Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 8355-04 (опубликовано 10 октября 2014 г.)
Резолютивная часть решения оглашена "26" сентября 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено "06" октября 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<>
рассмотрев дело N 11385/04-2014 по признакам нарушения ОАО "Ульяновская сетевая компания" (далее - ОАО "УСК") (432023, г. Ульяновск, ул. Профсоюзная, д.29) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), установила:
На основании приказа от 06.06.2014 N 117 по Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области была проведена проверка в отношении ОАО "УСК", о чем составлен акт проверки N4 от 14.08.2014.
В ходе проведения проверки установлено следующее.
ОАО "Ульяновская сетевая компания" - является юридическим лицом; видами деятельности предприятия являются: - оказание услуг по передаче и распределению (транспортированию) электрической энергии; - оказание услуг по присоединению к электрическим сетям; диагностика, эксплуатация, ремонт сетей технологической связи, средств измерений и учета (АИИСКУЭ), оборудования релейной защиты и противоаварийной автоматики и иного, связанного с функционированием электросетевого хозяйства, технологического оборудования, а также технологическое управлении ими.
Из анализа технических условий, выдаваемых ОАО "УСК", установлено, что общество включает в технические условия требования к узлу учета, которые ущемляют интересы потребителя:
- условие об установке прибора учета с жидкокристаллическим устройством индикации (содержатся во всех Технических условиях на присоединение, выдаваемых обществом, за исключением ТУ, выдаваемых при переоформлении документов);
- условие об установке шкафа учета на внешней стене здания (в частности, в ТУ от 02.06.2014 N499, от 02.06.2014 N498; от 02.06.2014 N489; от 27.05.2014 N479; ТУ от 27.05.2014 N472, от 27.05.2014 N476; от 26.05.2014 N458; от 21.05.2014 N434; от 14.05.2014 N408; от 21.05.2014 N432; от 19.05.2014 N416; от 07.05.2014 N375; от 2.02.2014 N124; от 12.02.2014 N105; от 26.05.2014 N467, от 11.07.2013 N498);
- условие об установке коммуникатора, позволяющего осуществлять удаленный доступ (в частности, ТУ от 10.07.2013 N494, от 11.02.2014 N 99; от 31.03.2014 N236; от 28.02.2014 N139);
- рекомендации к виду приборов учета содержатся во всех Технических условиях на присоединение, выдаваемых обществом, за исключением ТУ, выдаваемых при переоформлении документов, причем указанные рекомендации содержатся в разделе 11.3, который называется "Требования к прибору учета электроэнергии".
По указанным фактам приказом врио руководителя Ульяновского УФАС России от 11.09.2014 N 216 возбуждено дело по признакам нарушения ОАО "УСК" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося во включении в технические условия на технологическое присоединение к электрическим сетям необоснованных требований к узлу учета электрической энергии, которые ущемляют интересы потребителя.
На рассмотрении дела представители ОАО "УСК" поддержали доводы, изложенные в письменных пояснениях (вх. от 24.09.2014 N 8180), а также в письменных возражениях на акт проверки N 4 от 14.08.2014 (вх. от 04.09.2014 N7541). Указали, что использование приборов учета с жидкокристаллическим устройством индикации в технических условиях компании носило рекомендательный характер. Рекомендации в отношении конкретных типов и марок приборов учета указывались из накопленного опыта ОАО "УСК" в части эксплуатации подобных устройств. Потребитель был вправе установить любой другой прибор учета, удовлетворяющий основным требованиям. В связи со спорным (неоднозначным) пониманием рекомендаций в ТУ, руководством ОАО "УСК" было принято решение об исключении данных рекомендаций, что подтверждается приказом генерального директора от 16.09.2014 N147 "О внесении изменений в регламент технологического присоединения, утв. Приказом от 21.03.2014 N 43".
Считают, что включение в технические условия на присоединение к электрическим сетям условий об установке шкафа учета на внешней стене здания и об установке коммуникатора, позволяющего осуществлять удаленный доступ, не нарушает действующего законодательства РФ.
Место установки шкафа учета определяется компанией в соответствии с п.1.5.6 Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание" (утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979) (ред. от 20.06.2003) и п.144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N442 (далее - Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии), согласно которым приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики смежных субъектов розничного рынка, прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. Так как прибор учета затруднительно установить непосредственно в точке присоединения, а также на границе участка заявителя, то ОАО "УСК" прописывает в технических условиях установку прибора учета на фасаде присоединяемого здания, что не противоречит п. 1.5.27 ПУЭ.
Требование об оснащении шкафа учета коммуникатором для удаленного доступа и возможности включения в АСКУЭ является одним из требований к прибору учета электрической энергии и регламентируется п. 25(1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N861 (далее - Правила технологического присоединения), и п.136 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии.
Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ОАО "Ульяновская сетевая компания", выразившихся во включении в технические условия на технологическое присоединение к электрическим сетям необоснованных требований к узлу учета электрической энергии, что может повлечь ущемление интересов потребителей, нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
При этом Комиссия исходит из следующего.
Условие об установке прибора учета с жидкокристаллическим устройством индикации, которое содержится во всех Технических условиях на присоединение, выдаваемых ОАО "УСК", за исключением ТУ, выдаваемых при переоформлении документов, является необоснованным требованием к узлу учета, которое ущемляет интересы потребителя.
Согласно пункту 25(1) Правил технологического присоединения, в технических условиях для заявителей должны быть указаны:
а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя;
а(1)) максимальная мощность в соответствии с заявкой и ее распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства;
б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств;
в) требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности;
г) распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).
Таким образом, обязательная установка приборов учета с жидкокристаллическим экраном не предусмотрена действующим законодательством. Кроме того, указание типа прибора учета содержится в разделе ТУ "Требования к узлу учета". Указанные условия могут влечь ограничение для потребителей в выборе устанавливаемого прибора учета. Однако приказом генерального директора ОАО "УСК" И.В. Перфилова от 16.09.2014 N147 "О внесении изменений в регламент технологического присоединения, утв. Приказом от 21.03.2014 N 43" из технических условий на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "УСК" исключен пункт о рекомендациях использования электрических счетчиков с жидкокристаллическим устройством индикации.
Условие об установке шкафа учета на внешней стене здания (в частности, в ТУ от 02.06.2014 N499, от 02.06.2014 N498; от 02.06.2014 N489; от 27.05.2014 N479; ТУ от 27.05.2014 N472, от 27.05.2014 N476; от 26.05.2014 N458; от 21.05.2014 N434; от 14.05.2014 N408; от 21.05.2014 N432; от 19.05.2014 N416; от 07.05.2014 N375; от 2.02.2014 N124; от 12.02.2014 N105; от 26.05.2014 N467, от 11.07.2013 N498) также является необоснованным требованием к узлу учета электрической энергии, которое ущемляют интересы потребителя.
В соответствии со статьей 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
В соответствии с п.144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики смежных субъектов розничного рынка, прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.
Соответственно, данной диспозитивной нормой установлено, что приборы учета должны располагаться на границе раздела при наличии технической возможности.
Согласно пункту 1.5.27. ПУЭ счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0 град. C.
Допускается размещение счетчиков в неотапливаемых помещениях и коридорах распределительных устройств электростанций и подстанций, а также в шкафах наружной установки. При этом должно быть предусмотрено стационарное их утепление на зимнее время посредством утепляющих шкафов, колпаков с подогревом воздуха внутри них электрической лампой или нагревательным элементом для обеспечения внутри колпака положительной температуры, но не выше +20 град. C.
Таким образом, данной диспозитивной нормой установлено, что приборы учета должны располагаться в помещениях. Однако в ТУ, выдаваемых ОАО "УСК", в качестве обязательного требования предусмотрено размещение приборов учета в шкафах, расположенных на внешней стене здания (фасаде).
Следует также отметить, что условие об установке коммуникатора, позволяющего осуществлять удаленный доступ (в частности, ТУ от 10.07.2013 N494, от 11.02.2014 N 99; от 31.03.2014 N236; от 28.02.2014 N139) также является необоснованным требованием к узлу учета электрической энергии, которые ущемляют интересы потребителя. Требование об установке приборов учета, в обязательном порядке позволяющем осуществить удаленный доступ, не предусмотрено действующим законодательством. Кроме того, указание типа прибора учета содержится в разделе ТУ "Требования к узлу учета". Указанные условия могут влечь ограничение для потребителей в выборе устанавливаемого прибора учета.
Установлено, что рекомендации к виду приборов учета содержатся во всех Технических условиях на присоединение, выдаваемых ОАО "УСК", за исключением ТУ, выдаваемых при переоформлении документов, причем указанные рекомендации содержатся в разделе 11.3, который называется "Требования к прибору учета электроэнергии". Указание типов приборов учета в выдаваемых технических условиях не предусмотрено действующим законодательством. При этом указание вида прибора учета содержится в разделе ТУ "Требования к узлу учета". Указанные условия могут влечь ограничение для потребителей в выборе устанавливаемого прибора учета.
Основным видом деятельности ОАО "УСК" является оказание услуг по передаче электрической энергии (код ОКВЭД 40.10.2).
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1998 N147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В части 5 статьи 5 ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
ОАО "УСК" включено в реестр субъектов естественных монополий,, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль (РАЗДЕЛ I. Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии) приказом от 30.01.13 N51-э под номером 73.1.25
Таким образом, ОАО "УСК" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии и присоединения к электрическим сетям в границах присоединённой сети.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
На основании изложенного, действия ОАО "УСК", выразившиеся во включении в технические условия на технологическое присоединение к электрическим сетям необоснованных требований к узлу учета электрической энергии, что может повлечь ущемление интересов потребителей, являются нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
В связи с тем, что ответчиком представлен приказ от 16.09.2014 N147 "О внесении изменений в регламент технологического присоединения, утв. Приказом от 21.03.2014 N 43", в соответствии с которым из технических условий на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "УСК" исключен пункт о рекомендациях использования электрических счетчиков с жидкокристаллическим устройством индикации, комиссия приняла решение выдать предписание только в части иных вышеуказанных условий.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции " комиссия, решила:
1. Признать действия ОАО "Ульяновская сетевая компания", выразившиеся во включении в технические условия на технологическое присоединение к электрическим сетям необоснованных требований к узлу учета электрической энергии, что может повлечь ущемление интересов потребителей, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ОАО "Ульяновская сетевая компания" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.14.31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
<>
Исх. от 10.10.2014 N 8355-04
Дело N11385/04-2014
ПРЕДПИСАНИЕ N 80
г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<>
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 06.10.2014 по делу N11385 /04-2014 о нарушении ОАО "Ульяновская сетевая компания" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Кому: ОАО " Ульяновская сетевая компания "
в течение 30 календарных дней со дня получения предписания прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося во включении в технические условия на технологическое присоединение к электрическим сетям необоснованных требований к узлу учета электрической энергии, что может повлечь ущемление интересов потребителей
в течение 30 календарных дней со дня получения предписания исключить из технических условий на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "Ульяновская сетевая компания" пункты, содержащие требования об установке шкафа учета на внешней стене здания, а также об установке коммуникатора, позволяющего осуществлять удаленный доступ, либо указать в технических условиях вариант, предусмотренный диспозитивной нормой, и одновременно указать иные предлагаемые ОАО "УСК" рекомендации к узлу учета.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Ульяновское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
<>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 8355-04 (опубликовано 10 октября 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016