Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области
от 5 февраля 2015 г. N Р-79/14
Резолютивная часть решения объявлена 30 января 2015 года
Решение изготовлено в полном объеме 5 февраля 2015 года
г. Тамбов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - руководитель Гречишникова Е.А.,
начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., главный специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Заботнова Т.В., ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Кузнецова К.С., специалист 1 разряда отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Баченина Л.А.,
рассмотрев дело N Р-79/14 по признакам нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе") по факту распространения рекламы методов диагностики без предупреждения о возможных противопоказаниях и необходимости получения консультации специалистов,
в присутствии:
- представителя ООО "Лечебно-диагностический центр Международного института биологических систем имени Сергея Березина" <_> (доверенность от 11.02.2014);
- представителей ОАО "Издательский дом "Мичуринск" <_> (доверенность от 01.12.2014), <_> (доверенность от 10.02.2014),
руководствуясь пунктами 28, 41 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Правила рассмотрения дел), установила:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в ходе мониторинга средств массовой информации на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, установлено, что в еженедельном издании "Город на Цне" выпуск N39 (1207) от 24 сентября 2014 года (13 стр.) распространялась реклама метода диагностики - магнитно-резонансной томографии, оказываемого ООО "Лечебно-диагностический центр Международного института биологических систем имени Сергея Березина" под заголовком "МРТ. Как правильно выбрать кабинет магнитно-резонансной диагностики".
Учредителем и издателем еженедельного издания "Город на Цне" является ОАО "Издательский дом "Мичуринск" (ОГРН 1086827000337, ИНН 6827017185, адрес 392016, г. Мичуринск, Советская улица, 305). Еженедельное издание зарегистрировано в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области ПИ N ТУ-68-112 от 29.12.2010 г.
Лицом, в чьих интересах распространялась рассматриваемая реклама, является ООО "Лечебно-диагностический центр Международного института биологических систем имени Сергея Березина" (ОГРН: 1137800001448, ИНН 780229031, юр. адрес: 194354, г. Санкт-Петербург, ул. Есенина, д. 2 корп. 3 "А", адрес осуществления медицинской деятельности: 392003, г. Тамбов, ул. Советская, д.194, лит. 3).
По признакам нарушения части 7 статьи 24 Закона "О рекламе" в отношении ООО "Лечебно-диагностический центр Международного института биологических систем имени Сергея Березина" и ОАО "Издательский дом "Мичуринск" возбуждено настоящее дело.
ОАО "Издательский дом "Мичуринск" письмом от 5 декабря 2014 года сообщило, что статья под названием "МРТ. Как правильно выбрать кабинет магнитно-резонансной диагностики" (печатное издание "Город на Цне" выпуск N39 (1207) от 24 сентября 2014 года) была опубликована на основании договора от 19.09.2014 на размещение рекламы в газете "Город на Цне", заключенного с ООО "Лечебно-диагностический центр Международного института биологических систем имени Сергея Березина" в целях изучения спроса на услугу и носила информационный характер.
ООО "Лечебно-диагностический центр Международного института биологических систем имени Сергея Березина" письмом от 04.12.2014 сообщило, что между обществом и ОАО "Издательский дом "Мичуринск" отсутствует договор на размещение спорной рекламы, и акт выполненных работ не подписан. Кроме того, по мнению общества, рассматриваемая статья являлась информационной, поскольку сообщала потребителям об открытии кабинета МРТ.
На рассмотрении дела 10 декабря 2014 года присутствовал представитель ООО "Лечебно-диагностический центр Международного института биологических систем имени Сергея Березина" <_> который подтвердил, что не подписывал договор и акт выполнения работ на публикацию в еженедельном издании "Город на Цне" выпуск N39 (1207) от 24 сентября 2014 года рассматриваемой рекламы. По мнению представителя общества, в оригинале договора от 19.09.2014 на размещение рекламы в газете "Город на Цне", предоставленного ОАО "Издательский дом "Мичуринск", лист с подписями сторон взят из другого договора, в соответствии с которым размещалась реклама общества в газете "Рекламный Мичуринск".
Определением от 17.12.2014 рассмотрение дела было отложено для выяснения всех обстоятельств, запрошены необходимые документы.
ОАО "Издательский дом "Мичуринск" письмом от 30.01.2015 сообщило, что в обществе проведена внутренняя проверка по факту заключения договора на оказание услуг по рекламному обеспечению с ООО "Лечебно-диагностический центр Международного института биологических систем имени Сергея Березина" в результате которой установлено следующее.
В мае 2014 года в ОАО "Издательский дом "Мичуринск" обратился представитель ООО "Лечебно-диагностический центр Международного института биологических систем имени Сергея Березина" <_> по вопросу опубликования в газете "Рекламный Мичуринск" информационно-рекламного модуля. Между Заказчиком и Исполнителем был заключен договор на оказание услуг по рекламному обеспечению, Заказчиком данная услуга по рекламному обеспечению не была оплачена и соответственно Исполнителем не была оказана. Причиной явилось долгое согласование макета Заказчиком с основным офисом ООО "Лечебно-диагностический центр Международного института биологических систем имени Сергея Березина" в г. Санкт-Петербурге.
В сентябре 2014 года в ОАО "Издательский дом "Мичуринск" снова обратился представитель ООО "Лечебно-диагностический центр Международного института биологических систем имени Сергея Березина" <_> по вопросу опубликования в газете "Город на Цне" информационно-рекламного модуля: "МРТ. Как правильно выбрать кабинет магнитно-резонансной диагностики".
Руководителем рекламного агентства ОАО "Издательский дом "Мичуринск" было дано задание менеджеру, который работал в Тамбовском офисе ОАО "Издательский дом "Мичуринск", заключить договор на оказание услуг по рекламному обеспечению с представителем ООО "Лечебно-диагностический центр Международного института биологических систем имени Сергея Березина". Менеджер составил договор от 19 сентября 2014 года и отправил в адрес Заказчика два экземпляра. 24 сентября 2014 года в печатном издании газеты "Город на Цне" выпуск N39 (1207) был опубликован материал, предоставленный ООО "Лечебно-диагностический центр Международного института биологических систем имени Сергея Березина". 2 октября 2014 года была произведена оплата за оказанную услугу по рекламному обеспечению наличными денежными средствами в сумме 24 375 рублей. Обязанности сторонами исполнены в полном объеме, претензий друг к другу не было. Договор от 19 сентября 2014 г. Заказчиком подписан не был, так как директор обособленного подразделения в г. Тамбове <_> находился в командировке в г. Санкт-Петербург. Менеджер в папке с договорами обнаружила подписанный договор с ООО "Лечебно-диагностический центр Международного института биологических систем имени Сергея Березина", узнала в бухгалтерии, что оплаты не было и услуга не оказывалась, решила заменить лист с подписями, после чего сканированную копию направила в г. Мичуринск руководителю рекламного агентства ОАО "Издательский дом "Мичуринск". По мнению представителей ОАО "Издательский дом "Мичуринск", замена листа договора произошла из-за халатного отношения менеджера к своей работе и должностным обязанностям.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.
В еженедельном издании "Город на Цне" выпуск N39 (1207) от 24 сентября 2014 года (13 стр.) была опубликована статья под заголовком "МРТ. Как правильно выбрать кабинет магнитно-резонансной диагностики". Помимо описания самого метода магнитно-резонансной диагностики и его преимуществ, в рекламе сообщалась следующая информация: "Для прохождения обследования достаточно предварительно позвонить в центр ЛДЦ МИБС по телефонам: 63-33-63; 63-32-63 и 89204995711, записаться на определённое время и дату. Мы работаем с 9.00 до 15.00, воскресение - выходной день".
Согласно статье 3 Закона "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
При этом объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В рассматриваемой статье под заголовком "МРТ. Как правильно выбрать кабинет магнитно-резонансной диагностики" содержится указание на объект рекламирования - метод магнитно-резонансной диагностики, оказываемый ООО "Лечебно-диагностический центр Международного института биологических систем имени Сергея Березина", и данная информация доводится до неопределенного круга лиц.
Таким образом, указанная информация отвечает признакам рекламы и является рекламной.
Кроме того, согласно части 4 статьи 2 Закона "О рекламе" специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.
Поскольку в рассматриваемой статье содержалось указание на метод магнитно-резонансной диагностики, к рекламе которого законодательством установлены специальные требования и ограничения, данные ограничения распространяются также и на рекламу ООО "Лечебно-диагностический центр Международного института биологических систем имени Сергея Березина".
В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона "О рекламе" реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в печатных изданиях предупреждение должно занимать не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Поскольку потребителями рассматриваемой рекламы не являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, на данную рекламу распространяются требования части 7 статьи 24 Закона "О рекламе".
Вышеуказанная реклама не сопровождалась предупреждениями о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов.
Следовательно, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение требований части 7 статьи 24 Закона "О рекламе".
В соответствии со статьей 3 Закона "О рекламе" ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, указанная реклама в соответствии со статьей 3 Закона "О рекламе" является ненадлежащей.
Согласно статье 38 Закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 Закона "О рекламе", несут рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно переписке по электронной почте между представителями ООО "Лечебно-диагностический центр Международного института биологических систем имени Сергея Березина" и ОАО "Издательский дом "Мичуринск", лицом, определившим объект рекламирования, содержание рекламы, а также согласовавшим ее размещение, является ООО "Лечебно-диагностический центр Международного института биологических систем имени Сергея Березина". Общество 02.10.2014 произвело оплату за оказанную услугу по рекламному обеспечению без претензий к ее качеству (счет N 1084 от 19.09.2014, приходный кассовый ордер N 139 от 02.10.2014, квитанция от 02.10.2014).
Таким образом, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО "Лечебно-диагностический центр Международного института биологических систем имени Сергея Березина", рекламораспространителем ОАО "Издательский дом "Мичуринск".
Нарушение рекламного законодательства устранено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона "О рекламе", пунктами 37-45 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу метода диагностики - магнитно-резонансной томографии, оказываемого ООО "Лечебно-диагностический центр Международного института биологических систем имени Сергея Березина", распространявшуюся в еженедельном издании "Город на Цне" N39 (1207) от 24 сентября года (13 стр.) поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Закона "О рекламе".
2. В связи с тем, что распространение указанной ненадлежащей рекламы добровольно прекращено, предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев.
Председатель Комиссии Е.А. Гречишникова
Члены Комиссии К.И. Мурзин
Т.В. Заботнова
К.С. Кузнецова
Л.А. Баченин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 5 февраля 2015 г. N Р-79/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016