Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 20 февраля 2013 г. N 14
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
Сапунов Д.Н. - заместитель руководителя Ставропольского УФАС России;
Члены комиссии:
Яковлев Д.Н - начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;
Гритчин И.Н. - заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;
Радченко П.И. - государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.
Рассмотрев дело N14, возбужденное 04.02.2013 года по признакам нарушения Советом Советского муниципального района Ставропольского края (город Зеленокумск, ул. Мира, 18) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в принятии Положения о Порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом Советского муниципального района Ставропольского края, утвержденного Решением Совета Советского муниципального района Ставропольского края от 03.09.2008 от N77, нарушающего запрет принимать органами местного самоуправления акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, установила:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю с 18 сентября 2012 года по 08 октября 2012 года проводилась плановая выездная проверка органов местного самоуправления Советского муниципального района на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства, по итогам которой был составлен Акт проверки N621.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю было проанализировано Положение о Порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом Советского муниципального района Ставропольского края, утвержденного Решением Совета Советского муниципального района Ставропольского края от 03.09.2008 от N77(далее по тексту Положение).
Проанализировав указанное Положение, было выявлено его несоответствие статье 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" и Приказу ФАС РФ от 10.02.2010 N67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" (далее по тексту Приказ ФАС от 10.02.2010 N67).
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Из письменных объяснений Председателя Совета Советского муниципального района <***> следует, что утверждая "Положение о Порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом Советского муниципального района Ставропольского края", Совет Советского муниципального района Ставропольского второго созыва руководствовался общими нормами гражданского законодательства и Земельным кодексом РФ. По результатам проверки, проведенной Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, проанализировав выводы, изложенные в акте N621 от 08.10.2012 г., в целях приведения вышеуказанного Положения в соответствие с нормами Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Совет Советского муниципального района Ставропольского края принял решение от 21.01.2013 г. N18 "О внесении изменений в Положение о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью Советского муниципального района Ставропольского края, утвержденного решением Совета Советского муниципального района Ставропольского края второго созыва от 03.09.2008 г N77".
В соответствии с данным решением:
Пункт 4 статьи 25 Положения изложить в новой редакции:
"4. Без проведения торгов права на муниципальное имущества предоставляются:
1) на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу;
2) государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации;
3) государственным и муниципальным учреждениям;
4) некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N7-ФЗ "О некоммерческих организациях"
5) адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам;
6) образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм, включая указанные в пункте 3 настоящей части государственные и муниципальные образовательные учреждения, и медицинским учреждениям частной системы здравоохранения;
7) для размещения сетей связи, объектов почтовой связи;
8) лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;
9) в порядке, установленном главой 5 Федерального закона "О защите конкуренции";
10) лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта;
11) на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается);
12) взамен недвижимого имущества, права в отношении которого прекращаются в связи со сносом или с реконструкцией здания, строения, сооружения, которыми или частью которых является такое недвижимое имущество, либо в связи с предоставлением прав на такое недвижимое имущество государственным или муниципальным образовательным учреждениям, медицинским учреждениям. При этом недвижимое имущество, права на которое предоставляются, должно быть равнозначным ранее имевшемуся недвижимому имуществу по месту расположения, площади и определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность, стоимости. Условия, при которых недвижимое имущество признается равнозначным ранее имевшемуся недвижимому имуществу, устанавливаются федеральным антимонопольным органом;
13) правопреемнику приватизированного унитарного предприятия в случае, если такое имущество не включено в состав подлежащих приватизации активов приватизированного унитарного предприятия, но технологически и функционально связано с приватизированным имуществом и отнесено федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается, или к объектам, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности;
14) являющееся частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество;
15) лицу, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией или документацией об аукционе, а также лицу, признанному единственным участником конкурса или аукциона, на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе или аукционе и конкурсной документацией или документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении конкурса или аукциона. При этом для организатора торгов заключение предусмотренных настоящей частью договоров в этих случаях является обязательным;
16) передаваемое в субаренду или в безвозмездное пользование лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта или на основании пункта 1 части 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции".
На рассмотрение дела прибыл глава Советского муниципального района Ставропольского края <***>и ведущий специалист-юрисконсульт Совета Советского муниципального района <***> которые пояснили, что было принято решение от 21.01.2013 г. N18 "О внесении изменений в Положение о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью Советского муниципального района Ставропольского края, утвержденного решением Совета Советского муниципального района Ставропольского края второго созыва от 03.09.2008 г N77".
Комиссия, рассмотрев и изучив представленные материалы и письменные объяснения, заслушав главу <***> и ведущего специалиста-юрисконсульта Совета Советского муниципального района <***> проанализировав имеющиеся в деле доказательства, установила, следующее.
Согласно Уставу Советского муниципального района, Совет Советского муниципального района является его представительным органом. Полномочия Совета Советского муниципального района определены в ст. 23 Устава Советского муниципального района Ставропольского края.
Органы местного самоуправления Советского муниципального района от имени Советского муниципального района самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Советского муниципального района.
Органы местного самоуправления Советского муниципального района вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, оспариваемое Положение принято компетентным органом.
Порядок владения, пользования, распоряжения муниципальным имуществом Советского муниципального района Ставропольского края установлен одноименным Положением, утвержденным Решением Совета от 03.09.2008 N77.
Проанализировав Положение о Порядке владения, пользования, распоряжения муниципальным имуществом Советского муниципального района Ставропольского края (далее Положение) установлено следующее.
Данное Положение определят общий порядок управления муниципальной собственностью Советского муниципального района, а также устанавливает разграничения полномочий между органами местного самоуправления Советского муниципального района, отделом имущественных и земельных отношений администрации Советского муниципального района по управлению муниципальной собственностью.
В соответствии с пунктом 3 статьи 25 указанного Положения - договоры аренды, безвозмездного пользования и доверительного управления Муниципальным имуществом заключаются по результатам торгов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Порядок проведения торгов утверждается Главой администрации Советского муниципального района Ставропольского края.
В то же время указанным Положением установлен закрытый перечень исключений из конкурсного порядка передачи муниципального имущества.
Так согласно пункту 4 статьи 25 Положения - внеконкурсное заключение договоров может осуществляться в трёх случаях, два из которых: если муниципальное имущество предоставляется в аренду или безвозмездное пользование организациям, финансируемым из местного бюджета, а также федеральным учреждениям или учреждениям субъекта Российской Федерации; если по истечении срока договора аренды арендатор, не имевший нарушений условий договора, выразил желание на возобновление арендных отношений.
Между тем, в части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о защите конкуренции) установлены исчерпывающие исключения заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества без проведения торгов (конкурсов/аукционов).
Заключая данный вид договоров без проведения торгов по основаниям, указанным в абз. 1,2,3, п. 4 ст. 25 Положения, органы местного самоуправления Советского муниципального района Ставропольского края ограничивали конкуренцию, путём предоставления преимуществ одним хозяйствующим субъектам (арендаторам, ранее заключавшим договор) по сравнению с другими (потенциальными претендентами на заключение договора на то же самое имущество).
Вышеприведённые нормы Положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью Советского муниципального района Ставропольского края, утверждённого Решением Совета от 03.09.2008 N77, указывают на то, что порядок заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом происходит с нарушением требований статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Порядок заключения договоров определён в Приказе ФАС РФ от 10.02.2010 N67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса".
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
По смыслу данной правовой нормы, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, в порядке самоконтроля обязан был отменить правовой акт противоречащий требованиям законодательства Российской Федерации.
Актами, имеющими большую юридическую силу в сфере предоставления муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, являются Федеральный закон от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" и Приказ ФАС РФ от 10.02.2010 N67.
Положение о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью Советского муниципального района Ставропольского края противоречит требованиям Федерального закона "О защите конкуренции" и Приказа ФАС РФ от 10.02.2010 N67.
Статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов, в частности: введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров и необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
В целях приведения вышеуказанного Положения в соответствие с нормами Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Совет Советского муниципального района Ставропольского края принял решение от 21.01.2013 г. N18 "О внесении изменений в Положение о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью Советского муниципального района Ставропольского края, утвержденного решением Совета Советского муниципального района Ставропольского края второго созыва от 03.09.2008 г N77".
Комиссия полагает возможным прекратить производство по делу, в связи с тем, что на момент рассмотрения антимонопольным органом дела N14 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Совета Советского муниципального района Ставропольского края, нарушение ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в издании Положения о Порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом Советского муниципального района Ставропольского края" утверждённого Решением от 03.09.2008 г N77, нарушающего запрет принимать органами местного самоуправления акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, было устранено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 15, 23, 39, 41, 49 п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия решила:
Признать Совет Советского муниципального района Ставропольского края нарушившим нормы антимонопольного законодательства, а именно требования ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Нарушение выразилось в принятии Положения о Порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом Советского муниципального района Ставропольского края, утвержденного Решением Совета Советского муниципального района Ставропольского края от 03.09.2008 от N77.
Производство по делу прекратить, в виду добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 20 февраля 2013 г. N 14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016