член Партнерства может пользоваться услугами только аккредитованных при Партнерстве организации и аттестованных специалистов (оценщики, аудиторы и т.д.).
Согласно Приложению N 1 к Положению о Дисциплинарном комитете за заключение арбитражным управляющим договора с консалтинговой, страховой, оценочной организацией, не имеющей аккредитации в Партнерстве предусмотрено привлечение к ответственности в виде штрафа в размере 24 % от суммы договора, но не менее 5 000 рублей.
При НП "НАРН СНО" аккредитованы организации, оказывающие следующие услуги:
- страхование ответственности арбитражных управляющих;
- оценочная деятельность;
- деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, осуществляемая профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
- организация и проведение торгов по продаже имущества должника;
- деятельность операторов электронных площадок;
- бухгалтерские услуги;
- юридические услуги;
- аудиторские услуги;
- риэлтерские услуги.
Деятельность саморегулируемых организаций регламентируется Федеральным законом от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон о саморегулируемых организациях).
Согласно статье 3 Закона о саморегулируемых организациях саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
Предметом саморегулирования является предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемые организации.
Саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности (далее - стандарты и правила саморегулируемой организации), под которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации. Федеральными законами могут устанавливаться иные требования, стандарты и правила, а также особенности содержания, разработки и установления стандартов и правил саморегулируемых организаций (часть 1 статьи 4 Закона о саморегулируемых организациях).
При этом, согласно статье 4 Закона о саморегулируемых организациях стандарты и правила саморегулируемых организаций должны соответствовать федеральным законам и принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам. Стандартами и правилами саморегулируемой организации могут устанавливаться дополнительные требования к предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида
Объединение в одной саморегулируемой организации субъектов предпринимательской деятельности и субъектов профессиональной деятельности определенного вида может предусматриваться федеральными законами (статья 3 Закона о саморегулируемых организациях)
Деятельность СРО арбитражных управляющих регламентируется Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Согласно статье 2 Закона о банкротстве СРО арбитражных управляющих - некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, сведения о которой включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.
Арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую Законом о банкротстве профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой. Арбитражный управляющий вправе быть членом только одной саморегулируемой организации (статья 20 Закона о банкротстве).
Объем работ арбитражного управляющего предполагает привлечение лиц для оказания предприятию-банкроту разного рода услуг, в том числе, юридических, бухгалтерских услуг, услуг по страхованию, оценке имущества и т.д.
Статьей 22 Закона о банкротстве СРО арбитражных управляющих предоставлено право проводить аккредитацию страховых организаций, оценщиков, профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, операторов электронных площадок, организаторов торгов по продаже имущества должника, а также иных лиц, привлекаемых арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве за счет средств должника.
К числу иных лиц, привлекаемых арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, исходя из положений Закона о банкротстве относятся лица, оказывающие юридические, бухгалтерские, аудиторские услуги.
Таким образом, исходя из рассматриваемых взаимоотношений арбитражных управляющих и лиц, привлекаемых им для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, можно выделить товарные рынки со следующими продуктовыми границами (далее - услуги по сопровождению процедуры банкротства):
- услуги по страхованию ответственности арбитражных управляющих;
- оценочная деятельность;
- деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, осуществляемая профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
- услуги операторов электронных площадок;
- организация и проведение торгов по продаже имущества должника;
- деятельность операторов электронных площадок;
- бухгалтерские услуги;
- юридические услуги;
- аудиторские услуги;
- риэлтерские услуги.
Географические границы товарного рынка определяются, исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупателя приобрести товар на данной территории, не испытывая затруднений и не неся чрезмерных затрат. В данном случае рассматриваемый рынок по своему административно-территориальному уровню относится к региональным рынкам. Приобретение товара вне границ региона сопряжено с выездом покупателя в другой регион, что значительно повышает его (покупателя) издержки и не может быть признано экономически выгодным.
Согласно пункту 1.4. Положения об аккредитации аккредитация юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) проводится в целях обеспечения гарантированного высоквалифицированного сопровождения деятельности арбитражных управляющих - членов НП "НАРН СНО".
Законом о банкротстве предусмотрена обязанность арбитражных управляющих заключать договор обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего за причинение убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на арбитражного управляющего обязанностей в деле о банкротстве должен со страховой организацией, аккредитованной СРО арбитражных управляющих (статья 24.1. Закона о банкротстве).
Частью 1 статьи 73 Закона о банкротстве предусмотрено, что к компетенции первого собрания кредиторов относится, в том числе, выбор реестродержателя из числа реестродержателей, аккредитованных СРО.
Реестр требований кредиторов ведет арбитражный управляющий или реестродержатель. Реестр требований кредиторов в качестве реестродержателя ведется профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг (статья 16 Закона о банкротстве).
Следовательно, Законом о банкротстве предусмотрена обязательная аккредитация при СРО арбитражных управляющих только тех хозяйствующих субъектов, которые оказывают в рамках проводимых арбитражным управляющим процедур банкротства услуги страхования ответственности арбитражных управляющих и услуги по ведению реестра требований кредиторов (реестродержателя).
Вместе с тем, в действующем законодательстве отсутствует требование о наличии обязательной аккредитации при СРО арбитражных управляющих в отношении хозяйствующих субъектов, привлекаемых арбитражными управляющими для оказания иных услуг (оценка имущества, организация и проведение торгов по продаже имущества, деятельность операторов электронных площадок, бухгалтерские услуги, юридические услуги, аудиторские услуги, риелторские услуги) при проведении процедуры банкротства.
Кроме того, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (далее - оценщики). Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Аудитором признается физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов (статья 4 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" - далее Закон об аудиторской деятельности).
Целью создания СРО оценщиков и аудиторов является регулирование и контроль деятельности их членов (статья 22 Закона об оценочной деятельности, статья 17 Закона об аудиторской деятельности).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.02.2010 N 54, утвержден Порядок подтверждения соответствия электронных площадкам и операторов электронных площадок установленным Требованиям к электронным площадкам и операторам электронных площадок при проведении открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве. Согласно п. 1 Порядка, соответствие электронной площадки и оператора электронной площадки Требованиям подтверждается регулирующим органом (Министерством экономического развития).
Следовательно, в отношении хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по оценке имущества и аудиторские услуги, контроль за их деятельностью указанных лиц и качеством оказываемых ими услуг в силу закона осуществляют СРО оценщиков и СРО аудиторов соответственно, членами которых они являются. Проверка на соответствие оператора электронной площадки установленным законом требованиям осуществляется регулирующим органом.
Следовательно, законодательством РФ установлены четкие нормативные требования, обязательные для лиц, осуществляющих оценочную, аудиторскую деятельность и деятельность операторов электронных площадок, соблюдение которых позволяет им осуществлять соответствующие виды деятельности без каких-либо ограничений.
В отношении иных лиц, оказывающих бухгалтерские, юридические, риэлтерские услуги и услуги по организации и проведению торгов, какие-либо специальные (дополнительные) требования к качеству, необходимые для осуществления деятельности, законодательством не предусмотрены.
Таким образом, нормативными-правовыми актами не предусмотрена обязательная аккредитация при СРО арбитражных управляющих лиц, оказывающих аудиторские, бухгалтерские, юридические, риэлтерские услуги и услуги операторов электронных площадок, услуги по организации и проведению торгов и по оценке имущества.
На заседании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства представитель НП "НАРН СНО" пояснил, что получить аккредитацию может получить любое лицо, обратившееся в партнерство с заявлением и предоставившее необходимые документы. Случаи отказа в аккредитации отсутствуют. Аккредитация носит бесплатный характер.
Вместе с тем, согласно пунктам 1.2, 2.1. Порядка об аккредитации при НП "НАРН СНО" могут быть аккредитованы только юридические лица (индивидуальные предприниматели), являющиеся членами Консорциума КОД "ВАВИЛОН".
Согласно пункту 2.2. Положения об аккредитации юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), изъявившие желание аккредитоваться при НП "НАРН СНО", подает на имя Председателя Совета Партнерства заявление, в котором точно формулируются все аккредитуемые виды деятельности.
При этом, к заявлению помимо прочих документов, в обязательном порядке должен быть приложен документ, подтверждающий членство в Консорциуме КОД "ВАВИЛОН".
Согласно Уставу Консорциум КОД "ВАВИЛОН", утвержденному собранием учредителей 24.04.2006 г. является некоммерческой организацией, учрежденной юридическими лицами, для содействия ее членам в достижении целей, предусмотренных настоящим Уставом_".
Консорциум КОД "ВАВИЛОН" создан с целью консолидации усилий коммерческих, общественных и некоммерческих организаций для обеспечения деятельности проекта "ВАВИЛОН", других проектов коммерческих, государственных и общественных организаций, работающих в сфере юридических и консалтинговых услуг, информатизации, для координации их деятельности и выражения общих интересов, для решения профессиональных проблем, а также благотворительной деятельности.
Как следует из пункта 5.1.1. Положения о членстве Консорциума КОД "ВАВИЛОН", утвержденного решением Совета Директоров 20.07.2012 г. каждый член Консорциума для участия в "Проект развития НП "НАРН СНО" уплачивает следующие взносы:
- вступительный членский взнос в размере 30 000 рублей;
- ежемесячный взнос в размере 1 000 рублей в месяц;
- процент от валового дохода в размере 12 % от договоров с арбитражными управляющими членами НП "НАРН СНО".
Следовательно, членство в Консорциуме КОД "ВАВИЛОН" является одним из оснований допуска хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность на рассматриваемых товарных рынках, для оказания услуг при проведении арбитражным управляющим процедуры банкротства.
Материалами дела установлено, что перечень документов, необходимых для проведения аккредитации при НП "НАРН СНО" полностью идентичен перечню документов, необходимых для вступления в члены Консорциум КОД "ВАВИЛОН".
Как следует из устного пояснения представителя НП "НАРН СНО" на заседании Комиссии и письменного пояснения от 10.12.2012 г. Консорциум КОД "ВАВИЛОН" осуществляет деятельность, направленную на принятие в состав своих членов организаций, оказывающих услуги по обеспечению деятельности арбитражных управляющих с одновременной проверкой качества данных услуг, численности работников-специалистов, наличия опыта оказания соответствующих услуг, добросовестности и надежности. Впоследствии Консорциум КОД "ВАВИЛОН" осуществляет контроль за качеством услуг, оказываемых организациями-членами.
Согласно пункту 6.1. Положения об аккредитации контроль за деятельностью аккредитованных лиц осуществляется НП "НАРН СНО" или по поручению НП "НАРН СНО" Консорциумом КОД "ВАВИЛОН", путем проверки, проводимой с целью установления соответствия установленным требованиям аккредитованных лиц в процессе работы с арбитражными управляющими - членами НП "НАРН СНО".
При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства документы, свидетельствующие о проведении НП "НАРН СНО" процедуры аккредитации в соответствии с Положением об аккредитации (решения Совета Партнерства об аккредитации) не представлены.
Из вышеизложенного следует, что проверку качества оказываемых хозяйствующими субъектами услуг, привлекаемыми арбитражными управляющими при проведении процедуры банкротства, фактически осуществляет Консорциум КОД "ВАВИЛОН".
В соответствии с частью 1 статьи 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Под координацией экономической деятельности понимается согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов и не осуществляющим деятельности на товарном рынке, на котором осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов (пункт 14 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Согласно требованиям части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, которые указаны в частях 1 - 3 настоящей статьи, которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьями 12 и 13 настоящего Федерального закона или которые не предусмотрены федеральными законами.
Из части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции следует, что к таким последствиям в частности относится отказ от заключения договоров с определенными продавцами.
НП "НАРН СНО", предусмотрев в документах, регламентирующих деятельность Партнерства, обязательное требование об использовании арбитражными управляющими услуг только аккредитованных при Партнерстве организаций и лиц, а также условие об обязательном членстве аккредитуемых лиц в Консорциум КОД "ВАВИЛОН", позволяет Партнерству согласовывать конкурентные действия хозяйствующих субъектов, привлекаемых арбитражными управляющими (членами Партнерства) для проведения процедуры банкротства, путем контроля (разрешения или запрещения) соперничества между ними, т.е. предъявления необоснованных требований для определения хозяйствующих субъектов, которые могут оказывать услуги при проведении процедуры банкротства.
Рассматриваемые требования, установленные НП "НАРН СНО", ограничивают перечень хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги на соответствующих товарных рынках, с которым арбитражный управляющий (член Партнерства) вправе заключить договор на оказание соответствующих услуг в рамках проведения процедуры банкротства.
Установленное НП "НАРН СНО" требование об использовании арбитражными управляющими услуг только аккредитованных при Партнерстве организаций, лиц, являющихся членами Консорциума КОД "ВАВИЛОН" приводит к ограничению возможности хозяйствующих субъектов, оказывающих бухгалтерские, юридические, аудиторские, риэлтерские услуги, а также услуги по оценке имущества, по организации и проведению торгов, и деятельность операторов электронных площадок, конкурировать за заключение с арбитражными управляющими (членами Партнерства) в рамках проведения процедуры банкротства договоров на соответствующие услуги, оказываемые организациями (индивидуальными предпринимателями), аккредитованными при Партнерстве, и, как следствие, к отказу арбитражных управляющих (членов НП "НАРН СНО") от заключения указанных договоров с хозяйствующими субъектами, не аккредитованными при Партнерстве.
Кроме того, включив в качестве обязательного требоывания для получения аккредитации, условие о членстве в Консорциуме КОД "ВАВИЛОН", НП "НАРН" создает дополнительные барьеры (ограничения) для хозяйствующих субъектов, желающих оказывать соответствующие услуги в рамках процедуры банкротства.
Дополнительные по сравнению с установленными нормативными-правовыми актами требования, которым должны соответствовать, лица, привлекаемые арбитражным управляющим для оказания услуг при проведении процедуры банкротства, установленные пунктами 8.2 Устава НП "НАРН СНО", 4.2. Положения о членстве, 2.10. Стандартов и правил профессиональной деятельности, 1.2., 2.1. Положения об аккредитации, создают необоснованные препятствия указанным хозяйствующим субъектам на соответствующих товарных рынках, и приводят к необоснованному отказу от заключения с ними договоров.
Обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке в соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции относятся к признакам ограничения конкуренции.
Из имеющихся в деле материалов следует, что НП "НАРН СНО" в соответствии со статьей 9 Закона о защите конкуренции не входит в состав группы лиц не с одним из хозяйствующих субъектов - аккредитованных при Партнерстве и имеющим возможность оказывать услуги по сопровождению процедуры банкротства.
Таким образом, действия НП "НАРН СНО" по включению в Устав, Положение о членстве, Стандарты и правила профессиональной деятельности требования об использовании арбитражными управляющими услуг только аккредитованных при Партнерстве организаций, а также в Положение об аккредитации условия об обязательном членстве в Консорциум КОД "ВАВИЛОН" являются координацией экономической деятельности хозяйствующих субъектов, привлекаемых арбитражными управляющими для оказания услуг при проведении процедуры банкротства, которая приводит к отказу от заключения договоров с определенными продавцами.
Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала вышеуказанные действия НП "НАРН СНО" как нарушение части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41 Федерального Закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать действия Некоммерческого партнерства "Национальная Ассоциация по реструктуризации и несостоятельности (саморегулируемая некоммерческая организация)" (г. Пенза, ул. Советская, 4, ИНН 5836140948), выразившиеся в координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов, привлекаемых арбитражными управляющими для оказания услуг при проведении процедуры банкротства, которая приводит к отказу от заключения договоров с определенными продавцами, нарушением части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать Некоммерческому партнерству "Национальная Ассоциация по реструктуризации и несостоятельности (саморегулируемая некоммерческая организация)" предписание о прекращении нарушения части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции и недопущении координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов, которая приводит к отказу от заключения договоров с определенными продавцами, и об исключении из Устава, Положения о членстве, Стандартов и правил профессиональной деятельности требования об использовании арбитражными управляющими услуг только аккредитованных при Партнерстве организаций, а также об исключении из Положения об аккредитации условия об обязательном членстве хозяйствующего субъекта, подавшего документы на аккредитацию, в Консорциум КОД "ВАВИЛОН"
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 18 января 2013 г. N 2-03/31-2012
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016