Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 17 октября 2014 г. N 51-07/14
Резолютивная часть решения оглашена "15" октября 2014 года
В полном объеме решение изготовлено "17" октября 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Соболевской Т.М. |
- |
начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России, |
|
Вурьева Д.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России, |
рассмотрев дело N 51-07/14 по признакам нарушения Управлением образования Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области (456800, ул. Уфалейская, д. 12-е, г. Верхний Уфалей, Челябинская область) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение Филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области (далее - ФГУП "Охрана", Предприятие) о неправомерных действиях Управления образования Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области (далее - Управление), выразившихся в направлении руководителям образовательных организаций рекомендаций о заключении с обществом с ограниченной ответственностью "Купол-Ч" (далее - ООО "Купол-Ч", Общество) договора на установку дополнительного оборудования для дублирования сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
В своем заявлении ФГУП "Охрана" указывает, что Управлением направлены письма о рекомендации руководителям образовательных организаций заключить договор с ООО "Купол-Ч" (г. Верхний Уфалей) на установку дополнительного оборудования для дублирования сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (далее - Оборудование). Данные письма направлены директорам всех школ и детских садов города Верхний Уфалей.
ФГУП "Охрана" также указано, что на территории Верхнеуральского городского округа деятельность по реализации Оборудования, его установке, обслуживанию осуществляют: ООО "Купол-Ч", ООО "Ворон", ООО "Техносервис", ООО "Конструкционные металлы и сплавы", ООО "Спектор-СБ", Предприятие.
Осуществление деятельности Предприятием по реализации Оборудования подтверждается, в том числе, договорами поставки N 331/201 от 25.08.2014, N 332/202 от 29.08.2014, N П-247/191 от 09.07.2014, N П-291 от 01.08.2014, N П-299/193 от 06.08.2014, N П-300/194 от 14.08.2014, N П-233/184 от 02.07.2014, заключенными между ФГУП "Охрана" и производителем Оборудования ПАК "Стрелец-Мониторинг" (ЗАО "Аргус-Спектр").
Негативные последствия для Предприятия от направления Управлением письма в адрес подведомственных учреждений выразились в том, что подведомственными Управлению организациями велись переговоры о расторжении договоров на обслуживание пожарных сигнализаций ввиду поступления от Управления рекомендаций о заключении договоров с ООО "Купол-Ч". Расторжению договоров между образовательными учреждениями и Предприятием помешало своевременное обращение в антимонопольный орган о неправомерных действиях Управления.
По мнению Предприятия, данные действия Управления противоречат положениям статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку могут привести к расторжению договоров на обслуживание систем оповещения о возгораниях на объектах (пожарных сигнализаций), что препятствует деятельности Предприятия.
Управлением представлены письменные пояснения (исх. N 422 от 11.06.2014, исх. N 608 от 09.09.2014, исх. N 693 от 08.10.2014), из содержания которых следует, что Управление является учредителем подведомственных ему образовательных учреждений. Управление также является главным распорядителем бюджетных средств по отношению к подведомственным муниципальным образовательным организациям, находящимся на территории Верхнеуфалейского городского округа.
В Управление неоднократно поступали коммерческие предложения об установке в подведомственных образовательных организациях Оборудования, которые передавались руководителям образовательных организаций. Во всех предложениях стоимость установки Оборудования составляла от 70 до 150 тысяч рублей на один объект. Таким образом, общая стоимость установки Оборудования во всех подведомственных Управлению образовательных учреждениях составляла около 3 млн. рублей. Данных средств в бюджете Управления и бюджете Верхнеуфалейского городского округа не предусмотрено.
22.04.2014 в Управление поступило коммерческое предложение ООО "Купол-Ч" об установке аналогичного программно-аппаратному комплексу "Стрелец-Мониторинг" Оборудования в образовательных учреждениях на безвозмездной основе. Управление в соответствии с данным предложением и на правах учредителя рекомендовало руководителям образовательных организаций заключить договоры с Обществом.
По мнению Управления, указанные действия не привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, поскольку образовательными учреждениями Верхнеуфалейского городского округа не заключены договоры с ООО "Купол-Ч", в связи с чем отсутствуют нарушения Закона о защите конкуренции.
Также Управление указано, что 25.06.2014 в адрес руководителей образовательных учреждений направлено письмо (исх. N 447), которым сообщается, что Приказ МЧС России от 28.12.2009 N 743 "О принятии на снабжение в системе МЧС России программно-аппаратного комплекса системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях" распространяет свою силу только на подразделения МЧС России в части их оборудования ПАК "Стрелец-Мониторинг".
При этом, законодательством Российской Федерации не установлено обязательство устанавливать на объектах охраны систему ПАК "Стрелец-Мониторинг". Таким образом, у объектов защиты остается право выбора систем мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах развития крупных пожаров. Единственным ограничением в выборе таких систем является необходимость соблюдения требований раздела 9 ГОСТ Р 53325-2009.
Поставлять, монтировать и обслуживать объектовые станции, предназначенные для прямого вывода сигнала о пожаре от объекта защиты в подразделения МЧС России, имеет право любая организация, имеющая лицензию МЧС России. Выбор организаций, претендующих на заключение контрактов на поставку, монтаж и обслуживание объектовых станций осуществляется руководителями объектов защиты. Подключение объектового оборудования к оборудованию, установленному в подразделениях МЧС России, производится организацией, осуществляющей эксплуатационно-техническое обслуживание пультового оборудования, на безвозмездной основе по решению соответствующего должностного лица МЧС России. В связи с этим Управлением приняты меры по доведению соответствующей информации до подведомственных учреждений.
Общество в письменных пояснениях (исх. N 32 от 04.09.2014) указало, что в апреле 2014 года ООО "Купол-Ч" направило в Управление предложение о бесплатной установке аналогичной ПАК "Стрелец-мониторинг" системы передачи сигналов о срабатывании пожарной сигнализации в дежурную часть пожарной охраны. Для этого Обществу требовалось получить у Управления МЧС России разрешение на установку в дежурной части пожарной охраны соответствующего пультового оборудования для приема указанных сигналов.
В связи с этим, Общество обратилось в Главное управление МЧС России по Челябинской области с письмом о разрешении установки пультового оборудования в пожарной части. Также ООО "Купол-Ч" указано, что на подавляющем большинстве объектов защиты Верхнеуфалейского городского округа уже установлено объектовое оборудование "Барьер", имеющее соответствующие сертификаты пожарной безопасности и позволяющее осуществлять передачу на пульт пожарной охраны сигналов о срабатывании пожарной сигнализации без участия персонала объекта и обслуживающей (мониторинговой) организации.
На данное обращение Обществом получен ответ, которым сообщается, что в дежурных частях пожарной охраны Челябинской области установлены пульты ПАК "Стрелец-Мониторинг" и другие альтернативные системы устанавливать не разрешается. В связи с этим коммерческое предложение ООО "Купол-Ч" утратило силу по причинам, не зависящим от Общества. Главное управление МЧС России по Челябинской области настаивает на установке на объектах защиты именно системы ПАК "Стрелец-Мониторинг" и устанавливать такие системы имеют право только организации, имеющие разрешение фирмы-производителя. ООО "Купол-Ч" таким разрешением не обладает.
По мнению Общества, действия Управления не привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, поскольку подведомственными Управлению учреждениями договоры не заключены.
Изучив представленные документы и сведения, Челябинское УФАС России приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 22.04.2014 в Управление поступило обращение Общества (вх. N 925), которым сообщается, что ООО "Купол-Ч" готово установить на объектах охраны (образовательные учреждения) аналогичное ПАК "Стрелец-Мониторинг" оборудование, удовлетворяющее требованиям части 7 статьи 83 Технического регламента, на безвозмездной основе и без каких-либо финансовых затрат со стороны образовательных учреждений города Верхний Уфалей.
Данным письмом также сообщается, что стоимость "Мониторинга" и "Технического обслуживания пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре" составит:
- для объектов Управления, имеющих заключенные с Обществом договоры, с 01.01.2014 - 600 рублей в месяц за каждый объект защиты по услуге "Мониторинг" и 1100 рублей в месяц за каждый объект защиты по услуге "Техническое обслуживание пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре;
- для объектов Управления, не имеющих заключенные с Обществом договоры - 600 рублей в месяц за каждый объект защиты по услуге "Мониторинг" и 1400 рублей в месяц за каждый объект защиты по услуге "Техническое обслуживание пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре;
В этот же день, 22.04.2014 Управлением в адрес руководителей образовательных организаций города Верхний Уфалей направлено письмо (исх. N 264), которым сообщается, что с 13.07.2014 вступают в силу изменения, внесенные в часть 7 статьи 83 Технического регламента, в соответствии с которыми объекты функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 должны быть оснащены Оборудованием.
На основании изложенного, Управление рекомендует руководителям образовательных учреждений города Верхний Уфалей заключить договоры с ООО "Купол-Ч", которое на безвозмездной основе установит дополнительное оборудование в образовательных учреждениях для дублирования сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. Также данным письмом Управление сообщает стоимость услуг по мониторингу и техническому обслуживанию Оборудования, установленные Обществом.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения установлены Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент).
Федеральным законом от 10.07.2012 N 117-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" внесены изменения в Технический регламент, которыми, в том числе, устанавливаются требования к оснащению образовательных учреждений всех типов и видов (функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2) специальным оборудованием, обеспечивающим подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара, а также передачу сигналов о возгорании на пульт подразделений пожарной охраны без участия работников объекта.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит обязательному лицензированию.
Иных требований к хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по установке и обслуживанию систем пожарной сигнализации, действующим законодательством не предъявляется.
В целях реализации требований Технического регламента в системе МЧС России принят на снабжение программно-аппаратный комплекс системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях "Стрелец-Мониторинг" (ПАК "Стрелец-Мониторинг").
Как указано в решении Федеральной антимонопольной службы России от 12.07.2011 по делу N 1 17/171-10 аппаратно-программный комплекс любого производителя, соответствующий техническим условиям и конструкторской документации на опытный образец, разработанный по заказу МЧС России (Приказ МЧС России N 743 от 28.12.2012), будет иметь условной наименование ПАК "Стрелец-Мониторинг".
Кроме того, в соответствии с письмом Федерального государственного учреждения "Всероссийский ордена "Знак почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны" МЧС России от 18.04.2011 исх. N 166-1-03-1901 решение по обеспечению совместимости устанавливаемого в зданиях оборудования пожарной сигнализации с ПАК "Стрелец-Мониторинг" находится в ведении должностных лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности объекта.
На основании изложенного можно прийти к выводу, что на объектах охраны может быть установлено любое оборудование, соответствующее Техническому регламенту, любого производителя, а установка и обслуживание такого Оборудования может производиться любым хозяйствующим субъектом, обладающим соответствующей лицензией на осуществление данного вида деятельности. Документов, сведений, подтверждающих отсутствие технической возможности установки только (исключительно) оборудования конкретного производителя лицами, участвующими в деле, Комиссии не представлено. Привлечение муниципальными учреждениями образования хозяйствующих субъектов к выполнению работ (оказанию услуг) по установке и обслуживанию Оборудования должно производится по общим правилам с соблюдением законодательства о контрактной системе.
На основании изложенного, Управление не имело оснований для указания в письме от 22.04.2014 (исх. N 264) информации о необходимости заключения договоров с конкретным хозяйствующим субъектом (ООО "Купол-Ч").
Довод Управления о рекомендательном характере письма от 22.04.2014 (исх. N 264) и отсутствии последствий от его направления не принят Комиссией, поскольку для квалификации действий органа местного самоуправления в качестве нарушающих положения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции не требуется установление наступления негативных последствий для состояния конкуренции. Антимонопольному органу достаточно установления возможности наступления таких последствий для конкуренции. С учетом рекомендации Управления образовательные учреждения могли воспользоваться ими в любое время при возникновении соответствующей потребности.
Таким образом, в результате действий Управления подведомственным и подотчетным Управлению организациям фактически предложено заключить договоры на установку и обслуживание необходимого в соответствии с требованиями законодательства оборудования с конкретным хозяйствующим субъектом. Данный хозяйствующий субъект, используя возможность установки на объектах оборудования на безвозмездной основе, впоследствии может осуществлять обслуживание и мониторинг устанавливаемого оборудования на возмездной основе в виде абонентской платы за оказание данных услуг.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров.
Действия Управления, выразившиеся в направлении подведомственным образовательным учреждениям рекомендаций о необходимости заключения договоров на установку и обслуживание Оборудования с конкретным хозяйствующим субъектом при условии, что на охраняемых объектах может быть установлено оборудование, отвечающее требованиям Технического регламента, иных производителей с возможностью последующего обслуживания данного оборудования данным производителем, его представителем, иной организацией, могут создать данному хозяйствующему субъекту (ООО "Купол-Ч") преимущественные условия осуществления предпринимательской деятельности на рынке установки и обслуживания пожарных сигнализаций, в том числе при размещении муниципального заказа, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Комиссией установлено, что Управлением в адрес образовательных учреждений не направлялась информация об отзыве письма от 22.04.2014 (исх. N 264). Информацию, направленную Управлением в адрес подведомственных учреждений в письме от 25.06.2014 (исх. N 447) нельзя принять за сведения об отзыве письма от 22.04.2014 (исх. N 264), поскольку она содержит только сведения о требованиях МЧС России, предъявляемых к организациям, осуществляющим монтаж и обслуживание Оборудования. Сведений об отзыве письма Управления от 22.04.2014 (исх. N 264) данное обращение не содержит.
В связи с этим, Комиссия Челябинского УФАС России считает необходимым выдать Управлению предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем отзыва письма от 22.04.2014 (исх. N 264), направленного в адрес подведомственных учреждений, о необходимости заключения договоров на установку и обслуживание Оборудования с ООО "Купол-Ч".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции оснований для прекращения рассмотрения дела в отношении Управления по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 4 указанной нормы, действия Управления образования Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области, выразившиеся в направлении подведомственным образовательным учреждениям рекомендаций о необходимости заключения договоров на установку и обслуживание оборудования для передачи сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации с конкретным хозяйствующим субъектом при условии, что на охраняемых объектах может быть установлено любое оборудование, отвечающее требованиям Технического регламента, любого производителя с возможностью последующего обслуживания данного оборудования данным производителем, его представителем, иной организацией, что может создать данному хозяйствующему субъекту (ООО "Купол-Ч") преимущественные условия осуществления предпринимательской деятельности на рынке установки и обслуживания пожарных сигнализаций на территории Верхнеуфалейского городского округа, в том числе при осуществлении закупок для муниципальных нужд, создать препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности на соответствующем товарном рынке иным хозяйствующим субъектам, привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. Выдать Управлению образования Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем отзыва письма Управления от 22.04.2014 (исх. N 264).
3. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административных правонарушений.
4. Иные меры по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.
Председатель Комиссии
Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии
Т.М. Соболевская
Д.В. Вурьев
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 51-07/14 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства
"17" октября 2014 года
г. Челябинск, пр. Ленина, д. 59
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Соболевской Т.М. |
- |
начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России; |
|
Вурьева Д.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 17 октября 2014 года по делу N 51-07/14 о нарушении Управлением образования Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области (456800, ул. Уфалейская, д. 12-е, г. Верхний Уфалей, Челябинская область; далее - Управление) части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, предписывает:
1. Управлению в срок до 28 ноября 2014 года прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем направления в адрес подведомственных Управлению учреждений, которым было направлено письмо Управления от 22.04.2014 (исх. N 264), информации об отзыве письма Управления от 22.04.2014 (исх. N 264).
2. Управлению в срок до 05 декабря 2014 года представить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания, а именно: копии документов, подтверждающих направление в адрес подведомственных Управлению учреждений информации об отзыве письма Управления от 22.04.2014 (исх. N 264) с приложением документов, подтверждающих направление данных документов адресатам, указанным в письмах (перечень образовательных учреждений, в адрес которых направлена информация об отзыве письма Управления от 22.04.2014 (исх. N 264), письмо (информацию) Управления о необходимости отзыва письма Управления от 22.04.2014 (исх. N 264), направленного в образовательные учреждения, реестры почтовых отправлений, отметки (уведомления) о получении и т.д.).
Документы, представленные в доказательство исполнения предписания, должны быть заверены печатью организации и подписью должностного лица, прошиты и пронумерованы, представлены с сопроводительным письмом и описью документов.
Председатель Комиссии
Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии:
Т.М. Соболевская
Д.В. Вурьев
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 17 октября 2014 г. N 51-07/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016