Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва
N 04-06-08/22-10-14 (опубликовано 25 февраля 2015 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 03 декабря 2014 года.
В полном объёме решение изготовлено 15 декабря 2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: Хаджиев Ф.А. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Членов Комиссии:
Алдын-оол Е.С.- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы,
Кыргыс А.В. специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы,
в отсутствии:
надлежащим образом извещенного представителя ОАО "Тываэнерго" (уведомление от 20.11.2014 года номер 155848);
в присутствии:
заявителя ****
представителя ОАО "Тываэнергосбыт" ***** действующей на основании доверенности от 31.03.2014 года N 185.
рассмотрев дело N 04-06-08/22-10-14, возбужденное в отношении ОАО "Тываэнерго" (667004, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Рабочая, 4, ИНН 1701029232) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о защите конкуренции), выразившегося в злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к распределительным электрическим сетям в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО "Тываэнерго" на объект, расположенный по адресу: г. Кызыл, ул. Сукпакская, ****, установила:
Основанием для возбуждения дела N 04-06-08/22-10-14 послужило заявление 04.08.2014 года (вх. N 4128) от гражданки ***** на действия ОАО "Тываэнерго", выразившиеся в неправомерном отключении от электроснабжения жилого дома, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Сукпакская, д. *** подключенного к трансформаторной подстанции ПК "Сварщик", расположенной на территории производственного кооператива "Сварщик" по адресу: г.Кызыл ул. Калинина, д.33.
В своем заявлении **** указывает, что является собственником жилого дома расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Сукпакская, дом ***, на основании свидетельства о праве собственности от 28.02.2014 года, серии 17-АВ номер 235153.
После произошедшей аварии на линии 11.06.2014 г., произведена проверка по результатам которой установлено, что кооператив "Сварщик" имеет большую задолженность, в связи с чем была отключена электроэнергия на указанный объект, от которого осуществляется электроснабжение объекта заявителя.
Согласно имеющимся в материалах дела документам на объект заявителя осуществляется подача электрической энергии на основании разрешения N 88 Сибирского территориального энергетического объединения "Сибирьэнерго" Тувинского республиканского отделения "Энергонадзор".
В целях восстановления электроснабжения 14 июля 2014 года ***** обратилась в ОАО "Тываэнерго" с заявкой на выдачу дубликата ранее выданных технических условий, на ранее присоединенный объект.
31.07.2014 года сетевая организация выдала ***** технические условия N 118, с максимальной мощностью присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя 1,5 КВт.
Согласно пункту 6 технических условий N 118 точкой присоединения является: РУННН трансформаторная подстанция (ТП) 10/0,4кВ "ПКК Сварщик".
31.07.2014 года между ОАО "Тываэнерго" и *** подписан акт об осуществлении технологическом присоединении энергопринимающих устройств.
В целях всестороннего и полного рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Тывинским УФАС России было привлечено для участия в деле в качестве лица обладающего сведениями об рассматриваемых Комиссией Тывинского УФАС России обстоятельствах Открытое акционерное общество "Тываэнергосбыт", а также направлены запросы в ОАО "Тываэнерго" и ОАО "Тываэнергосбыт".
На запрос ОАО "Тываэнерго" письмом от 05.09.2014 года (вх. N 4955) пояснило, что ОАО "Тываэнерго" как сетевая организация оказывает услуги по передачи электрической энергии на основании соответствующего договора на оказание услуг по передачи электроэнергии, заключенного с гарантирующим поставщиком ОАО "Тываэнергосбыт" от 11.04.2012 года 4573.32.
01.08.2012 года сетевая организация и гарантирующий поставщик заключили дополнительное соглашение к договору N 4573.32 от 11.04.2012 года, где точка поставки электрической энергии на объект ПКК "Сварщик" исключена, в связи с чем ОАО "Тываэнерго" прекратило оказание услуг по передачи электроэнергии на энергетические установки ПКК "Сварщик".
На момент прекращения услуг по передачи электроэнергии на энергетические установки ПКК "Сварщик" ОАО "Тываэнерго" не располагало информацией о наличии потребителей опосредованно присоединенных к электрической сети ОАО "Тываэнерго" через энергетические установки ПКК "Сварщик".
На запрос информации ОАО "Тываэнергосбыт" письмом от 16.09.2014 года (вх.N 5128) пояснило, что письменный договор с*****не заключался, так как в соответствии с требованиями пунктов 71-74 Правил функционирования розничных рынков электроэнергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года N 442 заключение договора энергоснабжения в письменной форме с потребителем - физическим лицом не требуется.
10.09.2014 года исх. N 3030 ОАО "Тываэнергосбыт" в адрес ОАО "Тываэнерго" направило претензию, в которой просит принять меры в отношении потребителя ***** в части не надлежащего предоставления услуги электроснабжения.
По результатам рассмотрения заявления приказом Тывинского УФАС России N 434 от 20.10.2014 года было возбуждено дело N04-06-08/22-10-14 в отношении ОАО "Тываэнерго" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона защите конкуренции.
Определением от 26.09.2014 г. рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства было назначено 29.10.2014 года в 11 часов 30 минут.
В ходе рассмотрения данного дела 29.10.2014 года заявитель поддержала доводы, указанные в заявлении, указав дополнительно, что электроснабжение в её жилой дом было восстановлено силами ОАО "Тываэнерго".
Согласно устным пояснениям ОАО "Тываэнергосбыт", сказано, что из-за отсутствия письменного договора между ОАО "Тываэнергосбыт" и Производственно-коммерческим кооперативом "Сварщик", гарантирующий поставщик, дополнительным соглашением к договору на оказание услуг по передачи электрической энергии N 4573.32 от 11.04.2012 года заключенным с сетевой организацией, точку поставки электроэнергии расположенную по адресу: Республика Тыва г.Кызыл ул. Калинина, 33, исключил.
На момент исключения точки поставки, ОАО "Тываэнергосбыт" не располагало сведениями о наличии других абонентом присоединенных к электрическим сетям через энергопринимающие устройства ПКК "Сварщик", данной информацией обладает только сетевая организация ОАО "Тываэнерго".
Заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив представленные документы, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему:
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электроэнергии, является субъектом естественной монополии в силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.95 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", определяющей, что услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно пункта 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, которая включают комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Согласно перечню объектов недвижимости ОАО "Тываэнерго", Общество имеет на праве собственности объекты электросетевого хозяйства посредством которых осуществляется передача электрической энергии потребителям электрической энергии на территории Республики Тыва.
Согласно справке из ЕГРЮЛ к основной экономической деятельности ОАО "Тываэнерго" относится передача электроэнергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности, с диапазоном напряжения 110 - 0,4кВ, к дополнительной относится распределение электрической энергии.
ОАО "Тываэнерго" согласно статье 3 Закона об электроэнергетике является сетевой организацией и с 06.10.2000 г. Постановлением Федеральной Энергетической комиссии Российской Федерации включено в реестр субъектов естественных монополий в топливном - энергетическом комплексе.
Кроме этого Приказом Красноярского УФАС России от 18.10.2001 г. N 462 включено в Реестр хозяйствующих субъектов имеющих долю более 35 процентов на рынке снабжения электрической энергией (ОКДП 9440100) на территории Республики Тыва.
Таким образом, ОАО "Тываэнерго" является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке снабжения электрической энергией (ОКДП 9440100) на территории Республики Тыва.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии" "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии") - ограничение режима потребления, кроме вводимого в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпунктах "г" и "з" пункта 2 настоящих Правил, должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к тем же объектам электросетевого хозяйства соответствующей сетевой организации.
Если ограничение режима потребления, вводимое в отношении одного потребителя, может привести к ограничению или прекращению подачи электрической энергии другим потребителям, не имеющим задолженности по оплате электрической энергии (мощности), услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, и исполняющим иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, либо может повлечь за собой технологические нарушения на объектах электроэнергетики, то:
исполнитель обязан в течение 1 рабочего дня со дня получения уведомления инициатора о необходимости введения ограничения режима потребления уведомить об этом инициатора введения ограничения (а в случае, если ограничение режима потребления вводится субисполнителем, то субисполнитель обязан в течение 1 рабочего дня с даты получения соответствующего письменного уведомления исполнителя уведомить об этом исполнителя, который не позднее следующих суток обязан уведомить об этом инициатора введения ограничения);
исполнитель (а в случае, если ограничение режима потребления вводится субисполнителем на основании письменного уведомления исполнителя о необходимости введения ограничения режима потребления, - то исполнитель совместно с субисполнителем) обязан не позднее 3 рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления инициатора о необходимости введения ограничения режима потребления разработать дополнительные организационно-технические меры, позволяющие ввести ограничение режима потребления в отношении одного потребителя при обеспечении поставки электрической энергии другим потребителям без ограничения режима потребления.
Если введение ограничения режима потребления в отношении лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) потребителей, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии (мощности), услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, может привести к ограничению или прекращению подачи электрической энергии таким потребителям, то такое лицо обязано обеспечить поставку электрической энергии таким потребителям без ограничения режима их потребления, в том числе обеспечить подачу электрической энергии таким потребителям в объеме их потребления по соглашению с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), и уведомить об этом инициатора введения ограничения до даты и времени введения в его отношении ограничения режима потребления.
До реализации соответствующих организационно-технических мер, позволяющих ввести ограничение режима потребления в отношении одного потребителя при обеспечении поставки электрической энергии другим потребителям без ограничения режима их потребления, ограничение режима потребления не вводится.
На основании изложенных положений, следует, что сетевая организации - ОАО "Тываэнерго" при ограничении электроснабжения на объекте ПКК "Сварщик" должно было удостовериться об отсутствии технологически присоединенных энергопринимающих устройства иных потребителей, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии (мощности).
Как следует из материалов дела ОАО "Тываэнергосбыт" направляло заявку в адрес сетевой организации для ограничения электроснабжения ПКК "Сварщик", расположенного по адресу: г. Кызыл ул. Калинина д.33, так как производственный кооператив обладает статусом юридического лица и договора в письменной форме с ОАО "Тываэнергосбыт" не заключал.
26.08.2014 года была прекращена подача электрической энергии в жилой дом ***** отключение произвело ОАО "Тываэнерго" без объяснения причин.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Тывинское УФАС Росси установило, что в ОАО "Тываэнергосбыт" открыт лицевой счет на жилой дом по улице Сукпакская, дом ****на имя *****. по которому гражданка производит оплату за потребленный ресурс по прибору учета электрической энергии.
Согласно представленному акту сверки взаимных расчетов между ОАО "Тываенергосбыт" и потребителем, задолженность за последним по состоянию на 01.11.2014 года отсутствует.
Кроме того, согласно приложения N 2 к договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 11.04.2012 г., заключенного между ОАО "Тываэнерго" и ОАО "Тываэнергосбыт" следует, что тачка точка поставки заявителя (ул. Сукпакская, *** включена в указанный договор.
Из анализа пункта 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, следует, что запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства. За исключением случаев возникновения аварийных электроэнергетических режимов, веерные отключения потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, запрещаются.
Статьей 10 ГК РФ установлены пределы осуществления гражданских прав, согласно которым не допускается злоупотребление доминирующим положением.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Следовательно, объективной стороной правового состава указанного антимонопольного правонарушения охватывается и сама возможность (угроза) недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц как результат действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта.
Под товаром понимается объект гражданских прав предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции)
Таким образом, для состава указанного правонарушения необходимы следующие условия: доминирующее положение хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке, действие (бездействия) хозяйствующего субъекта и наступление (или угрозы наступления) одного из перечисленных последствий.
Кроме того, при квалификации нарушения по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции учитываются положения пункта 4 (третьем абзаце) постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" согласно которым, оценивая действие (бездействие) хозяйствующего субъекта как злоупотребление доминирующим положением, судам следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Результатом вышеперечисленных действий (бездействия) ОАО "Тываэнерго" явилось ущемление интересов **** которая не имея задолженности перед гарантирующим поставщиком, была отключена от электроснабжения по вине ОАО "Тываэнерго", которое отключив ПКК "Сварщик" от электричества не предприняло должных мер по установлению потребителей запитанных от подстанции ПКК "Сварщик", что привело к ограничению подачи электроэнергии на объект заявителя.
Довод ОАО "Тываэнерго" об отсутствии в его действиях вины в связи с отсутствием необходимой информации не принят Комиссией Тывинского УФАС России, так как имеющиеся в материалах дела документы (разрешение Сибирского территориального энергетического объединения "Сибирьэнерго" Тувинское республиканское отделение "Энергонадзор", выдача ОАО "Тываэнерго" дубликата ранее выданных технических условий, а не новых, договор на оказание услуг по передачи электрической энергии от 11.04.2012 г.), подтверждают, что ОАО "Тываэнерго" располагало информацией об электроснабжении объекта заявителя опосредовано через подстанцию принадлежащей ПКК "Сварщик".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьями 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:
1. Признать ОАО "Тываэнерго" (667004, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Рабочая, 4, ИНН 1701029232) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося незаконном введении ограничения режима потребления электрической энергии на объект, расположенный по адресу: Республика Тыва г.Кызыл, Сукпакская, дом **** в нарушение порядка установленного пунктом 8 Порядка ограничения режима потребления по обстоятельствам, не связанным с необходимостью проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства или с возникновением (угрозой возникновения) аварийных электроэнергетических режимов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года N 442.
2. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствия рассмотрение дела N 04-06-08/22-10-14, возбужденное в отношении ОАО "Тываэнерго" прекратить.
Председатель Комиссии _________ Ф.А. Хаджиев
Члены Комиссии ___________ Е.С. Алдын-оол
___________ А.В. Кыргыс
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26 июля 2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд Республика Тыва.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва N 04-06-08/22-10-14 (опубликовано 25 февраля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016