Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
от 4 февраля 2015 г. N 2-03/37-2014
Резолютивная часть решения объявлена "21" января 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено "04" февраля 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
<_>
при участии
со стороны ГКУ "Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области":
-<_>
ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР", ООО "Проектно-Строительное Бюро "ИНТЕХ", ООО "БалтСтрой", ГКУ "Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области", Управление по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, представители на заседание Комиссии не явились.
рассмотрев дело N 2-03/37-2014 по признакам нарушения ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР", ООО "Проектно-Строительное Бюро "ИНТЕХ", ООО "БалтСтрой" требований пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
По инициативе Пензенского УФАС России было возбуждено дело N 2-03/37-2014 в отношении ООО "БалтСтрой", ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР", ООО "Проектно-Строительное Бюро "ИНТЕХ" по признакам нарушения требований пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении и участии в соглашении между хозяйствующими субъектами-конкурентами, которое могло привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, при проведении открытого аукциона в электронной форме N N 0155200002213001095.
Из сведений, представленных электронной площадкой ЗАО "Сбербанк АСТ", установлено, что IP-адрес участников ООО "БалтСтрой", ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР", ООО "Проектно-Строительное Бюро "ИНТЕХ", с которых продавались заявки на участие в указанном аукционе и ценовые предложения, один и тот же, что могло свидетельствовать о заключении и участии в соглашении между хозяйствующими субъектами-конкурентами, которое привело или могло привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Приказом Пензенского УФАС России от 10.10.2014 г. N 219 в отношении ООО "БалтСтрой", ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР", ООО "Проектно-Строительное Бюро "ИНТЕХ" возбуждено дело N 2-03/37-2014 по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Определением от 10.10.2014 г. дело N 2-03/37-2014 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 06.11.2014 г.
На заседании Комиссии представитель ГКУ "Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области" пояснил, что ценовое предложение Победителя указанного аукциона было значительно занижено и не могло покрыть все расходы в целях исполнения контракта. Так же указала, что ООО "Проектно-Строительное Бюро "ИНТЕХ", с которым был заключен контракт, в последующем обратилось с заявлением о расторжении контракта в связи с невозможностью его исполнения. В итоге договор был расторгнут в судебном порядке.
ООО "БалтСтрой", ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР", ООО "Проектно-Строительное Бюро "ИНТЕХ" надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, представители на заседание Комиссии не явились.
Ввиду отсутствия письменной позиции Ответчиков по делу, запрошенной по определению о назначении дела N 2-03/37-2014 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 10.10.2014 рассмотрение дела N 2-03/37-2014 было дважды отложено.
К заседанию Комиссии 02.12.2014 и 21.01.2015 ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР", ООО "Проектно-Строительное Бюро "ИНТЕХ", ООО "БалтСтрой" надлежащим образом были уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, представители на заседание Комиссии не явились
Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.
Уполномоченный орган в лице Управления по размещению государственного заказа Пензенской области 19.04.2013 опубликовало извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на размещение государственного заказа: "Разработка проектной документации на капитальный ремонт гидротехнических сооружений водохранилища на р. Юловка, расположенного в 800 м на запад от здания сельсовета с. Вирга по ул. Центральная, д. 2 Нижнеломовского района Пензенской области" для нужд ГКУ "Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области".
Аукцион проводится на площадке: www.sberbank-ast.ru
Начальная максимальная цена контракта: 3 500 000,00
Заказчик: ГКУ "Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области".
Дата проведения открытого аукциона в электронной форме: 20.05.2013
Для участия в аукционе было подано 10 заявок (одна отозвана):
- Общество с ограниченной ответственностью "АртМакс" (ИНН 5836652287)
- Общество с ограниченной ответственностью "СаратовГеоСтрой" (ИНН 6455052652)
- Общество с ограниченной ответственностью "Галактика-О" (ИНН 7702646694)
- Общество с ограниченной ответственностью "СевиКом" (ИНН 7447101322)
- Общество с Ограниченной Ответственностью "БалтСтрой" (ИНН 7805614260)
- Общество с ограниченной ответственностью "ЕвроГеоПроект" (ИНН 6316138951)
- Общество с ограниченной ответственностью "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР" (ИНН 7811481869)
- Общество с ограниченной ответственностью "Проектно-Строительное Бюро "ИНТЕХ" (ИНН 7811505284)
- Общество с ограниченной ответственностью ПОВОЛЖСКИЙ ПРОЕКТНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОМЫШЛЕННОГО И ГРАЖДАНСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА "ПОВОЛЖСТРОЙПРОЕКТ" (ИНН 5836641430) (подано 2 заявки, перед началом аукциона одна заявка Общества была отозвана).
Аукцион был начат 20.05.2013 13:45:00 и продолжался до 20.05.2013 14:05:39.
В ходе аукциона было сделано 58 ценовых предложений.
Первое ценовое предложение было сделано со стороны ООО "Проектно-Строительное Бюро "ИНТЕХ".
Снижению начальной (максимальной) цены способствовали поочередные и неоднократные действия ООО "БалтСтрой" и ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР" по подаче ценовых предложений.
|
Участник |
Время подачи ЦП |
Ценовое предложение (ЦП) |
1 |
ООО "Проектно-Строительное Бюро "ИНТЕХ" |
20.05.2013 13:45:15 |
3482 500,00 |
2 |
ООО "БалтСтрой" |
20.05.2013 13:45:46 |
3307 500,00 |
3 |
ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР" |
20.05.2013 13:46:17 |
3262 041,42 |
4 |
ООО "СевиКом" |
20.05.2013 13:46:34 |
3465 000,00 |
5 |
ООО "ЕвроГеоПроект" |
20.05.2013 13:46:38 |
3244 541,42 |
6 |
ООО "БалтСтрой" |
20.05.2013 13:46:50 |
3069 541,42 |
7 |
ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР" |
20.05.2013 13:47:05 |
3193 491,12 |
8 |
ООО "БалтСтрой" |
20.05.2013 13:47:15 |
2894 541,42 |
9 |
ООО "БалтСтрой" |
20.05.2013 13:47:22 |
2894 541,42 |
10 |
ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР" |
20.05.2013 13:47:32 |
3018 491,12 |
11 |
ООО "СевиКом" |
20.05.2013 13:47:40 |
3244 541,42 |
12 |
ООО "БалтСтрой" |
20.05.2013 13:47:50 |
2843 491,12 |
13 |
ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР" |
20.05.2013 13:47:59 |
2798 032,54 |
14 |
ООО "БалтСтрой" |
20.05.2013 13:48:07 |
2658 446,74 |
15 |
ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР" |
20.05.2013 13:48:18 |
2612 056,21 |
16 |
ООО "БалтСтрой" |
20.05.2013 13:48:24 |
2437 056,21 |
17 |
ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР" |
20.05.2013 13:48:43 |
2391 597,63 |
18 |
ООО "БалтСтрой" |
20.05.2013 13:48:51 |
2254 807,69 |
19 |
ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР" |
20.05.2013 13:49:00 |
2207 485,20 |
20 |
ООО "ЕвроГеоПроект" |
20.05.2013 13:49:00 |
2419 556,21 |
21 |
ООО "БалтСтрой" |
20.05.2013 13:49:11 |
2047 396,44 |
22 |
ООО "ЕвроГеоПроект" |
20.05.2013 13:49:26 |
2189 985,20 |
23 |
ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР" |
20.05.2013 13:49:28 |
1998 210,05 |
24 |
ООО "БалтСтрой" |
20.05.2013 13:49:36 |
1856 760,35 |
25 |
ООО "ЕвроГеоПроект" |
20.05.2013 13:49:37 |
2029 896,44 |
26 |
ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР" |
20.05.2013 13:49:46 |
1804 778,10 |
27 |
ООО "БалтСтрой" |
20.05.2013 13:49:57 |
1709 926,03 |
28 |
ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР" |
20.05.2013 13:50:07 |
1751 863,90 |
29 |
ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР" |
20.05.2013 13:50:30 |
1659 807,69 |
30 |
ООО "БалтСтрой" |
20.05.2013 13:50:42 |
1612 485,20 |
31 |
ООО ИНСТИТУТ ПОВОЛЖСТРОЙПРОЕКТ |
20.05.2013 13:50:50 |
1692 426,03 |
32 |
ООО "БалтСтрой" |
20.05.2013 13:51:04 |
1567 958,57 |
33 |
ООО ИНСТИТУТ ПОВОЛЖСТРОЙПРОЕКТ |
20.05.2013 13:51:07 |
1594 985,20 |
34 |
ООО "БалтСтрой" |
20.05.2013 13:51:12 |
1571 686,38 |
35 |
ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР" |
20.05.2013 13:51:26 |
1529 955,61 |
36 |
ООО "БалтСтрой" |
20.05.2013 13:51:39 |
1487 292,89 |
37 |
ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР" |
20.05.2013 13:51:54 |
1444 630,17 |
38 |
ООО "БалтСтрой" |
20.05.2013 13:52:01 |
1445 562,12 |
39 |
ООО "БалтСтрой" |
20.05.2013 13:52:13 |
1406 627,21 |
40 |
ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР" |
20.05.2013 13:52:23 |
1363 032,54 |
41 |
ООО "БалтСтрой" |
20.05.2013 13:52:29 |
1364 896,44 |
42 |
ООО "БалтСтрой" |
20.05.2013 13:52:36 |
1319 437,87 |
43 |
ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР" |
20.05.2013 13:52:53 |
1277 707,10 |
44 |
ООО "БалтСтрой" |
20.05.2013 13:53:03 |
1235 044,38 |
45 |
ООО "БалтСтрой" |
20.05.2013 13:53:25 |
1060 044,38 |
46 |
ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР" |
20.05.2013 13:53:30 |
1192 381,66 |
47 |
ООО "БалтСтрой" |
20.05.2013 13:53:40 |
1017 381,66 |
48 |
ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР" |
20.05.2013 13:53:48 |
976 582,84 |
49 |
ООО "БалтСтрой" |
20.05.2013 13:53:55 |
891 050,30 |
50 |
ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР" |
20.05.2013 13:54:11 |
852 115,39 |
51 |
ООО "БалтСтрой" |
20.05.2013 13:54:35 |
677 115,39 |
52 |
ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР" |
20.05.2013 13:54:53 |
636 316,57 |
53 |
ООО "БалтСтрой" |
20.05.2013 13:55:07 |
461 316,57 |
54 |
ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР" |
20.05.2013 13:55:22 |
418 653,85 |
55 |
ООО "БалтСтрой" |
20.05.2013 13:55:31 |
243 653,85 |
56 |
ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР" |
20.05.2013 13:55:39 |
204 718,94 |
57 |
ООО ИНСТИТУТ ПОВОЛЖСТРОЙПРОЕКТ |
20.05.2013 14:06:50 |
1594 985,19 |
58 |
ООО "Проектно-Строительное Бюро "ИНТЕХ" |
20.05.2013 14:15:15 |
1490 000,00 |
Перед завершением аукциона ООО "Проектно-Строительное Бюро "ИНТЕХ" подано ценовое предложение с ценой 1490 000,00 рублей.
В итоге, цена была снижена ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР" до 204 718,94 (снижение на 94,15 %) - Победитель.
Вторым участником аукциона, давшим лучшее предложение о цене контракта после победителя было ООО "БалтСтрой" (ценовое предложение 243 653,85 руб.).
Третьим участником аукциона, давшим лучшее предложение о цене контракта после победителя было ООО "Проектно-Строительное Бюро "ИНТЕХ" (ценовое предложение 1490 000,00 руб.).
Однако, согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 22.05.2013 заявка ООО "БалтСтрой" признана не соответствующей (пункт 1 части 6 статьи 41.11 Федерального закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов). А именно, указанным участником не представлена копия Свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к работам по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства с указанием в перечне следующих видов работ в соответствии с пунктами приказа Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 г. N624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Раздел II. Виды работ по подготовке проектной документации - п.13-работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).
ООО "БалтСтрой" при подаче заявки на участие в аукционе были известны условия аукционной документации, в том числе требование о предоставлении копии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по подготовке проектной документации (пункт 26 раздела 2 Документации об аукционе).
Следовательно, данный участник аукциона должен был осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий вследствие не предоставления указанного документа, а именно невозможности заключения государственного контракта и, как следствие, невозможности получения прибыли и выполнения работ, являющихся предметом аукциона.
Таким образом, в действиях указанной организации имело место преднамеренное исключение возможности заключения контракта с заказчиком.
В ходе рассмотрения дела установлено, что победитель электронного аукциона ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР" уклонился от заключения контракта, о чем свидетельствует протокол об отказе от заключения контракта от 17.06.2013 (часть 11 статьи 41.12 главы 3.1 Закон о размещении заказов).
Решением Пензенского УФАС России от 12.07.2013 РНП-58-20 сведения об ООО ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР" (ИНН 7811481869), представленные ГКУ "Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области", включены в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
В итоге, контракт был заключен с третьим участником аукциона, давшим лучшее предложение о цене контракта после победителя с ООО "Проектно-Строительное Бюро "ИНТЕХ" по цене 1490 000,00 руб. (что на 1 285 281,06 больше цены ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР")
Из сведений, представленных электронной площадкой ЗАО "Сбербанк АСТ", IP-адрес участников ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР", ООО "Проектно-Строительное Бюро "ИНТЕХ", ООО "БалтСтрой", с которых продавались ценовые предложения и подписывался контракт, один и тот же: 145.255.234.154.
Согласно сведениям ООО "ОБИТ" - владельца IP-адреса: 145.255.234.154, указанный адрес выдан в пользование ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР"
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР" и ООО "Проектно-Строительное Бюро "ИНТЕХ" являются группой лиц.
ООО "БалтСтрой" и ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР" согласно выпискам из ЕГРЮЛ не являются группой лиц в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Также ООО "БалтСтрой" и ООО "Проектно-Строительное Бюро "ИНТЕХ" согласно выпискам из ЕГРЮЛ не являются группой лиц в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
ООО "БалтСтрой" и группа лиц в составе ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР" и ООО "Проектно-Строительное Бюро "ИНТЕХ" принимали участие в вышеуказанном конкурсе (были допущены к участию в аукционе) на осуществление работ по разработке проектной документации на капитальный ремонт гидротехнических сооружений водохранилища на р. Юловка, расположенного в 800 м на запад от здания сельсовета с. Вирга по ул. Центральная, д. 2 Нижнеломовского района Пензенской области (Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) 4560531 - проектно - изыскательские работы (в том числе для строительства будущих лет)).
Проектно-изыскательские работы - это комплекс работ по проведению инженерных изысканий, разработке технико-экономических обоснований строительства, подготовке проектов, рабочей документации, составлению сметной документации для осуществления строительства (нового строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения) объектов, зданий, сооружений. Изыскательские работы представляют собой комплекс технических и экономических исследований района строительства.
С учетом изложенного, продуктовые границы рынка ограничены предметом проводимого электронного аукциона и определены как проектно - изыскательские работы.
Участниками рынка проектно-изыскательских работ являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по проведению указанных работ.
Проектно-изыскательные работы, как было указано выше, осуществляются также непосредственно на объекте исследования с осуществлением выезда специалистов на место для сбора исходных данных.
Таким образом, географические границы названного товарного рынка, исходя из предмета указанного конкурса, определены местом нахождения объекта, для которого необходимо проведение работ по разработке проектной документации.
Согласно пункту 5 части 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Таким образом, в рассматриваемом случае ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР", ООО "Проектно-Строительное Бюро "ИНТЕХ", ООО "БалтСтрой", подавая заявки и принимая участие в открытом аукционе в электронной форме на размещение государственного заказа на осуществление работ по разработке проектной документации на капитальный ремонт гидротехнических сооружений водохранилища на р. Юловка, являются конкурентами.
ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР" и ООО "Проектно-Строительное Бюро "ИНТЕХ" согласно выпискам из ЕГРЮЛ зарегистрировано по адресу: г. Санкт-Петербург, Проспект Обуховской обороны, 51, литер К, 602. Указанный адрес является адресом предоставления доступа к услугам связи (IP-адрес 145.255.234.154).
ООО "БалтСтрой" согласно выписке из ЕГРЮЛ зарегистрировано по адресу: г. Санкт-Петербург, Проспект Стачек, 17, оф.18.
В подаваемых заявках на проводимый аукцион N 0155200002213001095 данные хозяйствующие субъекты указали адреса местонахождения такие же, как указаны в выписках из ЕГРЮЛ.
При этом необходимо отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 54 Гражданского кодекса РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Предоставление одного и того же IP-адреса по разным фактическим адресам, в том числе одним и тем же провайдером, невозможно, в силу того что действующие стандартны DHCP (англ. Dynamic Host Configuration Protocol - протокол динамической настройки узла) - сетевой протокол, позволяющий компьютерам получать IP-адрес и другие параметры, необходимые для работы в сети TCP/IP) не позволяют организовывать повторяющуюся IP-адресацию, как для статических, так и для динамических адресов. При попытке искусственного создания повторяющегося IP-адреса происходит блокировка отправителей с последующей блокировкой IP-адреса.
IP-адресом представляет собой уникальный четырехбайтный числовой идентификатор, позволяющий осуществлять доступ в сеть Интернет и однозначно определяющий устройство в сети. При этом неоднократный выход в Интернет разными лицами (не менее трех) в течение 10-15 минут с одного и того же IP-адреса возможен в случае, если данные лица используют одно и то же сетевое устройство (компьютер, ноутбук), либо сетевые устройства, входящие в одну локальную сеть, а также при использовании пользователями прокси-серверов.
Указанные обстоятельства подтверждают, что действия ответчиков по подаче заявок на участие в аукционе и подаче ценовых предложений при его проведении с одного IP-адреса не является случайным и подтверждает наличие возможности информационного обмена между ООО "БалтСтрой" и группой лиц в составе ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР" и ООО "Проектно-Строительное Бюро "ИНТЕХ" во время проведения аукциона.
На основании вышеизложенного следует, что ООО "БалтСтрой" и группа лиц в составе ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР" и ООО "Проектно-Строительное Бюро "ИНТЕХ" осуществляли совместное участие (подачу ценовых предложений) в проводимом электронном аукционе, что подтверждается совпадением IP-адреса, с которого подавались ценовые предложения данных хозяйствующих субъектов.
Вышеизложенное свидетельствует об использовании конкурентами единой инфраструктуры. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры возможно только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Следовательно, такие действия ООО "БалтСтрой" и группы лиц в составе ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР" и ООО "Проектно-Строительное Бюро "ИНТЕХ" возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.
Таким образом, ООО "БалтСтрой" и группа лиц в составе ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР" и ООО "Проектно-Строительное Бюро "ИНТЕХ", действуя с одного IP-адреса, заранее знали о намерениях друг друга. Поэтому в аукционе смогли выступить с таким ценовыми предложениями (значительно снизив цену контракта), чтобы ввести в заблуждение конкурентов, в результате чего последние отказались от конкурентной борьбы.
Указанные выводы подтверждают позиции других участников проводимого аукциона (ООО "Галактика-О", ОООЕвроГеоПроект"), представленные в Пензенское УФАС России.
Участие в аукционе должно иметь определенный экономический смысл, поскольку участники аукциона понесли определенные затраты временных, трудовых и денежных ресурсов на изготовление и подачу заявок на участие в аукционе, ввиду особых требований к содержанию, оформлению и сроку подачи заявок на участие в аукционе, установленных статье 35 Закона о размещении заказа.
Согласно части 5 статьи 32 Закона о размещении заказа Заказчиком, уполномоченным органом может быть установлено требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, обеспечения участия в открытом аукционе в электронной форме (далее также - требование обеспечения заявки на участие в аукционе). При этом размер обеспечения заявки на участие в аукционе, обеспечения участия в открытом аукционе в электронной форме не может превышать пять процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) либо в случае размещения заказа в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона два процента начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). В случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения заявки на участие в аукционе, такое требование в равной мере распространяется на всех участников размещения соответствующего заказа и указывается в документации об аукционе.
Размер обеспечения заявки проводимого электронного аукциона N 0155200002213001095 установлен в извещении о проведении электронного аукциона в размере 350 000 рублей.
В соответствии с пунктом 12 статьи 25 Закона о размещении заказа участник размещения заказа, подавший указанную заявку, не вправе отказаться от заключения контракта. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, возвращаются участнику размещения заказа в течение пяти рабочих дней со дня заключения с ним контракта. При непредставлении заказчику таким участником размещения заказа в срок, предусмотренный конкурсной документацией, подписанного контракта, а также обеспечения исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта, такой участник размещения заказа признается уклонившимся от заключения контракта. В случае уклонения участника размещения заказа от заключения контракта денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, не возвращаются.
Отсутствие рационального объяснения расходов ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР" и ООО "БалтСтрой" по внесению обеспечения заявок (350 000 руб.) для участия в аукционах, а также наличии угрозы по включению в реестр недобросовестных поставщиков (в случае с ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР" при уклонении от заключения контракта), при реальном отсутствии цели заключения контракта по итогам торгов, свидетельствуют о реализации группового "стратегического" поведения, направленного на предоставление преимуществ иному определенному участнику торгов.
Частью 1 статьи 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, финансовые затраты на участие в аукционе (в части обеспечения заявки) экономически нецелесообразны и могут быть выгодными только в случае наличия намерения участника заключить по его итогам договор.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 закона о защите конкуренции конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаки ограничения конкуренции сформулированы в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, в том числе: отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Установленные по делу обстоятельства в совокупности дают Комиссии основания сделать вывод, что поведение ООО "БалтСтрой" и группы лиц в составе ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР" и ООО "Проектно-Строительное Бюро "ИНТЕХ" являются результатом достигнутого между ними соглашения.
Целью указанного соглашения между ООО "БалтСтрой" и группой лиц в составе ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР" и ООО "Проектно-Строительное Бюро "ИНТЕХ"" является создание видимости конкурентной борьбы, введение в заблуждение остальных участников аукциона и заключения контракта по наибольшей цене (максимально приближенной к начальной).
В результате реализации ООО "БалтСтрой", ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР" и ООО "Проектно-Строительное Бюро "ИНТЕХ"" антиконкурентного соглашения ООО "Проектно-Строительное Бюро "ИНТЕХ"" могло получить доход в размере 1 490 000,00 рублей.
Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР" ООО "Проектно-Строительное Бюро "ИНТЕХ" и ООО "БалтСтрой", выразившиеся заключении и участии в соглашении между хозяйствующими субъектами-конкурентами, которое привело к поддержанию цены на торгах при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0155200002213001095, нарушением пункта 2 части 1 статьи 11 Закона защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
Признать Общество с ограниченной ответственностью "БалтСтрой" (ИНН 7805614260, ОГРН 1137847071691, г. Санкт-Петербург, Проспект Стачек, 17, оф.18), Общество с ограниченной ответственностью "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР" (ИНН 7811481869, ОГРН 1117847006331, г. Санкт-Петербург, Проспект Обуховской обороны, 51, литер К, 602) и Общество с ограниченной ответственностью "Проектно-Строительное Бюро "ИНТЕХ" (ИНН 7811505284, ОГРН 1117847466208, г. Санкт-Петербург, Проспект Обуховской обороны, 51, литер К, 602) нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем заключения и участия в соглашении между хозяйствующими субъектами-конкурентами, которое привело к поддержанию цен на торгах, при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0155200002213001095.
Выдать ООО "БалтСтрой" предписание о недопущении нарушения антимонопольного законодательства.
Выдать ООО "Проектно-Строительное Бюро КОНСТРУКТОР" предписание о недопущении нарушения антимонопольного законодательства.
Выдать ООО "Проектно-Строительное Бюро "ИНТЕХ" предписание о недопущении нарушения антимонопольного законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 4 февраля 2015 г. N 2-03/37-2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016