Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
N 03-03/36-14 (опубликовано 20 октября 2014 г.)
(решение изготовлено в полном объеме 20 октября 2014 года)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела N 03-03/36-14 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Завьялов М.Ф.,
члены Комиссии - начальник отдела антимонопольного контроля Антонова М.В., специалист- отдела антимонопольного контроля Шошина В.А.,
рассмотрев дело N 03-03/36-14 в отношении Открытого акционерного общества "Фильтры индустриальные газоочистные" (далее - ОАО "ФИНГО"), ИНН 7609001719, ОГРН 1027601065821, юридический адрес: 152101, Ярославская область, Ростовский район, п.Семибратово, ул.Красноборская, 9, по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в направлении уведомления о прекращении действий по передаче электрической энергии в адрес Закрытого акционерного общества "Семибратовская фирма научно-исследовательский институт по промышленной и санитарной очистке газов" (далее - ЗАО "СФ НИИОГАЗ") с 01.01.2015, что создало угрозу ущемления интересов ЗАО "СФ НИИОГАЗ", установила:
дело возбуждено по заявлению ЗАО "СФ НИИОГАЗ" (вх. N 7138 от 05.06.2014) о нарушении антимонопольного законодательства ОАО "ФИНГО". Заявитель указал, что ОАО "ФИНГО" письмом N391 от 05.03.2014 уведомило ЗАО "СФ НИИОГАЗ" о прекращении оказания услуг по передаче электрической энергии с 01.01.2015.
Принимая решение, Комиссия исходит из следующего:
ЗАО "СФ НИИОГАЗ" на праве собственности владеет производственными помещениями, расположенными по адресу: Ярославская область, Ростовский район, п.Семибратово, ул.Красноборская, 9, которые оборудованы системами водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и электроснабжения и подключены к инженерными коммуникациям, принадлежащим ОАО "ФИНГО".
Между ЗАО "СФ НИИОГАЗ" и ОАО "Ярославская сбытовая компания" заключен договор на поставку электрической энергии N 1061 от 01.12.2006. Поставка электрической энергии по договору до точек поставки ЗАО "СФ НИИОГАЗ" осуществляется через сети ОАО "ФИНГО". В Приложении N3 к Договору содержится структурная схема электроснабжения, в соответствии с которой технологическое присоединение энергопринимающих устройств ЗАО "СФ НИИОГАЗ" осуществлено к сетям ОАО "ФИНГО".
Соглашением N 73-СЭ/06 от 13.03.2007 о взаимодействии по определению технических характеристик энергопринимающих устройств (энергетических установок) ранее присоединенного юридического (физического) лица и сетевой организации между ОАО "МРСК-Центра" и ОАО "ФИНГО", актом о технологическом присоединении от 13.03.2007, актом о технологическом присоединении N 73-СЭ/13 и актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 30.09.2013 подтверждено технологическое присоединение ОАО "ФИНГО" к ПС 110/35/10 "Устье", принадлежащей ОАО "МРСК-Центра", максимальная мощность - 2200 кВт.
Между ОАО "МРСК-Центра" и ОАО "ФИНГО" заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии N ЯЭ-00/П37-08 от 10.01.2008. В Приложении N2 к Договору содержится перечень точек отпуска электроэнергии из сети ОАО "ФИНГО". В числе потребителей ОАО "ФИНГО" указано и ЗАО "СФ НИИОГАЗ".
В договоре снабжения электрической энергией N53 от 30.11.2009 между ОАО "Ярославская сбытовая компания" и ОАО "ФИНГО" в качестве транзитного потребителя указано, в том числе, ЗАО "СФ НИИОГАЗ" (Приложение N4 "Перечень средств измерения и мест их установки (расчетных приборов покупателя, субабонентов и транзитных потребителей)").
Соглашением от 18.07.2011 о взаимодействии по определению технических характеристик энергопринимающих устройств (энергетических установок) ранее присоединенного юридического лица и сетевой организации, заключенным между ЗАО "СФ НИИОГАЗ" и ОАО "ФИНГО", подтверждено технологическое присоединение ЗАО "СФ НИИОГАЗ" к ТП-3, принадлежащей ОАО "ФИНГО", максимальная мощность - 150 кВт.
Между ЗАО "СФ НИИОГАЗ" и ОАО "ФИНГО" заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 1 от 01.01.2007. В соответствии с договором ОАО "ФИНГО" осуществляет комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих ОАО "ФИНГО" на праве собственности и (или) ином установленном федеральным законом основании.
Согласно Акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 22.11.2006 (Приложение N3 к договору) электроснабжение ОАО "СФ НИИОГАЗ" осуществляется от ПС "Устье" фид.6 ТП N3 по фидерам N 22,25,29 0,4 кВ. Границами балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ОАО "ФИНГО" и ЗАО "СФ НИИОГАЗ" являются болтовые соединения трансформаторов тока и нижних губок рубильника 0,4 кВ фидеров N 22,25,29 в ТП N3.
В соответствии с договором N1 от 01.01.2007 (раздел 6) оплата услуг производится на основании тарифа на услуги по передаче электрической энергии, установленного органом государственного регулирования тарифов.
Согласно пункту 8.2 указанного Договора договор может быть расторгнут досрочно по соглашению сторон и в случаях, установленных законодательством РФ, а также по инициативе исполнителя при систематическом нарушении условий договора. Расторжение договора в одностороннем порядке недопустимо.
05.03.2014 от ОАО "ФИНГО" в адрес ЗАО "СФ НИИОГАЗ" поступило письмо N 391, которым ОАО "ФИНГО" уведомляло о прекращении с 01.01.2015 оказания услуг по передаче электрической и тепловой энергии, ЗАО "СФ НИИОГАЗ" предлагалось самостоятельно решить вопрос об оказании данных услуг с другими поставщиками.
06.03.2014 ЗАО "СФ НИИОГАЗ" направило в ОАО "ФИНГО" ответное письмо N 151-01. В данном письме ЗАО "СФ НИИОГАЗ" указывало на то, что до начала отопительного сезона 2014-2015 осталось слишком мало времени, за такой короткий промежуток времени невозможно осуществить проектирование, согласование и строительство необходимых инженерных коммуникаций, поэтому Общество будет вынуждено частично сократить численный состав предприятия, частично отправить работников в вынужденный простой. Это коснется примерно 150 сотрудников предприятия, что создаст социальную напряженность в данном населенном пункте.
В письме ЗАО "СФ НИИОГАЗ" указало, что необходимые инженерные сети проходят транзитом через пустующее в настоящее время производственное здание (Эгонт), выражало готовность привести коммуникации в надлежащее состояние при условии передачи в долгосрочную аренду (на 5-10 лет) указанного здания с коммуникациями.
06.03.2014 ЗАО "СФ НИИОГАЗ" направило письмо (N 149-01) в ОАО "Ярославская сбытовая компания" с просьбой оказать содействие в урегулировании ситуации, связанной с незаконными действиями ОАО "ФИНГО" по расторжению договора на оказание услуг по передаче электрической энергии ЗАО "СФ НИИОГАЗ", указывая, что альтернативные источники для передачи электрической энергии ЗАО "СФ НИИОГАЗ" отсутствуют.
08.04.2014 ОАО "ФИНГО" направило ЗАО "СФ НИИОГАЗ" ответ (письмо N 513), в котором повторно сообщало о прекращении с 01.01.2015 оказания услуг по передаче электрической и тепловой энергии, по транспортировке питьевой воды и водоотведению. В заключении договора долгосрочной аренды отказано, настоятельно предлагалось решить вопрос об оказании данных услуг с другими поставщиками самостоятельно.
09.04.2014 в Администрации Ростовского муниципального района состоялось рабочее совещание по вопросу функционирования предприятий и обеспечения их коммунальными ресурсами по инженерным сетям ОАО "ФИНГО".
На совещании представитель ОАО "ФИНГО" сообщил о том, что Общество находится в тяжелом финансовом положении, средств на обслуживание сетей крайне не хватает, сети имеют высокий физический износ, поэтому потребителям предложено произвести самостоятельные переключения, минуя сети ОАО "ФИНГО", т.к. предприятие находится на грани банкротства.
Представитель РЭС указал, что ОАО "ФИНГО" зарегистрировано как электросетевая организация, имеющая тариф на передачу электрической энергии. К электрическим сетям ОАО "ФИНГО" подключены и получают электрическую энергию холдинговая группа "Кондор-ЭКО", ЗАО "СФ НИИОГАЗ", пожарная часть, магазин, ресторан "Риверсайд", канализационно-насосная станция и другие потребители.
В части электроснабжения рабочее собрание решило, рекомендовать ОАО "ФИНГО" проработать вопросы с ОАО "Ярославская сбытовая компания" в случае введения ограничения режима потребления электрической энергии не отключать фидер N6 (от которого осуществляется снабжение электроэнергией ЗАО "СФ НИИОГАЗ"), а также рассмотреть возможность передачи в аренду на срок до 1 года питающей электрической линии.
В ОАО "ФИНГО" из Администрации Ростовского муниципального района поступило письмо (N1099 от 16.05.2014) с просьбой в срок до 23.05.2014 проинформировать о выполнении решений протокола рабочего совещания от 09.04.2014.
В письме N 636 от 20.05.2014 ОАО "ФИНГО" сообщило, что протокол совещания от 09.04.2014 рассмотрен и вновь заявило, что позиция ОАО "ФИНГО" в отношении прекращения услуг по передаче электрической и тепловой энергии, водоснабжения и водоотведения ЗАО "СФ НИИОГАЗ" остается однозначной: хозяйствующие субъекты должны самостоятельно обеспечивать свои потребности коммунальными ресурсами. ЗАО "СФ НИИОГАЗ" должно самостоятельно решать вопрос по обеспечению электроэнергией своих потребностей. Электрические и тепловые сети передаваться в аренду не будут.
03.06.2014 Администрация Ростовского муниципального района направило в ОАО "ФИНГО" письмо N2270, в котором указало на то, что ОАО "ФИНГО", являясь сетевой организацией, имеющей тарифы на оказание услуг (в том числе, на передачу электрической энергии), обязано решать все вопросы, связанные с поставкой ресурсов потребителям. Отказ ОАО "ФИНГО" от поставки ресурсов и необеспечение потребителей, в том числе, электроэнергией приведет к ущемлению интересов потребителей и как следствие - к социальной напряженности, в настоящее время отсутствуют сети для альтернативного переключения. Тяжелое финансовое положение ОАО "ФИНГО" не может являться основанием для прекращения хозяйственной деятельности и производства товара при наличии спроса на этот товар. ОАО "ФИНГО", являясь собственником инженерных коммуникаций, несет бремя ответственности за их содержание (статья 210 Гражданского кодекса РФ), поэтому все ремонтные работы на сетях должны быть ОАО "ФИНГО" выполнены.
Статьей 4 Федерального закона от 07.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере естественной монополии.
В статье 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии определен как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
В соответствии с Постановлением Правительства N 861, сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности, или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Приказом Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области N 193-ээ/п от 30.12.2013 установлен тариф на передачу электрической энергии.
ОАО "ФИНГО", являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах принадлежащих ему электрических сетей.
В статье 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), даны определения основных терминов, в том числе, следующие:
"сетевые организации" - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть;
"точка поставки" - место исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей, а до составления в установленном порядке акта разграничения балансовой принадлежности электросетей - в точке присоединения энергопринимающего устройства (объекта электроэнергетики);
"точка присоединения к электрической сети" - место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации.
В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа "собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций".
Согласно пункту 2 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), пункту 9 Правил недискриминационного доступа оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным.
Обязательным условием оказания услуг по передаче электрической энергии покупателю является его участие в оптовом рынке или наличие у такого покупателя заключенного с производителем или иным поставщиком электрической энергии договора купли-продажи электрической энергии, исполнение обязательств по которому осуществляется надлежащим образом.
При необоснованном уклонении сетевой организации от заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении сетевой организации заключить указанный договор в соответствии с гражданским законодательством.
Сетевая организация в соответствии с настоящим Федеральным законом, правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков вправе отказать покупателю в исполнении своих обязательств по договору оказания услуг по передаче электрической энергии в случае, если такой организации стало известно о неисполнении покупателем своих обязательств по договору купли-продажи электрической энергии.
В соответствии со статьей 37 Закона об электроэнергетике субъектами розничных рынков являются: потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.
Поставщики электрической энергии и покупатели электрической энергии вправе заключать договоры, в которых содержатся элементы различных договоров (смешанные договоры).
Договором купли-продажи, договором поставки электрической энергии (мощности) может быть предусмотрена обязанность поставщика заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям с сетевой организацией от имени потребителя электрической энергии или от своего имени, но в интересах потребителя электрической энергии.
Потребитель электрической энергии свободен в выборе контрагента по договору купли-продажи, договору поставки электрической энергии. Сетевая организация не вправе отказать потребителю электрической энергии в заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии по основаниям, связанным с выбором потребителем электрической энергии определенного поставщика электрической энергии.
При рассмотрении дела установлено, что прекращение ОАО "ФИНГО" оказания услуг по передаче электрической энергии в адрес ЗАО "СФ НИИОГАЗ" лишает последнего возможности удовлетворить потребности в электрической энергии, т.к. технологическое присоединение энергопринимающих устройств ЗАО "СФ НИИОГАЗ" осуществлено к сетям ОАО "ФИНГО". Изменение точки присоединения невозможно осуществить в короткие сроки, для этого потребуется время и дополнительные материальные затраты. Со своей стороны ЗАО "СФ НИИОГАЗ" предлагало ОАО "ФИНГО" передать сети в аренду, взяв на себя обязанность по содержанию сетей, но получило категоричный отказ.
ОАО "ФИНГО" свои действия по прекращению с 01.01.2015 оказания услуг по передаче электрической энергии обосновывало трудным финансовым положением, высокой степенью износа инженерных коммуникаций, невозможностью гарантировать потребителям передачу электрической энергии надлежащего качества, однако, не предприняло никаких мер для разрешения сложившейся ситуации: в договоре аренды ЗАО "СФ НИИОГАЗ" отказало, с просьбами о передаче сетей ОАО "МРСК-Центра" или в органы местного самоуправления о передаче сетей в муниципальную собственность не обращалось.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, действия ОАО "ФИНГО", выразившиеся в направлении уведомлений (письма N 391 от 05.03.2014, N 513 от 08.04.2014, N 636 от 20.05.2014) о прекращении оказания услуг по передаче электрической энергии в адрес ЗАО "СФ НИИОГАЗ" с 01.01.2015, что создало угрозу ущемления интересов ЗАО "СФ "НИИОГАЗ", является злоупотреблением доминирующим положением и образует состав нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать Открытое акционерное общество "ФИНГО" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ОАО "ФИНГО" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ОАО "ФИНГО".
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Завьялов М.Ф.
Члены Комиссии Антонова М.В.
Шошина В.А.
ОАО "ФИНГО"
152101, Ярославская область, Ростовский район, п.Семибратово,
ул.Красноборская, 9
П Р Е Д П И С АН И Е
по делу N 03-03/36-14 о нарушении
антимонопольного законодательства
06 октября 2014 года г. Ярославль
(решение изготовлено в полном объеме 20 октября 2014 года)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела N 03-03/36-14 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Завьялов М.Ф.,
члены Комиссии - начальник отдела антимонопольного контроля Антонова М.В., специалист- отдела антимонопольного контроля Шошина В.А.,
руководствуясь подпунктом "ж" пункта 2 части 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании решения от 06 октября 2014 года по делу N 03-03/36-14 о нарушении Открытым акционерным обществом "Фильтры индустриальные газоочистные" (далее - ОАО "ФИНГО"), ИНН 7609001719, ОГРН 1027601065821, юридический адрес: 152101, Ярославская область, Ростовский район, п.Семибратово, ул.Красноборская, 9, части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
ОАО "ФИНГО" в срок до 20 ноября 2014 года прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем совершения следующих действий:
- отозвать уведомления (письма N 391 от 05.03.2014, N 513 от 08.04.2014, N 636 от 20.05.2014), направленные в адрес ЗАО "СФ НИИОГАЗ", о прекращении оказания услуг по передаче электрической энергии с 01.01.2015.
Об исполнении предписания сообщить в Ярославское УФАС России в срок до 25 ноября 2014 года.
Председатель Комиссии |
Завьялов М.Ф.
|
Члены Комиссии |
Антонова М.В.
|
|
Шошина В.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области N 03-03/36-14 (опубликовано 20 октября 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016