Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
N 901-ФАС52-03/14 (опубликовано 10 ноября 2014 г.)
резолютивная часть решения оглашена 23.10.2014
решение изготовлено в полном объеме 10.11.2014
10 ноября 2014 года г. Нижний Новгород
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<_>
с участием:
<_>
рассмотрев дело N901-ФАС52-03/14 по признакам нарушения открытым акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (603950, г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, дом 33; ИНН 5260200603) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции",
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение <_> на действия открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (далее также - ОАО "МРСК Центра и Приволжья", ответчик, Общество), выразившиеся в необоснованном, с точки зрения заявителя, уклонении от осуществления мероприятий, предусмотренных техническими условиями на технологическое присоединение участка, расположенного по адресу: <_>
По итогам рассмотрения указанного заявления Нижегородским УФАС России возбуждено дело N901-ФАС52-03/14 в отношении ОАО "МРСК Центра и Приволжья" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" (приказ Нижегородского УФАС России от 12.08.2014 N270).
Определением от 12.08.2014 рассмотрение дела назначено на 26.08.2014.
Определением от 26.08.2014 NЮГ-03/2616 рассмотрение дела N901-ФАС52-03/14 о нарушении антимонопольного законодательства отложено на 23 октября 2014 года в 14 часов 00 минут.
23.10.2014 заявитель по делу <_>надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела (почтовое уведомление о вручении корреспонденции от 15.09.2014 N603000 78 088170), на заседание комиссии не явилась.
На заседании комиссии, состоявшемся 26.08.2014, <_> поддержала доводы, изложенные в обращении (письмо вх. N5676 от 18.07.2014).
Одновременно с этим сообщила, что технологическое присоединение необходимо для электроснабжения садового дома, расположенного по вышеуказанному адресу, для дальнейшего строительства жилого дома.
22.08.2014 заявителем от соседей получен проект дополнительного соглашения N1 от 19.08.2014 к договору N3796-юр от 31.10.2013 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации, с указанием срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению - не позднее 30.09.2014. Указанное дополнительное соглашение <_> подписала, так как убедилась, что основные работы по строительству ТП-6/0,4 кВ, необходимой для осуществления технологического присоединения садового дома, практически закончены.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства позиция ОАО "МРСК Центра и Приволжья", изложенная в том числе в письмах от 21.08.2014вх. N4162, 23.10.2014 вх. N5293 (приобщены к материалам дела), состояла в следующем.
Представители Ответчика пояснили, что ОАО "МРСК Центра и Приволжья" не уклонялось от выполнения обязательств по заключенному с заявителем договору технологического присоединения, также не отказывало и не отказывает заявителю в осуществлении технологического присоединения.
При этом в соответствии с техническими условиями (приложение N1), сетевая организация осуществляет, в том числе, строительство ТП-6/0,4 кВ, а также строительство ЛЭП-0,4кВ от новой ТП-6/0,4 кВ до границ земельного участка заявителя.
Начиная с 13.04.2012 ОАО "МРСК Центра и Приволжья" проводилась процедура согласования выделения земельного участка под размещение новой ТП-6/0,4 кВ. Письмами N12-01-2-11125ис от 12.12.2012, N406-02-178/13 от 17.01.2013 от департамента архитектуры и Градостроительства администрации города Нижнего Новгорода получены положительные решения о предварительном согласовании места размещения новой ТП.
Решением рабочей группы инвестиционного совета при Губернаторе Нижегородской области от 10.04.2013 N9374-94Р-4429 признана целесообразной реализация инвестиционного проекта по строительству новой ТП-6/0,4 кВ на земельном участке, расположенном в Советском районе города Нижнего Новгорода, деревня Новопокровское, на пересечении ул. Вечерняя и ул. Комсомольская.
При постановке на кадастровый учет земельного участка под строительство ТП-6/0,4 кВ выявлено наложение кадастрового квартала N52:18:0070357 на земельный участок с кадастровым номером N52:18:00000000:6700. Письмом N311-05-15-2256/14 от 06.02.2014 Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области сообщило, что земельный участок, согласованный под строительство новой ТП-6/0,4 кВ, был предметом аукциона и реализация инвестиционного проекта по строительству ТП на данном участке невозможна.
24.07.2014 на инвестиционном совете при Губернаторе Нижегородской области вынесено решение о реализации инвестиционного проекта по строительству ТП-6/0,4 кВ на земельном участке, расположенном по адресу: город Нижний Новгород, Советский район, деревня Новопокровское, напротив дома 1 по улице Комсомольской.
Таким образом, выполнение ОАО "МРСК Центра и Приволжья" договора, заключенного с заявителем, в установленные в нем сроки не представлялось возможным по независящим от сетевой организации причинам.
Также, как сообщили представители Общества, между ОАО "МРСК Центра и Приволжья" и заявителем, ввиду неготовности самого заявителя к технологическому присоединению, заключено дополнительное соглашение к договору об осуществлении технологического присоединения. Данным дополнительным соглашением изменяется срок осуществления технологического присоединения - сентябрь 2014 года.
Представители Ответчика факт нарушения антимонопольного законодательства не признали по основаниям, изложенным выше, просили рассмотрение дела прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела в их взаимосвязи и достаточности для принятия решения, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Сферы деятельности субъектов естественных монополий приведены в статье 4 Федерального закона "О естественных монополиях", к которым относится в том числе оказание услуг по передаче электрической энергии.
Согласно статье 3 Федерального закона "Об электроэнергетике" услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов; территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Понятие сетевой организации определено также и в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, принятых в соответствии со статьей 21 Федерального закона "Об электроэнергетике", а именно: сетевые организации - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованиемкоторых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Исходя из положений пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, собственники объектов электросетевого хозяйства вправе оказывать возмездные услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
При этом следует иметь в виду, что с учетом понятия "сетевая организация", указанного в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, осуществление мероприятий по технологическому присоединению энергопотребляющих объектов является неотъемлемой частью процесса оказания услуг по передаче электрической энергии.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения).
По смыслу положений пункта 7 названных Правил одним из обязательных этапов процедуры технологического присоединения является выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом и в установленный срок (статьи 309, 314 ГК РФ).
Согласно пункту 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора, не может превышать:
6 месяцев - для заявителей - физических лиц, желающих осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Установлено, что 31.10.2013 ОАО "МРСК Центра и Приволжья" и <_> заключили договор N3796-юр об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности).
Согласно пункту 5 данного договора ОАО "МРСК Центра и Приволжья" обязалось в течение 6 месяцев с момента заключения договора осуществить мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающего устройства <_> (садового дома), расположенного по адресу<_> к электрическим сетям.
Между тем сроки технологического присоединения ответчиком были существенно нарушены, на момент возбуждения настоящего дела технологическое присоединение в отношении рассматриваемого объекта не осуществлено.
Таким образом, указанные действия ответчика являются нарушением статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике", пункта 16 Правил технологического присоединения и, как следствие, части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Пункт 16 Правил осуществления технологического присоединения содержит императивные требования к срокам осуществления мероприятий по технологическому присоединению объекта заявителя к электрическим сетям; при этом оснований для увеличения указанного срока, либо оснований для отказа от исполнения сетевой организацией установленных требований законодательством не предусмотрено. Ответственность за нарушение сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению возложена на сетевую организацию, которая, в свою очередь, обязана предпринять все необходимые действия для соблюдения требований законодательства.
При таких обстоятельствах довод ОАО "МРСК Центра и Приволжья" о том, что рассмотрение настоящего дела должно быть прекращено по причине несвоевременного или ненадлежащего поведения третьих лиц, не может быть принят во внимание.
Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о том, что в рассматриваемой ситуации ОАО "МРСК Центра и Приволжье" при согласовании места размещения ТП несвоевременно реагировало на письма органов власти, допуская задержки при направлении необходимых документов (в том числе новой заявки о реализации инвестиционного проекта).
Кроме того, обращает внимание на тот факт, что договор на выполнение кадастровых работ в отношение спорного земельного участка заключен по истечении пяти месяцев с даты принятия решения Рабочей группой Инвестиционного совета при Губернаторе Нижегородской области от 10.04.2013 N9374-94Р-4429.
Также комиссия антимонопольного органа отклоняет пояснение представителей ОАО "МРСК Центра и Приволжья" относительно отсутствия ущемления интересов заявителя по причине наличия дополнительного соглашения от 19.08.2014 с продлением срока осуществления технологического присоединения.
В данном случае действия ОАО "МРСК Центра и Приволжья" содержат угрозу ущемления интересов заявителя в связи с тем, что невыполнение мероприятий по технологическому присоединению в установленные сроки могло привести к невозможности поставки электроэнергии на энергопринимающие устройства <_>
Комиссия антимонопольного органа также отмечает, что дополнительное соглашение с <_> заключено после её обращения в антимонопольный орган, в котором она указывала на нарушение её прав и законных интересов.
Оценивая установленные фактические обстоятельства в контексте их правового регулирования, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к итоговому выводу о том, что ОАО "МРСК Центра и Приволжья" допустив существенное нарушение установленных сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств объектов заявителя, нарушило часть 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
В то же время в данном случае комиссией Нижегородского УФАС России принимается во внимание то обстоятельство, что на момент рассмотрения дела (на 23.10.2014) сетевая организация выполнила мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств объекта <_> чему имеется документальное подтверждение (акт технологического присоединения энергопринимающего устройства <_> к электрическим сетям ОАО "МРСК Центра и Приволжья от 06.10.2014 N174-Н, акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей от10.10.2014 N174-Н, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон от 06.10.2014 N174-Н). Таким образом, установленное нарушение антимонопольного законодательства добровольно устранено.
На основании изложенного, комиссия, руководствуясь статьями 23, 41, 49 Федерального закона "О защите конкуренции",
решила:
Признать установленным факт нарушения открытым акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (603950, г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, дом 33; ИНН 5260200603) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" путем невыполнения в срок мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройствобъекта <_> расположенного по адресу:<_>
Рассмотрение дела N901-ФАС52-03/14 прекратить в связи с добровольным устранением открытым акционерным обществом "МРСК Центра и Приволжья" нарушения антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области N 901-ФАС52-03/14 (опубликовано 10 ноября 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016