Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
от 10 октября 2014 г. N К06-80/14
Резолютивная часть решения оглашена "01" октября 2014 года
В полном объеме решение изготовлено "10" октября 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Козлова О.А. - исполняющий обязанности заместителя руководителя управления, Председатель Комиссии;
Добкин А.С. - начальник отдела экономической концентрации, финансовых рынков и торговли, член Комиссии;
Рахимова И.В. - заместитель начальника отдела экономической концентрации, финансовых рынков и торговли, член Комиссии,
рассмотрев дело NК06-80/14 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом "Адмиралтейские верфи" (ИНН 7839395419; 190121, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д.203) (далее - ОАО "Адмиралтейские верфи", Ответчик) пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в создании ОАО "Адмиралтейские верфи" участнику (Открытое акционерное общество "ЦТСС" (далее - ОАО "ЦТСС")) запроса предложений на право заключения договора на поставку рукавов в первом квартале 2014 года (далее - Запрос предложений) преимущественных условий участия в закупке, следствием которого явилось устранение конкуренции при проведении Запроса предложений, в присутствии представителя от заявителя - ООО "Юнифлекс" Л.Н. Моргачева (по доверенности от 05.09.2014 N8); от ответчика - ОАО "Адмиралтейские верфи" В.Г. Кузьмин (по доверенности от 27.12.2013 N78/99), А.Н. Фурсов (по доверенности от 01.10.2014 N99/326) установила:
1. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью "Юнифлекс" (далее - Заявитель, ООО "Юнифлекс") от 28 апреля 2014 года (вх.N8964 от 29 апреля 2014 года) на ограничивающие конкуренцию действия Открытого акционерного общества "Адмиралтейские верфи" (далее - Заказчик, ОАО "Адмиралтейские верфи"), выразившиеся в установлении в документации запроса предложений на поставку рукавов в первом квартале 2014 (извещения N31400938621) требования о соответствии поставляемого товара ТУ 8713-009-07502259-94. При этом сами технические условия в документации не указаны.
ООО "Юнифлекс" в заявлении указало, что п.3.1 раздела 3 ГОСТ 2.114-95 "Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Технические условия", введенного Постановлением Госстандарта России от 08.08.1995 N425, установлено, что технические условия являются техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика (изготовления) или по требованию заказчика (потребителя) продукции.
В соответствии с п.3.3 раздела 3 ГОСТ 2. 114-95 "Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Технические условия" технические условия разрабатывают на одно конкретное изделие, материал, вещество. Следовательно, определенный номер технического условия соответствует продукции одного производителя.
Учитывая, что в данном случае документация запроса предложений содержит требование к товару со ссылкой на конкретные технические условия - ТУ 8713-009-075502259-94, при этом данное требование не сопровождается словами "или эквивалент", это фактически указывает на товары определенного производителя.
2. В письменном отзыве ОАО "Адмиралтейские верфи" (исх.N78/500- от 21.08.2014) не согласилось с доводами, указанными в заявлении, пояснив следующее.
В п.16 информационной карты процедуры (требования, предъявляемые к поставляемым товарам) указано, что необходимы к поставке к поставке рукава из винилискожи гибкие ТУ 8713-009-075502259-94) для местной вентиляции, рукав Ф100, необходимо предоставление паспорта качества производителя.
21.04.2014 закупочной комиссией ОАО "Адмиралтейские верфи" принято решение об одобрении отчета о рассмотрении заявок участников, отклонении заявок на участие, не соответствующих требованиям и условиям закупочной процедуры и признании процедуры несостоявшейся. Заявки участников: ЗАО "Холдинговая компания "Редуктор", ООО "Грин-Вуд", ООО "Юнифлекс" отклонены на основании п.п.2 п.6.4.8 Порядка по причине их несоответствия требованиям, установленным в закупочной документации, а именно информационной карте процедуры.
В основу принятого решения были положены отчет организатора закупки и суждение специалиста от 14.04.2014 N99/212-1077, составленное начальником инженерного центра Общества, мотивирующего покупку рукавов из винилискожи гибкие ТУ 8713-009-075502259-94 для местной вентиляции, как более прочных, чем представленные образцы, большим сроком эксплуатации, лучших температурных режимов и иных предпочтительных данных. В заключение инженерного центра Общества указано, что ТУ 8713-009-075502259-94 включен в реестр Государственной регистрации РФ.
3. Рассмотрев материалы дела NК06-80/14 о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проанализировав документы по закупке, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России пришла к следующим выводам.
Предметом Запроса предложений (номер извещения: 31400938621) является право заключения договора на поставку рукавов в первом квартале 2014.
Извещение N31400938621 о проведении Запроса предложений, закупочная документация опубликованы 04 марта 2014 года.
Начальная (максимальная) цена договора составляет 2 732 882,00 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок на участие в Запросе предложений - 14 марта 2014 года в 11 часов 00 минут.
Дата и время рассмотрения заявок на участие в Запросе предложений - 17 марта 2014 года в 11 часов 00 минут.
Дата и время подведения итогов Запроса предложений - 31 марта 2014 года в 14 часов 00 минут.
Согласно разделу "Термины, определения, сокращения" Положения о закупках ОАО "Адмиралтейские верфи" (далее - Положение), размещенному 09 января 2013 года на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.zakupki.gov.ru), запрос предложений - это способ закупки, при котором победителем признается участник, представивший предложение, которое наилучшим образом удовлетворяет потребностям Заказчика в товарах, работах, услугах.
В соответствии с пунктом 16 извещения о проведении Запроса предложений от 04 марта 2014 года победителем закупки признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в закупочной документации.
Пунктом 16 закупочной документации установлены требования, предъявляемые к поставляемому товару, согласно которым указанный товар должен соответствовать ТУ 8713-009-07502259-94. При этом указанные технические условия не включены Заказчиком в состав закупочной документации, отсутствует ссылка на источник, в котором участники данной закупки могли бы ознакомиться с их содержанием.
14 марта 2014 года на сайте http://fabrikant.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Заказчиком был опубликован протокол вскрытия конвертов в процедуре закупки "Запрос предложений N2141246-1" от 14 марта 2014 года N2141246-1-1, согласно которому заявки на участие в Запросе предложений были поданы следующими участниками: ООО "Юнифлекс", Закрытым акционерным обществом "Холдинговая компания "Редуктор" (далее - ЗАО "Холдинговая компания "Редуктор"), Открытым акционерным обществом "ЦТСС" (далее - ОАО "ЦТСС") и Обществом с ограниченной ответственностью "Грин-Вуд" (ООО "Грин-Вуд").
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в процедуре закупки "Запрос предложений N2141246-1" от 22 апреля 2014 года NВ/ОЗ/2014-045/5 ООО "Юнифлекс", ЗАО "Холдинговая компания "Редуктор" и ООО "Грин-Вуд" было отказано в допуске к участию в Запросе предложений в связи с не соответствием предлагаемой продукции требованиям закупочной документации (пункт 16 закупочной документации).
В соответствии с протоколом оценки и сопоставления заявок участников в процедуре закупки "Запрос предложений N2141246-1" от 22 апреля 2014 года по результатам рассмотрения предложения, представленного единственным участником процедуры закупки, Заказчиком было принято следующее решение: закупка у участника несостоявшегося Запроса предложений (ОАО "ЦТСС").
Согласно технико-коммерческому предложению на изготовление и поставку рукавов из винилискожи гибких ТУ 8713-009-07502259-94 д/местной вентиляции рукав O100, входящему в состав заявки ОАО "ЦТСС", представленной Заказчиком, указанное общество является: разработчиком и держателем документации на изготовление рукавов по ТУ 8713-009-07502259-94 и единственным изготовителем этой продукции с 1996 года; с 1996 года ОАО "ЦТСС" является поставщиком данной продукции для нужд ОАО "Адмиралтейские верфи".
Таким образом, Заказчиком установлено требование о соответствии техническим условиям (ТУ 8713-009-07502259-94) предлагаемого к поставке товара без размещения указанных технических условий в составе документации о закупке или без указания ссылки на источник, в котором соответствующие заинтересованные лица могли бы ознакомиться с их содержанием.
Технические условия (ТУ 8713-009-07502259-94) в открытом доступе, в т.ч. информационно-телекоммуникационной сети Интернет не обнаружены, реестр технических условий отсутствует.
Из технико-коммерческого предложения ОАО "ЦТСС", представленного в материалах дела, следует, что именно оно является разработчиком и держателем документации на изготовление вентиляционных рукавов по ТУ 8713-009-07502259-94 и единственным изготовителем этой продукции.
Таким образом, указание в закупочной документации на необходимость соответствия продукции конкретным техническим условиям, которые не являются частью этой документации и недоступны участникам торгов, создает необоснованное преимущество для участия в запросе предложений путем ограничения доступа к информации.
Вследствие чего, участники закупки при проведении запроса предложений не могли ознакомиться с рассматриваемыми техническими условиями, а установление требования о соответствии предлагаемого к поставке товара ТУ 8713-009-07502259-94, разработчиком и держателем которых является ОАО "ЦТСС", свидетельствует о наличии признаков ограничения конкуренции при проведении Запроса предложений.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
В рассмотренных действиях ОАО "Адмиралтейские верфи" при проведении запроса предложений на право заключения договора на поставку вентиляционных рукавов в первом квартале 2014 года выявлены нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Вместе с тем, ранее Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по делу NТ08-200/14 было принято решение о нарушении в действиях ОАО "Адмиралтейские верфи" пунктов 1 и 2 части 1 статьи 3 и пункта 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" ОАО "Адмиралтейские верфи" было выдано предписание об аннулирования Запроса котировок (номер извещения - 31400938621).
В установленные сроки ОАО "Адмиралтейские верфи" предписание было исполнено, процедура была аннулирована согласно протокола NВ/ОЗ/2014-045/6 от 02.06.2014.
В связи с возникновением срочной потребности в рукавах из винилискожи гибкие и выполнением заказа N62450 ОАО "Адмиралтейские верфи" в соответствии с п.3.5.5.2 "Положения о закупках товаров, работ, услуг ОАО "Адмиралтейские верфи" приняло решение о проведении закупки у единственного поставщика.
ОАО "Адмиралтейские верфи" представило копию договора на право изготовления и поставки вентиляционных рукавов от 24.06.2014 N13308, заключенного с ОАО "ЦТСС" как с единственным поставщиком.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать наличие нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях ОАО "Адмиралтейские верфи", выразившееся в ограничении конкуренции при проведении запроса предложений, путем включения в состав документации требований к поставляемому товару (гибкие рукава), отвечающих конкретным техническим условиям, разработанным и производимым одним из участников, который признан победителем.
2. Не выдавать ОАО "Адмиралтейские верфи" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в связи с заключением договора с ОАО "ЦТСС" как с единственным поставщиком.
Председатель Комиссии О.А. Козлова
Члены Комиссии А.С. Добкин
И.В. Рахимова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 октября 2014 г. N К06-80/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016