Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия
от 9 февраля 2015 г. N 05-04/1025
Резолютивная часть решения оглашена 03 февраля 2015 года.
Решение изготовлено в полном объеме 09 февраля 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
"_"
Членов Комиссии:
"_"
при участии в деле лица, в отношении которого возбуждено производство по делу (ответчика) - администрации г.Шумерля Чувашской Республики: "_"(доверенность от 12.01.2015 N23),
в отсутствие надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела представителей заявителей - "_" и Шумерлинской межрайонной прокуратуры Чувашской Республики, представителя заинтересованного лица - Индивидуального предпринимателя Асютина Анатолия Михайловича, заявившего ходатайство о рассмотрении дела без его участия,
рассмотрев дело N 56/05-АМЗ-2014, возбужденное по признакам нарушения администрацией города Шумерля Чувашской Республики пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07. 2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в создании постановлением администрации города Шумерля от 19.07.2013 N582 дискриминационных условий получения хозяйствующими субъектами права на размещение нестационарного объекта в зависимости от осуществления хозяйствующими субъектами реконструкции или замены нестационарных торговых объектов на новые, а также по признакам нарушения части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07. 2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в не указании в извещении о проведении 19.05.2014 аукциона на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов всех необходимых сведений, предусмотренных пунктом 10 Порядка организации и проведения аукциона на право размещения нестационарного торгового объекта и объекта по оказанию услуг общественного питания, досуга, отдыха, спорта и бытового обслуживания и заключение договора на размещение нестационарного объекта, утвержденного постановлением администрации города Шумерля от 19.07.2013 N582, установила:
В Чувашское УФАС России 17.11.2014 из Шумерлинской межрайонной прокуратуры Чувашской Республики поступило заявление "_" с сообщением о нарушении администрацией г.Шумерля Чувашской Республики (далее - администрация г.Шумерля, администрация) порядка проведения 19.05.2014 аукциона на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов (далее - НТО).
В заявлении "_" сообщается, что информация о проведении данного аукциона не опубликована в общественно-политической газете "Вперед" и в сети Интернет. Кроме того, заявитель указывает, что проведение администрацией в целях размещения нестационарных торговых объектов на территории г.Шумерля аукциона, предметом которого является право на заключение договора на размещение нестационарных торговых объектов, является неправомерным, поскольку в целях размещения таких объектов на территории г.Шумерля администрация обязана соблюдать установленную Земельным кодексом Российской Федерации процедуру предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
В этой связи заявитель указывает, что в информационном сообщении о проведении вышеуказанного аукциона должна содержаться информация о праве, на котором предоставляется земельный участок для размещения НТО, кадастровые номера предлагаемых земельных участков.
В целях проверки фактов, изложенных в заявлении, в администрации г.Шумерля Чувашской Республики затребованы соответствующие документы и информация, связанные с проведением указанного аукциона.
Письмом от 01.12.2014 администрация сообщила, что проведение 19.05.2014 аукциона на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов организовано в соответствии с постановлением администрации города Шумерля от 19.07.2013 N582. Информация о проведении аукциона и его итогах опубликована на официальном сайте администрации г.Шумерля в сети Интернет. Размещение НТО должно осуществляться по результатам аукциона, предметом которого является право на заключение договора на размещение нестационарных торговых объектов, поскольку к нестационарным торговым объектам относятся торговые объекты, представляющие собой временные сооружения или временные конструкции, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения.
В заседании Комиссии представитель ответчика сообщила, что вся необходимая в соответствии с постановлением администрации города Шумерля от 19.07.2013 N582 информация, которая должна содержаться в извещении о проведении аукциона, указана в аукционной документации, размещенной на официальном сайте администрации г.Шумерля в сети Интернет. Изменения в постановление администрации города Шумерля от 19.07.2013 N582 не вносились.
Комиссия Чувашского УФАС России, заслушав доводы ответчика, изучив документы, имеющиеся в материалах дела, установила следующее.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Правоотношения сторон, связанные с размещением (установкой) и эксплуатацией временного некапитального (нестационарного) торгового объекта регулируются, в том числе, Федеральным законом Российской Федерации от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N381-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N381-ФЗ к нестационарным торговым объектам относятся торговые объекты, представляющие собой временные сооружения или временные конструкции, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижные сооружения.
Согласно статье 10 Федерального закона N381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 5 Закона Чувашской Республики от 13.07.2010 N39 "О государственном регулировании торговой деятельности в Чувашской Республике и о внесении изменений в статью 1 Закона Чувашской Республики "О розничных рынках"" (далее - Закон ЧР N39) схемы размещения нестационарных торговых объектов разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления в Чувашской Республике, определенными в соответствии с уставами муниципальных образований, с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, в порядке, установленном уполномоченным органом.
В целях реализации положений Федерального закона N381-ФЗ и Закона ЧР N39 Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики издан приказ от 16.11.2010 N184 "О порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения нестационарных торговых объектов".
В соответствии с пунктом 7 статьи 37 Устава города Шумерля Чувашской Республики, утвержденного решением Собрания депутатов города Шумерля Чувашской Республики от 25.02.2011 N 33, разработка и утверждение Схемы размещения нестационарных торговых объектов отнесено к полномочиям администрации города Шумерля.
Исходя из системного толкования вышеуказанных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок размещения НТО, Комиссия приходит к выводу о том, что действующим законодательством не предусмотрена обязательность приобретения прав на земельные участки в целях размещения на них нестационарных торговых объектов.
Во исполнение указанных выше нормативных правовых актов постановлением администрации города Шумерля от 19.07.2013 N581 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Шумерля на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена (далее - Схема), которая содержит сведения о месте размещения, адресе, типе, площади, специализации торговых объектов, сроке осуществления торговой деятельности.
Постановлением администрации города Шумерля от 19.07.2013 N582 утверждены Требования к размещению торговых объектов и объектов по оказанию услуг общественного питания, досуга, отдыха, спорта и бытового обслуживания, расположенных в городе Шумерле Чувашской Республики на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в муниципальной собственности и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена (далее - Требования) и Порядок организации и проведения аукциона на право размещения нестационарного торгового объекта и объекта по оказанию услуг общественного питания, досуга, отдыха, спорта и бытового обслуживания и заключение договора на размещение нестационарного объекта (далее - Порядок).
Согласно пунктам 1, 2 указанного Порядка после утверждения в установленном порядке Схемы администрация г.Шумерля проводит отбор хозяйствующих субъектов для организации деятельности в местах, определенных Схемой. Отбор хозяйствующих субъектов осуществляется путем проведения открытого аукциона, предметом которого является право на размещение нестационарного объекта в местах, определенных Схемой.
Схемой, утвержденной постановлением администрации города Шумерля от 19.07.2013 N581, предусмотрено, в том числе место размещения НТО на площадке от пересечения ул.М.Жукова - ул.Щербакова -Базарного переулка - западного входа в ярмарку "Центральная".
Постановлением администрации г.Шумерля от 22.04.2014 N374 принято решение о проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта площадью 103, 5 кв.м., расположенного на площадке от пересечения ул.М.Жукова - ул.Щербакова -Базарного переулка - западного входа в ярмарку "Центральная".
28.04.2014 на официальном сайте администрации г.Шумерля в информационно-телекоммуникационной сети Интернет размещено извещение о проведении торгов следующего содержания:
"Администрация г.Шумерля информирует о проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов 19 мая 2014 года в 10.00 часов. Предметом аукциона является право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов на площадке от пересечения ул.М.Жукова - ул.Щербакова -Базарного переулка - западного входа в ярмарку "Центральная".
Согласно протоколу N1 приема заявок от 16.05.2014 на участие в аукционе подана и допущена одна заявка Индивидуального предпринимателя Асютина А.М.
В соответствии с протоколом N2 аукциона от 19.05.2014 торги признаны несостоявшимися в связи с подачей на участие в аукционе одной допущенной заявки ИП Асютина А.М., с которым 27.05.2014 заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта площадью 103 кв.м.
В соответствии с пунктом 9 Порядка организатор аукциона не менее чем за 20 календарных дней до дня проведения аукциона должен разметить извещение о проведении аукциона и аукционную документацию, включая проект договора на размещение нестационарного объекта, на официальном сайте администрации г.Шумерля.
Таким образом, в отсутствие законодательных актов федерального уровня, устанавливающих обязательность размещения информации о таких торгах в печатных средствах массовой информации, не установление указанным Порядком обязательности размещения извещения о проведении аукциона на право заключения договора на размещение НТО на территории г.Шумерля в печатных средствах массовой информации, не противоречит действующему законодательству. В соответствии с Порядком размещение такого извещения обязательно на официальном сайте администрации г.Шумерля, что и осуществлено администрацией при проведении рассматриваемого аукциона.
Вместе с тем в соответствии со статьей 448 Гражданского кодекса Российской Федерации извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения, если иное не предусмотрено законом.
Комиссией не установлено наличие закона, устанавливающего иной срок размещения извещения о проведении рассматриваемого вида торгов, в связи с чем извещение о проведении 19.05.2014 аукциона на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов было обязательно к размещению не менее чем за тридцать дней до проведения 19.05.2014 аукциона.
В рассматриваемом случае извещение о проведении аукциона размещено на официальном сайте администрации г.Шумерля 28.04.2014, то есть лишь за 21 день до дня его проведения.
Сокращённый по сравнению с предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации срок размещения извещения о проведении торгов в отсутствие иного нормативно-правового акта федерального уровня, регулирующего данные правоотношения, нарушает требования к организации и порядку проведения открытых торгов. Данная ситуация не может не влиять на конкуренцию, поскольку сокращение срока информирования заинтересованных лиц в получении права на размещение объекта торговли ограничивает доступ любого из потенциальных участников к соответствующему товарному рынку (рынку розничной торговли товарами).
Кроме того, пункт 10 Порядка устанавливает, что извещение о проведении аукциона должно содержать сведения:
1) об организаторе аукциона, принявшем решение о проведении аукциона, о реквизитах указанного решения;
2) о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона;
3) о предмете аукциона, в том числе лоты аукциона, включающие в себя:
местоположение и размер площади места размещения нестационарного объекта;
вид нестационарного объекта и (или) специализацию;
период размещения;
указание на то, проводится ли аукцион среди субъектов малого или среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность;
4) о начальной цене предмета аукциона, а также о сроке и порядке внесения итоговой цены предмета аукциона;
5) о "шаге аукциона"
6) о форме заявки на участие в аукционе, о порядке приема, об адресе места приема, о дате и о времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе;
7) о требованиях к содержанию и уборке территории.
По результатам изучения извещения о проведении вышеуказанного аукциона Комиссией установлено, что оно не содержит всех необходимых сведений, указанных в пункте 10 Порядка, в частности не содержит сведений о реквизитах решения администрации о проведении аукциона, о месте и порядке проведения аукциона, о размере площади места размещения нестационарного объекта, виде нестационарного объекта и (или) специализацию, о периоде размещения, о начальной цене предмета аукциона, о сроке и порядке внесения итоговой цены предмета аукциона, о "шаге аукциона" о форме заявки на участие в аукционе, о порядке приема, об адресе места приема, о дате и о времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе, о требованиях к содержанию и уборке территории, а также указания на то, проводится ли аукцион среди субъектов малого или среднего предпринимательства.
Отсутствие в извещении о проведении аукциона указанных сведений не позволяет заинтересованным в участии на аукционе лицам получить необходимую и достаточную информацию для того, чтобы принять решение об участии в аукционе (оценить возможность участия), поскольку от размера площади места размещения нестационарного объекта, вида нестационарного объекта и (или) специализации, от периода размещения, от начальной цены предмета аукциона, от срока и порядка внесения итоговой цены предмета аукциона, от "шага аукциона" от требований к содержанию и уборке территории зависит рентабельность предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность с использованием НТО.
Указанные обстоятельства могли повлечь за собой ограничение доступа к участию в торгах заинтересованных лиц, в том числе заявителя - "_"
При этом не могут быть признаны состоятельными доводы представителя администрации о том, что отсутствующие в извещении сведения содержатся в аукционной документации, поскольку извещение о проведении торгов и документация о торгах являются самостоятельными документами, составляемыми при проведении торгов, содержание каждого из которых регламентировано разными пунктами Порядка, утвержденного постановлением администрации г.Шумерля от 19.07.2013 N582. Так содержание извещения о проведении торгов регламентировано пунктом 10 Порядка, а содержание аукционной документации - пунктом 11 Порядка.
Пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) определено, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Сокращённый по сравнению с предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации срок размещения извещения о проведении аукциона, а также отсутствие в извещении о проведении указанного аукциона, опубликованного на официальном сайте администрации г.Шумерля, всех необходимых сведений привело (могло привести) к ограничению доступа к участию в торгах и соответственно к сокращению числа хозяйствующих субъектов, участвующих в данном аукционе.
С учётом установленных обстоятельств, Комиссия приходит к итоговому заключению, что в рассматриваемом случае имеются достаточные доказательства квалифицировать совершенные администрацией г.Шумерля Чувашской Республики действия по сокращению срока размещения извещения о проведении аукциона и не указанию в извещении о проведении 19.05.2014 аукциона на право заключения договора на размещение НТО сведений, установленных пунктом 10 Порядка, утвержденного самой администрацией, ограничивающими доступ к участию в торгах, то есть нарушающими часть 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Наряду с изложенным, по результатам изучения постановления администрации города Шумерля от 19.07.2013 N582 "О размещении нестационарных объектов, расположенных в городе Шумерле на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена", Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 4 Требований, утвержденных постановлением администрации города Шумерля от 19.07.2013 N582, размещение нестационарных объектов осуществляется:
1) для нестационарных объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Шумерли либо государственная собственность на которые не разграничена, - на основании договора на размещение нестационарного объекта в соответствии с настоящим постановлением;
2) для нестационарных объектов в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся и муниципальной собственности - на основании договора аренды и иных договоров в соответствии с гражданским законодательством.
При этом пунктами 5, 6 Требований предусмотрено, что заключение договоров на размещение нестационарных объектов на территории города Шумерля между администрацией города Шумерли и хозяйствующими субъектами осуществляется по результатам аукциона, а так же, по отдельным категориям, в ином порядке, установленном настоящим постановлением и приложениями к нему.
Договоры на размещение нестационарных объектов между администрацией города Шумерля Чувашской Республики и хозяйствующими субъектами заключаются на срок, указанный в Схеме размещения нестационарных объектов на территории города Шумерли, с учетом особенностей, установленных настоящим приложением к постановлению.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 10 Требований период размещения нестационарного объекта устанавливается с учетом следующих особенностей в отношении размещения отдельных видов нестационарных объектов:
для нестационарных объектов, за исключением передвижных сооружений, елочных базаров, бахчевых развалов, с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий в зависимости от рыночной (балансовой) стоимости нестационарного объекта:
- в сумме до 100 000 рублей - на срок до 1 года;
- в сумме от 100 001 до 500 000 - на срок до 3 лет;
- в сумме от 500 001 до 1 000 000 рублей - на срок до 5 лет;
- в сумме от 1000 001 до 2 000 000 рублей - на срок до 7 лет;
- в сумме свыше 2 000 001 рубля - на срок до 10 лет.
Пунктом 12 Требований установлено, что в случае, если собственником нестационарного объекта в период не ранее 1 года до вступления в силу настоящего постановления и в течении срока действия договора на размещение нестационарного объекта заключенного на переходной период проведена реконструкция или замена этого объекта на новый, то заключение договора на размещение нестационарного объекта осуществляется на сроки и в порядке, установленном подпунктом 4 пункта 10, без проведения аукциона.
В отношении павильонов, киосков и сезонных кафе, в течение месяца после вступления в силу настоящего постановления, установлен следующий переходный порядок:
1) при завершении срока действия договора аренды земельного участка, на котором размещен нестационарный объект, до даты вступления в силу настоящего постановления, собственники таких нестационарных объектов имеют преимущественное право на заключение договора на размещение нестационарного объекта без проведения аукциона, на срок 1 календарный год, при условии подачи соответствующего заявления в течение месяца после вступления в силу настоящего постановления;
2) в случае, если срок действия договора аренды земельного участка, на котором размещен нестационарный объект, завершается после вступления в силу настоящего постановления, собственник нестационарного объекта имеет право на досрочное расторжение договора аренды земельного участка и одновременное заключение договора размещения нестационарного объекта, на срок 1 календарный год, без проведения аукциона.
В отношении павильонов, киосков и сезонных кафе, не заявивших в месячный срок после вступления в силу настоящего постановления о переоформлении договорных отношений по аренде земли на заключение договоров на размещение нестационарных объектов, действует общий порядок предоставления права на размещение нестационарного объекта по результатам аукциона.
При этом, как указано ранее, действующим законодательством не предусмотрена обязательность приобретения прав на земельные участки в целях размещения на них нестационарных торговых объектов.
Таким образом, Требованиями к размещению нестационарных торговых объектов, утвержденными постановлением администрации города Шумерля от 19.07.2013 N582, созданы различные условия получения хозяйствующими субъектами права на размещение нестационарного объекта, поскольку для хозяйствующих субъектов, арендовавших ранее земельные участки в целях размещения НТО, хозяйствующих субъектов, осуществивших реконструкцию или замену объектов на новые, предусмотрена возможность получить право на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона и на длительный срок в зависимости от вложенных средств при реконструкции либо его замене на новый, а для иных хозяйствующих субъектов получение права на размещение своих нестационарных объектов возможно только по результатам аукциона.
Объективных причин установления администрацией г.Шумерля таких условий для хозяйствующих субъектов, осуществляющих реализацию товаров в нестационарных торговых объектах, Комиссией не установлено.
Данные обстоятельства снижают возможность хозяйствующих субъектов, не осуществивших реконструкцию или замену нестационарных объектов на новые, конкурировать на рынке розничной торговли товарами в нестационарных торговых объектах.
Снижается возможность конкурировать на товарном рынке и для тех хозяйствующих субъектов, которые осуществили реконструкцию или заменили НТО на меньшую сумму в отличие от тех, кто вложил в такую реконструкцию или замену больше финансовых средств.
Согласно пункту 8 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами являются дискриминационными условиями.
Пункт 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещает органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещает создание дискриминационных условий.
По смыслу данной нормы запрещаются любые акты и (или) действия (бездействие) органов местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Как указано выше, одним из признаков ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Получение хозяйствующим субъектом права на размещение НТО в отсутствие установленной процедуры и на срок в зависимости от стоимости НТО позволяет ему в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Предоставление возможности размещения объектов торговли одним хозяйствующим субъектам по результатам проведения торгов, а другим без соблюдения такой процедуры, а также установление длительности размещения НТО в зависимости от стоимости НТО создает необоснованные и незаконные преимущества, при которых одни хозяйствующие субъекты поставлены в неравные, более выгодные условия, обеспечивающие возможность осуществления предпринимательской деятельности, нежели другие хозяйствующие субъекты.
На основании изложенного, Комиссия приходит к итоговому заключению, что в рассматриваемом случае имеются достаточные доказательства квалифицировать постановление администрации города Шумерля от 19.07.2013 N582 создающим дискриминационные условия получения хозяйствующими субъектами права на размещение нестационарного объекта, то есть нарушающим пункт 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, как указано выше, установление пунктом 9 Порядка срока размещения извещения о проведении торгов - не менее чем за 20 календарных дней не соответствует требованиям статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения, если иное не предусмотрено законом. При этом Комиссией не установлено наличие закона, устанавливающего иной срок размещения извещения о проведении рассматриваемого аукциона.
Сокращённый по сравнению с предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации срок размещения извещения о проведении торгов в отсутствие иного нормативно-правового акта федерального уровня, регулирующего данные правоотношения, нарушает требования к организации и порядку проведения открытых торгов. Данная ситуация не может не влиять на конкуренцию, поскольку сокращение срока информирования заинтересованных лиц в получении права на размещение объекта торговли ограничивает доступ любого из потенциальных участников к соответствующему товарному рынку и соответственно может привести к ограничению конкуренции на рынке розничной торговли товарами в НТО.
Открытые торги проводятся с целью привлечения максимально широкого круга участников и получения организатором торгов, в настоящем случае, наибольшей цены за реализуемое право, в связи с чем не установленное законодательством ограничение в доступе к торгам ущемляет как права каждого желающего принять в них участие, так и интерес организатора торгов в привлечении максимального числа участников, а также, в рассматриваемом деле, публичные интересы.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
С учётом установленных обстоятельств, Комиссия приходит к итоговому заключению, что в рассматриваемом случае имеются достаточные доказательства квалифицировать постановление администрации города Шумерля от 19.07.2013 N582 создающим на рынке розничной торговли товарами в нестационарных торговых объектах такие условия, которые могут привести к ограничению конкуренции, то есть нарушающим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.
Комиссией установлено, что по результатам проведенного 19.05.2014 аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта между администрацией г.Шумерля и Индивидуальным предпринимателем Асютиным А.М. 27.05.2014 заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта от 27.05.2014.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции нарушение правил, установленных статьей 17 Закона о защите конкуренции, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными.
Следовательно, устранение нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в нарушении порядка проведения торгов, при наличии заключенного договора по результатам таких торгов, возможно только в судебном порядке.
Вместе Комиссия считает необходимым выдать администрации г.Шумерля предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в принятии акта, нарушающего часть 1 статьи 15 и пункт 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
1. Признать постановление администрации города Шумерля Чувашской Республики от 19.07.2013 N582 в части установления сокращенного по сравнению с Гражданским кодексом Российской Федерации срока размещения извещения о проведении аукциона на право заключения договоров на размещение нестационарных объектов на территории города Шумерля, создания дискриминационных условий получения хозяйствующими субъектами права на размещение нестационарного объекта в зависимости от существования арендных отношений до заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, от осуществления хозяйствующими субъектами реконструкции или замены нестационарных торговых объектов на новые, а также в зависимости от стоимости нестационарного торгового объекта, нарушающим часть 1 статьи 15 и пункт 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07. 2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Признать действия администрации города Шумерля Чувашской Республики, выразившиеся в сокращении срока размещения извещения о проведении 19.05.2014 аукциона на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов, а также в не указании в извещении о проведении 19.05.2014 аукциона на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов всех необходимых сведений, предусмотренных постановлением администрации города Шумерля от 19.07.2013 N582, нарушением части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07. 2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Выдать администрации города Шумерля Чувашской Республики предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
Решение и (или) предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд Чувашской Республики в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
09.02.2015 N05-04/1026
Предписание
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
по делу N 56/05-АМЗ-2014
09 февраля 2015 года г. Чебоксары
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
"_"
Членов Комиссии:
"_"
руководствуясь статьей 21, 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и на основании своего решения от 09.02.2015 по делу N 56/05-АМЗ-2014 о признании постановления администрации города Шумерля Чувашской Республики от 19.07.2013 N582 в части установления сокращенного по сравнению с Гражданским кодексом Российской Федерации срока размещения извещения о проведении аукциона на право заключения договоров на размещение нестационарных объектов на территории города Шумерля, создания дискриминационных условий получения хозяйствующими субъектами права на размещение нестационарного объекта в зависимости от осуществления хозяйствующими субъектами реконструкции или замены нестационарных торговых объектов на новые, а также в зависимости от стоимости нестационарного торгового объекта, нарушающим часть 1 статьи 15 и пункт 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07. 2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. Администрации г.Шумерля Чувашской Республики в срок до 16 марта 2015 года:
в целях прекращения нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07. 2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" внести изменения в Требования к размещению торговых объектов и объектов по оказанию услуг общественного питания, досуга, отдыха, спорта и бытового обслуживания, расположенных в городе Шумерле Чувашской Республики на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в муниципальной собственности и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденные постановлением администрации города Шумерля Чувашской Республики от 19.07.2013 N582, установив соответствующий Гражданскому кодексу Российской Федерации срок размещения извещения о проведении аукциона на право заключения договоров на размещение нестационарных объектов на территории города Шумерля,
в целях прекращения нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07. 2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" исключить из Требований к размещению торговых объектов и объектов по оказанию услуг общественного питания, досуга, отдыха, спорта и бытового обслуживания, расположенных в городе Шумерле Чувашской Республики на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в муниципальной собственности и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденных постановлением администрации города Шумерля Чувашской Республики от 19.07.2013 N582, положения, создающие дискриминационные условия получения хозяйствующими субъектами права на размещение нестационарного объекта в зависимости от существования арендных отношений до заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, в зависимости от осуществления хозяйствующими субъектами реконструкции или замены нестационарных торговых объектов на новые, а также в зависимости от стоимости нестационарного торгового объекта.
2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в срок до 20 марта 2015 года с представлением письменного доказательства.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия от 9 февраля 2015 г. N 05-04/1025
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016